Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 «Рынки сбыта вооружений».




Глава 1.Теоретические аспекты организации рекламной деятельности

Тенденции развития мирового и отечественного рекламного рынка

Рекламный рынок является одним из весьма заметных сегментов мировой экономики. В ближайшие год-два годовой оборот мирового рекламного рынка достигнет триллиона долларов США.

Лидером в настоящее время является рынок Соединенных Штатов, но и в других регионах рекламный рынок развивается достаточно высокими темпами, причем в отдельных странах, например в Венгрии, Греции, Польше, Южной Корее и некоторых других, показатели годового прироста оборота национальных рынков рекламы иногда достигают 20 - 40%.

Российская реклама - принципиально новое социокультурное явление. Период ее развития и становления совпадает с историческим отрезком, пройденным нашей страной с момента распада Советского Союза. Поэтому для россиян реклама является феноменом, не имеющим аналогов в советский период истории нашего государства. Невозможно сравнивать те немногие рекламные тексты, которые существовали в СССР, с современной рекламой, поскольку в условиях государственной монополии отсутствовал основной побудитель рекламной деятельности - рыночная конкуренция, что отражалось на оформлении и содержании текстов

Рост рекламного рынка породил свои проблемы и болезни роста. Появившийся начальный опыт в рекламе у рекламодателя сформировал в сознании большинства, что реклама — "это все просто и элементарно", дорого стоят только рекламоносители. Рекламные агентства, чтобы получить заказ, вынуждены были принять стратегию "ориентация на рекламодателя" или "заказчик всегда прав, потому что он за это платит и отвечает". На этапе роста рекламы рекламодатель стал законодателем в разработке концепции рекламы, оценке креативности, что не всегда совпадало с позицией рекламного агентства и концепциями маркетинга. Разработчики рекламы делали робкие попытки выделить в рекламе "уникальное торговое предложение" по аналогии с мировой рекламой 40—50-х гг. прошлого века, но их предложения наталкивались на стену непонимания рекламодателя. Непонимание объяснялось неразвитостью маркетинга рекламодателя, отсутствием стратегий развития маркетинга, отсюда и непониманием рекламы в целях маркетинга. Была общая направленность рекламы на создание сильного, устойчивого образа марки товара; создание и поддерживание приверженности марке; стимулирование приобретения товара; повышение осведомленности покупателей В этот период рекламный рынок в России стал строиться по западным моделям, которые апробированы во всем цивилизованном мире. В 1995 г. был принят Закон РФ "О рекламе", призванный регулировать рекламную деятельность.

Сущность рекламы, рекламной кампании и рекламной деятельности фирмы

Характерной чертой современной рекламы является приобретение ею новой роли в результате вовлечения в процесс управления производственно-сбытовой деятельностью промышленных и сервисных фирм. Суть новой роли рекламы в том, что она стала неотъемлемой и активной частью маркетинговой деятельности фирмы, уровень развития которой определяет качество и эффективность рекламно-информационной деятельности производителя и ее соответствие новым требованиям мирового рынка. Резкое усложнение сбыта и обострение конкуренции, произошедшие в 70-х годах прошлого века, привели к тому, что маркетинг стал фактором конкурентной борьбы, не менее важным, чем достижение превосходства на рынке путем внедрения технических новшеств или снижения себестоимости продукции. Реклама оказалась практически единственным инструментом воздействия на рынок. Это утверждение становится очевидным, если рассмотреть основные виды маркетинговой деятельности фирмы, которые включают практически все сферы ее активности, за исключением технических операций, связанных непосредственно с производством, транспортировкой, продажей товаров и услуг и т.д.

Реклама - это весьма тонкий рыночный инструмент. В условиях развитого рынка, когда присутствует высокая конкуренция, и каждый продавец стремится максимально удовлетворить потребности покупателя, реклама может послужить решающим фактором конкурентной борьбы. Реклама служит для того, чтобы оповестить различными способами (иногда всеми имеющимися) о новых товарах или услугах и их потребительских свойствах, и направлена на потенциального потребителя. Реклама необязательно навязывает товар покупателю. Иногда она просто заставляет вспомнить последнего конкретную марку или название товара (услуги) когда он делает свой выбор. В начале потребитель решает из чего выбирать, а уже затем какой марке отдать предпочтение, на основе своего представления о ней, стереотипа или сложившегося образа конкретной марки товара (услуги). Удачно проведенные рекламные мероприятия, способны вызвать рост потребительских ожиданий, изменить вкусы и предпочтения потребителей и в конечном итоге вызвать увеличение спроса.

