Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ III. ТЕМА: Коммуникативный аспект культуры речи




Контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи»

(ОЗО, ПНИПУ, 2016-2017)

Вариант первый

ЧАСТЬ I. Нормативный аспект культуры речи

Цель: ознакомление с основными типами норм русского литературного языка, с принципами русской орфографии, повышение практической грамотности студентов.

Вопросы для понимания:

1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

2. Типы норм современного русского литературного языка:

а) орфоэпические нормы; б) нормы орфографии; в) нормы пунктуации.

Контрольные вопросы и задания (письменно):

№1. Распределите слова по двум группам: I – выделенная согласная читается мягко, II – выделенная согласная читается твердо:

Ака д емия, а т еист, д еканат, д етектив, д ебатировать, д ебют, д евиз, д езинфицировать, д емагогия, д емократизм, ж юри, ин т ервью, ком м ерция, компе т ентный, компью т ер, ко д екс.

№2. Укажите слова, в которых на месте орфографического ЧН произносится ШН:

Булочная, двоечник, девичник, конечно, лавочник, молочный, скворечник, порядочный, копеечный, стрелочник, коричневый, гречневый, троечник, шапочный.

№3. Образуйте формы родительного падежа (кого? чего?) множественного числа следующих существительных:

Апельсины, баклажаны, армяне, мандарины, яблоки, места, башкиры, грузины, партизаны, очки, носки, чулки, помидоры, валенки, гектары.

№4. Укажите ударение в словах и словосочетаниях. Укажите равноправные нормативные варианты.

Втридорога, дозвонишься, завидно, завсегдатай, закупорить, звонит, избалованный.

№5. Найдите лексические ошибки, дайте правильный вариант:

Абонент на цикл лекций; коренной абориген; своя автобиография; другая альтернатива; в апреле месяце; без ничего; бережливо относиться к детям; места бывших сражений; топать ногами; жестикулировать руками; монументальный памятник.

№6. Укажите, в каких словах (словосочетаниях) допущены ошибки.

 

1. 1. непримеримый 2. воздаяние 3. разберать 4. хол 2. 1. замерсший сад 2. севрюжка 3. телешка 4.ращщепить 3. 1. можевельник 2. перессорить 3. коррпункт 4. раззорить 4. 1. безынвентарный 2. дисфункция 3. претерпеться к неудобствам
5. 1. прожорливый 2. креп-жоржет 3. вещество тягуче 4. размежован 6. 1. хорошие здравници 2. рыльце 3. трусцой 4. цегейка 1. упоминать 2. уравень жизни 3. бестелесный 4. ниский 1. гарцевать 2. женишок 3. присытиться 4.мяхкий

№7. В указанных предложениях расставьте знаки препинания.

А. 1. Лучший способ оборониться от обиды это не уподобляться обидчику.

2. Поистине слово не воробей вылетит не поймаешь.

3. Правильно народ говорит Слово серебро молчание золото.

4. Вот так я убедился что говорить не думая что стрелять не целясь.

5. На западе мутно тлел не желающий умирать закат.

 

Б. 1. Двор залитый асфальтом был похож на большой каменный колодец.

2. Доносившийся снизу шум моря говорил о покое.

3. Несколько успокоенный я отправился к себе на квартиру.

4. Вдали виднелась небольшая березовая роща.

5. Подъехав к господскому дому он увидел белое платье мелькающее между деревьев.

 

Базовые учебники:

· Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 86-104.

· Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. С. 76-92.

· Орфоэпический словарь русского языка. Желательно издание после 2000 г.

· Используйте данные портала «Грамота.ру» или «www.slovary.ru».

ЧАСТЬ II. ТЕМА: Стилистический аспект культуры речи

Цель: получение системного представления о функциональных стилях речи и их особенностях.

Вопросы для понимания:

1. Разговорная речь в системе функциональных стилей. 2.Научный стиль.

3. Публицистический стиль. 4. Официально-деловой стиль.

Контрольные вопросы и задания (письменно):

№1. Составьте резюме на предполагаемое вами место работы (желаемая вакансия). Не забывайте, что резюме - жанр официально-делового стиля. Составляйте так, чтобы резюме можно было использовать в действительности.

№2. Составьте предложения (под буквой б), предпочтительные для научного стиля. Выбор обоснуйте.

а) Когда я исследовал..., то обнаружил.

б) Ваш вариант.

а) Автор этой работы думает, что...

б) Ваш вариант.

№3. Прочитайте 2-3 параграфа из учебника/учебного пособия одной из ваших специальных дисциплин (по выбору). Выпишите 8-10 терминов. Дайте самостоятельно толкование каждого выписанного термина. Приведите пример его использования. Данные можно оформить в таблицу. P.S. Упражнение тренирует память, умение формулировать, использовать (при необходимости) синонимические конструкции.

 

Термин Дефиниция (толкование) термина Пример использования

№4. Определите, к какому стилю принадлежат тексты.

Варианты ответов: 1.официально-деловой, 2. разговорный, 3. публицистический, 4.научный.5.художественный.

 

Текст А. Не всем понравилось, что религии поделены на традиционные и нетрадиционные. А также что вводился пятнадцатый ценз на регистрации тех конфессий, которые как грибы возникают на территории России. В России сегодня действует огромное количество зарубежных церквей, приходов и сект, деятельность многих из которых носит тоталитарный и деструктивный характер. Они применяют методики зомбирования и гипноза. Прибегают к помощи психотропных средств. Таким образом подавляется личность. Пользуясь нашими трудностями, они покупают души русских людей путем раздачи бесплатной литературы, приглашений за границу. Активно проникают в учебные заведения. (Из интервью с Патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым. Профиль, 1997. №35)

Текст Б. Курс «Русский язык и культура речи» своей главной задачей имеет повышение культуры языковой личности студента. Безбоязненное, уверенное владение средствами родного языка и навыками общения способствует повышению уровня не только языковой и коммуникативной компетенции студентов, но и их профессиональной компетенции (для этого совсем необязательно ждать окончания института). Обращение к реальной языковой действительности (в частности, письменный контекст города) позволяет студенту анализировать чужие и свои собственные языковые навыки, что помогает понять выгодность и полезность языковой грамотности (Объяснительная записка к рабочей программе по курсу «Культура речи современного города»).

Базовые учебники:

· Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 8-44, 107-111.

· Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / О.М. Казарцева. - 5-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2003. С. 330-383.

· Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. С. 166-177.

· Русский язык и культура речи: учеб. для студ. вузов / ред. Максимов В.И. - М.: Гардарики, 2008. С. 73-92, 148-208.

ЧАСТЬ III. ТЕМА: Коммуникативный аспект культуры речи

Цель: получение системного представления о коммуникативных особенностях речи. Анализ личностного коммуникативного поведения.

Вопросы для понимания:

1. Коммуникативное поведение. 2. Культурный шок и коммуникативный шок.

3.Параметрическая модель коммуникативного поведения. 4. Коммуникативный эталон. 5.Коммуникативная неудача.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...