Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гражданское общество и политика. Понятие политической системы общества. Государство в политической системе общества




 

Важнейшим условием существования гражданского общества является свободный гражданский коллектив как объединение равноправных, автономных и активно действующих индивидов. Гражданское общество невозможно вне частной и предпринимательской сфер. Это экономическое условие его существования. Таким образом, там, где не существует частно-предпринимательской сферы, не существует и общественной, обе должны существовать в диалектическом единстве, сливаясь воедино и полагаясь друг друга*(26).

Первоначально термин "гражданское общество" использовался для характеристики особого качества совместной жизни членов небольших общин (городов-государств). Основой такой совместной жизни явилось политическое общение. Политика воспринималась как способ, искусство совместной жизни внутри полисных коллективов. Политика - это сфера человеческой деятельности, пронизанная отношениями между людьми, их группами по поводу установления, функционирования и развития власти в обществе.

Современная концепция гражданского общества имеет с политикой лишь опосредованную связь. Она, собственно, и возникла для описания отношений, находящихся вне сферы государства и составляющих противовес политике как таковой.

В этой связи важно рассматривать такое понятие, как толерантность (от лат. toleratioN - терпение) - терпимость, способность переносить или претерпевать что-либо. В общественном контексте это понятие также употребляется для характеристики способности человека или группы сосуществовать с людьми, имеющими иные убеждения и верования. Современные конфликты - внутренние и международные, - в основе которых лежит нетерпимость религиозная или идеологическая, очень часто оцениваются в соответствии с критериями, сложившимися, прежде всего, в рамках концепций гражданского общества и толерантности. Например, на Западе конфликт в Косово или же политические процессы в посткоммунистической России легко объясняют отсутствием сложившихся структур гражданского общества, что и порождает нетерпимость и насилие.

В настоящее время теория толерантности даже в политических ее аспектах может рассматриваться с известными оговорками как своеобразная основа современной концепции гражданского общества. Исходным моментом толерантности является восходящая к традиции Просвещения трансформация представлений об отношениях государства и индивидов, отсюда следующие принципиальные условия:

- правительство обладает только ограниченной властью, источником которой является народ, представляющий собой корпорацию граждан;

- народ в качестве высшего суверена сам определяет свою судьбу (свобода самоуправления).

Принцип самоуправления лежит в основе классической либеральной модели толерантности. Последняя предполагает существование равновесия между гражданским сообществом и государством.

Не меньшей популярностью у современных политологов пользуется и так называемая "модель крепости" (XIX в.), суть которой в том, что современной концепции свободы, основанной на прогрессистской оптимистической идее исторической эволюции человечества от автократии к демократии, противостоят противоборствующие тенденции. Нигде и никогда не существует полной идентификации между гражданским обществом и правительством. Антагонизм между ними в равной мере может возникать как в результате отхода правительства от своих демократических истоков, так и в случае возникновения ситуации, когда и правительство, и народ начинают представлять угрозу для принципов свободы и терпимости*(27).

Понятие политической системы общества. "Политика" в переводе с греческого означает "искусство управления государством". Политику можно определить как отношения между классами, нациями, большими социальными группами, между ними и государством, между государствами, проявляющееся в определенной деятельности определенных социальных институтов.

Политика - это сфера борьбы за власть, прежде всего государственную; это участие в делах государства, направление его деятельности; это прежде всего борьба за экономические интересы, возможность использовать власть для их реализации*(28).

Политика начинается там, где какая-либо деятельность государства, партий, общественных организаций затрагивает жизненные интересы множества людей*(29).

Политическая система должна отвечать двум критериям:

- политическому, т.е. иметь отношение к власти, прежде всего государственной. В полном смысле слова, конечно, это партии, цель создания которых - борьба за государственную власть, ее удержание и отправление;

- организационному, т.е. политические организации должны быть зарегистрированы государством, иметь свой устав; в ее структуре должен существовать определенный внутренний механизм и "разделение власти".

Политическая система общества - это совокупность государственных и негосударственных организаций, связанных нормами и отношениями политико-правового характера, позволяющими участвовать в завоевании, удерживании и использовании государственной власти.

Политическую систему образуют:

1) политические организации (государство, политические партии, различные общественные организации и движения);

2) политическое сознание (идеи, ценности, теории, учения, убеждения, т.е. идеологическая и психологическая обстановка в обществе);

3) политические отношения - отношения между различными субъектами по поводу государственной власти;

4) политико-правовые нормы (правила поведения), регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти.

По мнению А.Б. Венгерова, к факторам, характеризующим политическую систему (наряду с партиями, политическими движениями и другими общественными организациями), относятся армия, полиция, органы управления, средства массовой информации и т.п., а также потребность в наиболее эффективной организации экономической жизни общества, его стабильности, выгодном сотрудничестве и партнерстве с другими государствами, обеспечении потенциального потенциала общества и ряд других*(30).

Политическая система имеет ряд характерных черт:

- именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

- зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

- обладает относительной самостоятельностью.

Выделяют следующие функции политической системы:

- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

- мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты);

- политическая социализация - посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения новых членов общества и приучения их к политической деятельности*(31).

