Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет эффективности налоговой системы государства




Эффективность налоговой системы – понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся количественному определению. Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:

 

· -обеспечивает поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для

 

· выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;

 

· -обеспечивает финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе (средства, остающиеся после уплаты налогов, должны быть достаточными для сохранения и развития производства в реальном секторе экономики);

 

· -способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

 

Таким образом, для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекс критериев. Однако практически не существует прямых показателей, однозначно (в положительном или отрицательном аспекте) характеризующих результативность налоговой системы, Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет при этом принимается динамика следующих показателей:

 

§ удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;

 

§ уровня бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту;

 

§ объемов общественного производства в целом и по отраслям;

 

§ объемов капитальных вложений;

 

§ финансовых результатов в целом по экономике и по отраслям;

 

§ уровня инфляции и т.д.

 

Главным недостатком этих показателей является их многоаспектность, наличие множества факторов, под воздействием которых они формируются, поэтому при анализе экономических вопросов на макро-уровне чрезвычайно трудно определить роль именно налоговой системы в развитии этих процессов.

 

Эффективность в узком смысле – это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или неэффективность налоговой системы, являются:

 

Ø общий уровень налогообложения;

 

Ø роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета;

 

Ø соотношение прямых и косвенных налогов; налогов с физических и юридических лиц;

 

Ø стабильность налогового законодательства;

 

Ø дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность;

 

Ø система льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков;

 

Ø характер системы санкций;

 

Ø уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;

 

Ø наличие лазеек для ухода от налогообложения;

 

Ø качественный уровень налогового законодательства и т.д.

 

Приведенный перечень количественных и качественных характеристик налоговой системы показывает, что ее эффективность предопределяется, прежде всего внутрисистемным состоянием.

БИЛЕТ №8

1. Классификация налогового планирования

Классификация налогового планирования.

 

В процессе налогового планирования, налогоплательщика больше всего интересует степень его налоговой нагрузки и избежание проблем с законом. Исходя из этого, можно использовать достаточно простую и удобную классификацию налогового планирования. Для этого необходимы два критерия разграничения видов налогового планирования:

 

- законность действий налогоплательщика, то есть насколько действия налогоплательщика соответствуют закону. Точнее, налогоплательщик либо не нарушает закон, либо нарушает;

 

- степень налоговой нагрузки, т.е. определяется отношение налогоплательщика к налогам: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налоги.

 

На практике получаются три основных вида налогового планирования:

 

1. классическое, смысл заключается в планировании правильной и своевременной уплаты налогов. Содержание классического налогового планирования состоит из организации правильного учета и отчетности, планирования экономической деятельности в рамках определенных законом, и своевременной уплаты налогов;

 

2. оптимизационное (минимизационное) налоговое планирование, при котором налогоплательщик путем использования и манипулирования существующим законодательством планирует и организует свою экономическую деятельность так, чтобы платить меньше налогов. В рамках этого планирования налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость. При этом он реализует налоговые схемы, которые позволяют применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально;

 

3. вульгарное (противозаконное) налоговое планирование, при кото ром налогоплательщик применяет противозаконные методы в целях уменьшения налоговых платежей. С точки зрения голой экономики, это выгоднее всего, однако порождает весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

 

Остановлюсь подробнее на каждом из этих видов налогового планирования.

 

1.1. Классическое налоговое планирование.

 

Классическое налоговое планирование (КНП) является важной частью финансово-экономической деятельности предприятия, направленной на корректное выполнение налоговых обязательств перед бюджетом, своевременную и полную уплату налогов.

 

Впрямую затрагивает проводимые налогоплательщиком учет, отчетность, планирование экономической деятельности. Для целей классического налогового планирования очень важно проводить на предприятии правильную учетную политику и организовать ее нормальную реализацию. Необходимо четко и грамотно вести бухгалтерский и налоговый учет. Важно избегать методических ошибок в бухгалтерском и налоговом учете, особенно с учетом постоянных изменений в законодательстве. Основное внимание персонала, отвечающего на предприятии за налоговый учет, необходимо ориентировать на избежание учетных ошибок при операциях на большом обороте и при разовых капиталоемких сделках. Подобные ошибки достаточно распространены и могут привести к серьезным последствиям. Необходимо правильно и четко оформлять первичные бухгалтерские документы. Их отсутствие трактуется налоговыми органами однозначно негативно. Самый лучший подход по отношению к документам - иметь оправдательный документ на каждую сделку или финансовую операцию, что соответствует требованиям бухгалтерского учета.

