Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЧАСТЬ I. Нормативный аспект культуры речи




Цель: ознакомление с основными типами норм русского литературного языка, с принципами русской орфографии, повышение практической грамотности студентов.

Вопросы для понимания:

1. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

2. Типы норм современного русского литературного языка:

а) орфоэпические нормы; б) нормы орфографии; в) нормы пунктуации.

Контрольные вопросы и задания (письменно):

№1. Распределите слова по двум группам: I – выделенная согласная читается мягко, II – выделенная согласная читается твердо:

Кот т едж, кон т екст, крей с ер, к р ем, ко ф е, кор р ектный, лоте р ея, ли д ер, ме н еджер, ментали т ет, милитари з м, национали з м, но в елла, па т ент, патриоти з м, паш т ет, р егресс.

№2. Укажите слова, в которых на месте орфографического ЧН произносится ШН:

Никитична, горячечный, сливочное, пустячный, Кузьминична, сердечный, скучно, собачник, прачечная, горчичник.

№3. Образуйте формы родительного падежа (кого? чего?) множественного числа следующих существительных:

Граммы, килограммы, погоны, сапоги, умения, знания, навыки, учителя, облака, поленья, уральцы, северяне, консервы.

№4. Укажите ударение в словах и словосочетаниях. Укажите равноправные нормативные варианты.

Исчерпать, каталог, квашение, клала, красивее, кремень, творог, обеспечение, пригласят.

№5. Найдите лексические ошибки, дайте правильный вариант:

 

Войти вовнутрь помещения; он завсегда вежлив; иметь роль; играть значение; так ведет себя только невежда; одела на себя шляпу; плеяда новейших компьютеров; народный фольклор; в конечном итоге; прейскурант цен.

№6. Укажите, в каких словах (словосочетаниях) допущены ошибки.

 

1. 1. взъерошить 2. межъэтажный 3. интервью 4. чеканьщик 2. 1. семисаженный 2. обиженый 3. куринный 4. бетонный 3. 1. неглубокий 2. неволить 3. не сказано не слова 4. куда не кинь, все клин 4. 1. начетверо 2. во-вторых 3. пошли на прямую по шоссе 4. ни в какую
5. 1. потчивать 2. лепечишь 3. мающийся 4. уэльсский 6. 1. с верху в низ 2. рванул санки влево 3. толкнул его в бок 4.жилось по-всякому   7. 1. она была воспитанна бабушкой 2. мимо рощь 3.неуспевшие еще увянуть листья 4. без промаха 8. 1. заносчивый 2. нежданно-негаданно 3.корзина 4.вокзал

 

№7. В указанных предложениях расставьте знаки препинания.

А. 1.Этот вопрос казалось затруднил гостя.

2. Такая погода говорят старики удержится долго.

3. По углам комнаты как будто раздается шорох.

4. Люблю зима твои проказы.

5. «Успокойся – сказал он – Завтра поговорим».

 

Б 1. День разгорелся и на знойно сверкавшую воду было больно смотреть.

2. Рыбаки мы были неопытные и рыба у нас клевала плохо.

3. Кто языком штурмует тот немного навоюет.

4.На примере этой истории мы убедились еще раз в правильности русской поговорки Петь хорошо вместе а говорить порознь.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок лесов не было.

6. Нужное слово если оно вовремя сказано всегда дорогу к сердцу найдет.

Базовые учебники:

· Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 86-104.

· Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. С. 76-92.

· Орфоэпический словарь русского языка. Желательно издание после 2000 г.

· Используйте данные портала «Грамота.ру» или «www.slovary.ru».

ЧАСТЬ II. ТЕМА: Стилистический аспект культуры речи

Цель: получение системного представления о функциональных стилях речи и их особенностях.

Вопросы для понимания:

2. Разговорная речь в системе функциональных стилей. 2.Научный стиль.

4. Публицистический стиль. 4. Официально-деловой стиль.

Контрольные вопросы и задания (письменно):

№1. Составьте резюме на предполагаемое вами место работы (желаемая вакансия). Не забывайте, что резюме - жанр официально-делового стиля. Составляйте так, чтобы резюме можно было использовать в действительности.

 

№2. Составьте предложения (под буквой б), предпочтительные для научного стиля. Выбор обоснуйте.

а) Этот подход, конечно, неправильный.

б) Ваш вариант.

а) Когда я прочитал книжку специалиста, понял, как он правильно написал.

б) Ваш вариант.

№3. Прочитайте 2-3 параграфа из учебника/учебного пособия одной из ваших специальных дисциплин (по выбору). Выпишите 8-10 терминов. Дайте самостоятельно толкование каждого выписанного термина. Приведите пример его использования. Данные можно оформить в таблицу. P.S. Упражнение тренирует память, умение формулировать, использовать (при необходимости) синонимические конструкции.

 

Термин Дефиниция (толкование)термина Пример использования

№4. Определите, к какому стилю принадлежат тексты.

Варианты ответов: 1.официально-деловой, 2. разговорный, 3. публицистический, 4.научный.5.художественный.

Текст В. Весною 1809 года, князь Андрей поехал в рязанские именья. Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба.

На краю дороги стоял дуб. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, сук а ми и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца (по Л.Н. Толстому «Война и мир»).

Текст Г. Статья 1214. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит следующую присягу:

“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать ее суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов Российской Федерации и добросовестно исполнять возложенные на меня народом обязанности” (Из Конституции Российской Федерации).

Базовые учебники:

· Введенская Л. А. Культура и искусство речи: Современная риторика: для высших и сред. учеб. завед. / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. С. 8-44, 107-111.

· Казарцева О. М.Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / О.М. Казарцева. - 5-е изд. - М.: Флинта; Наука, 2003. С. 330-383.

· Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2003. С. 166-177.

· Русский язык и культура речи: учеб. для студ. вузов / ред. Максимов В.И. - М.: Гардарики, 2008. С. 73-92, 148-208.

ЧАСТЬ III. ТЕМА: Коммуникативный аспект культуры речи

Цель: получение системного представления о коммуникативных особенностях речи. Анализ личностного коммуникативного поведения.

Вопросы для понимания:

1. Коммуникативное поведение. 2. Культурный шок и коммуникативный шок.

3.Параметрическая модель коммуникативного поведения. 4. Коммуникативный эталон. 5.Коммуникативная неудача.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...