Формируя спрос и стимулируя сбыт, заставляя потребителей приобретать товары и ускоряя процесс "купли-продажи", а отсюда оборачиваемость капитала, реклама выполняет на рынке экономическую функцию. Кроме того, она осуществляет также информационную функцию. В этой роли реклама обеспечивает потребителей направленным потоком информации о производителе и его товарах, в частности, их потребительной стоимости. Вместе с тем, очевидно, что, являясь частью системы маркетинга, реклама перешагивает узкие рамки информационной функции и берёт на себя ещё функцию коммуникационную

 

 

Глава 2 «Рынки сбыта вооружений».

Мировой рынок вооружений – это сложная система международных торгово-экономических отношений. Торговля оружием дает возможность не только получать доход, но и оказывать значительное влияние на мировую военно-политическую ситуацию и курс внешнеполитической деятельности стран, наращивать военный потенциал государств-союзников, испытывать новые образцы вооружений, а также обеспечивать заказами военно-промышленныйкомплекс.
Международная торговля оружием имеет свои особенности. Одна из них состоит в том, что зачастую экспорт военной техники и вооружения привязывает заказчиков к поставщикам. Как правило, между странами заключаются долгосрочные договоры, поскольку существует необходимость сервисного обслуживания поставляемой техники, обеспечения запасными частями, модернизации образцов, купленных ранее.

Несмотря на то, что большая часть сделок по оружию заключается в соответствии с межгосударственными отношениями и носит легальный характер.
Согласно данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, за период с 2007 по 2011 год объемы поставок оружия в мире выросли на 24 процента по сравнению с предшествующим пятилетием.
Российский центр анализа мировой торговли оружием предоставил свои данные, принимая за основу четыре последних года. Согласно этим результатам, объем мирового экспорта оружия за период 2008-2011 годов составляет 55 процентов от предыдущих показателей. Этот показатель значительно превышает цифру, названную СИПРИ. Тем не менее, нет никаких оснований сомневаться в правдивости предоставленной ЦАМТО информации нет.

Таким образом, на сегодняшний день ситуация выглядит примерно так: мировой рынок оружия преодолел регресс, который приходился на 2008-2009 годы. Но в то же время, он отстал от мирового экономического кризиса на два года. Однако именно на 2012 год эксперты прогнозируют очередной виток экономического мирового кризиса. И если это действительно произойдет, тогда большая часть контрактов по поставкам оружия будет либо опять перенесена не неопределенное время, либо вообще свернута. Поэтому текущий год станет решающим для определения перспектив развития мирового рынка вооружений.

В качестве введения в главу приведём мнение и оценки Президента России. Выступая в конце апреля 2003 года, Путин заявил, что в 2002 году совокупный объём экспорта военно-технической продукции России составил 4,82 млрд. долларов. «Это на 500 млн. долларов превысило плановые показатели». Президент сказал, что основной статьёй российского военного экспорта остаётся авиационная техника – в 2002 году её доля в общем объёме такого экспорта составила почти 70%. Эти пропорции сохраняются и до сих пор. В то же время имеются значительные перспективы у сухопутных и военно-морских видов вооружений. Путин высказался за последовательное расширение номенклатуры экспортируемых вооружений, в частности, за счёт высокотехнологических изделий. «Это должно стать стимулом для развития наукоёмких отраслей производства». В 2005 доля авиатехники в экспорте военной продукции составила 60% наряду с общим увеличением экспортных поставок1, что говорит о заявленной президентом работе по увеличению объёма продаваемых сухопутных и военно-морских видов вооружений.

