Общие методические указания.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 «Безопасность жизнедеятельности» - это курс, направленный на получение и закрепление знаний, дающих будущему специалисту возможность сознательно влиять на улучшение условий труда, ускорение темпов комплексной механизации и автоматизации производственных процессов во всех отраслях народного хозяйства, на внедрение современных средств техники безопасности и обеспечение санитарно-гигиенических условий, устраняющих производственный травматизм и профессиональные заболевания. Безопасность жизнедеятельности - это система законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда в нормальных условиях и условиях чрезвычайных ситуаций. Таким образом, курс «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой социально-техническую дисциплину. Изучение курса возможно только на базе знаний, полученных по общеобразовательным и техническим дисциплинам. Теоретические знания и практические навыки, приобретенные в процессе изучения курса, помогают инженеру, работающему на производстве, решать многочисленные проблемы обеспечения безопасных и здоровых условий труда. Основная форма учебной работы студента-заочника — самостоятельное изучение материала курса по рекомендованным учебникам и учебным пособиям. При проработке литературы рекомендуется вести конспект, который поможет закреплению и систематизации полученных знаний, а также окажет помощь при выполнении контрольной работы, подготовке к экзамену и выполнении дипломного проекта. Каждый раз рекомендуется сравнивать рассматриваемые примеры с ситуациями на Вашем производстве.
Изучать курс нужно в последовательности, указанной в программе и методических указаниях. При изучении и составлении конспекта следует дополнительно к учебникам и учебным пособиям пользоваться новой нормативно-технической документацией.
Формы занятий и отчетность по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» студенты заочной формы обучения выполняют две контрольные работы: контрольная работа № 1 «Теоретические и организационные основы безопасности жизнедеятельности» и контрольная работа № 2 «Чрезвычайные ситуации и ликвидация их последствий». Студент заочной формы обучения выполняет контрольные работы по своему варианту и представляет преподавателю: а) контрольную работу № 1 – при межсессионной аттестации; б) контрольную работу № 2 – при промежуточной аттестации (экзаменационной сессии). В Саратовском государственном техническом университете на кафедре ПТБ для студентов-заочников во время сессии читаются лекции и проводятся консультации. Выполнение практических работ обязательно для всех студентов. В некоторых случаях студенты выполняют лабораторные работы. Форму проведения занятий (практические или лабораторные работы) определяет ведущий преподаватель по согласованию с преподавателями, ведущими практические или лабораторные работы. Количество и номера лабораторных работ определяет преподаватель. К экзамену допускаются студенты с зачтёнными контрольными работами, выполнившие лабораторные, либо практические работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольные работы выполняют либо от руки четко и разборчиво в ученической тетради, либо на компьютере и распечатывают на принтере. На каждой странице оставляют поля для замечаний преподавателя-рецензента. Ответы на вопросы должны сопровождаться эскизами, схемами или графиками, выполненными в соответствии с требованиями технического рисования и черчения. В конце контрольной работы необходимо привести перечень использованной литературы, а также поставить дату выполнения и подпись. В случае выполнения работы на компьютере вместе с распечаткой необходимо предоставить преподавателю дискету с выполненной контрольной работой. Компьютерный вариант выполнения считается предпочтительным.
Преподаватель информирует студента о результатах проверки его контрольной на третий день после ее получения. Положительная оценка контрольной работы (зачтено) является необходимым условием допуска студента к сдаче экзамена по курсу «Безопасность жизнедеятельности».
Варианты вопросов в контрольных работах № 1 и № 2 студенты выбирают в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки (табл. 1).
Таблица 1 Выбор вопросов в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки
ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1 1. Перечислите задачи организаций, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением законов, правил и норм по охране труда. 2. Дайте определения терминам дисциплины «Безопасность 3. Поясните сущность аксиомы о потенциальной опасности. 4. Дайте определение понятию «вредный фактор, действующий на человека». 5. Дайте определение понятию «опасный фактор, действующий на человека». 6. Дайте определение понятиям: опасная ситуация; экстремальная ситуация. 7. Перечислите и поясните причины возникновения чрезвычайных ситуаций.
