Анализ финансового состояния предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Целью данного анализа является оценка финансового благополучия и динамика развития хозяйствующего субъекта, на основе системы аналитических таблиц и показателей. Прежде всего, необходимо проанализировать основные финансовые показатели по данным бухгалтерского баланса: стоимость имущества предприятия за 2005г. составила 9583тыс. руб. и увеличилась на 3% по отношению к 2004г.; стоимость основных средств составила 4622тыс. руб. и сократилась на 17% к 2004г. При анализе балансов за предыдущие периоды прослеживается тенденция к уменьшению основных средств (за три года сократились на 25,5%); величина оборотных средств составила 4961тыс. руб. и увеличилась на 32% - эту статью необходимо проанализировать, т.к. рост этого показателя - хороший знак, но он будет отрицателен, если он достигается путем увеличения дебиторской задолженности; величина собственных средств составила 7174тыс. руб.; величина заемных средств - 450тыс. руб., по отношению к 2004г. этот показатель вырос в 4 раза, необходимо выяснить, что вызвало такой резкий скачок заемных средств. На втором этапе необходимо проанализировать изменения финансовых показателей предприятия за отчетный период. Для этого составляются таблицы вертикального и горизонтального анализов (табл.1,2).
Таблица 1. Структурное представление уплотненного баланса-нетто (вертикальный анализ)
Таблица 2. Горизонтальный анализ уплотненного баланса-нетто (горизонтальный анализ)
Вертикальный анализ показывает, что существенного изменения структуры активов и пассивов не произошло. Внеоборотные активы почти полностью формируются за счет основных средств. Большую часть оборотных активов составляет дебиторская задолженность (64,7%), запасы и затраты - 19,7%. Отсутствие долгосрочных пассивов означает, что у предприятия нет долгосрочных целей, но в условиях российской экономики это оправданно. Горизонтальный анализ показал относительные изменения значений статей баланса к предыдущему 2004г. Основные средства сократились на 17%., а оборотные активы выросли. Запасы и затраты выросли на 43,4%, увеличилась дебиторская задолженность на 21,7%. В 4,2 раза выросли денежные средства - это хороший показатель, т.к. денежные средства - это наиболее ликвидные активы, что отражается на показателях ликвидности. В целом имущество увеличилось лишь на 2,8%. В пассивах стоит отметить увеличение краткосрочных пассивов почти на 20%.
По данным приведенного в приложении баланса, динамика имущественного положения предприятия характеризуется следующим образом (табл.3): за истекший год имущество предприятия увеличилось на 262тыс. руб. Большая часть прироста была сделана за счет дебиторской задолженности (218,7%) и иммобилизованные активы сократили имущество предприятия в структуре прироста на 360,3%.
Таблица 3. Изменение имущественного положения ОАО "АВАР"
Анализ финансовой устойчивости ОАО "АВАР". Анализ платежеспособности показывает, что имеющиеся у предприятия денежные средства (3481тыс. руб.) покрывают его краткосрочные обязательства (3148тыс. руб.). Следовательно, предприятие находится на грани платежеспособности, и эта тенденция сохраняется уже несколько лет. Экономической сущностью финансовой устойчивости является обеспеченность предприятия запасов и затрат источниками их формирования. Для этого необходимо определить излишек/недостаток средств для формирования запасов и затрат. Расчет этих показателей приведен в Приложении 6. Из анализа видно, что предприятию присуща абсолютная финансовая устойчивость, запасы (978тыс. руб.) полностью покрываются собственными оборотными средствами (2263тыс. руб.), т.е. предприятие не зависит от внешних кредиторов. Однако эта ситуация, не может быть идеальной, поскольку означает, что администрация не желает или не имеет возможности использовать внешние источники средств для основной деятельности.
