Организация статистики на железнодорожном транспорте.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Значение, задачи и цели статистики жд транспорта. Жд статистика —изучает Ж\Д транспорт как самостоятельную отрасль материального производства. Статистика транспорта изучает его продукцию, материально-техническую базу, использование перевозочных средств, трудовые и материальные ресурсы, а также финансовые результаты. Ж\Д статистика является отраслью транспортной статистики и входит вместе с ней в общую систему экономической статистики. Предметом Ж\Д статистики является количественная сторона явлений и процессов, присущих железнодорожному транспорту как особой отрасли материального производства. Ж\Д статистика разрабатывает систему показателей, отображающих условия и результаты деятельности железных дорог. Эта система включает в себя показатели, характеризующие перевозки грузов и пассажиров, техническую оснащенность, наличие и использование подвижного состава, использование рабочей силы, результаты финансовой деятельности и другие стороны работы ж д. Важнейшие особенности объекта Ж\Д статистики заключаются в следующем: - продукция Ж\Д транспорта, не имеет вещественного выражения и потребляется в процессе производства; - жд транспорт представляет собой непрерывную территориальную внутренне связанную и централизованно управляемую систему; - подвижной состав — постоянно изменяет свое местоположение, что вызывает необходимость применения специфических методов учета наличия, характеристики работы и оценки использования; - Ж\Д транспорт действует непрерывно во времени, что требует нестандартного подхода к установлению отчетного периода и моментов учета; Ж\Д статистика дает исходную базу для разработки и проведения в жизнь необходимых мероприятий по дальнейшему развитию железных дорог, их техническому оснащению и реконструкции в целях повышения эффективности перевозок грузов и пассажиров. ее данные используются для изучения развития производительных сил страны, межрегиональных связей и решения других задач. Данные Ж\Д статистики служат также базой планирования работы железных дорог и средством контроля за ходом выполнения плановых заданий. Одна из важнейших задач Ж\Д статистики — выявление резервов повышения эффективности транспортного производства, повышения производительности труда и снижения затрат на перевозку грузов и пассажиров.
Организация статистики на железнодорожном транспорте. основные разделы статистики; перевозок; основных фондов, технической оснащенности, капитальных вложений и капитального строительства; эксплуатационной; труда и З\П; материально-технического снабжения; финансовой. Жирная- статистическая информация децентрализованной сводки; пустая — статистическая информация централизованной сводки; тонкая— информация первичного учета По грузовым перевозкам на первом этапе в ИВЦ дороги назначения груза определяют на основе дорожных ведомостей собственную работу дороги в местном сообщении и во ввозе, а также работу каждой из дорог, участвовавших в перевозке прибывших на дорогу грузов, в вывозе и транзите. Сведения о местном сообщении и ввозе из ИВЦ дороги назначения направляются как в службу статистики (НЧ) этой дороги, так и на ГВЦ вместе со сведениями об участии других дорог в перевозках прибывших грузов. На втором этане в ГВЦ ОАО «РЖД» определяют размеры вывоза и транзита каждой дороги, объединяя данные отдельных дорог назначения, и составляют полный отчет об объеме грузовых перевозок, сообщая данные железным дорогам в установленные сроки.
По пассажирским перевозкам на первом этапе определяется собственная работа в пригородном и местном сообщении и в вывозе, также участие других дорог в процессе перевозки на основе отчетов о проданных пассажирских билетах. Все эти сведения направляются на ГВЦ, где на втором этапе определяют объемы пассажирских перевозок по каждой из дорог в целом и по сообщениям и представляют сведения железным дорогам в установленные сроки.