О конкурентоспособности Российского оружия говорят следующие цифры [приложение 1]: за 2002-2003 годы российская посредническая корпорация поставила различных видов вооружений на сумму 9,1 млрд. долларов по сравнению с 6,3 млрд. долларов за 2000-2001, а только за 2005 год эта сумма составила 6 млрд. долларов, причём доля России в общем объёме мировых поставок оружия увеличилась по сравнению с долей США2. Также важным является то, что Россия является вторым экспортёром оружия в мире, но разрыв между Россией и США остаётся существенным. США увеличили экспорт оружия в 2002 финансовом году по сравнению с 2001 годом на 10% до 13,3 млрд. долл. Представители министерства обороны США не скрывают удовлетворения: итоги года превзошли ожидания Пентагона, прогнозировавшего объем продаж на уровне 12,8 млрд., сообщает ИТАР-ТАСС. В военном ведомстве такой значительный прирост частично объясняют значительными закупками оружия Израилем – на 2,9 млрд., Египтом – на 1,8 млрд., Италией – на 815 млн. и Грецией – на 812 млн. долл. Правда, необходимо оговориться: большая часть оружия, приобретенного в минувшем году Израилем и Египтом, была закуплена на предоставляемую Штатами финансовую помощь. Иначе говоря, амбиции обходятся недешево: парадокс, но США приходится самим оплачивать свой же экспорт. В Пентагоне же предпочитают говорить о реформах, осуществленных в последние годы Пентагоном в рамках программы зарубежных военных поставок. Именно они, по мнению чиновников, позволили повысить заинтересованность зарубежных партнеров в приобретении оружия у военного ведомства США. Также следует отметить, что совокупный экспорт США в 2003-2005 годах снизился в связи ростом доли России, недавней тенденцией увеличения экспортных поставок оружия Евросоюзом, который вышел на второе место после США по объёму этих поставок, и перенасыщением рынка вооружений.

Итак, США является мировым лидером по поставкам вооружений на экспорт, их доля на рынке составляет по последним данным около 43%1. Россия занимает второе место – около 20% мирового рынка, на третьем месте Франция, чей объём экспортных поставок оценивается примерно в 1 млрд. долларов [приложение 2].

2.1 Китай.

Все эксперты согласны с тем, что рост российского экспорта в последние годы связан с недавними крупными сделками на поставки оружия Китаю. По оценкам экспертов, в 2002 году на Китай пришлось 58 процентов поставок оружия по линии "Рособоронэкспорта", в 2003 году - около 40 процентов2. Рост экспорта оружия в Китай с 2001 года обеспечил основную часть экспортных поставок российской военной техники. Китай стал самым большим приобретением российского военного экспорта. Он закупил у нас оружия − самолётов, ракет, кораблей на сумму до 3,5 млрд. долларов. В 2004 году было поставлено в КНР 24 истребителя Су-30МКК, одной (из восьми запланированных) подводной лодки проекта 636М, а также не менее 8 дивизионов зенитных ракетных комплексов С-300ПМУ-2 «Фаворит»(2 из них в 2004 году).

На примере Греции, Венесуэлы и, конечно, Китая можно убедится в обоснованной востребованности ЗУРов С-300. Даже устаревшие С-200 Украинских ВВС за пределами своих нормативных показателей дальности поразила пассажирский самолет над Черным морем. Конечно, это трагедия, но это и оценка этого давно разработанного комплекса. С-300 с озданы для борьбы с оперативно-тактическими ракетами и баллистическими ракетами средней дальности с дальностью полёта до 3,5 тыс. км. Во время войны в Персидском заливе их аналог «Пэтриот» РАС-2 показал почти втрое меньшую эффективность (0,95 для российских и 0,36 для американских ЗУР). Кроме того РАС-2 неспособны поражать современные ракеты с отделяющимися боеголовками, зависят от разведывательных ИСЗ (что удлиняет время их реакции), а их обслуживание стоит на 65% дороже, чем российских аналогов. Высокие качества комплексов С-300 обусловили их конкурентоспособность на мировом рынке.

Как качественный, так и временной разрыв сохранился и при создании российских и американских средств ПВО на театре военных действий. Если американские средства ПРО РАС-3 ещё только проходят испытания, то отечественные С-400 давно готовы к серийному производству. Более того, с конца 2002 года они, под названием «Триумф», начали поступать в войска. «Триумф» за последние несколько лет стал традиционным экспонатом российского ВПК на международных выставках, что косвенно говорит о его популярности. При этом показатели российских систем по минимальной эффективности площади рассеяния целей превосходят американские в 5 раз, по максимальной скорости и высоте поражения на − 33%, по максимальной дальности целей − в 2,5 раза1. Тем не менее США удалось протащить заведомо ущербный РАС-3 и на европейский рынок в качестве образца для создания европейской ПВО. Как справедливо подмечал эксперт в области торговли оружием Константин Макиенко в интервью журналу «мировая экономка»: «главным преимуществом позиции США на рынке вооружений является почти монопольная способность предоставлять покупателю в одном пакете с продаваемым вооружением ещё и гарантии страны-экспортёра».