 

Само классическое налоговое планирование состоит в формировании финансовых средств для оплаты налогов и привязке налоговых платежей к установленным налоговым законодательством срокам уплаты налогов.

1.2. Оптимизационное налоговое планирование.

 

Оптимизационное налоговое планирование (ОНП) – деятельность в рамках закона, позволяющая получить наибольшее отношение выручки к налоговым расходам налогоплательщика.

 

Оптимизационное налоговое планирование предполагает качественно другой подход к организации бизнеса. К обычным критериям построения бизнеса необходимо добавить и постоянно учитывать критерий минимизации налогов. Обычная ошибка предпринимателей, которые хотят экономить на налогах в соответствии с законом, заключается в следующем: сначала разработать организационную и финансовую схему бизнеса, а потом в рамках готовой схемы минимизировать налоги. В подобных условиях достигнуть желаемого результата очень сложно. Думать о налогах необходимо с самого начала планирования своей хозяйственной деятельности.

 

В идеальном варианте налоги должны быть сведены к небольшой сумме. Всю систему экономических, финансовых и правовых отношений предприятия необходимо рассматривать под углом минимизации налогов и проводить комплекс соответствующих мероприятий. Достигнуть нулевого налогообложения, конечно же невозможно, однако если к этому изначально стремиться и соответственно действовать, то степень налогообложения налогоплательщика будет существенно меньше, чем у его конкурентов.

 

Способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут. Во-первых, из-за значительного количества законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот. Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает очень полезным с точки зрения минимизации налогообложения. Во-вторых, по причинам системного характера - в современной очень динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных возможных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит будут существовать такие действия, которые будут более выгодны налогоплательщику.

 

Оптимизационное налоговое планирование не может быть реализовано без анализа и планирования, то есть без сбора и целенаправленной переработки информации с использованием основных экономических показателей бизнеса. Сбор информации осуществляется по следующим направлениям:

 

- исследование действующего законодательства;

 

- исследование и анализ налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования;

 

- изучение опыта налоговых схем партнеров и конкурентов в конкретном виде деятельности;

 

- изучение рынка налоговых консультаций и услуг.

 

Разработка и осуществление самых разнообразных планов, очень способствует пониманию ситуации на рынке и на предприятии и является основой для принятия в будущем эффективных решений.

 

Оптимизационное налоговое планирование представляет собой разработку некоторых экономических действий, налоговых схем и их документального оформления, направленную на минимизацию налогов в рамках законной деятельности предприятия. Математически модель оптимизационного налогового планирования может быть представлена как аналитическая задача нахождения минимума налоговых платежей для применяемой финансовой схемы, с некоторыми постоянными и переменными экономическими показателями. Под постоянными экономическими показателями понимаются те экономические показатели, на которые налогоплательщик не может влиять, которые от него практически не зависят. Под переменными экономическими показателями понимаются те экономические показатели, на которые налогоплательщик может влиять, которые каким-либо образом от него зависят.

1.3. Противозаконное налоговое планирование.

 

Налоговая система РФ постоянно совершенствуется и детализируется. Люди, как субъекты налогового поведения не успевают за подобными темпами преобразований. Существует много реальных факторов, не способствующих уплате налогов, такие как низкая эффективность российских предприятий, чиновничьи поборы, непродуманность и непоследовательность экономической, финансовой и налоговой политики государства.

 

Потребность в неучтенных выплатах напрямую подталкивает налогоплательщика к нарушению законодательства, так как взятки не проводятся по бухгалтерскому учету.

 

Действия, направленные на оптимизацию налоговой политики, подразделяются на противоправные, не соответствующие правовым положениям, и проводимые в установленном законом порядке (законные).

 

Противоправные мероприятия, содержащиеся в налоговом плане, в свою очередь, подразделяются на следующие группы правонарушений:

 

а) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с сокрытием выручки или дохода: сокрытие выручки от реализации продукции (например, отражение ее как аванса от заказчика), работ и услуг, хотя в наличии имеются акты выполненных работ; сокрытие выручки от розничной торговли путем подмены или уничтожения накладных и других документов после продажи товара; сокрытие дохода от налогообложения путем заключения договора о предоставления займа (заемные средства не облагаются налогом); безфактурный отпуск товарно-материальных ценностей для сокрытия фактического объема выручки, полученной от реализации; неоприходование наличной выручки за продукцию, реализованную через доверенных лиц; неотражение в бухгалтерских учетах прибыли, полученной за предоставленные предприятиям и организациям займы; занижение объема реализации продукции; занижение количества и завышение цены товара при составлении акта их закупки у частных лиц;

