Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные принципы создания изобразительной интерпретации буквы.




Цели и задачи дисциплины «Полиграфический дизайн»

Полиграфический дизайн ­ это учебная дисциплина книговедческого цикла, участвующая в системе формирования модели редактора на уровне современных требований. Особое внимание в дисциплине уделяется вопросам выражения содержания произведения (материала), его целевого назначения и читательского адреса в единой и целостной композиции книги (журнала, газеты, рекламных изданий) с помощью художественно осмысленных средств построения композиции, гармонизации художественной формы с учетом принципов художественного формообразования.

Цель ­ раскрыть теоретические и методические основы художественно-технического оформления изданий полиграфической продукции.

Задачи:

1. Формирование знаний по теории дизайна издательско-полиграфической продукции.

2. Научиться анализу и разработке художественного оформления книг, журналов, газет с учетом типологических характеристик издания, умению обосновать дизайнерский замысел с точки зрения его соответствия основной композиции, принципам оформления, читательскому адресу, целевому назначению книги, журнала, газеты.

3. Формирование умений применять профессиональные знания в практической деятельности.

4. Выработка навыков, художественного, графического и композиционного оформления, формирования подготовленных оригинал-макетов полиграфической продукции.

Дисциплина основана на знаниях книговедения, полиграфики и НИС, а также способствует изучению последующих специальных дисциплин: ОТИ, ОИИ, Реклама книги.

Общее представление о композиции в дизайне издательско-полиграфической продукции.

Композиция шрифтовой графики рассматривает организацию букв и буквосочетаний, их связи. (это внутренняя функция композиции). Внешняя функция композиции заключается в исследовании проявлений внешних влияний на шрифтовое формообразование.

Структура композиции. Шрифт имеет 2 свойства:

1) форма;

2) функция (фиксирует речь)

Форма имеет внутреннее строение, которое можно охарактеризовать следующими признаками:

1) формальный признак. Выражает связь элементов и частей букв или более сложной графики. Есть закон, по которому 1 букву отличают от другой.

2) графический (функциональный) признак. Выражает законы построения графики шрифта. Проверка гармонии шрифта геометрией.

3) Содержательный (предметный) признак. Характеризует степень образности графики шрифта относительно содержания.

 

 

Характеристики композиции шрифтовой графики. Структура композиции.

Основными характеристиками композиции являются: количество составляющих её единиц и качество формы.

По количеству составляющих единиц композиции подразделяются:

-однофигурные в единичном или комбинаторном исполнении (комбинаторная композ. представл. собой повтор одной и той же буквы несколько раз, при этом меняются её размеры, начертание);

-многофигурные (сост. из различных единиц шрифта, букв, цифр, знаков препинания);

-алфавитная композиция (вкл. все цифры, знаки, буквы).

По качеству формы:

-структурные (легко поддаются количественному анализу; можно определить оси построения, вычленить элементы или их части; установить связь между ними);

-пластические (харак-ся плавными переходами линий и форм, хуже поддаются количественному или геометрическому анализу)

Существует ряд парных характеристик:

-простая-сложная Сложная композиция многопланова.

-вертикальная-горизонтальная Горизонтальная: спокойствие, расслабленность. Вертикальная: строгость, подтянутость, собранность.

- симметричная-асимметричная

Симметр.: устоявшаяся, спокойная. Асимметр.: динамичная, незавершённая.

- открытая-закрытая (зависит от замысла)

-статичная- динамичная. Статичная-это уравновешенная композиция. Равновесие может быть устойчивым и неустойчивым. Неустойчивая-это композиция, кот. передаёт предчувствие к движению. Устойчивая-это комп., воспринимая которую мы понимаем, что движение никогда не произойдёт. Динамика бывает разной (ускоренное, равномерное, замедленное движение, торможение).

-хроматическая-ахроматическая (сочетание шрифта и цвета).

Структура композиции. Шрифт имеет 2 свойства:

1) форма;

2) функция (фиксирует речь)

Форма имеет внутреннее строение, которое можно охарактеризовать следующими признаками:

1)формальный признак. Выражает связь элементов и частей букв или более сложной графики. Есть закон, по которому 1 букву отличают от другой.

2) графический (функциональный) признак. Выражает законы построения графики шрифта. Проверка гармонии шрифта геометрией.

3) Содержательный (предметный) признак. Характеризует степень образности графики шрифта относительно содержания.