Что касается систем ПВО, то также достаточно прибыльным является не только рынок сбыта, но и рынок модернизации и обслуживания (это относится не только к ПВО). Это, в первую очередь, огневые комплексы, станции радиолокационной разведки, средства и системы управления ими. Свою готовность к проведению таких работ предприятия-изготовители уже неоднократно подтвердили в ходе показательных стрельб из модернизированных образцов.

Так, только объем модернизации ЗСУ-23-4 "Шилка" может составить 3-4 млрд. дол при стоимости около 2,5-3,0 млн. долларов за одну систему2. Сейчас на проведение этих работ претендуют фирмы Израиля, Голландии, Швейцарии, Китая, Украины и других стран. Однако на всех тендерах предпочтение отдавалось российским вариантам модернизации, которые наряду с существенным улучшением характеристике установки, предусматривают продление срока эксплуатации модернизированных ЗСУ на 10 лет с одновременным обеспечением их запасными частями.

Всего Китай после 1995 года закупил 48 Су-27 (1,7 млрд. долларов), достигнуты соглашения о продаже 40 Су-30МКК (ок. 2 млрд. долларов) и о лицензионном производстве 200 Су-27 (2,2 млрд. долларов). При всей кажущейся перспективности Китайского рынка невольно напрашивается одно «но»: Китай, как известно, придерживается идеологической доктрины опоры на собственные силы. На данном этапе он готов делать заимствования, но лишь до поры до времени. Его перспектива − приобретать, скорее, технологии вместо военной техники, и это необходимо учитывать. Однако западные военные эксперты и экономисты не верят в перспективу превращения этой страны в военную сверхдержаву наподобие СССР и в его военно-технический прорыв.

Вскоре Китай будет обладать почти 300-ми истребителями Су-27/30 и с учётом поступления на вооружение боевых самолётов национальной разработки будет сопоставим по военной мощи с теми силами, которые может сосредоточить Россия на Дальнем Востоке. Это представляет угрозу национальной безопасности, несмотря на пока гладкие отношения с Китаем. Но, с другой стороны, современный рынок вооружений не терпит пустот. Так, после введения Вашингтоном эмбарго на поставки F-16 Пакистану последний сразу же закупил французские Мираж-2000, а отказ России продать Исламабаду танк Т-80У незамедлительно был компенсирован контрактом на закупку украинских Т-80УД. Отказ же от поставок вооружений Китаю, на который приходится свыше ¼ всех доходов от экспорта российского оружия, или более 1 млрд. долларов в год, столь необходимых для поддержки отечественного ВПК, был бы, по меньшей мере, неразумен. Единственный разумный выход из этой ситуации − опережающее развитие ключевых оборонных НИОКР в России и поддержание мобилизационных ресурсов ВПК, пусть и в законсервированном состоянии.

На совместных учениях в 2005 году командование ВВС РФ рассчитывало заинтересовать Китай российскими самолетами, которые могут быть поставлены на экспорт. По словам главкома ВВС Владимира Михайлова, в маневрах примут участие истребители Су-24М и Су-27М, а также средние бомбардировщики Ту-22М3 и стратегические ракетоносцы Ту-95МС. Источники в российских авиастроительных компаниях сообщили газете "Ведомости", что китайцев в первую очередь интересует Ту-22М3. Китай не располагает современными бомбардировщиками большого радиуса действия. На вооружении стоит только устаревший Ту-16, лицензию на производство которого СССР передал КНР в 1950-х годах. Ту-16 не представляет серьезной угрозы для основного предполагаемого противника Китая - Тайваня. Ту-22М3, оснащенный современными российскими ракетами, может угрожать даже американскому флоту на дальних подступах к Тайваню. До сих пор российские военные отказывались продавать Ту-22М3 китайцам, учитывая мощь этой машины. Слова главкома ВВС можно расценивать как изменение позиции по этому вопросу, предположил один из источников "Ведомостей". В "Рособоронэкспорте" отказались комментировать заявление Михайлова. Серийное производство Ту-22М3 на Казанском авиационном производственном объединении было свернуто еще в 1991 году, поэтому Китаю могут быть проданы самолеты, которые стоят на вооружении ВВС РФ. На сегодняшний день российская авиация располагает 130 бомбардировщиками Ту-22М3, за 13 лет их парк сократился на 170 машин. По мнению одного из источников "Ведомостей", Китаю имеет смысл покупать не менее 40 самолетов. Стоимость такой партии может составить более миллиарда долларов.

