II. Практическое исследование особенностей зрительных представлений о форме, цвете и величине младших школьников с недоразвитием интеллекта
II.1. Цель, задачи, содержание и методика экспериментального исследования
Цель: Изучение особенностей представлений о форме, цвете и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием. Задачи: . Выявить уровень сформированности представлений о цвете. . Выявить уровни сформированности представлений о форме. . Выявить уровень сформированности представлений о величине. В экспериментальной работе принимали участие 11 учащихся первого класса с интеллектуальным недоразвитием младшего школьного возраста, обучающиеся в школе-интернате № 10 г. Санкт-Петербурга. Обследование учащихся проводилось в индивидуальном порядке. В каждом задании использовалась устная, доступная пониманию испытуемых инструкция. В случаи необходимости задавались уточняющие, наводящие вопросы. Практическое исследование особенностей зрительных представлений о цвете, форме и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием состояло из 3 серий. В каждой серии использовались задания. Первая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности зрительных представлений о цвете. задание. "Узнавание и называние цветового спектра". Цель: определение знаний цветов спектра. Материал: карточки соответствующие цветам спектра. Инструкция: Скажи, какого цвета эта карточка? задание. "Дифференциация предметов по цвету". Цель: определить умение детей выявлять цвет как типичный признак. Материал: предметные картинки. Карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цвета. Инструкция: Показ карточки определённого цвета - подбери карточки такого же цвета. задание. "Составление цветоряда".
Цель: определить характер узнавания и отражения насыщенных цветов. Материал: Лента различной цветовой насыщенности, карточки соответствующие цвету ленты. Инструкция: составь такую же ленту. Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки: · понимание инструкции; · знание цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый); · установление цвета как типичного признака реального предмета; · определение насыщенности цвета (светлый, темный);
Вторая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о форме, умений дифференцировать предметы по форме. Предложены 3 задания, в ходе которых определяем знание детьми основных геометрических форм и соотнесение этих форм с предметным изображением. 1 задание. Игра "Найди и покажи”.
Цель: определить умение детей узнавать и называть основные геометрические формы. Материал: карточки с изображением геометрических форм, набор с деревянными геометрическими фигурами (у ребёнка). Инструкция: Какая геометрическая фигура изображена? Найди такую же у себя в коробочке и покажи. 2 задание. "Соотнесение предметных изображений с геометрическими эталонами их форм". Цель: оценка уровня сформированности перцептивных действий. Материал: предметные изображения. Геометрические формы. Инструкция: разложи карточки по группам в соответствии с геометрическими формами. 3 задание. "Дорисовывание геометрических фигур" Цель: оценка уровня мышления. Материал: карточки с элементами различных геометрических форм. Инструкция: Дорисуй геометрическую форму. Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки: · понимание инструкции; · знание формы (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал); · соотнесение геометрической формы с реальным предметом; · графическое отражение геометрических форм.
Третья сериязаданий направлена на выявление уровня сформированности умений дифференцировать предметы по величине. Дети выполнили 2 задания. В ходе этих заданий они сравнивали предметы по величине, выстраивали предметный ряд от самого большого до самого маленького. задание. Сравнение предметов по величине.
Цель: определить умение детей находить большой и маленький предмет на глаз, сравнение больше - меньше, одинаковой величины. Материал: предметы разной величины. Инструкция: посмотри и скажи - какой предмет больше, меньше или они одинаковые по величине. задание. Выстраивание предметного ряда по величине. Цель: оценка уровня сформированности знаний величин. Материал: предметы различной величины. Инструкция: У меня на столе кто-то навёл беспорядок, разбросал все предметы. Помоги мне поставить их по величине от самого большого к самому маленькому. Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки: понимание инструкции. величина как сравнительный признак предметов. определение величины предмета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|