8. Перечислите и поясните основные направления государственной политики в области охраны труда. 9. Дайте определения стихийных бедствий. Приведите примеры. 10. Перечислите и дайте определение вредным и опасным факторам бытовой среды. 11. Раскройте понятие «антропогенное загрязнение воды». Приведите примеры. 12. Перечислите общие и индивидуальные средства защиты от пыли. 13. Изложите содержание задач и полномочий технической инспекции в области охраны труда. 14. Изложите порядок расследования несчастных случаев на производстве, а также порядок их регистрации и учета. 15. Дайте определение понятия «опасная зона». Что необходимо предусматривать, чтобы рабочий не попал в опасную зону? 16. В чем заключаются статистический, топографический, монографический и групповой методы анализа и изучения несчастных случаев? 17. Были ли за последние два года несчастные случаи на Вашем предприятии? Если были, то каковы их основные причины и мероприятия по их устранению? 18. Изложите роль автоматизации и механизации производственных процессов в охране труда. 19. В чем заключаются организация безопасного трудового процесса, влияние психологических и физиологических факторов на условия труда? 20. Опишите и проанализируйте основные меры безопасности на улице и в транспорте. 21. Какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы избежать падения внутри зданий? 22. Перечислите меры безопасности при пользовании электроприборами в бытовых условиях. 23. Как уберечься от ожогов дома и на кухне? Перечислите опасные и вредные факторы в гостиничном бизнезе. 24. Какие требования предъявляются к организации рабочего места туроператора с точки зрения инженерной психологии и эргономики? 25. Объясните, какова связь производственной эстетики с охраной труда. Опишите дизайн помещений на Вашем производстве. 26. Как организуется служба охраны труда на Вашем предприятии в целом и на отдельных участках работы? Какова ответственность администрации и работающих за нарушение норм и правил по охране труда?
27. Какие существуют виды инструктажа по технике безопасности, кто их проводит, в какие сроки? Изложите краткое содержание инструктажей. 28. Как нормируют параметры микроклимата, и какие мероприятия необходимы для их нормализации в производственных условиях? 29. Приведите классификацию вредных веществ по степени воздействия на организм человека. Дайте понятие о предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ. Приведите ПДК по классификации вредных веществ. 30. Какова борьба с выделением вредных веществ в воздух рабочей зоны? 31. Каковы средства индивидуальной защиты органов дыхания? 32. При каких условиях запрещено применение фильтрующих противогазов? 33. Как следует подбирать шлем-маски противогазов? 34. Как подразделяют изолирующие дыхательные аппараты? 35. Каков порядок применения изолирующих дыхательных аппаратов? 36. Какие средства защиты относят к коллективным? 37. Какие средства защиты относят к индивидуальным? 38. Для защиты от каких факторов предназначена спецодежда? 39. Для защиты от каких факторов предназначена спецобувь? 40. Каков порядок обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты? Как это происходит в Вашей отрасли? 41. Каковы меры борьбы с переохлаждениями, избыточным теплом и влагой на производстве? 42. Приведите схемы устройства и объясните принцип работы всех видов искусственной вентиляции. 43. Объясните, как осуществляется естественный воздухообмен и каковы недостатки естественной вентиляции. 44. Объясните принцип действия кондиционера и его назначение, а также применение искусственной аэроионизации в чистых помещениях. 45. Объясните воздействие электромагнитных полей (ЭМП) радиочастот на организм человека. Приведите предельно допустимые величины ЭМП. 46.Объясните природу возникновения рентгеновских лучей и их физические параметры, характеризующие выбор защитных средств от излучений. 47. Каково воздействие на человека световых лучей видимого и невидимого спектров? 48. Каково воздействие электрического тока на организм человека, и какие факторы влияют на исход поражения? 49. Какова первая помощь при поражении электротоком, и как проводится искусственное дыхание? 50. Какие требования безопасности предъявляют к колодцам, лестницам, ограждениям? 51. Опишите процесс горения и виды горения, вспышку, воспламенение, самовоспламенение, самовозгорание и взрыв. 52. Какова классификация производств по степени пожарной опасности? 53. Какие правила противопожарной безопасности следует соблюдать при эксплуатации телевизора? 54. В каких случаях нельзя применять воду для тушения пожара?