 

б) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием фондов предприятий: перечисление средств в виде финансовой помощи в специальные фонды предприятия (за оказанные услуги, выполненные работы, отпущенную продукцию); зачисление различных поступающих средств в “фонды экономического стимулирования”; преднамеренное занижение стоимости продукции, товаров и услуг на условиях перечисления заказчиком средств напрямую в фонды предприятия; излишнее начисление ремонтного фонда; неправомерность применения нормативов ускоренной амортизации основных фондов; пополнение фонда материального поощрения без фактов реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг путем получения временной финансовой помощи;

 

в) виды уклонения от уплаты налогов, связанные с использованием расчетных счетов: нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке; уход от уплаты налогов путем закрытия расчетных счетов и распределения имущества предприятия среди его членов; перечисление средств за выполненные работы (услуги) на личные счета руководителей предприятий вместо расчетного счета самого предприятия; зачисление части выручки от реализованной за границей продукции на открытые там личные счета и счета предприятий на основании подложных, специально разработанных для этих целей договоров, которые, в отличие от официальных, по завершении сделки и поступлении средств на открытый за рубежом счет уничтожаются;

 

г) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем манипуляций с издержками: завышение затрат на производство на сумму прибыли, заложенную в цену изделий, путем учета брака не по фактической себестоимости, а по оптовым ценам; отнесение к себестоимости производства расходов по содержанию аппарата управления вышестоящей организации; включение в издержки производства расходов по содержанию аппарата управления вышестоящей организации; фиктивное завышение стоимости ввозимого из-за рубежа оборудования, материалов и т.д. с целью последующего завышения фактических затрат;

 

д) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемого посредством злоупотреблений в личных интересах: использование в личных интересах материальных денежных средств государственных или муниципальных предприятий их сотрудниками, которые одновременно являются владельцами частных предприятий; передача в личное пользование товарно-материальных ценностей с отражением их стоимости на забалансовом счете “товары на ответственном хранении”; аренда жилых помещений для проживания сотрудников предприятия под видом аренды этих помещений для производственных нужд; неполная регистрация в учетных журналах взятых на складирование (хранение) товарно-материальных ценностей;

 

е) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого путем формального увеличения числа сотрудников: формальное зачисление на работу инвалидов с целью получения льгот по налогообложению; формальное придание статуса ученика основным работникам предприятия с целью снижения коэффициента расчета налога на вмененный доход;

 

ж) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого посредством подделки документов: использование фиктивных закупочных документов; подделка финансово-расчетных документов (например, выписка фиктивных нарядов на работу); использование при проведении коммерческих операций подложных документов (утерянных паспортов, накладных, иных документов, оформленных на других лиц);

 

з) виды уклонений от уплаты налогов, совершаемого посредством неправомерного учреждения новых структур: создание коммерческих структур на базе предприятия без разделения финансово-хозяйственной деятельности; создание не предусмотренных законом благотворительных организаций и фондов; ликвидация действующих предприятий и создание теми же учредителями новых структур, не являющихся их правопреемниками, в целях неуплаты сумм задолженности бюджету;

 

и) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемые путем неправомерного ведения деятельности: ведение посреднической деятельности под видом торговой с целью применения пониженной ставки налога на прибыль; ведение основного вида деятельности под видом строительства, производства сельскохозяйственной продукции и т.п. для получения льгот по налогу на прибыль; ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговом органе либо нарушение срока постановки на налоговый учет; осуществление лицензируемой коммерческой деятельности без лицензии; реализация товаров, изготовленных предприятиями одного региона в другом регионе через частных лиц за денежное вознаграждение; заключение госпредприятиями договоров с предприятиями других форм собственности с заранее обусловленными большими штрафными санкциями;

 

к) виды уклонения от уплаты налогов, совершаемого посредством несоблюдения порядка регистрации и хранения денежных средств: совершение финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными без оприходования этих сумм в кассах предприятия; несоблюдение порядка хранения в кассе предприятия наличных денежных средств.

1.4. Виды налогового планирования.