Композиционные средства шрифтовой графики: членение, пропорции, цвет, тон, ритм.

1. композиционный приём (одна из парных характеристик).

2. Ритм как способ раскрыть композицию.

3. Пропорции (соотношение размеров элементов изображения).

Для того, чтобы композиция выполняла свою цель, она должна быть структуризована. В ней должна быть выделена главная и второстепенная часть.

4. Масштаб. Определяет общий размер всей композиции, который задается форматом.

5. Цвет. Данное средство имеет большое значение для создания целостной композиции. При выборе цвета важно учитывать психологические особенности, особенности его восприятия. Спокойный – голубой, агрессивный – ядовитые цвета.

 

 

Графика буквы. Понятия «графема», «буква», «изобразительная интерпретация буквы».

Структура буквы.

Все основные моменты композиции шрифта связаны с вопросом графики букв. Одни из них связаны с творческой работой над графикой буквы как самостоятельного предмета. Другие с графикой слова или предложения, построенного на повторении букв в различных связях (буквица).

В шрифтовых выражениях буква может выступать как самостоятельный знак,как единица алфавита, как единица буквосочетания слова. Большое количество функций буквы объясняется её языковыми возможностями и свойствами формы.

Структура буквы.

Буква состоит из графемы, основного и соединительного элементов, засечек, пространства, содержательного признака. Все эти составляющие находятся в определённой зависимости друг от друга.

Графема – это линейно-осевая структура буквенного знака, определяющая его основной отличительный признак относительно других единиц алфавита.

Буква – это графический знак, который сам по себе совместно с другими знаками традиционно используется для обозначения на письме фонем (звуков), их основных вариантов или типичных последовательностей.

Начало творческого процесса направленного на создание оригинальной формы буквы предполагает наличие графемы и признака, определяющего отношение формы к содержанию. Наличие этих исходных данных не предопределит однозначный графический выход; причина этого состоит в том, что содержательный признак может в различной мере накладываться на графему. Это позволяет создавать форму букв в различных параметрах. От доминирования графемы над содержательным признаком до обратной ситуации, когда содержательный признак является доминантным, подчиняя себе графему. В результате появляется предметная изобразительность в графике буквы.

 

Основные принципы создания изобразительной интерпретации буквы.

Процесс развития знака в изображении можно выделить следующим образом: графема знака со своими отличительными конструкциями с помощью метода деформации претерпевает некоторые изменения. Далее она наделяется стилистическими качествами. Элементарной конструкцией из горизонтальных, вертикальных и наклонных отрезков изменяют пропорционирование. В буквы внедряют части эллипса, гиперболы, параболы и изменяют их. Полученный образ достраивает эмоциональное составляющее, которое в зависимости от разных обстоятельств будет иметь столько значений, сколько графических интерпретаций претерпевает буква.

Основываясь на взаимозависимости знака и системы графических знаков выделяются следующие элементы формообразования (принципы формообразования):

1. Форма знака шрифта всегда вписывается в геометрическую форму и неважно какая она: вытянутая, квадратная и т. д., но с соотносительными смысловыми или графическим границами.

2. Графема как основа всякой шрифтовой единицы может трансформироваться в определённых пределах, но должна оставаться достаточно информативной, чтобы обозначать присущий только ей признак.

3. Акцент новизны графики связан с моментом, включающим формальный функциональный и содержательный признаки.

В зависимости от отношений, которые складываются между шрифтом и изображением выделяют 2 вида композиций: собственно шрифтовая (шрифт вступает во взаимодействие с незапечатанным пространством или цветным фоном) и шрифтовая изобразительная, включающая шрифтовую графическую, шрифтовую орнаментальную, шрифтовую изобразительную и шрифтовую фотографическую.

Шрифтовая графическая композиция представляет собой сочетание геометрических форм и шрифта. Наиболее широкое применение она нашла при разработке логотипов, фирменных знаков. Шрифтовая орнаментальная композиция представляет собой своеобразные орнаментальные построения, в которых в определённом порядке чередуются знаки букв. Она является декоративным элементом. Шрифтовая изобразительная композиция (сочетание шрифта и рисунка). Широко представлена в книге. Главным носителем является буквица. В последнее время интерпретированная буква часто встречается не только в виде буквицы, но и входит в состав заглавия. Шрифтовая фотографическая распространена в сфере рекламы. Характеризуется простотой, лаконизмом и очевидными ассоциативными связями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...