Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава арбитражная практика по налогу на прибыль организаций




 

Налог на прибыль организаций — федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках.

Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций [5,57].

Налог на прибыль, взимаемый с предприятий, объединений, организаций, учреждений, по существу, представляет собой плату хозяйствующего субъекта государству за использование экономического пространства, трудовых ресурсов, производственной, социальной и прочей инфраструктуры. Практически это одна из форм изъятия государством части чистого дохода предприятий.

Налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо, наоборот, снижающим) их заинтересованность в развитии производства. Одновременно, как было сказано выше, налог на прибыль обеспечивает значительные поступления в государственный бюджет [6,28].

Рассмотрим Арбитражную практику по налогу на прибыль организаций на примере.

Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа. Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением апелляционного суда решение суда оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Основанием для вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности послужили выводы налогового органа, о занижении обществом налоговой базы по налогу на прибыль организаций, поскольку в нарушение положений статей 271, 346.25 Кодекса денежные средства за реализованные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполненные работы, оказанные услуги) и полученные после перехода на общий режим налогообложения не учтены в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Арбитражные суды отказали в удовлетворении заявленных обществом требований, исходя из отсутствия каких-либо сомнений, неясностей либо противоречий в содержании подпункта 1 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса, которые могли бы быть истолкованы в пользу налогоплательщика и пришли к выводу о нарушении обществом правил, установленных пунктом 2 статьи 346.25 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 346.14 Кодекса объектом обложения единым налогом признаются доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

В пункте 1 статьи 346.18 Кодекса указано, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

В силу пункта 1 статьи 346.15 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

В целях главы 25 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (пункт 1 статьи 249 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав.

Организация, перешедшая с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, в целях исчисления налога на прибыль обязана с даты перехода вести учет доходов и расходов в порядке, предусмотренном главой 25 «Налог на прибыль» Кодекса с соблюдением при этом в отношении доходов и расходов, относящихся к периоду применения упрощенной системы налогообложения, правил, установленных пунктом 2 статьи 346.25 Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 346.25 Кодекса организации, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений выполняют следующие правила:

1) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения;

2) расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы. В связи с превышением дохода 15 млн. руб. общество утратило право на применение упрощенной системы налогообложения и перешло на общий режим налогообложения. Полученные обществом после перехода на общий режим налогообложения доходы за реализованные в период применения упрощенной системы налогообложения товары (выполненные работы, оказанные услуги) не включены им в налоговую базу по налогу на прибыль, что является нарушением указанных выше норм права. При этом судами установлено, что обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о включении указанной суммы в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения исходя из условий подпункта 1 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса, равно как не представлено доказательств, подтверждающих факт исчисления и уплаты единого налога, уплачиваемого в связи c применением упрощенной системы налогообложения, с сумм фактически не поступивших на расчетный счет общества в период применения специального налогового режима.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса расходы, осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.

В силу пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Судами установлено, что обществом ни в налоговый орган, ни в суд, не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у него расходов, которые могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с положениями подпункта 2 пункта 2 статьи 346.25 Кодекса. При этом налоговым органом при определении налоговых обязательств общества по налогу на прибыль приняты продекларированные им документально подтвержденные расходы.

Довод общества о необходимости применения пункта 7 статьи 3 Кодекса в связи с наличием неустранимых противоречий и неясностей в правилах установленных, пунктом 2 статьи 346.25 Кодекса, правомерно отклонен судами, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.

Оснований для переоценки вывода судов не имеется, поскольку в силу части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.

С учетом вышеизложенного, Федеральный Арбитражный суд Уральского округа кассационную жалобу общества отклонил.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе прохождения я составляла и формировала описи судебных дел, подготавливала завершенные судебные дела для передачи в архив.

По поручению руководителя практики проект решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В целом, я ознакомилась с особенностями организации деятельности отдела камеральных налоговых проверок №1 и других отделов Инспекции, их основными задачами и функциями.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы [14,69].

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой важнейший инструмент экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства.