 

В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов, форм и методов налогового планирования. Классификация налогового планирования, как процесса разработки и последующего контроля за ходом реализации налогового плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями, может строиться исходя из параметров срочности налогового планирования, ибо только временные рамки достижения целей разняться между собой, логика и структура последовательности мероприятий процесса налогового планирования подчиняются общетеоретическим правилам и не подвержены дифференциации. Отсюда можно утверждать, что налоговое планирование — это управленческая деятельность, направленная на достижение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных (стратегических) целей (результатов), т.е. налоговое планирование подразделяется: на оперативное, тактическое и стратегическое налоговое планирование.

 

Все организационно-хозяйственные и финансовые ситуации, которые могут являться предметом налогового планирования можно разделить на ожидаемые и реализованные. К первой группе относится: выбор организационно-правовой формы, местоположения организации, организационной структуры предприятия, принятие решений по размещению капитала и т. п. Ко второй относится текущее налоговое планирование: методы ведения бухгалтерского учета, используемые договора, применении льгот, способы устранения двойного налогообложения, выбор деловых партнеров и т. п.

 

Налоговое планирование можно классифицировать по видам следующим образом:

 

1) В зависимости от вида хозяйствующего субъекта, следует различать налоговое планирование в коммерческих и некоммерческих организациях. В свою очередь, имеется специфика налогового планирования в различных коммерческих организациях: производственных, торговых, научных, финансовых посредниках (банках, страховых организациях, профессиональных участниках рынка ценных бумаг) и т. д.

 

2) В зависимости от целей деятельности хозяйствующего субъекта, целесообразно выделять налоговое планирование хозяйствующих субъектов, имеющих целью получение прибыли и увеличение чистой прибыли и объективно не имеющих такой цели.

 

3) В зависимости от организационно-правовой формы имеется специфика налогового планирования в акционерных обществах, производственных кооперативах и т. п.

 

4) В соответствии со стадиями финансово-производственного цикла предприятия: на стадии создания предприятия; в период существования предприятия (в том числе экономического роста или спада, реорганизации и преобразования); ликвидации предприятия (в том числе в процессе банкротства и конкурсного управления).

 

5) С точки зрения временной определенности: долгосрочное — в современных российских условиях это планирование на срок более 1 года; годовое и краткосрочное или оперативное налоговое планирование на квартал, месяц, декаду. Естественно, что точность планирования убывает с увеличением его периода.

 

6) Исходя из направленности на перспективу, следует различать стратегическое и текущее (оперативное) планирование.

 

7) С точки зрения учета различных прогнозных вариантов изменения внешней среды и внутреннего финансово-хозяйственного состояния предприятия, целесообразно выделять динамическое и статическое налоговое планирование.

 

8) В зависимости от размера бизнеса, есть специфика налогового планирования на малых предприятиях, на средних и крупных предприятиях, в том числе в холдингах и прочих объединениях предприятий.

 

9) В зависимости от полноты охвата объектов, налоговое планирование может быть полным и тематическим (фрагментарным).

 

10) В соответствии с субъектами, инициирующими налоговое планирование, целесообразно подразделять его на внешнее (инициируемое учредителями) и внутреннее (инициируемое исполнительными органами организации).

 

11) Исходя из критерия территориальности, целесообразно различать: местное и международное налоговое планирование.

 

12) В зависимости от ожиданий, возлагаемых на налоговое планирование: оптимистическое, пессимистическое и реалистичное.

Заключение

 

Налоговое планирование является одной из составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности по отношению к конкретной сделке или проекту, в зависимости от различных правовых форм ее реализации. Несмотря на большое количество существующих в РФ налогов, основу налоговой системы и основную долю налоговых поступлений обеспечивают всего несколько налогов - так называемые основные налоги. К ним можно отнести налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, дорожные налоги, акцизы, таможенные пошлины, налог на доходы физических лиц. Остальные налоги, в значительной части местные, составляют некоторый налоговый фон.

 

Налоговое планирование, в большей части, направлено на минимизацию именно основных налогов. Достаточно часто уменьшение основных налогов приводит к соответствующему уменьшению и всех остальных.

 

Налоговое планирование – это особая организация деятельности налогоплательщика с использованием различных способов, методов и средств, предоставляемых законом и не нарушающих его, с целью минимизации налоговых обязательств налогоплательщика в течение определенного времени.

 

Снизить налоговую нагрузку, оставаясь в рамках правового поля, возможно практически для любой организации.