Что же касается поставок в Китай вооружений из других стран, то они являются не столь значительны. ЕС ещё в 1989 году, после резни на площади Тяньаньмынь, ввел эмбарго на поставки вооружения в Китай. Сейчас ЕС решает вопрос об отмене этого эмбарго, за что выступают лидеры Франции и Германии (некоторые специалисты считают, что они действуют лишь под действием экономических интересов, не считаясь с проблемой нарушения прав человека в Китае). Китай тоже стремится избавится от этого эмбарго: осенью 2003 года китайское министерство иностранных дел опубликовало документ об отношениях с ЕС. Под заголовком "Военный аспект" в документе сказано, что "ЕС следует как можно скорее отменить его запрет на продажу Китаю оружия, чтобы снять барьеры для более широкого двустороннего сотрудничества в вопросах оборонной промышленности и технологий". Но 24 марта 2005 года стало известно, что под давлением США (Госдеп пригрозил ЕС ввести запрет на торговлю с некоторыми крупными европейскими компаниями) ЕС отложил решение этого вопроса до следующего года. Как известно такое решение не принято до сих пор.

Но, несмотря на запрет, некоторые виды оружия всё же поступают в Китай из ЕС. В резолюции, принятой Конгрессом США 3-го февраля 2005 года в знак протеста против попытки ЕС отменить эмбарго на поставки в Китай оружия, говорится: "крупнейшие члены ЕС - Франция, Германия, Италия и Великобритания - последовательно увеличивали продажи своих вооружений Китаю, и с 2002 по 2003 годы объемы известных поставок оружия в КНР были удвоены, достигнув примерно $540 миллионов". Эту резолюцию поддержали 411 конгрессменов и только трое проголосовали против.

Американские фирмы также стремятся на Китайский рынок, причём примерно 6,7% китайского импорта оружия фактически приходится на США1. Журнал не уточняет перечень поставляемых вооружений, но понятно, что по политическим причинам это не могут быть технологии, которые можно было бы использовать против американских эсминцев в проливе Тайвань. Конфликт вокруг Тайваня реально может случиться, по крайней мере, по сообщениям мировых информагентств Китай уже законодательно оформил своё право на силовое решение этого вопроса.

2.2. Индия.

Вторым по значению российским клиентом является сейчас Индия, которая закупает разнообразное российское оружие − авиатехнику, танки, средства ПВО, ЗУРы, противокорабельные ракеты, боевые корабли и подводные лодки. В Индию было поставлено свыше 40 Су-30МКИ (сумма контракта − 1,5-1,8млрд. долларов), ещё до 130 будет поставлено по лицензии (в декабре 2004 года индийские ВВС получили первые 2 машины, собранные на заводе корпорации HAL). Многофункциональный истребитель Су-30 в настоящее время является самым современным в мире серийным тактическим боевым самолётом, по ряду параметров приближающимся к уровню перспективных истребителей пятого поколения (а по такому показателю, как манёвренность превосходитF-22). По сути Су-30 представляет собой глубоко модернизированный широко известный истребитель Су-27. На экспортные варианты СУ-30МКИ (разработан специально для поставок в Индию) были внедрены последние достижения в области аэродинамики, силовой установки и БРЭО, которые лишь отрабатывались на опытных самолётах семейства Су-27. Вариант же Су-30МКК (разработан специально для поставок в Китай) имеет более «традиционную» конструкцию, так как лишён переднего горизонтального оперения и управляемого вектора тяги [приложение 3].

Кроме того, ранее в Индию было поставлено свыше 70 истребителей МиГ-29 с перспективой продажи ещё 30 МиГ-29К для оснащения авианосца «Адмирал Горшков» (стоимостью 860-900 млн. долларов). МиГ-29 является несколько устаревшей моделью семейства МиГ. Так же на мировом рынке продаются МиГ-29М, которые отличаются от всем известного Миг-29 усовершенствованным БРЭО, применением перспективного алюминиево-литиевого сплава, массовой заменой клепаных соединений на сварные (что позволило значительно снизить массу), использованием радиопоглощающих материалов, увеличением на 20% объёмов топливных баков и т.д. По оценкам специалистов совокупный боевой потенциал самолёта Миг-29М при решения задач завоевания превосходства в воздухе в 1,5 раза превзошёл показатель Миг-29, а при решении ударных задач в 3,4 раза [приложение 4]. Как видно из сравнения лётных характеристик самолётов Су-30 и МиГ-29М, последний почти по всем показателям (за исключением дальности полёта) превосходит Су-30.

