Глава 3 «Проблемы, возникающие на мировом рынке вооружений».
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Такому специфичному рынку как рынок вооружений присущи некоторые особенности, связанные с уникальностью продаваемых на нём товаров − вооружений, что и ведёт к появлению на нём важной роли неэкономических рычагов. На мировом рынке часто возникают различные сложности, вызванные опасениями страны-экспортёра вооружений (или третьей стороны) за возможное агрессивное использование этих вооружений страной-импортёром, или за возможность противодействовать собственной агрессии. Зачастую по этим причинам накладывается запрет на продажу определённого оружия вообще или только конкретной стране. В данном случае и начинают работать описанные неэкономические рычаги, действующие посредством законодательного вмешательства. Примером может служить активное противодействие со стороны США (третья сторона) попыткам России поставлять оружие в «страны-изгои», такие как КНДР или Иран. Несмотря на экономически обоснованную заинтересованность обеих стран, но ввиду политической незаинтересованности России, крупные сделки являются невозможными. Единственным верным выходом для России остаётся чётко определить, что принесёт больше прибыли (или меньше убытков) − отказ от заказов упомянутых стран или дополнительные разногласия с США. Для России главной проблемой, возможно, остаётся недоукомплектованность собственной армии новейшими образцами вооружения, которые интенсивно поставляются на экспорт. Это создаёт диспропорцию в равновесии сил в мире не в лучшую для России сторону. Проблемой является и то, что Россия должна продолжать поставлять вооружение до тех пор, пока не будет удовлетворён спрос, ведь, как уже отмечалось выше, спрос на рынке с такой жёсткой конкуренцией, как на рынке вооружений всё равно будет удовлетворён, но без прибыли для России. Из этого следует, что остаётся только увеличить госзаказ на поставки вооружений для внутренних нужд страны, что в последние годы и происходит. В 2000 г. по данным журнала «Известия» госзаказ был в 4 раза меньше выручки предприятий ВПК от экспортных контрактов, а в 2004-2005 г.г. госзаказ примерно сравнялся с объёмами экспорта вооружений.
Так же России оказывается явное противодействие в проникновении на новые рынки сбыта, подконтрольные, как правило, США. Эта проблема упоминалась в главе 2 на примере Венесуэлы, но на самом деле имеет гораздо больший масштаб. В данном случае, на мой взгляд, действуют чисто экономические механизмы, обоснованные жёсткой конкуренцией на мировом рынке вооружений, но проявляющиеся зачастую не в улучшении показателя стоимость-эффективность продаваемой продукции, а в том же политическом давлении. Трудности в проникновении России на мировой рынок являются не только проблемой для России, но и для США, которые эти трудности и создают. США таким образом пытаются противодействовать экспансии российской продукции на мировой рынок вооружений и защитить национальных товаропроизводителей. Увеличение списка покупателей российского оружия является общемировой тенденцией, которая распространилась даже на страны НАТО (в главе 2 рассмотрен пример Греции). У США есть два пути решения этой проблемы: путь политического давления на покупателей (как уже отмечалось, активно используется) и путь повышения конкурентоспособности продукции. Снижение цены может быть обеспечено посредством переноса наиболее трудоёмкой части производства в развивающиеся страны с более низкими издержками на заработную плату (примером может послужить описанный в предыдущей главе контракт между Австрией и Малайзией на лицензионное производство винтовки семейства AUG «Steir»).
Важной проблемой для стран-экспортёров оружия является сложность в получении оплаты за поставленную продукцию. Как уже отмечалось выше, мировой рынок вооружений является крайне политизированным, поэтому зачастую оружие поставляется в долг, по заниженным ценам в целях удовлетворения политических амбиций государства и, несмотря на возможную неплатёжеспособность страны-импортёра. В данном вопросе «продавцу» оружия следует определиться в вопросе состоятельности таких трансакций, то есть принесут ли заведомо убыточные поставки политическую прибыль. Для России некоторые сложности возникают из-за почти монопольного права госпосреднической корпорации на ведение внешнеэкономической деятельности. Считается, что отдельные фирмы, создающие предложение на мировом рынке вооружений более гибко ведут себя на переговорах, стараются учесть все требования потенциальных покупателей. В доказательство данного суждения можно привести динамику роста объема продаж военной техники зарубеж российским предприятием тульское ГУП "КБП", за последние пять лет удвоившим продажи. Сегодня это предприятие имеет заказов на $3 млрд. Тульское ГУП "КБП" одно из немногих на сегодняшний день имеет право на экспорт своей продукции. Но с другой стороны многие мелкие НИИ и ОКБ нуждаются в сотрудничестве с рособоронэкспортом пор ряду причин, таких как организация международных выставок, правовая поддержка, поиск клиентов и т.д. Для России всё большей проблемой становится способность конкурировать с другими странами, в частности с США. Несмотря на военную ориентированность бюджета России (в бюджете России на 2006 год примерно каждый пятый рубль тратится на военные нужды), инвестиции в данную сферу научного и промышленного комплексов по сравнению с США миниатюрны. Правда следует отметить, что большие военные расходы США связаны с агрессивной внешней политикой Америки в последние годы, но факт остаётся фактом: научные разработки США ведутся опережающими темпами, что, возможно, в среднесрочной перспективе отрицательно повлияет на конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке вооружений
Несмотря на все трудности, присутствие страны на мировом рынке вооружений является крайне прибыльным, так как современное оружие относится к высокотехнологичному производству. Стоимость оружия включает в себя затраты на научные разработки, на высокотехнологичное оборудование, на заработную плату высококвалифицированным кадрам и так далее, что говорит об инвестициях в социально значимые отрасли индустрии. Эти прибыли обуславливают высокую конкуренцию на данном рынке и стремление всех стран-производителей оружия получить свою часть сверхдоходов. Поэтому можно говорить об обоснованности внешнеэкономического курса российской администрации на экспансию мирового рынка вооружений и расширение круга «нетрадиционных» для России покупателей.
