Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация трудовой деятельности. Условия труда и их влияние на здоровье человека.




Теория стресса Ганса Селье и ее значение с точки зрения здоровья человека.

Селье Ганс (1907 - 1982) - канадский биолог и врач, создатель учения о стрессе.

 

Биография. Родился в Австрии в семье врача. Получил образование в Пражском университете. Работал в университетской клинике инфекционных болезней в Праге. В 1932 г. переехал в Канаду, здесь руководил Институтом экспериментальной медицины и хирургии.

Исследования. Сформулировал концепцию стресса, в которой описал адаптационный синдром и болезни адаптации. На основе клинических и экспериментальных исследований конкретизировал это учение применительно к человеческому поведению.1

Адаптационный синдром (общий адаптационный синдром), совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (при сильном и длительном стрессе может закончиться смертью). Концепции адаптационного синдрома и стресса выдвинуты Г. Селье.

Сталкиваясь с затруднениями, человек повседневно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде, приносящей ему удовлетворение или порождающей у него тревогу и стресс.

Очевидно, что в нашей культуре - благодаря революционным скачкам в развитии техники, разрушению системы ценностей и т.д. - человек подвергается особенно сильному воздействию стрессов. Об этом же свидетельствует и распространенность заболеваний, вызванных стрессом, - болезней сердца, атеросклероза и бесконечного множества других патологических состояний.

Стресс (данный термин переводится с английского как "давление, напряжение") - это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т.п.) и на психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.). Последние в свою очередь подразделяются на эмоциональные и информационные.

Однако не только избыток раздражителей может привести к нарушениям, но и нехватка их тоже действует как негативный стрессор: монотонность, скука, одиночество, изоляция.

Стрессы могут быть одиночными или накладываться друг на друга, быть периодическими (авралы на производстве) или постоянными (бедность). Разным этапам жизни свойственна своя специфика стрессовых ситуаций (начало учебы, уход из родительского дома, вступление в брак, появление детей и их уход из дома, недостижение профессиональных целей, уход на пенсию).

Начало созданию концепции стресса положил Ганс Селье в 1936 г. Одна из главных функций психики, по его мнению, уравновешивание деятельности организма с постоянно изменяющимися условиями внешней среды. Стресс - это психическая реакция, особое состояние человека в период "перехода", приспособления к новым условиям существования. Общее свойство специфических реакций организма - избыточная активация физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение при появлении неприятных или угрожающих явлений. По видам воздействия на человека стрессы можно подразделить на следующие виды:

· системные стрессы, отражающие напряжение преимущественно биологических систем. Они вызываются отравлением, воспалением тканей, ушибами и т.п;

· психические стрессы, возникающие при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу.

В принципе состояние стресса - это одно из нормальных состояний человека. Стресс (от англ. Stress- нажим, давление) - это любое более или менее выраженное напряжение организма, связанное с его жизнедеятельностью. И в этом качестве стресс - неотъемлемое проявление жизни. Следовательно, дело не в наличии самого явления, а в его количестве (в его выраженности), перерастающем в качество.

Г.Селье выделяет три основные стадии развития стресса:

первая стадия - аларм-стадия, или стадия тревоги,

вторая стадия - стадия резистенции или сопративления;

третья стадия - стадия истощения.

Однако Селье концентрируя свое внимание на физиологической ответной реакции организма на стрессор, игнорирует роль психологических процессов.

В настоящее время многие исследователи предполагают, что физиологическая ответная реакция человека определяется не только присутствием стрессора, а его психологическим воздействием на личность.

В пример можно привести молодых, здоровых солдат, которые умирают, не получив никаких серьезных физических повреждений, а также людей в момент стихийного бедствия, которые сдаются потеряв надежду. Как в фольклоре, так и в реальной жизни встречаются истории, когда люди "умирают от тоски".

Базовиц с соавторами писали: "...в будущих исследованиях... не следует рассматривать стресс в качестве фактора, навязанного организму, его следует рассматривать как реакцию организма на внутренние и внешние процессы, которые достигают тех пороговых уровней, на которых его физиологические и психологические интегративные особенности напряжены до предела или более того"

Американский ученый Лазарус считает, что осознаваемая угроза является центральной характеристикой стрессогенной ситуации, в особенности, если угрозе подвергаются самые важные для человека ценности и цели. Он подчеркивает: вследствии "индивидуальных различий в психологической конституции отдельных личностей любая попытка объяснить характер стрессовой реакции, основываясь только на анализе угрожающего стимула, была бы тщетной".