Также с Индией подписаны контракты на поставку в лизинг самолётов Ту-22М3 [приложение 5].Эта информация подтверждена официально главкомом ВВС генералом армии Михайловым, в отличие от неофициальных слухов о поставках в лизинг атомной подводной лодки. 1 Закончилось выполнения контракта, согласно которому «Адмиралтейские верфи» обязывались поставить 3 фрегата Talwar-class.

Выполнен контракт поставок 310 танков Т-90С и комплектов для сборки этих машин в самой Индии. Боевые характеристики этой машины описаны ниже.

Ближний Восток.

Помимо крупнейших сделок на поставки российского оружия Китаю и Индии все остальные его потребители являются миноритарными. Условно говоря, с ними заключаются разовые сделки на сравнительно небольшие суммы. С другой стороны ими тоже нельзя пренебрегать. Тем более что в относительно ближайшем будущем можно прогнозировать уменьшение общих объёмов продаж российского оружия по мере насыщения им китайского и индийского рынков. Существует мнение (журнал «Зарубежное военное обозрение», www.vedomodti.ru), что объёмы Российского экспорта оружия в 2007 году уменьшится вдвое в связи перенасыщением Китайского и Индийского рынков.

Страны Ближнего Востока в настоящее время являются одними из крупнейших покупателей современных вооружений и военной техники. Сегодня, по мнению экспертов, их доля в общемировом экспорте продукции военного назначения составляет около 40% с тенденцией к дальнейшему росту Еще в 2000 году Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты по объемам закупок (7,3 и 6,4 млрд. дол. соответственно) вышли на первое и второе места среди стран этого региона. Этим объясняется широкое представительство ведущих мировых экспортеров на 7-й Международной выставке вооружений IDEX-2005, которая станет для них своего рода экзаменом.

Говоря о российской продукции военного назначения, следует отметить, что ее востребованность не только сохраняется на прежнем уровне, но и имеет тенденцию к росту. По мнению аналитиков, шансы российских производителей на заключение новых контрактов на ближневосточном рынке оружия в области продажи и модернизации целого ряда сухопутных и военно-морских образцов военной техники достаточно высоки. В первую очередь это относится к образцам бронетанковой техники (танки, боевые машины пехоты, бронетранспортеры и др.), системам ПВО, военно-морской технике и стрелковому оружию.

Танк Т-72 ("Уралвагонзавод", г. Нижний Тагил) [приложение 6] с 80-х годов поставлялся в 20 стран, среди которых Алжир (467), Ирак (700), Иран (480), Йемен (60), Ливия (200), Марокко (100), Кувейт (150, под шифром М-84АБ из бывшей Югославии). Всего же за рубеж было поставлено более 15000 танков из около 30000 изготовленных. На базе Т-72 были созданы боевая разведывательно-эвакуационная машина БРЭМ-1, танковый мостоукладчик МТУ-72, инженерная машина разграждения ИМР-2 и другая техника. Т-72 был плохо бронирован, менее универсален и обладал более низкой эффективностью огня, чем его конкуренты. Т-72 спроектированный для призывной непрофессиональной армии, был лёгок в управлении и эксплуатации, что и обеспечило его успешный экспорт в различные зарубежные страны. Он был разносторонне оснащён, имел оборудование для преодоления глубоких бродов, а также систему защиты от оружия массового поражения.

Сегодня, для повышения боевых возможностей танка и соответствия современным требованиям, "Уралвагонзавод" предлагает ряд программ его совершенствования. Последний вариант - Т-72М1 был представлен на Нижнетагильской международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов в июле 2004 года. По сути, танк представляет новый боевой комплекс, отличающийся рядом технических нововведений, уже отработанных на танках Т-80 и Т-ЭО. Варианты других фирм, при достаточно высокой стоимости, уступают Т-72М1 по глубине работ и не обеспечивают приобретения нового качества, гарантируемого российской программой1.

В целом же модернизация, без кардинальных конструкционных изменений, в 1,9 раза повышает боевую эффективность Т-72М1, которая практически сравнивается с боевой эффективностью танка Т-90С (2,1). При этом модернизированный Т-72М1 на 40% дешевле Т-90С, а стоимость работ по его модернизации не превышает 60% цены нового танка. Большое значение имеет и то, что вместе с модернизацией заказчику предлагаются учебные стенды и тренажеры, а также обучение экипажей и инструкторов.