На основе рассчитанных коэффициентов структуры капитала (Приложение 7.) следует, что у предприятия имеются трудности с финансовым управлением, т.к. данные весьма противоречивы. Так, например, коэффициент финансирования изменился с 66,1 до 15,9 - показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных средств. Снижение этого показателя благоприятно, т.к. для нормальной деятельности необходимы дополнительные средства в виде кредитов. Этот показатель тесно связан с коэффициентом соотношения заемных и собственных средств, который повысился с 0,015 до 0,06, но он еще далек от норматива Кз/с£ 1. Остальные показатели находятся в пределах нормативных значений, так коэффициент автономии (0,75) говорит о финансовой независимости предприятия. Коэффициенты ликвидности также находится в пределах нормы, хотя и повысились по отношению к 2004г. Это говорит о том, что у предприятия достаточно ликвидных средств (активов) для покрытия текущих обязательств. Все коэффициенты рентабельности имеют отрицательное значение. Прежде всего, это определяется убытком от обычной деятельности. Из отчета о прибылях и убытках видно, что предприятию необходимо пересмотреть структуру затрат, т.к. выручка от реализации равна себестоимости оказанных услуг (13300тыс. руб.). Проводя стратегический анализ ОАО "АВАР" можно определить следующие основные "больные" места у предприятия: управление основными средствами; управление оборотными средствами; управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Для реализации стратегии устойчивого развития предприятию необходимо провести оценку этих элементов управления, т.к. именно они затрудняют развитие предприятия и не позволяют ему планомерно развиваться. По каждому из этих элементов необходимо выработать меры по финансовому улучшению. Но эффективно управлять - это значит управлять в системе, т.е. предприятие не улучшит свое финансовое состояние, если будет принимать эти меры разрозненно. 2.3 Методы финансового планирования на предприятии
Формирование финансовой стратегии предприятия происходит при анализе элементов стратегического планирования и разработки мероприятий по их улучшению. Анализ управления основным капиталом. Из анализа внеоборотных активов следует, что происходит снижение основных средств - за 4 года на 25,4%. Показатель фондоотдачи равный 2,6 означает, что на 1руб. основных средств приходится 2,6руб. оказанных работ, услуг. В 2005г. в ОАО "АВАР" эксплуатировалось 129 единиц техники, из них 67 с истекшим сроком службы (100% износа) - 51,9% имеющегося парка. В 2004г. было списано 12 единиц основных средств, в 2005г. - 1 единица, за два года приобретено 5 единиц. Т.е. встает проблема обновления основных средств за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов или за счет заемных средств. Финансирование за счет привлеченных денежных средств, полученных от эмиссии ценных бумаг не осуществимо, т.к. предприятие не платит дивиденды. Инвестиции российских и иностранных инвесторов также маловероятны. Собственные финансовые ресурсы предприятия включают первоначальные взносы учредителей и часть денежных средств, полученных в результате его хозяйственной деятельности. Но для того, чтобы их использовать в качестве финансирования основных средств нужно вывести предприятие на положительное значение прибыли. Для этого необходимо проанализировать затраты предприятия, т.к. у него выручка от реализации равна себестоимости, и определить пути повышения прибыли (необходимо планировать прибыль). Планирование проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на прибыль, и моделируются результаты от принятия различных управленческих решений. При нестабильной экономической или политической ситуации планирование необходимо проводить на кратковременной период - квартал, полугодие. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли, в первую очередь, прибыль от реализации продукции. Основой расчетов прибыли служит прогнозируемый объем продаж, после его определения разрабатывается производственная программа на основе заключенных контрактов. В ней учитывается: плановый объем реализации; величина запасов готовой продукции на складе; изменение остатков незавершенного производства; потребность в материалах; трудовые затраты. Далее составляется смета производственных накладных расходов, включаемых в производственную себестоимость, сметы административных и коммерческих расходов и формируется план по прибыли от реализации продукции, который может быть представлен как финансовая модель предприятия (рис.4). Как только проект бюджета подготовлен, начинается его уточнение в связи с изменением внешних и внутренних условий и просчитывается эффективность различных управленческих решений. В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет/ /снижается. Поскольку прибыль исчисляется как разница между ценой и себестоимостью, то на размер прибыли оказывает влияние рост цен и снижение себестоимости. Однако, снижение себестоимости имеет предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции, административные и коммерческие расходы тоже невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие не сможет нормально функционировать.