55. Как оказать первую помощь получившему ожог во время пожара? 56. Охарактеризуйте легковоспламеняющиеся, горючие и взрывоопасные вещества и требования пожарной безопасности при работе с ними. 57. Изложите огнегасительные свойства воды, пены, углекислоты. В каких случаях эти вещества применимы для тушения пожара? 58. Опишите назначение, устройство и принцип действия пенных, углекислотных огнетушителей. Приведите схемы их устройства. 59. Перечислите средства пожарной сигнализации. 60. В чем заключается организация пожарной охраны труда на предприятии и на отдельных участках работ? Какова роль добровольных пожарных дружин (боевых расчетов) в пожарной охране? 61. Каковы меры безопасности при работе со сжиженными газами? 62. Какие общие правила и меры безопасности следует соблюдать при пользовании газом? 63. Перечислите особые меры предосторожности при пользовании газовыми баллонами. 64. Перечислите способы обнаружения утечки газа. 65. Каковы источники шума, вибрации и ультразвука в производственных условиях? 66. Как нормируются шум, вибрация и ультразвук? 67. Какие правила и меры безопасности следует соблюдать при купании в открытых водоемах? 68. Как подплывать к утопающему? Какими способами можно транспортировать утопающего? 69. Как провести искусственное дыхание? Как провести непрямой массаж сердца? 70. Какие основные правила следует соблюдать при общении с животными? Что делать при нападении животного? 71. Какие меры предосторожности следует соблюдать при общении с собаками? 72. Какие вы знаете правила, позволяющие уменьшить риск быть обманутым или обворованным? 73. Перечислите наиболее распространенные признаки поддельных купюр. 74. Опишите основные признаки подлинности банкнот Банка России. 75. Какие качества личности способствуют (препятствуют) успеху мошенничества? Какие из этих качеств характерны для Вас? Какие качества Вам следует развивать, чтобы не стать жертвой мошенников? 76. Каковы правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки? 77. Перечислите способы транспортировки раненых. 78. Как оказывается первая помощь при ожогах различной степени тяжести? 79. Как одновременно проводится непрямой массаж сердца и искусственное дыхание? 80. В чем заключается первая помощь при обморожениях? ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 2
1. Когда было образовано Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)? Кто был назначен его главой? Перечислите основные задачи МЧС России. 2. Назовите основные документы по вопросам защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Когда Правительством Российской Федерации было принято Положение единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)? 3. Перечислите основные задачи РСЧС. 4. Что такое гражданская оборона? Перечислите основные задачи гражданской обороны. 5. По какому принципу организована гражданская оборона в Российской Федерации? Перечислите права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны. 6. Кто осуществляет руководство гражданской обороной в Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований? 7. Какие формирования и организации составляют силы гражданской обороны? 8. Перечислите обязанности организации по гражданской обороне. Какие для этого создаются в организации органы и службы гражданской обороны? 9. Дайте характеристику ядерного оружия. 10. Какие существуют средства доставки ядерных боеприпасов к цели? 11. Перечислите виды ядерных взрывов. Какой из них является самым опасным для населения? 12. Перечислите поражающие факторы ядерного взрыва и дайте характеристику каждому из них. 13. За какое время при ядерном взрыве средней мощности ударная волна проходит 1, 2, 3 км? 14. Какое время поражающего действия при ядерном взрыве светового излучения (проникающей радиации)? 15. Какой поражающий фактор ядерного взрыва наиболее опасен для жизни людей? 16. Перечислите способы защиты от поражающих факторов ядерного взрыва. 17. Чем характеризуется очаг ядерного поражения, его зоны? 18. Назовите единицы измерения дозы и мощности дозы излучения. 19. На какие зоны делят радиоактивный след при ядерном взрыве? 20. Какую степень лучевой болезни может получить человек при кратковременном облучении 200—400 Р? 21. Какая доза однократного облучения считается безопасной для человека? 