Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Омоложение» курения, употребления алкоголя и наркотиков как психолого-педагогическая и социальная проблема.




 

Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ представляет собой серьезную проблему современного общества. Косвенно или напрямую она затрагивает практически каждого пятого жителя страны. Ухудшение здоровья, распространение курения, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание этих тенденций может вызвать необратимые последствия.

Наркомания и алкоголизм имеют острые социальные последствия: совершаются преступления и аморальные поступки, происходит деградация личности и населения в целом, увеличивается смертность особенно среди молодежи, развиваются и передаются заболевания, увеличивается рождаемость больных и неполноценных детей, распадаются семьи. Именно несовершеннолетние, дети и подростки, быстрее и чаще подвержены вышеперечисленным негативным социальным явлениям современного общества.

Причин и условий, способствующих приобщению подростка к наркотикам, довольно много и знание основных из них должно помочь в целенаправленной профилактической работе. Ученые выделяют следующие причины и факторы, способствующие развитию наркозависимости у детей и подростков:

1. Социальные:

· неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий жизненный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);

· широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;

· активная пропаганда в средствах массовой информации направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов, завуалированная пропаганда легализации наркотиков;

· неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;

· проживание в районах с низким имущественным цензом (районы «городского дна»).

2. Конституционально-биологические: наследственная отягощенность психическими и/или наркологическими заболеваниями.

3. Традиционные: культуральное потребление психоактивных веществ в данной местности.

4. Индивидуально - психологические:

· подражание более старшим или авторитетным сверстникам;

· попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

· стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;

· аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная комфортность, неустойчивость характера);

· протестные реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);

· самодеструктивное поведение;

· любопытство;

· подчинение давлению и угрозам.

У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Несовершеннолетний, начинающий принимать наркотики, оказывается в сложной социально-психологической ситуации – с одной стороны, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни, связанного с наркотизацией, новых ощущений в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания, с другой – безучастность или некомпетентность сверстников, педагогов, родителей. На наркоманию – как форму девиантного поведения – влияет наложение множества факторов: макро- и микросоциологических, объективных и субъективных, социальных, социально-психологических и индивидуально-личностных.

Под руководством доктора педагогических наук профессора Карпова Г. Ф. специалисты провели мониторинг наркомании и выделили модели, варианты, мотивы, цели аддиктивного поведения или пристрастия к наркотикам. Подробное описание можно найти в сборнике.

Распространение и потребление наркотических средств имеет явную и скрытую формы. Явная выражена в официально зарегистрированной части подростков и молодежи. Это находящиеся на учете в учреждениях здравоохранения в связи с прохождением лечения, а также уличенные в наркопреступлениях соответствующими подразделениями ОВД. Анализ ситуации, связанной с потреблением подростками и молодежью наркотических средств, свидетельствует, что их явная часть – количество состоящих под диспансерным наблюдением – составляет в лучшем случае четверть от общего числа злоупотребляющих. Истинное число приобщающихся к потреблению наркотических средств или больных наркоманией известно лишь в самых общих чертах и с определенной степенью вероятности, поскольку сюда входят как те, кто лечится неофициально или самостоятельно, так и те, кто вообще не выявлен.

Рост массового приобщения молодежи к потреблению психоактивных веществ произошел в 1997-2001 годы, когда в жизнь вступило новое «рыночное» поколение, не обремененное ценностным «барьером» прошлого и обладающее более индивидуализированным сознанием, чем их родители. За этот период средний возраст начала потребления табачных изделий снизился на 3,5 лет, алкогольных напитков – на 2,5 лет, наркотических средств – на 3,5 лет. С 2001 года показатель среднего возраста начала потребления психоактивных веществ стабилизировался и сегодня составляет: табачных изделий – 11,5 лет, алкогольных напитков – 13 лет (в основном пива), наркотических средств – 14 лет.

В последние годы в России наблюдается интенсивное приобщение детей и молодежи, в особенности девушек, к курению, в то время как количество курящих подростков в странах мира (в процентах, по данным Всемирной организации здравоохранения): Греция – 13,8; Польша – 21,5; Италия – 23,5; Англия – 24,1; Франция – 26,3; Испания – 28,2; Финляндия – 30,2; Украина – 33,8.

В возрастной группе 11-24 года в России курят не менее 50%. Приобщение к курению начинается в детском возрасте: в 13 лет курила уже одна треть, а в 17 лет – до 60% всех курящих в обследованной возрастной группе. Среди детей и молодежи курят 49,5%, то есть почти 16 миллионов человек. Курят среди юношей 58,3%, среди девушек – 40,5%. На долю девушек приходится 40% общего объема выкуриваемых подростками и молодежью сигарет.

Несмотря на это в молодежной среде стало массовым потребление спиртных напитков, включая пиво. Их пьют 80% молодежи, причем как юношей, так и девушек. Огромных масштабов достигло потребление пива, при этом согласно официальной классификации пиво не считается алкогольным напитком. Две трети детей и молодежи потребляют в основном пиво, пить которое в массовом порядке начинают в среднем в 12 лет; водку – в 16 лет. По данным академика Ю. Лисицына, в России в настоящее время употребляют спиртные напитки уже более 75% старшеклассников, при этом уровень алкоголизации девочек в среднем выше и составляет 80-92% в Москве и Центральном регионе [9].

Если провести сравнение скажем, с Республикой Казахстан, то увидим, что в год казахстанец выпивает 33 литра чистого спирта, а россиянин – 40 литров, и это абсолютный рекорд в мире[10].

Выявлена также связь между потребляющими алкогольные напитки и начальной стадией приобщения к потреблению наркотических средств. Пьют алкогольные напитки среди не потребляющих наркотические средства – 74%, потребляющих наркотические средства – 98%. Частота потребления наркотических средств в большой степени варьирует в зависимости от того, курят дети и молодежь или нет (среди курящих пробовали или потребляют наркотические средства 48%, среди некурящих – 12%).

Сегодня точный учет наркотизации подростков и молодежи ведется в диспансерах на стадии, когда за помощью обращаются преимущественно больные наркоманией. В этом случае под учет подпадают только те, кто обратился в государственное учреждение, в то время как многие прибегают к помощи частных врачей либо лечатся сами. Что касается правоохранительных органов, то они учитывают преступников, организующих и реализующих незаконный оборот наркотических средств, психотропных препаратов.

 

Литература

 

 

1. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – 3- е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 414 с.

2. Петрушин В.И., Петрушина Н.П. Валеология: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарика, 2002. – 431 с.

3. Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. Около 2000 слов и понятий: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 344 с.

1 Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – 3- е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 414 с.

2 Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. Около 2000 слов и понятий: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 344 с.

3 Петрушин В.И., Петрушина Н.П. Валеология: Учебное пособие для вузов. – М.: Гардарика, 2002. – 431 с.

4 Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. Около 2000 слов и понятий: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 344 с.

5 Торохова Е.И. Валеология: Словарь-справочник. Около 2000 слов и понятий: Учебное пособие для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 344 с.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...