Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составляющие организационной структуры коммерческого банка




Содержание

Введение

Глава 1. Сущность организационной структуры

    Понятие и принципы организационной структуры

    Составляющие организационной структуры коммерческого банка

Глава 2. Анализ организационной структуры

    Модели организационной структуры

    Совершенствование и изменение организационной структуры коммерческого банка

Заключение

Список литературы


Введение

 

Важнейшую роль в деятельности коммерческого банка играет организационная структура управления. От уровня организационной структуры непосредственно зависит успех банка на рынке и достижение поставленных перед ним задач. Выбор организационной структуры в соответствии с внутренними и внешними факторами, которые определяют деятельность банка, является одной из наиболее важных и ответственных задач менеджмента. Каждый из существующих видов организационных структур имеет свои преимущества и недостатки, которые руководители должны обязательно учитываться при выборе какой-либо из них.

В современном государстве банки способны проводить независимую экономическую политику. На банки страны возлагаются важнейшие функции, выполнение которых в значительной мере зависит от степени развитости их организационной структуры. Всё это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях. Процесс развития организационной структуры отечественных банков характеризуется целым спектром объективных и субъективных факторов, которые будут рассмотрены далее.

Целью данной работы является анализ основных видов организационной структуры, а так же определение значения организационной структуры для коммерческого банка.

При выполнении работы я попыталась решить следующие задачи:

·   показать важность организационной структуры для коммерческого банка

·   выявить положительные и отрицательные стороны каждой из видов организационной структуры

·   определить основные условия совершенствования организационной структуры


Глава 1. Сущность организационной структуры

Понятие и принципы организационной структуры

 

Структура организации - это способы и методы взаимосвязи между подразделениями банка. Организационная структура банка обеспечивает рациональную работу банковских работников, помогает успешно осуществлять все функций управления и максимально удовлетворить потребности клиентов. Всё это ведет к достижению целей, которые ставит перед собой менеджмент банка.

Основными характеристиками организационной структуры являются:

·   разделение на отделы (отделения, секторы и т.д.)

·   подотчетность

·   подчиненность

Успешно выбранная организационная структура должна соответствовать обстоятельствам и условиям, сложившимся в данной организации. Таким образом, организационная структура, подходящая для одной организации, может отрицательно повлиять на деятельность другой. Этим объясняется то обстоятельство, что практически все банки, наряду с основными структурными подразделениями имеют и свои уникальные отделы, которые отражают специфику работы конкретного банка.

Прежде всего, структура должна отражать цели и задачи организации. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников банка. Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и при ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Это значит, что формирование организационной структуры должно зависеть от условий работы.

В целом рациональная организационная структура управления предприятием должна отвечать следующим требованиям:

·   обладать функциональной пригодностью, гарантировать надежность и обеспечивать управление на всех уровнях

·   быть оперативной (но в то же время, несмотря на постоянные изменения, структура банка должна ориентироваться на некоторые основные принципы, которые позволяют достичь устойчивости и стабильности работы)

·   структура банка не должна быть избыточна, то есть она должна отражать основные направления работы банка и его специализацию.

·   быть экономичной, минимизировать затраты на выполнение управленческих функций

Важным критерием организационной структуры банка является то, что она должна быть понятна и прозрачна с точки зрения пруденциального регулирования со стороны Центрального Банка России и осуществления эффективного взаимодействия с ним.

 

Составляющие организационной структуры коммерческого банка

 

Организационная структура банка определяется двумя основными моментами - структурой управления банком и структурой его функциональных подразделений.

Разделение труда между банковскими подразделениями обеспечивает налаженную работу всех управленческих звеньев, четкое распределение функций, строгую регламентацию деятельности каждого работника и подбор кадров в соответствии с их компетентностью. В соответствии с федеральном законом «О банках и банковской деятельности» №82-ФЗ «Органы управления кредитной организации» от 19.06.2001 органами управления кредитной организации наряду с общим собранием учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

Элементами организационной структуры могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так органы аппарата управления, которые выполняют определенные функциональные обязанности. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято разделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные носят согласованный характер и являются одноуровневыми. Вертикальные - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых существуют свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

Общую организационную структуру банка можно представить следующей схемой:

При этом в структуру среднего коммерческого банка входят блоки:

·   Общие вопросы управления

·   Коммерческая деятельность

·   Финансы

·   Автоматизация

·   Администрация

На структуру управления банком решающее влияние оказывают правовая форма мобилизации собственного капитала банка (акционерная, паевая и т.д.) и организационное построение банка (степень развития его сети и его самостоятельность). Независимо от формы организации собственного капитала банка право управления банком должны иметь его учредители.

Для акционерного банка высшим органом управления является общее собрание акционеров. Собрания акционеров созываются ежегодно, не позднее чем через месяц после составления баланса банка за отчетный год. Для общего руководства работой банка, а также наблюдения и контроля над работой правления и ревизионной комиссии банка собрание акционеров избирает Совет банка обычно со сроком полномочий до 5 лет.

В состав совета банков входят учредители. Они должны решать такие вопросы, как утверждение годового отчета банка, организация ежегодных собраний учредителей, а так же принимать участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности (определяет приоритетные направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка, формирует состав Правления банка).

В состав правления входят высшие руководители банка. Это председатель банка, его заместители и руководители важнейших подразделений банка. Правление банка состоит из сотрудников, которые нанимаются владельцами банка для организации работы. В Правление могут входить или возглавлять его лица, владеющие полностью или частично этой организацией. Оно несет ответственность перед Общим собранием акционеров и Советом банка. Заседания Правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосов. При равенстве голосов голос Председателя является решающим.