22. Что относится к химическому оружию? 23. Какие существуют признаки применения химического оружия? 24. На какие группы делятся все отравляющие вещества в зависимости от их действия на организм человека? Дайте характеристику этим группам. 25. Какая группа отравляющих веществ по своему действию на человека является самой опасной? 26. Перечислите признаки поражения человека той или иной группой отравляющих веществ. 27. Какие средства и способы защиты человека от отравляющих веществ Вы знаете? 28. Дайте определения очага и зоны химического заражения. 29. На чем основано действие бактериологического (биологического) оружия? 30. Что относится к бактериологическому (биологическому) оружию? Назовите признаки применения противником бактериологического (биологического) оружия. 31. Что может быть использовано в качестве бактериальных (биологических) средств поражения? 32. Как происходит заражение людей и животных бактериальными (биологическими) средствами? 33. Перечислите основные средства защиты населения от бактериологического (биологического) оружия. 34. Какие мероприятия проводятся для предотвращения распространения инфекционных заболеваний среди населения? 35. Что относится к средствам коллективной защиты? 36. Как устроено убежище (противорадиационное укрытие, щель)? Какие помещения могут быть приспособлены под убежища, противорадиационные укрытия? 37. Во сколько раз ослабляют действие радиации внутренние (подвальные) помещения одно- и двухэтажных деревянных (каменных) зданий? Во сколько раз открытая (перекрытая) щель уменьшает вероятность поражения ударной волной (световым излучением, проникающей радиацией)? 38. Что собой представляет открытая (перекрытая) щель? Какие у нее размеры? 39. Какие существуют правила поведения в убежищах, укрытиях? 40. Какая задача является основной при проведении спасательных работ в очаге ядерного поражения? 41. Что включают в себя спасательные работы в очаге ядерного поражения? 42. Перечислите задачи неотложных аварийно-восстановительных работ в очаге ядерного поражения. 43. Какие работы в очаге ядерного поражения относятся к неотложным аварийно-восстановительным работам? 44. Как осуществляется поиск и спасение людей в очаге ядерного поражения? 45. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при проведении спасательных работ в очаге ядерного поражения? 46. Какие сигналы оповещения гражданской обороны установлены в стране для своевременного предупреждения населения об угрозе или применении противником оружия массового поражения? 47. Как следует действовать по сигналу «Воздушная тревога» («Радиационная опасность», «Химическая тревога»)? 48. Какие установлены правила поведения людей при нахождении их в зоне радиоактивного (химического) заражения? 49. Какие мероприятия проводятся после выхода людей из зоны радиоактивного (химического) заражения? 50. Что включает в себя частичная (полная) санитарная обработка? 51. Для чего и как проводится дезактивация (дегазация)? 52. Что такое дезинфекция? Как она проводится? 53. Какие правила поведения следует соблюдать населению, находящемуся в зоне карантина (обсервации)? 54. Какие мероприятия проводятся для защиты сельскохозяйственных животных, продуктов питания и воды с возникновением угрозы применения противником оружия массового поражения? 55. Как осуществляется защита сельскохозяйственных животных при перегоне их через зараженные участки местности? 56. Перечислите способы защиты продуктов питания и воды от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения. 57. Что такое эвакуация и рассредоточение? 58. Какой способ эвакуации является основным? 59. Кто руководит рассредоточением и эвакуацией населения? 60. Какие объекты создаются для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения? 61. Как следует действовать при объявлении эвакуации? 62. Какой существует порядок эвакуации населения, его приема и размещения в загородной зоне? 63. Кто руководит ликвидацией последствий стихийных бедствий? 64. Какие мероприятия проводятся при ликвидации последствий стихийных бедствий (землетрясении, наводнении, селевых потоках, оползнях, снежных заносах, лесных пожарах и др.)? 65. Как и для чего организуется комендантская служба в районах стихийных бедствий? 