Рис 3. Алгоритм проектирования прибыли на базе основного бюджета
Для нахождения оптимального соотношения собственных и заемных средств необходимо воспользоваться методикой расчета эффекта финансового рычага (ЭФР). Для этого рассчитываются необходимые данные (таблица 4):
Таблица 4. Расчет уровня эффекта финансового рычага.
Из расчета уровня ЭФР видно, что предприятию не следует рассматривать банковский кредит как способ обновления основных фондов. Предприятие и так дошло до уровня, когда дифференциал отрицателен (-15,5%). Соответственно рентабельность собственных средств (РСС) тоже отрицательна (РСС = 2/3 ·5,5 - 5,06 = - 1,39). Использование такой кредитной политики приведет к еще более плохим результатам, поэтому необходимо искать новые возможности обновления основных фондов. Управление оборотным капиталом. Анализ управления текущими активами и текущими пассивами. Наличие у предприятия собственного оборотного капитала, его состав и структура, скорость оборота и эффективность использования предопределяет его финансовое состояние и устойчивость его положения на финансовом рынке. На основе рассчитанных в Приложении 7 коэффициентов можно сделать выводы об эффективности управления оборотными средствами: коэффициенты рентабельности оборотных активов равен 4%, этот показатель говорит о том, что на 1 рубль оборотного капитала получают 4руб. убытка и отражает финансовую несостоятельность предприятия. Длительность одного оборота в 2005г. составила 136 дней (оборотные средства совершают 2,6 оборота в год). Это означает, что предприятию необходимо 136 дней, чтобы превратить оборотный капитал в сфере производства и обращения (начиная с момента приобретения производственных запасов) в выручку от реализации. Предприятию необходимо сокращать это время, что приведет к повышению эффективности использования и отдачи оборотных средств. Необходимо оценить прямой коэффициент оборачиваемости в динамике. Происходит незначительное увеличение скорости оборота, совершаемого оборотными средствами, это означает, что предприятие пытается использовать оборотные средства более эффективно. Для эффективного управления оборотным капиталом необходимо рассматривать взаимосвязанные задачи комплексного управления текущими активами и текущими пассивами предприятия.
Рис.4 Баланс ОАО "АВАР" за 2005 год
Рисунок 5. Расчет чистого оборотного капитала
Эти задачи сводятся к превращению текущих финансовых потребностей (ТФП) предприятия в отрицательную величину и к ускорению оборачиваемости оборотных средств. Сначала необходимо определить чистый оборотный капитал. В текущей хозяйственной деятельности предприятие испытывает краткосрочные потребности в денежных средствах: необходимо закупать сырье, топливо, предоставлять отсрочку платежа покупателям и т.д. Чистый оборотный капитал - это разница между текущими активами и текущими пассивами, его можно подсчитать по балансу "снизу" и "сверху". Чистый оборотный капитал расчитан на основе блок-схемы (рис.5). Текущие финансовые потребности (ТФП) - это разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью. Профессор Стоянова Е.С. считает, что "для финансового состояния предприятия благоприятно: получение отсрочек платежа от поставщиков (коммерческий кредит), от работников предприятия (задолженность по заработной плате), от государства (задолженность по уплате налогов) и т.д. Отсрочки платежа дают источник финансирования, порождаемый самим эксплутационным циклом. Неблагоприятно: замораживание определенной части средств в запасах (это порождает потребность предприятия в финансировании), предоставление отсрочек платежа клиентам". Таким образом, предприятие должно стремиться сокращать период оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличивать срок оплаты кредиторской задолженности. Показатель ТФП во времени относительно оборота ([ТФП / средняя выручка от реализации] 100), = 17,2%. Это означает, что 62 дня (360 дн.17,2% = 62 дня) в году предприятие работает только на то, чтобы покрыть свои ТФП. Предприятие должно стремиться к тому, чтобы ТФП были отрицательной величиной, т.е. в любой момент времени денежных средств должно оказываться больше, чем необходимо для обеспечения бесперебойности производства. Теперь сравним ТФП с собственными оборотными средствами (СОС) и сделаем финансовую диагностику предприятия (рис.6). СОС=1813тыс. руб., ТФП=1991тыс. руб., дефицит денежных средств (ДС) составляет 178тыс. руб
Рисунок 6. Расчет дефицита денежных средств на предприятии.