Правление банка на своих заседаниях имеет право определять численность сотрудников банка, формы и размеры оплаты их труда, рассматривать и утверждать проекты положений о структурных подразделениях, рассматривать и утверждать отчеты о работе подразделений банка, а так же определять порядок ведения делопроизводства.

Председатель правления банка должен представлять банк, исполнять решения высшего органа управления банка и вносить предложения по совершенствованию деятельности банка.

Службы банка подразделяются на функциональные и внутренние, которые в свою очередь делятся на различные отделы. В функциональные службы банка могут быть включены:

·   Экономический отдел

·   Отдел вкладов и расчетов

·   Отдел валютных операций

·   Отдел ценных бумаг

·   Отдел кредитования

·   Операционное управление

·   Отдел по развитию международных связей

·   Отдел кассовых операций, инкассации и безопасности

К внутренним службам банка следует относить следующие отделы:

·   Организационно-административный отдел

·   Отдел обслуживания, хозяйственного и социального обеспечения

·   Отдел по работе с персоналом

·   Управление бухгалтерского учета и отчетности

·   Контрольно-ревизионное управление

·   Управление развития материально-технической базы

·   Отдел проверки и уничтожения погашенных ценных бумаг

·   Отдел информатики и автоматизации банковских работ

Каждый из отделов может так же состоять из подразделов (секторов).

Различные блоки несут ответственность за различные виды деятельности. Блок общих вопросов должен решать задачи организации планирования, прогнозирования деятельности банка, должен подготавливать методологию и обеспечивать безопасность и юридическую службу. Благодаря этому блоку обеспечивается целенаправленное развитие банка, выполнение поставленных перед ним задач, регулировка его доходов и расходов. Он помогает обеспечивать банк ресурсами. И так же блок общих вопросов должен следить за правильным выполнением требований Центрального Банка России по основным направлениям деятельности.

Блок коммерческой деятельности охватывает организацию различных банковских услуг, которые связаны с обслуживанием клиентов на коммерческих началах. Именно этот блок способствует получению банковских доходов. Сюда входят кредитное управление, операционное, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и другое. В рамках данного блока решаются такие вопросы как назначение и характер обеспечения выдаваемых кредитов, механизм предоставления и сроки кредитования, сфера использования и другие факторы.

Блок финансы должен обеспечивать учет внутрибанковских расходов. Это осуществляет бухгалтерия, отдел внутренних расчетов, касса, отдел инкассации. Бухгалтерия - структурное подразделение, осуществляющее бухгалтерский учет, в котором непрерывно отражаются все операции банка в денежной форме. При этом используется бухгалтерский баланс, документация, счета. По данным бухгалтерского учета бухгалтерия составляет бухгалтерскую отчетность в системе показателей, характеризующих состояние средств и финансовой деятельности банка за определенный период.

Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности финансово-коммерческой деятельности, надежного функционирования подразделений банка и его филиалов осуществляется специальным управлением безопасности банка.

Так как все операции банка невозможно обрабатывать вручную, блок автоматизации является обязательным для банка. Необходим комплекс технических средств, электронных машин. Это технический блок, который обеспечивает электронную обработку данных.

Ревизионный комитет осуществляет контроль над работой банка. Ревизионный комитет выбирается общим собранием акционеров, а из своего состава избирает председателя и заместителя. Ревизионный комитет проверяет соблюдение банком законодательных и других актов, регулирующих их деятельность; кредитные, расчетные, валютные и другие операции, проведенные банком в течение операционного года; состояние кассы и имущества. Ревизионный комитет представляет Совету банка, Собранию акционеров и Центральному банку отчет о проведенных ревизиях, сопровождаемый рекомендациями по устранению недостатков.

Кредитный комитет не является самостоятельным подразделением банка, в его состав входят должностные лица других отделов банка, а так же лица, кандидатуры которых ободрены Советом банка. Этот комитет создается для повышения уровня и улучшения качества управленческих решений определения стратегии в сфере кредитных операций, координации в реализации стратегии в сфере кредитных операций, координации в реализации кредитной политики и приятия решений по принимаемым вопросам.

Руководитель кредитной организации, главный бухгалтер и руководитель ее филиала не имеют права занимать должности в других организациях, осуществляющих страховую, лизинговую или кредитную деятельность, а так же являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Внешними организационными структурами банка могут являться следующие формы подразделений: дочерние организации, филиалы, отделения, дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты, представительства, а также разнообразные группы и объединения (только банковские и иные - с участием банков и небанковских организаций). Они рассчитаны на освоение финансовых ресурсов новых групп клиентуры, новых видов производств (отраслей) и новых территорий, с которыми или на которых уже работают другие банки и иные кредитные организации.

Банк вправе иметь дочерние банки, дочерние НКО, иные дочерние организации. Дочерний банк - это самостоятельное юридическое лицо, регистрируемое в порядке, установленном для всех коммерческих банков. Такой банк:

·   действует как формально полностью самостоятельная коммерческая организация

·   имеет отдельный корреспондентский счет в соответствующем учреждении Центрального Банка России

·   обладает обособленным имуществом, формирует банковские фонды

·   имеет самостоятельный баланс, заключает договоры от своего имени, сам отвечает по своим обязательствам

·   самостоятельно ведет всю отчетность

Главный банк должен быть держателем более 50% акций созданного или приобретенного им дочернего банка. Отношения дочернего банка с материнским основываются на учредительном договоре, уставе и других принятых документах. Прибыль, получаемая дочерним банком, распределяется среди его участников в соответствии с нормами устава и решениями общего собрания владельцев банка.

Каждый банк должен стремиться к максимально четкому формированию своей политики в отношении внешних подразделений, выбирая те из них и в таких сочетаниях, которые наиболее полно отвечают его цели на рынке банковских услуг и могут быть обеспечены финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...