Таким образом, согласно современным представлениям, психологический стресс можно определить как феномен осознавания, возникающий при сравнении требования, предъявляемого к личности, с ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие равновесия - копинг (coping - совладание) в этом механизме вызывает стресс и ответную реакцию на него. Эта ответная реакция представляет собой попытку справиться с источником стресса. Преодоление стресса включает психологические (сюда входят когнитивная, то есть познавательная, и поведенческая стратегии) и физиологические механизмы. Если попытки справиться с ситуацией оказываются неэффективными, стресс продолжается и может привести к появлению патологических реакций и органических повреждений. В таких случаях говорят о травматическом стрессе.2

Классификация трудовой деятельности. Условия труда и их влияние на здоровье человека.

 

Трудовая деятельность требует от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональной устойчивости. Изучение человека в процессе труда осуществляют физиология и психология труда, а также другие науки, как-то: инженерная психология, эргономика, техническая эстетика и др.

Физиология труда - раздел гигиены труда, посвященный изучению изменения функционального состояния организма человека под влиянием производственной деятельности и разработке рекомендаций по организации трудового процесса.

Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Общепризнанная физиологическая классификация трудовой деятельности включает следующие формы:

Формы труда, требующие значительной мышечной активности, с энергетическими затратами от 17-25 МДж/сутки 4000-6000 ккал/сутки и выше. Это социально неэффективный труд, с низкой производительностью, требующий до 50% рабочего времени отдыха.

Групповые формы труда - конвейер с дроблением процесса на операции, заданным ритмом, строгой последовательностью выполнения операций, с подачей деталей к рабочему месту. Монотонность - основная отрицательная особенность конвейерного труда, приводящая к преждевременной усталости и нервному истощению. Причина в преобладании процесса торможения в корковой деятельности мозга.

Механизированные формы труда с энергетическими затратами 12,5-17 МДж/сутки (3000-4000 ккал/сутки) связаны с уменьшением мышечной деятельности, вовлечением в работу мелких мышц конечностей, характеризуются однообразием локальных действий, малым объемом воспринимаемой информации, монотонностью.

Формы труда, связанные с управлением производственными процессами, при которых человек выполняет функции оперативного звена управления.

Формы интеллектуального труда, характеризующиеся необходимостью переработки большого объема информации, мобилизации памяти, внимания, частотой стрессовых ситуаций, незначительными энергозатратами 10-11,7 МДж/сутки (2400-2000 ккал/сутки), снижением двигательной активности (гипокинезой).

Регуляцию трудовой деятельности осуществляет прежде всего центральная нервная система (ЦНС). Она регулирует деятельность клеток, тканей, органов и системы человеческого организма. Теория центрально-нервной регуляции трудовой деятельности разработана отечественными учеными И.М. Сеченовым, И.П. Павловым, Н.Е. Введенским, Л.А. Ухтомским.

Согласно этой теории психические процессы по своему происхождению - это рефлексы с началом в чувственном возбуждении и концом в мышечном движении. Двигательные реакции человека являются сложными условными рефлексами.

В процессе формирования условного рефлекса выделяются два этапа:

· на 1-ом этапе образования условного рефлекса имеет место возбуждение в ЦНС при участии многих центров коры головного мозга. На этом этапе обучения у рабочего много лишних движений, усилий, ошибок;

· на 2-ом этапе идет подкрепление и усвоение приемов работы, происходит концентрация возбуждения только в соответствующих центрах головного мозга.

Доминантные центры обладают повышенной возбудимостью и способностью к суммации возбуждений, идущих из разных источников. Они первые настраиваются на оптимальный ритм и темп работы. Формирования доминантны сопровождается развитием сопряженного торможения в других областях ЦНС, закреплением четких, экономичных рабочих движений, отсутствием ошибок.