Танк Т-90С - дальнейшее развитие танковой серии "Уралвагонзавода", способен решать широкий круг боевых задач в условиях применения как обычного, в том числе и высокоточного оружия, так и средств массового поражения. При относительно небольших массогабаритных показателях и низком силуэте он имеет высокую боевую эффективность, которая обеспечивается пониженной вероятностью его обнаружения, поражения противотанковыми средствами, а также наличием автоматической защиты экипажа от ОМП и быстродействующей системы пожаротушения.

Один из вариантов модернизации - БМП-ЗФ был представлен на выставке "Дефендори-2004" в Греции. Эта машина уверенно плавает и выходит на берег при волнении моря силой до 3 баллов, может непрерывно находиться в воде с работающим двигателем в течение 7 часов, вести стрельбу с необходимой точностью при волнении до 2-х баллов. В целом же по критерию "стоимость-эффективность" она превосходит существующие зарубежные аналоги.

На прошлой выставке IDEX-2003, наряду с российским, предлагался вариант модернизации БМП-3 южноафриканской фирмы "Эс-Эм-И". Однако установка тяжелого (около 300 кг против 270 кг) электроагрегата-кондиционера в кормовой части ведет к смещению центра масс и ухудшению устойчивости. Кроме того, увеличение на 700 мм (против 450 мм в российском варианте) длины БМП ограничивает возможности ее транспортировки, а также требует дополнительного времени (до 10 минут) для ее подготовки к преодолению водной преграды.

2.4. Азиатско-тихоокеанский регион.

В 2004 году во Вьетнам было поставлено 4 Су-30МК (всего 12 шт.). В прошлом году ЦМКБ заключило сделку с Вьетнамом на поставку в эту страну ракетных катеров типа "Молния"1.

Индонезии поставлено 12 самолётов Су-30КИ. Закупка этих машин стала политическим шагом в ответ на отказ США продать партию истребителей F-16 [приложение 7], но всё же главную роль сыграли технические характеристики.

Крупным успехом России в авиационном сегменте стало заключение в прошлом году контракта на поставку ВВС Малайзии 18 истребителей Су-30МКМ. Поставка этих самолетов заказчику намечена на 2006-2007 гг. Приобретение самолетов Су-30МКМ и МиГ-29 может поставить на повестку дня вопрос о необходимости закупки для малазийских ВВС учебно-тренировочных самолетов, а также самолетов дальнего радиолокационного обнаружения. По мнению А. Бурутина, Россия должна быть готова поставить такие самолеты. А. Бурутин сообщил также, что Россия готова поставить Малайзии самолеты Ил-114 и вертолеты Ка-32.

Несмотря на то, что ВМС Малайзии уже имеют в своем составе малые катера, Россия пытается наладить с ней контакты в этой области, предлагая катера типа "Мангуст", которые эксплуатируются в ФПС России. Не было обойдено вниманием и различное вооружение для боевых кораблей. ОАО "Морской НИИ радиоэлектроники "Альтаир", входящий в концерн "Алмаз-Антей" представил на выставке комплекс ПВО "Штиль-1" в состав которого входит турельная установка "Гибка", позволяющая применять те же ракеты, что и ПЗРК «Игла».

Глава российской делегации на выставке DSE-2005, директор «Рособоронэкспорта» по особым поручениям Николай Димидюк, отметил, что интерес Малайзии к средствам ПВО связан с закупкой в России партии многоцелевых истребителей Су-30МКМ, и "теперь ей надо обеспечивать охрану аэродромов их базирования, а также ряда промышленных объектов и самой столицы". Малазийская сторона проявила большой интерес к мобильному ЗРК средней дальности "Бук М1-2". Россия также предложила системы ПВО малой дальности, интерес к которым, по словам А. Бурутииа в последнее время возрос. Это, а частности, ПЗРК "Игла-С", и автоматизированная система "Сосна", которая, как отметил А. Бурутин способна бороться не только с воздушными целями, но и с бронетехникой, т.е. является универсальной.