Финансовая диагностика. Предприятие имеет положительное значение СОС, постоянные ресурсы покрывают большую часть иммобилизованных активов, но позволяют финансировать лишь 91% ТФП. Т.е., ресурсы предприятия недостаточны для покрытия его текущих потребностей, что и порождает дефицит наличности и побуждает прибегнуть к банковскому кредиту. Увеличить СОС можно путем их наращивания (увеличением Уставного капитала, нераспределенной прибыли и резервов, подъемом рентабельности), увеличением долгосрочных заимствований. Снизить ТФП можно: уменьшив оборотные активы; снизив дебиторскую задолженность; увеличив кредиторскую задолженность, удлиняя сроки расчета с поставщиками крупных партий. Анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью. На 01.01.2006г. кредиторская задолженность предприятия составила 2698тыс. руб Помимо задолженности поставщикам (277тыс. руб.), накопилась задолженность по заработной плате (355тыс. руб.), по выплатам в государственные внебюджетные фонды (418тыс. руб.), перед бюджетом (1034тыс. руб.) и прочим кредиторам (614тыс. руб.). Расчет основных показателей по управлению кредиторской задолженностью приведены в Приложении 8. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности равен 4,9. Это означает, что кредиторская задолженность делает в среднем 5 оборотов в год, а средний период погашения кредиторской задолженности составляет 74 дня. На уровень кредиторской задолженности влияют следующие факторы: оценка и классификация поставщиков в зависимости от вида продукции, объема закупок, истории отношений с кредиторами и предполагаемых условий оплаты; контроль расчетов с кредиторами (для исключения штрафных санкций и возможности начала дела о банкротстве в соответствии с новым законом о банкротстве предприятий); анализ и планирование денежных потоков. В результате этого анализа предприятию необходимо следующее: принять решение о замене не денежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности проведения вексельных расчетов, операций по переуступке прав долга и взаимозачетов; составить программу по ликвидации задолженности по выплате заработной платы; рассмотреть возможность реструктуризации задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды; разработать программу по погашению задолженности прочим кредиторам. Управление дебиторской задолженностью. Сумма дебиторской задолженности в 2005г. составила 3209тыс. руб. Положительным фактом считается то, что средний дневной объем продаж в кредит вырос с 7,2 в 2004г. до 8,8тыс. руб. в 2005г. Приложение 9, а срок погашения дебиторской задолженности сократился с 89 дней до 79 дней соответственно. Также, важно отметить, что дебиторская задолженность превышает кредиторскую задолженность на 511тыс. руб. На основе анализа ж/о № 6 по счету 62/1 "Реализация механизмов в 2005г." видно, что доля постоянных клиентов в общем объеме дебиторов составляет 30%. Причем большая часть постоянных клиентов систематически не оплачивают услуги (для временных клиентов на предприятии существует система предоплаты). Доля сомнительной дебиторской задолженности составляет 12,2%. Со всеми этими клиентами ведется претензионная работа через суд. Необходимо отметить также, что взаимозачеты от всех выполненных работ, услуг составляют 41%. С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разработать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Оплата товаров постоянными клиентами должна производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема "2/10 net 30", означающая, что: покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течении десяти дней с начала периода кредитования; покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода; в случае неуплаты в течении месяца покупатель будет вынужден оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты. При принятии решения о предоставлении скидок следует учесть, что достижения наибольшей эффективности можно достичь при оптимальном соотношении между дебиторской и кредиторской задолженностями. Поэтому, необходимо проводить оценку не только своих собственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиков сырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличения дополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок. Заключение