Планирование налога на имущество

Налог на имущество организаций - региональный налог, расчет налога и его уплата осуществляются на основании главы 30 НК РФ, имеет существенное значение для доходов регионального бюджета. В качестве объекта налогообложения для российских организаций выступает движимое и недвижимое имущество, которое отражается на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 НК РФ. При этом имущество, учитываемое на забалансовых счетах налогоплательщика, например при заключении договоров аренды, не включается в налоговое планирование, поскольку плательщиком налога в данном случае выступает собственник имущества. Земельные участки, иные объекты природопользования не признаются объектом налогообложения. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В расчет налоговой базы основные средства включаются по остаточной стоимости. При этом обратите внимание на тот факт, что при аренде государственного имущества и муниципального имущества налогоплательщик выступает в качестве налогового агента по НДС.

 

 

Текущее налоговое планирование

 

Текущее налоговое планирование предполагает осуществление контроля за сроками уплаты налогов, а также соблюдением ранее сформированного плана и своевременное внесение коррективов в случае изменения внешних и внутренних обстоятельств.

 

В процессе работы совместно с юристами необходимо проводить анализ сделок по приобретению и выбытию основных средств применительно к текущему состоянию дел компании. Несвоевременное принятие на баланс и ввод в эксплуатацию основного средства при отсутствии достаточного количества денежных средств для уплаты налога ведут к доначислению пеней, что уже само по себе является увеличением расходов.

 

Целесообразно также проводить своевременно сверки с налоговой инспекцией. Это позволит избежать доначисления налогов в случае неправильного начисления налогов, а также в случае отнесения платежей на неизвестные в налоговой, а также своевременные зачеты в случае переплат и недоимок по налогам.

 

 

Долгосрочное налоговое планирование

 

Можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на величину налоговой базы по налогу на имущество организаций:

 

ввод в эксплуатацию новых объектов основных средств;

 

амортизация основных средств;

 

выбытие основных средств;

 

отмена/предоставление налоговых льгот.

 

Налоговую базу по итогам года составляет среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ). В связи с этим целью планирования налога на имущество является определение налоговой базы на следующий год. Также в качестве цели налогового планирования по налогу на имущество может выступать составление бизнес-планов, например, при поэтапной сдаче строительных объектов.

 

Формула планирования может выглядеть следующим образом:

 

Ср Год Ст = (ОС на 1 января 2010 г. + ОС на 1 февраля 2010 г. +... + ОС на 1 декабря 2010 г. + ОС на 31 декабря 2010 г.) / 13 мес.

 

В качестве остаточной стоимости могут приниматься значения, которые рассчитываются по следующей формуле:

 

Остаточная стоимость = первоначальная стоимость объекта - начисленная амортизация

 

При определении амортизации возможно пользоваться фактически начисленной амортизацией в течение года; при этом целесообразно определить амортизацию по вновь приобретаемым основным средствам.

 

Величина налоговой ставки по налогу на имущество устанавливается региональными законами на территории соответствующего субъекта РФ. Согласно законодательству (п. 2 ст. 372, п. 1 ст. 380 НК РФ) предельный размер ставки налога установлен в Налоговом кодексе РФ и не может превышать 2,2% (при этом минимальное значение налоговой ставки в НК РФ не определено). Однако Минфин России сделал вывод, что данная ставка может составлять 0% (письмо Минфина России от 13 марта 2008 г. N 03-05-04-01/10).

 

Субъекты РФ вправе на своей территории вводить дифференцированные налоговые ставки. В Москве данная ставка равна предельному максимальному значению 2,2%. При этом не запрещено вводить дифференцированные ставки. Иными словами, может быть предусмотрена не одна, а несколько видов ставок для различных категорий налогоплательщиков или в отношении определенного имущества (п. 2 ст. 380 НК РФ). Пример дифференцированных ставок можно встретить во Владимирской области, где установлена общая ставка в размере 2,2%. Однако в отношении объектов социально-культурной сферы, жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые отвечают определенным условиям, ставка равна 1,1% (п. 1, подп. 2 п. 2 ст. 2 Закона Владимирской области от 12 ноября 2003 г. N 110-ОЗ "О налоге на имущество организаций").

 

Важным является вопрос определения места регистрации имущества для целей уплаты налога на имущество и подачи налоговой декларации. При этом расчет налога следует осуществлять по адресу, в соответствии с которым имущество поставлено на налоговый учет, соответственно:

 

местонахождения организации;

 

местонахождения обособленного подразделения с отдельным балансом;

 

местонахождения недвижимости.

 

Если в организации имеется несколько филиалов, которые ведут раздельный налоговый учет и уплачивают налог на имущество, то необходимо определить налоговую ставку по каждому из обособленных структурных подразделений, а затем путем сложения результатов запланировать сумму налога. Балансодержателем имущества может являться как головная организация, так и подразделение, имеющее отдельный баланс (письма Минфина России от 26 марта 2008 г. N 03-05-05-01/20, от 20 декабря 2007 г. N 03-05-06-01/145).