В процессе трудовой деятельности при многократном повторении в определенной последовательности различных раздражителей складывается функциональная система работы коры головного мозга, названная И.П. Павловым динамическим стереотипом, т.е. устойчивой системой рефлексов. Механизм динамического стереотипа заключается в формировании в мозге повторяющихся нервных процессов, программирующих деятельность мозга. По мере закрепления динамического стереотипа возникает автоматизм в действиях рабочего.3

Дальнейшим развитием представления о центральной регуляции трудовой деятельности является теория функциональных систем П.К. Анохина, согласно которой любой целенаправленный двигательный акт осуществляется посредством функциональной системы как замкнутого циклического образования с наличием обратной информации о результате действия. Информация о результатах действия поступает в ЦНС и сливается с моделью ожидаемого результата. Происходит оценка результата, и определяется целесообразность поведенческого акта.

Таким образом, формирование динамических мозговых систем определяет совокупность психических процессов в ЦНС, разнообразных двигательных актов, работу систем жизнеобеспечения организма.

Обязательной составной частью трудовой деятельности является мышечная, то есть двигательные действия, включающие динамические и статистические усилия. Источником энергии для сокращения мышц является экзотермическая реакция расщепления АТФ (аденозинтрифосфата). В зависимости от интенсивности работы изменяется механизм ресинтеза АТФ, сущность которого заключается в расщеплении сложных углеводородных соединений и окислении продуктов распада. В результате тренировок в мышцах увеличиваются запасы источников энергии. Процессы распада, ресинтеза энергетических веществ, изменения скорости биохимических процессов контролируются ЦНС.

Энергетические затраты человека связаны с терморегуляцией, с увеличением тяжести труда растет потребление кислорода и количество расходуемой энергии (на 95%): при умственном труде 10,5-11,7 МДж, а тяжелой физической 16,3-18 МДж. При очень тяжелой работе непрерывно нарастает потребление кислорода, и может возникнуть кислородная задолженность, когда в организме накапливаются неокисленные продукты обмена. Рост обмена веществ и расхода энергии приводит к повышению теплообразования, температуры тела на 1-1,5°С. Таким образом, энергозатраты являются критерием физической тяжести труда.

Мышечная работа влияет на сердечно-сосудистую систему, увеличивая кровоток с 3-5 л/мин до 20-40 л/мин для обеспечения газообмена. При этом возрастает число сокращений сердца до 140-180 в мин. и кровяное давление до 180-200 мм рт.ст.

Увеличение интенсивности работы сопровождается ростом воздухообмена (с 5-8 л/мин до 100 л/мин) частотой дыхания (с 10-20 до 30-40 в мин) и долей использования кислорода (с 3-4% до 4-8%). Последнее обуславливается усилием диффузии О; в легкие.

Под действием мышечной работы меняется морфологический состав крови, ее физико-химические свойства: растет число эритроцитов, содержание гемоглобина, усиливается процесс регенерации эритроцитов, увеличивается число лейкоцитов. Эти изменения свидетельствуют об усилении функции кроветворных органов. Определенные изменения при физической работе происходят в эндокринных функциях (повышение содержание в крови адреналина и др.), что способствует мобилизации энергетических ресурсов организма.

Мышечная работа включает статистическую и динамическую.

Статистическая работа - это процесс сокращения мышц, необходимый для поддержания тела или его частей в пространстве. Такая работа связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с приданием человеку рабочей позы. Статистическая работа более утомительна, чем динамическая. Длительное статистическое напряжение вызывает ослабление кровоснабжения и развитие заболеваний мышечной и нервной системы. Динамическая работа - процесс сокращения мышц, приводящий к перемещению груза, а также тела человека. Энергия расходуется на поддержание напряжения в мышцах и механический эффект работы. Суммарная работа по перемещению груза осуществляются зависимостью.

A = (PH + PH1/2 + PL/9) - K,

где А - работа, Дж;

Р - масса груза, кг;

Н,Н1 - высота поднятия и опускания груза, м;

L - путь, м;

К - коэффициент, равный 6.

Динамическая работа подразделяется:

· общая - выполняется более чем 2/3 массы скелетной мускулатуры,

· региональная - выполняется мускулатурой плечевого пояса или верхних конечностей,

· локальная выполняется при участии менее 1/3 скелетных мышц.