Заключение. На основании данных, полученных в ходе проведенной работы можно сделать некоторые обобщения. Во-первых главным выводом является то, что мировой рынок вооружения подчиняется в большей мере не экономическим, а политическим механизмам в связи со своей специфичностью. Это объясняет усиленную в последние годы роль государства, поскольку только оно может использовать политические рычаги. За последние несколько лет была сформирована структура госпосредника, через которую производятся по сути все продажи. Лишь немногие компании сохранили лицензию на внешнюю торговлю. Следует отметить, что продажа вооружений приносит не только сверхприбыли, связанные с высокой технологичностью производства и большой ролью научно-исследовательских разработок, но и сверхриски, связанные с возможностью дестабилизации обстановки в регионе в связи изменением баланса военных сил. Поэтому в данных вопросах необходим взвешенный подход, который основывается не только на возможности улучшить статистику продаж, но и на геополитически обоснованных расчетах. Важным является то, что прибыли от продажи оружия связаны с использованием «длинных денег», т.е. необходимы долгосрочные инвестиции. Так, созданный в СССР за счёт крупных капиталовложений, технологический задел используется сегодня для получения прибыли от экспорта вооружений.
К «плюсам» присутствия страны на мировом рынке вооружений можно отнести следующее: конкурентоспособность на мировом рынке вооружений обеспечивается постоянными научными разработками, что означает постоянную обороноспособность страны, т.к. данные разработки при необходимости могут быть использованы для внутренних нужд собственных вооружённых сил. Так же к экономическим «плюсам» присутствия страны на мировом рынке вооружений можно отнести и тот факт, что Россия пытается поддерживать контакты со «странами-изгоями», с которыми остальные страны в целом не сотрудничают по политическим причинам, на чем и теряют потенциальную прибыль. В главе 2 описаны условия поставки Венесуэле автоматов Калашникова и самолетов Су-30. Несколько лет назад Кремль отказывался продавать Каракасу Су-30, опасаясь негативной реакции США, но пошел на это ввиду явной экономической прибыли, ведь вслед за подписанием этого договора последовало подписание следующего, позволяющего российским компаниям добывать нефть на территории Венесуэлы, а самое главное, был заключен контракт на строительство Южноамериканского нефтепровода на сумму $20 млрд. Этот пример является яркой демонстрацией геополитически взвешенного подхода, т.к. никакие разногласия США по поводу Венесуэлы не обойдутся России дороже упущенной прибыли от этих контрактов. В заключение необходимо сделать обобщения по динамике показателей российских экспортных сделок. На основании статистических данных можно заметить, что присутствие России на мировом рынке вооружения стремительно растёт, а США несколько сокращается. Согласно оценкам специалистов можно утверждать, несмотря на прогнозы скептиков, о возможности России в среднесрочной перспективе стать мировым лидером в данной сфере. Делая наиболее пессимистичные предположения о будущем российского экспорта ВПК, трудно утверждать, что Россия опуститься со второго места на третье, ведь ближайший конкурент России - Франция согласно приложению 2 занимает всего 4% рынка
Список использованной литературы. 1. Боевые самолёты зарубежных стран XX века/под ред. Н.А. Бакурского – Балашиха, 2011 2. Боевые cамолёты зарубежных стран XXI века/под ред. Н.А. Бакурского – Балашиха, 2012 3. Боевые самолёты России XXI века/под ред. Н.А. Бакурского – Балашиха, 2011 4. Бычков М.С. перспективы России на рынке Индии//Военно-промышленное обозрение – 2010. – №2 – С.27-29. 5. Война будущего: взгляд из-за океана/под ред. И.М. Попова – М., 2010
6. Зарубежный военный парад за 2011-2012 гг. 7. Мазин А.И. высокие военные технологии: кто впереди//Мировая экономика и международные отношения. – 2012. – №5. – С. 99-104. 8. Макиенко К.П. Хиты военных продаж 2005 года//Коммерсант-власть. – 2010. – №2. – С. 36-37 9. Многоцелевые истребители зарубежных стран/под ред. Н.А. Бакурского – Балашиха, 2009 10. Независимое военное обозрение за 2012-2013 гг. 11. Оружие современной пехоты/под ред. В.И. Ильина. I ч. – Минск, 2012 12. Оружие современной пехоты/под ред. В.И. Ильина. II ч. – Минск, 2012 13. Противоракетная оборона и оружие XXI века/под ред. В.С. Белоуса – М., 2012 14. Реактивные самолёты/под ред. А.М. Лактионова – Назрань, 2010 15. Танки и самоходные установки/под ред. П.С. Ангелова – М., 2011 16. Токарев К.И. гонка вооружения в Азии//Зарубежное военное обозрение. – 2010. – № 7 – С.43-49. 17. «Торнадо» – многоцелевой самолёт/под ред. В.Е.Ильина – М., 2011 18. Экономическая география России/под ред. В.И. Видяпина – М., 2012. 19. www.arms-tass.su 20. www.tsk/vpk.ru Приложение. Приложение 1. по данным журнала «Коммерсант-власть», №2
Приложение 2. по данным сайта www.gisa.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|