Статистика перевозок. Значение, задачи, содержание. Статистика перевозок изучает основную функцию Ж\Д транспорта — перевозки грузов, пассажиров и багажа. Объектом наблюдения в статистике перевозок грузов служит совокупность товарно-материальных ценностей (грузы), подвергающихся транспортировке на основе документа, имеющего юридическую силу (накладной или ее аналога). Данные статистики перевозок используют плановые органы страны и других отраслей экономики. они служат базой для планирования перевозок и эксплуатационной работы Ж\Д транспорта и руководства оперативно-распорядительной деятельностью железных дорог. задачи, стоящие перед статистикой, можно разбить на две группы: - общеэкономические, к которым относятся характеристики: объема перевозок грузов по установленной номенклатуре и пассажиров, грузооборота, продолжительности доставки грузов как элемента полного цикла обращения товаров; степени подвижности населения страны и отдельных ее регионов; информация для изучения и совершенствования тарифов; - внутриведомственные (транспортные) задачи, к которым относятся: характеристика объема и структуры перевозок как базы для оценки и анализа выполнения плана; изучение закономерностей развития перевозок; выявление нерациональных перевозок; разработка системы показателей, обеспечивающей характеристику качества перевозок и степени удовлетворения потребностей отраслей экономики и населения в них. Для решения этих задач статистика характеризует объем и структуру перевозок в различных разрезах, размещение их по территории страны и по подразделениям железных дорог, совершенствуем организацию статистического наблюдения, систему показателей, методы получения и обработки статистической информации о перевозках с использованием ЭВМ.
Первоисточники учета. Предъявление грузов к перевозке по железным дорогам оформляется накладной форм ГУ-27 и ГУ-28, которая заполняется отправителем при представлении груза к транспортировке. Накладная — юридический документ, отражающий заключение договора на перевозку между отправителем груза и дорогой. На ее основе устанавливаются права и обязанности дороги, отправителя и получателя груза, производятся расчеты между ними, определяются условия перевозки и т.д. Накладная служит основанием для составления первоисточников статистики перевозок грузов. В настоящее время в основном применяется система подготовки и обработки грузовых документов на ЭВМ. Наличие двух первоисточников учета перевозок — дорожной ведомости и ее корешка — дает возможность статистике учесть каждую отправку как по моменту отправления (начальному моменту), так и по моменту прибытия груза (конечному моменту). Момент отправления —Ж\Д транспорт берет на себя полную ответственность за сохранность груза и обязательство доставить его по назначению в установленный срок. Учитывая перевозки по моменту отправления, Достоинством этого учета является срочность получения информации, однако в этом случае характеризуются предполагаемые, а не фактически произведенные перевозки, которые в ряде случаев могут отличаться друг от друга. В процессе перевозки могут быть изменены маршрут и расстояние перевозки, уточнены масса отправки и провозная плата и т.п. Все эти изменения не найдут отражения в статистической информации о перевозках, полученной по моменту отправления, нобудут учтены в информации по моменту прибытия. В этом достоинство учета перевозок по конечному моменту, Однако сведения о перевозках, запаздывают по сравнению с их свершением, особенно для отправок, следующих на большие расстояния, и в этом недостаток использования момента прибытия для получения информации о перевозках груза. В действующей практике статистического учета предпочтение отдается моменту прибытия, на основе которого и разрабатываются сведения, всесторонне характеризующие перевозки грузов. По моменту отправления получают лишь информацию о размере перевозки по начальной операции.
К объемным показателям, отражающим количество перевозимых грузов и перемещение их на определенное расстояние, относятся: отправление грузов, прибытие грузов, "перевезено грузов", грузооборот. Отправление грузов () отражает объем выполненной железной дорогой работы по моменту приема грузов к перевозке. Прибытие грузов () отражает объем выполненной железной дорогой работы по моменту окончания процесса перевозки груза. " Перевезено грузов" () характеризует количество перевезенных железной дорогой грузов во всех видах сообщений. Перевозки грузов учитываются по видам сообщения: местное и прямое. Грузооборот дороги дает полную характеристику перевозочной работы и определяется как произведение отдельных грузовых отправок в тоннах на расстояние перевозки измеряется в тонно-километрах. Тарифный грузооборот — это показатель продукции Ж\Д транспорта, выраженный в тарифных тонно-километрах. Показатель равен сумме произведений массы отдельных грузовых отправок в тоннах на расстояние их перевозки. Тарифное расстояние перевозки отдельной отправки складывается из кратчайших расстояний ее перевозки по каждой из дорог фактического пути следования груза
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|