 

Предприятия иногда сталкиваются со случаями, когда недвижимость расположена сразу в нескольких регионах, на территориях нескольких субъектов РФ или на территории субъекта и в территориальном море РФ, на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. В случае если предприятие столкнется с подобной ситуацией, в целях расчета авансового платежа по налогу на имущество необходимо руководствоваться п. 2 ст. 376 НК РФ. В данном случае в качестве объекта для целей налогообложения оценивается только часть средней стоимости недвижимости, которая соответствует доле балансовой стоимости объекта недвижимости на территории соответствующего субъекта РФ.

 

Если вы только недавно прошли регистрацию в качестве юридического лица, то и в этом случае необходимо при определении среднегодовой стоимости имущества принимать во внимание период с самого начала календарного года и до его окончания. Налогоплательщику для определения размера налога необходимо рассчитать среднюю стоимость имущества за отчетный период, учитывая количество месяцев с начала календарного года до конца отчетного периода (квартала, полугодия, 9 месяцев). Таким образом, рассчитывать налоговую базу за год нужно исходя из 12 месяцев, за отчетный период - исходя из 3 месяцев, 6 месяцев, 9 месяцев соответствующего периода, а не из количества месяцев, фактически прошедших за период работы организации.

 

В случае банкротства юридического лица последний раз налог будет уплачиваться на дату подписания акта сверки с налоговой инспекцией, в соответствии с которым ИФНС подтвердит отсутствие обязательств по уплате налогов. В случае проведения реорганизации, которая может происходить различными способами, в качестве последнего налогового периода для таких налогоплательщиков будет служить период с начала календарного года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). По его итогам надо рассчитать и уплатить налог на имущество, а также подать налоговую декларацию (п. 1 ст. 382, п. 1 ст. 386 НК РФ). Сроки уплаты налога на имущество при проведении реорганизации не изменяются (п. 2 ст. 50 НК РФ).

 

Долгосрочное налоговое планирование может быть осуществлено, например, на основании следующей формы.

Важным элементом оптимизации финансовых результатов является также выработка управленческих решений на базе всесторонней аналитической работы по диагностике эффективности использования основных средств.

 

Известно, что эффективность использования основных средств постоянно находится под воздействием внешних и внутренних факторов. Если к внешним факторам можно отнести, например, возможность привлечения инвесторов, налоговую политику, конкурентоспособность, то к внутренним факторам относится постоянный выбор между структурой производственных фондов и созданием собственных источников для дальнейшего развития и экономического роста.

 

При планировании налога на имущество необходимо также особое внимание уделить вопросам приобретения основных средств. С момента отражения имущества организации на счетах учета основных средств оно включается в объект налогообложения по налогу на имущество. Основное средство принимается к бухгалтерскому учету на основании утвержденного руководителем организации акта приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект. Однотипные основные средства одинаковой стоимости, одновременно принимаемые к бухгалтерскому учету, могут оформляться одним актом приемки-передачи основных средств. Таким образом, необходимо заранее определить, какое количество основных средств и в какой период будут приниматься на баланс.

 

Особое внимание целесообразно уделить крупным сделкам, связанным с куплей-продажей имущественных комплексов. В гражданском законодательстве РФ предусмотрено положение, в соответствии с которым возможна продажа предприятия в целом как имущественного комплекса (ст. 559 ГК РФ). В состав имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для деятельности предприятия, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права (ст. 132 ГК РФ). Предприятие приравнено к недвижимому имуществу, и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации.

 

При этом до подписания договора купли-продажи предприятия сторонами должны быть составлены и рассмотрены следующие документы:

 

акт инвентаризации;

 

бухгалтерский баланс;

 

заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;

 

перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

 

При этом до подписания договора купли-продажи предприятия сторонами должны быть составлены и рассмотрены следующие документы:

 

акт инвентаризации;

 

бухгалтерский баланс;

 

заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия;

 

перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований.

 

В этом случае в планировании необходимо учитывать стоимость приобретаемых средств.

 

Если организация осуществляет капитальное строительство объектов недвижимости, которые она впоследствии учтет в составе основных средств, то налог на имущество она начнет уплачивать с момента отражения завершенного строительством объекта в качестве основного средства (п. 1 ст. 374 НК РФ). До этого времени все капитал

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...