Возрастание динамизма изменений в окружении фирмы, усилении конкуренции, увеличение угроз и возможностей для осуществления бизнеса и ряд других факторов обусловили переход к стратегическому управлению, которое, осуществляемое высшим руководством организации, предполагает установление динамического взаимодействия организации с внешним окружением с целью поиска и использования возможностей, позволяющих организации выжить в долгосрочной перспективе. Целью данной работы была выработка мероприятий по внедрению финансовой стратегии на предприятии. Для решения этой задачи была изучена теоретическая база по стратегическому планированию. Первая глава посвящена теории стратегического планирования, а именно раскрытию этого понятия, методике разработке финансовой стратегии и изучению этапов по ее формированию. Вторая глава посвящена процессу выработки финансовой стратегии на примере - ОАО "АВАР", которая формируется исходя из целей организации, на основе проведения стратегического анализа. Определение и выбор стратегии представляет собой сложный многошаговый процесс. Создание надежной и гибкой системы управления финансами предприятия, для решения проблем кредитной, инвестиционной, финансовой политики, позволит ускорить реорганизацию его деятельности применительно к рыночным условиям хозяйствования. Ее создание требует тесного взаимодействия производственных, экономических, финансовых и других служб предприятия для обеспечения его финансовой устойчивости и повышения уровня доходности. От финансовой службы требуется проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в состояние готовности к проведению финансовой стратегии в жизнь и осуществлении оценки и контроля ее выполнения. Участие высшего руководства в реализации стратегии состоит в том, что оно, при необходимости, проводит пересмотр плана осуществления стратегии. Финансовая стратегия не догма, и она может и должна подвергаться модификации. После перехода на количественно иной уровень планирования и контроля, а также внедрения финансовой стратегии, предприятие должно стать более привлекательным и открытым для инвесторов, кредиторов, и других партнеров, что расширяет его финансовые возможности для модернизации и расширения производства. Список используемой литературы
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер Ком, 2004. с.416. 2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.3-е изд., перераб. - М.: Бухгалтерский учет, 2005. с.536. . Бочаров В.В. Внутрифирменное финансовое планирование. Учебное пособие. Изд-во СПб. Гос. Унив-та, 2003. с.464. . Бурцев В.В. Ревизия финансовой системы предприятия. - М.: Финансы и статистика, 2002. с.218. . Вильям Дж. Стивенсон. Управление производством / Пер. с англ. - М.: ООО "Изд-во "Бином", 2002. с.928. . Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1995. с.296. . Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М.: Изд. Дом "Дашков и К", 2004. с.408. . Ирвин Д. Финансовый контроль. - М.: "Финансы и статистика", 2002. с.400. . Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: "Финансы и статистика", 2003. с.304 . Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия. Министерство экономики РФ. Приказ от 1 октября 1997 № 118. . Родионова В.М., Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. - М.: Изд-во "Перспектива", 1995. . Справочник финансиста предприятия. - М.: Инфра - М, 1996. . Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред.Е.С. Стояновой. - М.: изд - во "Перспектива", 2006. с.656. . Финансы предприятий: Учебник / Под ред. Н.В. Колчиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. . Осипов В.В., Воронина М.В. Финансовый менеджмент. Учебно-практическое пособие. - М., МГУТУ, 2004. . Ермолаев С.Н. "Применение традиционной структуры капитала в расчетах финансовых показателей фирмы" // Менеджмент в России и за рубежом. № 7 // 2003. Приложения
Приложение 1 Отчет о прибылях и убытках за 2004 год (тыс. руб.)
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках за 2003 год (тыс. руб.)
Приложение 3 Бухгалтерский баланс за 2004 год (тыс. руб.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|