Тема 5. Психологические и социальные опасности и стратегии защиты
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Контрольные работы №1 и №2 для специальности СКС (Социокультурный сервис и туризм) заочная форма обучения
Курс 5 Семестр 9 Лекции 6 Практические работы 6 Самостоятельная работа 88 2 контрольные работы Всего часов 100 Зачет в 9 семестре
Саратов-2013
Введение «Безопасность жизнедеятельности» — обязательная дисциплина для всех специальностей высшего профессионального образования, в которой рассматриваются проблемы безопасного взаимодействия человека со средой его обитания (производственной, городской, бытовой, природной) и защиты от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Изучение дисциплины позволяет сформировать у студентов представление о неразрывной связи профессиональной деятельности и отдыха человека с требованиями безопасности. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к эффективным действиям в экстремальных условиях. Дисциплина направлена на повышение технической, гуманистической, правовой и природоохранной подготовки выпускников вуза. Она базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Методические указания и контрольные задания составлены на основании: · государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», ОПД.Ф.16 · примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», рекомендуемой и утвержденной Министерством образования России для всех направлений и специальностей высшего профессионального образования 19.12.2000 г.
· методических разработок кафедры «Эргономика и безопасность жизнедеятельности» и кафедры «Природная и техносферная безопасность» СГТУ.
Цель преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Дать студентам специальные теоретические и практические знания, позволяющие оценивать безопасность жизнедеятельности в сфере гостиничного бизнеса и туризма, физиологические и психологические возможности менеджера, вероятность возникновения опасной и чрезвычайной ситуации, использование средств индивидуальной и коллективной защиты от опасных и вредных факторов в области гостиничного бизнеса и туризма.
Задачи изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Основными задачами изучения дисциплины являются: усвоение слушателями методик оценки вероятностей возникновения опасных и аварийных ситуаций, как следствия воздействия на эргатическую систему (человек-машина-среда) опасных и вредных факторов; усвоение на практике методов оценки, устранения и снижения этих факторов в нормальных условиях; усвоение методик оценки поражающих факторов и способов защиты в чрезвычайных ситуациях. В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» рассматриваются: безопасность труда как составная часть антропогенной экологии; источники антропогенных факторов; параметры микроклимата производственной среды; источники загрязнения воздуха; механические и акустические колебания; электромагнитные поля; ионизирующее излучение; видимый диапазон электромагнитных излучений; действие электрического тока на организм человека; защита от поражения электрическим током; пожарная безопасность; принципы возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций; размеры и структура зон поражения; особенности аварий на объектах атомной энергетики; организация и проведение защитных мер при внезапном возникновении чрезвычайных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Тема 1. Основные понятия безопасности жизнедеятельности Современная модель Вселенной. Теория возникновения жизни на Земле. Теория эволюции и креативная теория. Информация и законы ее передачи. Становление науки о безопасности. Терминология безопасности жизнедеятельности. Опасности и их источники. Основные ошибки проектирования механизмов и среды обитания. Тема 2. Правовые и психофизиологические основы охраны труда Аксиомы техногенной и гуманитарной безопасности. Уровни безопасности социальной системы. Безопасность современного туризма. Смысл безопасности – жизнь без опасностей: логика и мотивы запретов. Опасность. Страх. Параметры микроклимата производственной среды; источники загрязнения воздуха. Суть гуманитарной безопасности. Цели, идеалы, ценности, интересы. Угрозы, риски и вызовы: их индикаторы – напряженность и тревожность. Тема 3. Негативные воздействия на человека и среду обитания Техногенная безопасность. Рабочая среда. Механические и акустические колебания. Акустика и борьба с шумом. Температура и вентиляция. Вибрация. Радиация. Строение уха. Звук и слух. Акустические помехи. Речь и ее разборчивость. Индивидуальные особенности слухового восприятия. Влияние звуков на трудовую деятельность человека. Тяжесть труда и утомление. Динамика работоспособности. Учет требований техники безопасности. Психологическая рационализация трудовых процессов. Действие электрического тока на организм человека; защита от поражения электрическим током. Зрение. Функция глаза и пороги зрительного освещения. Оптические иллюзии. Факторы, облегчающие зрительное восприятие. Цвет. Освещение. Использование цвета. Электромагнитные поля; ионизирующее излучение; видимый диапазон электромагнитных излучений. Тема 4. Чрезвычайные ситуации и их воздействие на среду обитания и человека Анализ проблемы безопасности социальной системы. Концепция национальной безопасности России. Пожарная безопасность; принципы возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации. Размеры и структура зон поражения; особенности аварий на объектах атомной энергетики; организация и проведение защитных мер при внезапном возникновении чрезвычайных ситуаций; Психологическое обеспечение эргатических систем. Подготовка работников к определенным видам трудовой деятельности. Информационно-психологическая безопасность личности. Психологическое манипулирование сознанием и процессом восприятия и анализа информации. Методы психологической защиты. Тема 5. Психологические и социальные опасности и стратегии защиты Информация как важнейший фактор функционирования социальной системы. Законы создания, хранения и передачи информации. Современные приемы и средства манипулирования сознанием. Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) – действенный прием эффективного управления личностью. Основы информационно-психологической безопасности функционирования социальной системы в нормальных условиях и в чрезвычайных ситуациях. Управление системами восприятия информации. Воздействия на систему анализа ситуаций и выработки решений. Методы и приемы психологической защиты. Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|