В условиях научно-технического прогресса увеличивается доля умственного компонента в профессиональной деятельности. Формы умственного труда подразделяют: операторский, управленческий, творческий, преподавателей и медработников, учащихся.

Умственная деятельность проявляется в нейродинамических и нейрофизиологических состояниях мозга, в усилении кровоснабжения мозга, повышении энергетического обмена нервных клеток, изменении биоэлектрической активности мозга. При интенсивной умственной работе мозг потребляет до 15-20% энергии, а суточный расход энергии при умственной работе достигает 10,5-12,5 МДж.

Умственная работа связана с нервным напряжением, которое зависит от значимости, опасности и ответственности работы. При нервном напряжении возникает тахикардия, рост кровяного давления, изменение ЭКГ, увеличение потребления кислорода. Для правильной организации умственной деятельности необходимо: постепенно "входить" в работу: соблюдать ритм, систематичность, чередовать работу с отдыхом, деятельность должна быть систематической.

Характеристикой эффективности деятельности человека является работоспособность, т.е. величина функциональных возможностей человека выполнять работу. Она зависит от субъективных и объективных факторов. В изменении работоспособности в течение рабочего дня установлена определенная закономерность: фаза врабатывания (1,5-2,5ч), высокой устойчивой работоспособности (2+2,5ч), фаза снижения работоспособности. После обеденного перерыва фазы изменения работоспособности повторяются. Для оценки физической работоспособности используют показатель способности к внешней механической работе (Р°С), характеризующий частотой сердечных сокращений при разных нагрузках и измеряемый в ваттах.

В процессе работы у человека возникает утомленное состояние, сопровождающееся чувством усталости, снижением работоспособности, ухудшением показателей работы. Механизм утомления объясняет центрально-нервная теория утомления. Она учитывает влияние процессов, происходящих в работающих мышцах и органах на формирование утомления (недостаток кислорода, накопление метаболитов, истощение питательных веществ и др.). За счет обратных связей изменяется состояние ЦНС, формируется корковая защитная реакция, ограничивающая работоспособность. Физиологические картины физического и умственного утомления сходны. Утомление - это целостный процесс, в нем физическое и умственное утомление взаимосвязаны.

Важное место в деятельности человека имеют его психологические и психофизиологические характеристики, от которых зависит его взаимодействие с факторами производственной среды. Обычно выделяют следующие группы характеристик.

1. Характеристики анализаторов, обеспечивающих прием, передачу и первичный анализ информационных сигналов (сенсорное восприятие). Каждый анализатор имеет центральную часть в коре головного мозга и периферическую часть (рецепторы) для восприятия информации. Анализаторы подразделяют на внешние и внутренние. Внешние это зрительный, слуховой, тактильный, болевой, температурный, обонятельный, вкусовой. К внутренним относятся анализатор давления, кинестетический (рецепторы в мышцах, сухожилиях), вестибулярный и специальные во внутренних органах.

Основными параметрами анализаторов являются:

· Абсолютный порог чувствительности, то есть то минимальное значение воздействующего раздражителя, при котором возникает ощущение.

· Предельно допустимая интенсивность сигнала (близкая к болевому порогу).

· Диапазон чувствительности, включающий все переходные значения раздражителя.4

· Дифференциальная чувствительность, то есть минимальное изменение сигнала, восприиимаемое анализатором.

· Число различаемых градаций сигнала.

· Минимальная длительность сигнала, необходимая для возникновения ощущения.

В деятельности человека преобладает зрительная информация (до 90% общего объема), на втором месте стоит звуковая и небольшой объем приходится на долю анализаторов.

2. Инженерно-психологические характеристики, описывающие интеллектуальную деятельность человека. Наибольшее значение из этих характеристик имеют память и мышление.

Память - это процесс запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения информации. Характеристиками памяти являются: объем и скорость запоминания информации, длительность сохранения, полнота и точность воспроизведения.

Мышление - это процесс построения последовательности действий с управляемыми объектами, осуществляемый на основе динамического моделирования этих объектов, их свойств и взаимоотношений. Решение практических задач управления на производстве осуществляется в процессе оперативного мышления, которое является психологической основой принятия решения. Содержанием оперативного мышления является построение структуры ситуации и связывание ее элементов. Сложность решения определяется числом логических условий.