За время прохождения практики я приобрела практические навыки работы в налоговых органах, закрепила и расширила свои теоритические знания в области налогообложения, приобрела навыки использования законодательства в конкретных случаях, повысила свою профессиональную подготовку.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета. 1993г. №237.

2. Налоговый Кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г.//Российская газета,№148-149.

3. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации. - М: 1996. - 21 ноября (в ред. от 28.11.2011). - 42 с.

4. Федеральный Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Собрание законодательства Российской Федерации. - М: 2005. - 6 июня (в ред. от 27.07.2011). - 82 с

5. Акжигитова, А.Н. Налоги и налоговое планирование [Текст]: учебник / А.Н.Аджигитова. - Пенза: Пензенский гос. ун-т, 2009. - 138 с.

6. Акулич, М.В. Налоговый учет и отчетность [Текст]: учебник / М.В. Акулич. - СПб.: Питер, 2009. - 208 с.

7. Борисов А. Н., Защита прав налогоплательщиков при принудительном взыскании налогов, пеней и санкций, Юстицинформ, 2007.- 228 с.

8. Березин М.Ю., Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры, — М.: Волтерс Клувер, 2007.- 640 с.

9. Гуреев В.И., Налоговое право - М.: Экономика, 2006.- 253 с.

10. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В., Налоговое право учебник, Москва: из-во «Юстицинформ», 2006. – 421 с.

11. Землин А. И., Налоговое право: Учебник. — (Профессиональное образование), — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,2008.- 304 с.

12. Зрелов А.П, 1000 актуальных вопросов практики применения налогового кодекса Российской Федерации: настольный справочник добросовестного налогоплательщика, -М.:Юрайт-Издат,2007.- 373 с.

13. Зуйкова Л.П., Новые правила проведения проверок, взыскания штрафов, уплаты налогов, Новые правила проведения проверок, взыскания штрафов, уплаты налогов., - М.:Экономико-правовой бюллетень 2009, N 10, 2009.

14. Карп М.В., Налоговый менеджмент, – М.:Юнити-Дана, 2009.- 477 с.

15. Клокова А.В., Уплата налогов и сборов: как получить отсрочку: Практическое пособие, - М.:Омега-Л, 2008.- 160 с.

16. Корнева Е.А., Ткачев В.Н., Правовое регулирование полномочий налоговых органов: комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика, -М.:Городец, 2007.- 352 с.

17. Крохина Ю.А., Налоговое право (2009 г.) М.: ЮНИТИ-ДАНА 2006г.- 383 с.

18. Крутякова Т.Л., Расходы и налоги, из-во «АйСи Групп», 2009. - 304 с.

19. Миляков Н.В. Налоговое право учебник, М.: Инфра-М, 2008. – 383 с.

20. Микидзе С.Г., Налоговое право, - М.: ЭКСМО, 2009.- 32 с.

21. Нагорная Э.Н., Налоговые споры. Оценка доказательств в суде, -М.:Юстицинформ, 2009.- 528 с.

22. Оканова Т.Н., Косов М.Е., Региональные и местные налоги. Учебное пособие, Москва: ЮНИТИ-ДАНА,2008.- 120 с.

23. Пансков В.Г., Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб., – М.: МЦФЭР,2008.- 592 с.

24. Петров А. В., Налоговая экономия. Реальные решения.(2-е издание), Бератор-Паблишинг, 2009.- 400 с.

25. Петрова Г.В. Налоговое право. Учебник для вузов — 2-е изд, — М.:НОРМА—ИНФРА 2000г.- 271 с.

26. Пепелляев С.Г., Налоговое право,учебник для вузов, Москва: Юрист, 2008.- 213 с.

27. Самсонова А.Е., Расчеты в налоговой и бюджетной сферах: теория и практика, М.: Юристь, 2007.- 134 с.

28. Филина Ф.Н., Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. Серия: Бакалавр. - - М.:ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.- 424 с.

29. Феоктистов И.А., Зачет и возврат налогов., -:M, - ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.- 120 с.

30. Официальный сайт Федеральной Налоговой Службы: http://www.nalog.ru

31. Официальный сайт ФНС по Белгородской области: http://www.r31.nalog.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...