66. Как следует себя вести в районе стихийного бедствия? 67. Какие мероприятия проводятся при ликвидации последствий аварий и катастроф на транспорте, производственных и жилых объектах? 68. Перечислите примеры героической работы российских спасателей по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. 69. Что значит духовно-нравственная безопасность? В чем заключены национальные интересы России в области духовной жизни, культуры и науки? 70. Какую роль играет религия в обществе? Откуда исходит основная опасность в духовной жизни российского общества? 71. Как влияет образование на безопасность жизнедеятельности российских граждан? 72. На чем базируется духовно-нравственная безопасность государства российского? Что снижает уровень этой безопасности? 73. Какое влияние оказывает русский язык на духовно-нравственную безопасность Российской Федерации? 74. Откуда исходит опасность для здоровья российских граждан? 75. Какие первоочередные мероприятия необходимы для поддержания и совершенствования здоровья граждан России? 76. Какие задачи стоят перед Министерством здравоохранения России по поддержанию и сохранению здоровья российских граждан? 77. Перечислите принципы охраны здоровья российских граждан. 78. В чем заключаются национальные интересы России в области экологии? 79. Перечислите основные направления в сфере экологии, на которых должны быть сосредоточены усилия государства, общества в целом и каждого гражданина нашей страны. 80. Почему в настоящее время в России крайне актуальна демографическая проблема? Что лежит в основе ее решения? Список рекомендУЕМОЙ литературы Русак О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / О.Н. Русак, К.Р. Малаян, Н.Г. Занько. СПб.: Лань, 2001. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие: в 3 ч. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. Ч. 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие: в 3 ч. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. Ч. 2. Организационные основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие: в 3 ч. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. Ч. 3. Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций. Любимов М. Е. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие / М. Е. Любимов, В. С. Свечников, В. Е. Танчик; под ред. В. Н. Козлова. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1996. Свечников В. С. Эргономические основы управленческого труда и психологической безопасности личности: учеб. пособие / В. С. Свечников, С. О. Любимов. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / С.В. Белов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2004. Козлитин А. М. Оценка показателей уровня безопасности промышленных регионов / А. М. Козлитин. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1995. Васильев П.П. Безопасность жизнедеятельности: Экология и охрана труда. Количественная оценка и примеры: учеб. пособие / П.П. Васильев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / А.С. Гринин. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. Крапивин О.М. Охрана труда / О.М. Крапивин, В.И. Власов. М.: НОРМА, 2003. Микрюков В. Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие: в 2 кн. М.: Высшая школа, 2004. Кн. 1. Личная безопасность. Общие вопросы охраны труда / сост. Е.Г.Панов, Ю.М.Григорьев. Дубна: Феникс+, 2004. Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности / В.М. Стрелец. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. Тимофеева С.С. Введение в безопасность жизнедеятельности / С. С. Тимофеева. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности / Т.А. Хван, П.А. Хван. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. Хван Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности / Т.А. Хван, П.А. Хван. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Шлендер П.Э. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / П. Э. Шлендер, В. М. Маслова. С. И. Подгаецкий. М.: Вузовский учебник, 2003. Сапронов Ю.Г. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / Ю.Г. Сапронов. М.: Академия, 2003.
Контрольные работы составил профессор кафедры «Природная и техносферная безопасность» д.с.н. В. С. Свечников
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|