Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внедрение проектного метода в ДОУ




 

Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;

комплексные блочно-тематические занятия;

интеграция: частичная или полная;

метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

Работа в данном направлении реализуется через обучение педагогов, просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов. Внедрение в практику указанной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности, и специального обучения для повышения педагогического профессионализма, т.к. научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по сомоорганизации профессионального пространства. Поэтому внедрение в практику работы проектного метода начинается с организации работы с педагогическими кадрами. Это могут быть следующие методы и формы работы: семинары, консультации, коллективный просмотр занятий, деловые игры, методические выставки, мастер-класс; беседы, диспуты, практикумы, круглые столы, работа с методическими материалами, дни взаимопосещений, презентации проектов. Например,

) Консультации по темам:

Вариативность использования интегрированного метода в воспитании дошкольников;

Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников;

Виды проектов и использование их в разновозрастных группах;

Создание пространственной среды в группе;

Участие родителей в проектной деятельности.

) Семинары-практикумы:

Метод проектов в дошкольном образовании;

Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста;

Разработка перспективного тематического планирования по включению дополнительного образования в воспитательно-образовательный процесс;

Дополнительное образование в воспитательно-образовательном процессе;

Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности;

Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения.

) Тренинг: Участие в проектной деятельности.

) Конференция: Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства.

Примерные проекты в работе с кадрами представлены в Приложении 1.

Внедрение проектного метода в системе ДОУ позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Ребёнку метод проектов даёт возможность:

экспериментировать, синтезировать полученные знания;

развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Младший дошкольный возраст.

) Задачи обучения:

пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

приобщать детей к процессу познания;

формировать различные представления;

привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

побуждать к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:

-формирование эмоциональной заинтересованности;

знакомство с предметами и действиями с ними;

развитие мышления и воображения;

речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

осознание поставленной цели;

овладение различными способами решения поставленных задач;

способность предвосхитить результат, основываясь на прошлом опыте;

поиск различных средств достижения цели.

) Линии развития личности.

физическое развитие:

стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (например, ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие: формирование способов общения (например, вернисаж «Моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»).

познавательное развитие:

обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (например, математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы).

эстетическое развитие:

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

овладение художественной деятельностью (например, комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки» и др.).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

потребности в создании собственной картины мира;

навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

выявить проблему;

самостоятельно искать нужное решение;

выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

самостоятельно анализировать полученные результаты.

) Линии развития личности.

социальное развитие:

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

высокий уровень коммуникативной компетентности;

осознание функций речи (например, проект «Моя семья», групповые проекты «Познай себя»).

физическое развитие:

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (например, ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

познавательное развитие:

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (например, клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», «Богатыри земли русской»).

эстетическое развитие:

углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

овладение различными видами художественной деятельности;

развитие способностей к эстетической оценке.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой:

.   На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

.   Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

.   Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

.   Составление плана-схемы проекта.

.   Сбор, накопление материала.

.   Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

.   Домашние задания для самостоятельного выполнения.

.   Презентация проекта, открытое занятие.

Тематика проектов в дошкольном воспитании в Приложении 2.

Основные этапы метода проектов включают:

. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

. Выполнение проекта - практическая часть.

. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:

ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;

освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;

уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;

объединять усилия всех субъектов педагогического процесса.

Реализацией проектов в дошкольном учреждении руководит проектный совет, целью которого является создание условий для инновационных процессов в ДОУ. Задачами проектного совета являются: руководство образовательными проектами, утверждение или экспертиза, а так же контроль за внедрением нововведений в педагогическую практику ДОУ. Этапы работы над проектом можно представить в виде таблицы 1.


Таблица 1 - Этапы работы над проектом

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.3. Формулирует задачу. 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации. 10.Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...