Территориальные изменения в муниципальной организации РФ
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Территориальная организация местного самоуправления План Понятие и виды муниципальных образований Установление и изменение границ муниципальных образований Территориальные изменения в муниципальной организации РФ
Территория является непременным условием организации и функционирования публичной власти, ее физической основой и пределами. В то же время территория местного сообщества есть государственная территория, местные жители являются гражданами государства. Муниципальные образования в целом создаются в обязательном порядке, они не факультативны. Такая правовая позиция была выражена в постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2000 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных Устава (Основного Закона) Курской области [18], в котором указано, что от права на местное самоуправление нельзя отказаться.
Территориальной сферой местного самоуправления является муниципальное образование. В соответствии с абзацем 8 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Признаки муниципального образования, вытекают из определений таких понятий как «городское поселение», «сельское поселение», «муниципальный район», «городской округ» и «внутригородская территория города федерального значения».
До принятия Федерального закона № 131-ФЗ определения понятия «поселение» в федеральном законодательстве не содержалось. Вне юридической науки термин «поселение» имеет очень широкое значение. В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «поселение» предлагается понимать как «населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». Под населенным пунктом в данном случае подразумевается «общее название мест с постоянными жителями», используемое, как правило, в официальных отношениях.
Существенно изменился смысл понятия «поселение» после принятия Федерального закона № 131-ФЗ. Если ранее термин «поселение» являлся географическим, и был полностью тождественен устойчивому географическому наименованию «населенный пункт», то после принятия Федерального закона № 131-ФЗ, понятию «поселение» был придан новый правовой смысл.
Понятие «поселение» определяется в Федеральном законе № 131-ФЗ через два понятия – городского и сельского поселения. В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 2 данного закона под сельским поселением следует понимать один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В абзаце 3 той же статьи было закреплено определение городского поселения, как города или поселка, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
К общим признакам поселений относятся следующие признаки: все они являются муниципальными образованиями; органы местного самоуправления всех поселений, вправе решать специфический «поселенческий» круг вопросов местного значения; территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, входят в состав муниципальных районов; территории поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений; в состав территории поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения; территория поселения не может входить в состав территории другого поселения; территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
В состав сельского поселения не могут входить городские населенные пункты; количество сельских населенных пунктов, которые могут входить в состав сельского поселения, не ограничено. В состав городского поселения не может входить более одного города, но при этом должен входить хотя бы один городской населенный пункт; помимо территории «базового» городского населенного пункта, в состав городского поселения могут входить в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями). Анализ признаков поселений, закрепленных Федеральным законом № 131-ФЗ, позволяет сформулировать следующее определение: поселение – это вид муниципального образования, к ведению которого, как минимум, отнесено решение «базовых» вопросов местного значения, территория которого не включает в свой состав территории иных муниципальных образований. Поэтому представительные органы поселения в обязательном порядке избираются непосредственно населением. В качестве самостоятельного вида муниципального образования Федеральным законом № 131-ФЗ выделяется муниципальный район. В состав муниципального района входит несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Рассмотрим признаки муниципального района, закрепленные законодательством: муниципальный район является муниципальным образованием; в состав территории муниципального района входят территории поселений, а также могут входить межселенные территории; в состав территории муниципального района не входят территории городских округов; в назначении должностных лиц местного самоуправления муниципального района могут принимать участие органы государственной власти субъекта РФ; к компетенции органов местного самоуправления муниципального района относятся вопросы местного значения межпоселенческого характера и передаваемые отдельные государственные полномочия; границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района передаваемых отдельных государственных полномочий. Как уже говорилось выше, в состав территории муниципального района могут входить межселенные территории. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, к ним могут относиться лишь следующие территории: территории с низкой плотностью населения, не являющиеся исторически сложившимися землями населенных пунктов, прилегающими к ним землями общего пользования, территориями традиционного природопользования населения поселений, рекреационными землями, землями для развития поселений; территории сельских населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек, расположенных на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях при условии, что на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте было принято решение о возможности ненаделения населенного пункта статусом поселения и о возможности его невхождении в состав поселения. (горные пастбища, оленеводческие стойбища; балкарский народ оказывается лишенным ареала жизнедеятельности и ставится на грань выживания - в отсутствие всякой промышленности жители горных сел лишаются права пользования пустующими пастбищами и сенокосами)
Перечень субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, а также перечень субъектов РФ и отдельных районов субъектов РФ (в существующих границах), относящихся к территориям с высокой плотностью населения утверждены Распоряжением Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р. Отдельно следует сказать о таком специфическом виде городского поселения, как городской округ. В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, под городским округом следует понимать городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению как вопросов местного значения поселения, так и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. С одной стороны, городской округ – это вид городского поселения, с другой стороны, городской округ обладает отдельными признаками муниципального района. Так, например, городской округ в отличие от остальных городских поселений: не входит в состав муниципального района; органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями не только по решению вопросов местного значения поселения, но и по решению вопросов местного значения муниципального района, а также могут наделяться отдельными государственными полномочиями; в назначении должностных лиц местного самоуправления городского округа могут принимать участие органы государственной власти субъекта РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|