Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Практическое исследование особенностей зрительных представлений о форме, цвете и величине младших школьников с недоразвитием интеллекта




 

II.1. Цель, задачи, содержание и методика экспериментального исследования

 

Цель: Изучение особенностей представлений о форме, цвете и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием.

Задачи:

. Выявить уровень сформированности представлений о цвете.

. Выявить уровни сформированности представлений о форме.

. Выявить уровень сформированности представлений о величине.

В экспериментальной работе принимали участие 11 учащихся первого класса с интеллектуальным недоразвитием младшего школьного возраста, обучающиеся в школе-интернате № 10 г. Санкт-Петербурга.

Обследование учащихся проводилось в индивидуальном порядке. В каждом задании использовалась устная, доступная пониманию испытуемых инструкция. В случаи необходимости задавались уточняющие, наводящие вопросы.

Практическое исследование особенностей зрительных представлений о цвете, форме и величине младших школьников с интеллектуальным недоразвитием состояло из 3 серий. В каждой серии использовались задания.

Первая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности зрительных представлений о цвете.

задание. "Узнавание и называние цветового спектра".

Цель: определение знаний цветов спектра.

Материал: карточки соответствующие цветам спектра.

Инструкция: Скажи, какого цвета эта карточка?

задание. "Дифференциация предметов по цвету".

Цель: определить умение детей выявлять цвет как типичный признак.

Материал: предметные картинки. Карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цвета.

Инструкция: Показ карточки определённого цвета - подбери карточки такого же цвета.

задание. "Составление цветоряда".

Цель: определить характер узнавания и отражения насыщенных цветов.

Материал: Лента различной цветовой насыщенности, карточки соответствующие цвету ленты.

Инструкция: составь такую же ленту.

Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:

· понимание инструкции;

· знание цветов спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый);

· установление цвета как типичного признака реального предмета;

· определение насыщенности цвета (светлый, темный);

 

Уровни Характеристика уровней сформированности представлений о цвете
0 уровень (очень низкий) Отказ от выполнения заданий Не приступает к выполнению задания по ряду причин: не понял задания, плохое самочувствие, отсутствие интереса к заданию.
1 уровень (низкий) Выполнено все неправильно Путаются в назывании цветов спектра. Ошибаются в соотнесении локальных цветов с соответствующими реальными предметами. Не соотносят цвета по насыщенности. Не различают оттенки цветов.
2уровень (средний) Выполнено частично правильно Называют адекватно цвета спектра. Правильно соотносят локальные цвета с соответствующими реальными предметами. Плохо соотносят цвета по насыщенности. Выделяют усиленный и ослабленный цветовые контрасты. Выделяют только ярко насыщенные цвета.
3Уровень (высокий) Выполнено всё правильно. Называют адекватно цвета спектра. Правильно соотносят локальные цвета с соответствующими реальными предметами. Правильно соотносят цвета по насыщенности. Различают оттенки цветов.

 

Вторая серия заданий направлена на выявление уровней сформированности представлений о форме, умений дифференцировать предметы по форме.

Предложены 3 задания, в ходе которых определяем знание детьми основных геометрических форм и соотнесение этих форм с предметным изображением.

1 задание. Игра "Найди и покажи”.

Цель: определить умение детей узнавать и называть основные геометрические формы.

Материал: карточки с изображением геометрических форм, набор с деревянными геометрическими фигурами (у ребёнка).

Инструкция: Какая геометрическая фигура изображена? Найди такую же у себя в коробочке и покажи.

2 задание. "Соотнесение предметных изображений с геометрическими эталонами их форм".

Цель: оценка уровня сформированности перцептивных действий.

Материал: предметные изображения. Геометрические формы.

Инструкция: разложи карточки по группам в соответствии с геометрическими формами.

3 задание. "Дорисовывание геометрических фигур"

Цель: оценка уровня мышления.

Материал: карточки с элементами различных геометрических форм.

Инструкция: Дорисуй геометрическую форму.

Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:

· понимание инструкции;

· знание формы (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал);

· соотнесение геометрической формы с реальным предметом;

· графическое отражение геометрических форм.

 

Уровни Характеристика уровней сформированности представлений о форме
0 уровень (очень низкий) Отказ от выполнения задания Отказ от выполнения задания по различным причинам. (не понял задания, плохое самочувствие, не выспался и т.д.)
1 уровень (низкий) Выполнено все неправильно Не могли выделить соотнести предметы с эталоном. Трудности в определении формы. Большие трудности дорисовываниия формы.
уровень (средний) Выполнено частично правильно Трудности в дорисовывании фигур. Соотнесение с эталоном затрудненно.
уровень (высокий). Выполнено все правильно Понимают инструкцию. Демонстрируют знание форм. Соотносят геометрические формы с реальными предметами. Адекватно отражают геометрические формы в рисунке.

Третья сериязаданий направлена на выявление уровня сформированности умений дифференцировать предметы по величине.

Дети выполнили 2 задания. В ходе этих заданий они сравнивали предметы по величине, выстраивали предметный ряд от самого большого до самого маленького.

задание. Сравнение предметов по величине.

Цель: определить умение детей находить большой и маленький предмет на глаз, сравнение больше - меньше, одинаковой величины.

Материал: предметы разной величины.

Инструкция: посмотри и скажи - какой предмет больше, меньше или они одинаковые по величине.

задание. Выстраивание предметного ряда по величине.

Цель: оценка уровня сформированности знаний величин.

Материал: предметы различной величины.

Инструкция: У меня на столе кто-то навёл беспорядок, разбросал все предметы. Помоги мне поставить их по величине от самого большого к самому маленькому.

Для наиболее точного анализа результатов выполнения заданий были приняты за основу следующие критерии оценки:

понимание инструкции.

величина как сравнительный признак предметов.

определение величины предмета.

 

Уровни Характеристика уровней сформированности представлений о величине
0 уровень (низкий) Отказ от выполнения задания.  Отказ от выполнения задания по различным причинам. (плохое самочувствие, проблемы дома, не выспался и т.д.)
1 уровень (низкий) Выполнено все неправильно.  Трудности в сравнении предметов по величине. Трудности в выстраивании предметного ряда по величине.
2уровень (средний) Выполнено частично правильно. Не значительные трудности в выполнении заданий. Небольшие затруднения в определении величины предмета и использовании величины как конкретного признака предмета.
3уровень (высокий) Все выполнено правильно. Все задания были выполнены без затруднений. Хорошее понимание инструкции, определяют величину предметов без затруднений, адекватное восприятие величины как признак предмета.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...