3. Инженерно-психологические характеристики управляющих движений и надежности деятельности. Любое управляющее движение складывается из массы элементарных движений, объединяемых механизмом регуляции ЦНС. Параметры управляющих движений включают пространственные, скоростные и силовые. Пространственные параметры - это размах (амплитуда) и траектория движения. Силовые параметры определяются усилием, развиваемым в процессе движения.

Под надежностью человека понимается вероятность безопасной работы. По вине человека происходят от 20 до 95% отказов в системе "человек-машина". Поэтому необходим учет факторов, влияющих на надежность человека: организация рабочего места, освещение, конструкция технологического оборудования и т.п.

Временные характеристики определяют время выполнения человеком отдельных действий. Для определения временных характеристик имеются таблицы, содержащие время выполнения различных действий и движений. При выполнении экстренных действий необходим учет скрытого времени от момента возникновения раздражителя до начала реакции на него. На время решения задач оказывает взаимное влияние выполняемых действий.

4. Антропометрические характеристики определяют размеры тела человека и его отдельных частей. Они необходимы при конструировании промышленных изделий и рабочих мест, организации труда и других работ в области научной организации труда. Антропометрические характеристики подразделяют на динамические, характеризующие движения, зоны досягаемости, и статические, к которым относятся размеры человека в статическом положении.

Для сравнения различных видов труда, проведения оздоровительных мероприятий необходима оценка тяжести труда.

Тяжесть труда - интегральное понятие, выражающее степень функционального напряжения организма при трудовом процессе. Функциональное напряжение может быть энергетическим при физическом труде и эмоциональным при умственном труде. Соответственно нагрузка на организм при мышечных усилиях классифицируется как физическая тяжесть труда, при эмоциональной нагрузке как нервная напряженность.

На практике используется несколько классификаций тяжести и напряженности труда. Каждая классификация имеет свое назначение. Так, в гигиене труда используется подразделение тяжести труда по степени мышечной и нервной нагрузки: 4 категории, определяемые по эргономическим критериям тяжести и напряженности труда (показатель мышечной и нервной нагрузки). Для оценки гигиенической эффективности проводимых оздоровительных мероприятий условия труда подразделяются на 3 класса (оптимальные, предельно допустимые, вредные и опасные).

При определении льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда используется нормирование гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредных и опасных факторов. Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

I класс. Оптимальные условия для сохранения здоровья и высокой работоспособности.

II класс. Допустимые условия с уровнем действующих факторов, не превышающих нормы.

III класс. Вредные условия, оказывающие негативное воздействие на работающих. Они подразделяются:

· 1 степень вредности (вызывают обратимые изменения в организме);

· 2 степень вредности (вызывают стойкие изменения в организме);

· 3 степень (вызывают профессиональную патологию в легкой форме);

· 4 степень вредности (вызывают выраженную форму профзаболеваний).

IV класс. Опасные (экстремальные) условия, которые создают угрозу жизни в течение рабочей смены.

Из анализа деятельности человека и его физиологических характеристик вытекают основные мероприятия, направленные на уменьшение утомления человека:

1. Рациональная организация рабочего места и мебели, которая заключается в соответствии их антропометрическим данным и психологическим возможностям человека. При этом должна быть принята оптимальная поза, размеры рабочего места должны соответствовать эргономическим рекомендациям.5

2. Важным средством предупреждения утомления являются упражнения и тренировка. Они обеспечивают совершенствование умений и навыков, придают законченность и устойчивость всем формам двигательной активности. При этом происходит процесс приспособления функций человеческого организма для наиболее эффективного выполнения конкретной работы.

3. Рациональный режим труда и отдыха обеспечивает высокую производительность труда и работоспособность без признаков чрезмерного утомления. Задача решается за счет оптимального чередования периодов труда и отдыха.

4. Производственная физическая культура, основанная на феномене активного отдыха.

5. Функциональная музыка вызывает положительный эмоциональный настрой, необходимый для любой работы.

6. Комнаты психофизической разгрузки, проводящие сеансы по снятию усталости и нервно-психического напряжения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...