В 2005 году было объявлено о заключении контракта Малайзии с австрийской фирмой "Штейр-Манлихер" на лицензионное производство автоматической винтовки AUG-3В. Фирма "Штейр-Манлихер" организует производство автоматических винтовок AUG-77 [приложение 8] на своем малазийском филиале. При этом речь идет о том, что "Штейр-Манлихер" выводит с территории Австрии производство боевого оружия, оставляя там производство лишь охотничьего и спортивного. По оценкам, объем производства этой винтовки в Малайзии может достичь 15-20 тыс. ед. в год. По словам министра обороны Малайзии Мохаммада Наджиба, поставка винтовок AUG-3B в перспективе может быть осуществлена в 40 стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. Если эти планы станут реальностью, то, Малайзия станет ведущим производителем стрелкового оружия в регионе.

Следует отметить, что на рынке военно-морской техники Малайзии активно работает Франция. В частности, в ходе работы выставки в малазийской столице было открыто региональное представительство французского агентства вооружений "Армарис". В настоящее время в Шербуре для ВМС Малайзии ведется строительство двух дизель-электрических подлодок типа "Скорпен". Передача этих кораблей малазийским ВМС планируется в 2008 г. Главным подрядчиком выполнения этого контракта стоимостью 1,04 млрд. евро является французская судостроительная компания DSN, субподрядчиком – испанская "Изар групп".

Франция также предлагает Малайзии десантные корабли-доки типа "Мистраль". Эти корабли могут использоваться как для десантных операций на побережье противника, так и для гуманитарных операций, например для эвакуации гражданского населения из районов стихийных бедствий.

Латинская Америка.

Следует отметить, что США считают Латинскую Америку исключительно своей зоной влияния, что мешает проникновению российской продукции. Совершенно уникальный вариант: проблема с Венесуэлой, куда поставляются автоматы Калашникова. Венесуэльский президент Уго Чавес пытался проводить независимую от США политику, что привело к неудавшейся попытке свергнуть его путём бархатной революции по принципу Грузии и Украины. После этого он несколько раз был в Москве, наладил хорошие личные отношения с Путиным, которые трансформировались в том числе и в поставку российских систем вооружений. Автоматы Калашникова — это ранее небольшие по объему поставки, которые являлись скорее символом того, что мы прорываемся на ранее закрытые для нас латиноамериканские рынки. Но ситуация изменилась летом 2006 года, когда Венесуэла закупила партию в 100 тыс. экземпляров автомата Калашникова. Сумма контракта составила $54 млн. Венесуэла была вотчиной оружейных корпораций США, и поставки туда российского оружия, пусть даже автоматов Калашникова, — это сильнейший раздражитель для Госдепа. Важен прецедент выхода на стволовой рынок. Здесь присутствуют как политические, так и экономические мотивы. Отработанная конструкция и исключительно высокая надежность (включая стрельбу очередями даже при засорении песком и вымогании в грязи) создали автомату Калашникова [приложение 9] репутацию одного из лучших образцов индивидуального автоматического оружия в мире и обеспечили ему долгую жизнь и высокую популярность, в отличие от американской М-16. АК распространён по всему миру, состоит на вооружении 55 стран, всего выпущено около 30 млн. штук в более чем в 15 странах мира.

Учитывается, конечно, экономический фактор, потому что президент Уго Чавес может вслед за Калашниковыми купить и МиГи, а потом, по прогнозам маркетологов, и системы С-300. Что касается покупательной способности, Венесуэла в целом— самодостаточная нефтяная страна со значительным притоком нефтедолларов. Это подтверждается контрактом на $1 млрд. на поставку 30 самолетов Су-30 и неуточненного числа вертолетов завода имени Камова. Контракт был подписан во время визита Уго Чавеса в Россию в июле 2006 года.

Начав два года назад работу с Чили практически с "чистого листа", Россия выходит с этой страной на ряд серьезных проектов в сфере военно-технического сотрудничества, считает руководитель российской делегации на выставке FIDAE-2004, начальник департамента анализа и перспективного планирования "Рособоронэкспорта" Сергей Свечников.

В проработке с Чили находятся проекты по поставке в эту страну вертолетной техники, средств ПВО, стрелкового оружия, автомобильной техники ("Уралы"), амфибийных гусеничных средств, гидроакустики, специального оружия и специальных средств для чилийских карабинеров и др. Актуальными остаются и планы выхода на чилийский рынок с техникой сухопутных войск, в частности, с легкими бронемашинами для действий в горах.

С Чили работа ведется с учетом перспективных планов развития вооруженных сил этой страны. В частности, по вертолетной тематике, несмотря на то, что в планах эти закупки приходятся при

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...