С помощью функций политическая система выполняет свое предназначение, обеспечивает стабильные специально-ориентированные политические отношения, связывает всех субъектов политики в единый политический организм.

Государство в политической системе общества. Государство это основной элемент политической системы, чья роль состоит в том, что оно представляет собой организацию всех граждан, являясь единственной полновластной организацией для всего общества. Оно является единственным собственником государственного сектора экономики и оказывает решающее влияние на экономическую жизнь общества. Государство осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть, издает правовые нормы, а также обладает механизмом принуждения. Государство обладает внешним и внутренним суверенитетом и при этом определяет основы внутренней и внешней политики страны*(32).

Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и признано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в данной сфере широкими полномочиями:

- может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давлений и т.п.;

- регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;

- может осуществлять контроль за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения*(33).

Основным фактором, влияющим на образование политической системы, является государственная власть (общественные отношения по поводу борьбы за власть, ее завоевания, удержания, использования). Каждый элемент политической системы в большей или меньшей степени заинтересован в наличии и активности государственной власти. Более всего к этой цели стремятся политические партии - организации, созданные для выражения интересов определенных классов, слоев общества, социальных групп.

Государство - это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти*(34).

В структуру партии входят партийный аппарат, региональные отделения, рядовые члены партии и ее сторонники. Партии имеют свою внутреннюю иерархию, постоянное членство и организованы должным образом, т.е. имеют свою программу, устав, а также они должны быть зарегистрированы.

В зависимости от партийного состава политические системы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными, многопартийными с одной ведущей, доминирующей партией.

Для демократических политических систем характерен политический и идеологический плюрализм (множественность). При недемократической политической системе правящая партия одна, а при многопартийности ведущая, доминирующая роль отводится одной из партий.

Легальными функциями партий являются избирательная, управления и контроля. Политические партии участвуют в избирательной кампании с целью завоевания мест в представительных органах власти. Функция управления, политического руководства государством осуществляется правящей партией, одержавшей победу на выборах. Функция контроля отводится оппозиционным партиям*(35).

Нельзя не отметить такие важные элементы политической жизни, как выражение собственных взглядов и идей общественно-политическими движениями, инициативными группами. В соответствии с критериями, чьим требованиям должны отвечать составляющие политической системы, данные элементы в нее не входят, но при этом могут оказывать существенное влияние на политическую жизнь общества.

Общественно-политическое движение - это наиболее активная часть общества, призванная выражать интересы определенных социальных групп граждан и направленная на достижение какой-либо значительной цели (различные фронты, союзы, национальные, культурные движения и т.д.), а при ее достижении они перестают существовать.

В движение включаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя их уставными нормами и программными устремлениями, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Как правило, такие движения не имеют членства, их структура размыта, от их имени выступают лишь руководящие органы.

Общественно-политические движения не стремятся к власти, а лишь воздействуют на нее для достижения своей цели.

Инициативная группа (давления) - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью воздействия на структуры политической власти. Нередко эти объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы) действуют путем забастовок, митингов, пикетов, демонстрации и оказывают тем самым воздействие на парламент, партии, государственную администрацию, добиваясь принятия выгодных им решений.

В.М. Сырых включает в понятие политической системы РФ преступные сообщества, поскольку они оказывают заметное влияние на современные политико-правовые процессы в Российской Федерации*(36).

Преступное сообщество - организованная группа людей, созданная для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп в таких целях. Таким образом, преступное сообщество, как и любое общественное объединение, состоит из определенной совокупности людей, имеющих общий интерес и связанных единством цели. При этом в сообществе достигнута достаточно высокая степень сплоченности и организованности.

Преступное сообщество, как правило, имеет:

1) руководителя;

2) документ, закрепляющий порядок деятельности сообщества, его цели, права и обязанности участников и др.;

3) фиксированное членство, хотя по соображениям конспирации не все члены могут знать друг друга.

От легально действующих общественных объединений преступное сообщество отличается, по крайней мере, двумя признаками.

1. Действует нелегально, т.е. его организация и деятельность прямо запрещены законом.

2. Сообщество ставит своей целью совершение тяжких и особо тяжких преступлений типа захвата власти неконституционным путем, пропаганды национальной или религиозной розни, совершения заказных убийств и др.

Непосредственное воздействие преступных сообществ на политико-правовые процессы в обществе свидетельствуют в пользу их признания в качестве самостоятельного компонента политической системы РФ. Преступные сообщества находятся в антагонистических отношениях со всеми иными компонентами политической системы*(37).

В любом случае власть осуществляется через государство - сложную систему, включающую механизм управления делами общества - центральный элемент политической системы.

Необходимо отметить, что особое место в государстве занимает судебная власть, находящаяся вне политики. Поскольку судьи и иные лица, работающие в судебной системе, не должны иметь какие-либо политические пристрастия. Важно, чтобы они не имели политических предпочтений (не входили в состав политических партий, групп давления и др.), занимая нейтральное место в политической жизни общества.

Государство - это важнейший элемент политической системы общества, но свои функции выполняет во взаимодействии с другими социальными институтами: партиями, общественно-политическими движениями, органами местного самоуправления*(38).

Вооруженные Силы, иные силовые структуры не должны участвовать в осуществлении политики. Их задача - охрана границ государства и правового порядка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...