Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Статистика бюджетной системы, как составная часть статистики государственных финансов. Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета. Статистика налогообложения и анализ ее показателей.
1. Статистика бюджетной системы как составная часть статистики государственных финансов. Государственные финансы – это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, валового национального дохода и части национального богатства, которые связаны с формированием финансовых ресурсов и их использованием. Статистика своими показателями и методами характеризует финансовую систему, одним из основных звеньев которой являются государственные финансы. Государственный бюджет - важнейшая составляющая государственных финансов, основной финансовый план образования и использования бюджетного фонда. (приложение №1 – Схема основных составляющих государственных финансов) Бюджетная система России имеет три уровня бюджетов: 1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2. бюджеты субъектов РФ или региональные бюджеты и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3. бюджеты муниципальных образований или местные бюджеты. Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ являются самостоятельными и не включаются друг в друга. Бюджеты всех уровней сводятся в консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет представляет собой статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их расходования на территории федерации и отдельным ее субъектам. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты субъектов РФ или территориальные бюджеты включают в себя региональные и местные бюджеты.
Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и приведением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетов, источников доходов и основных направлений их расходования. В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизация данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешних долгов государства, влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.
Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства и его подразделений, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных инспекций, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России и его территориальных управлений, а также статистическая отчетность предприятий и организаций: №1- бухгалтерский баланс,№2- отчет о финансовых результатах, №5 – приложение к бухгалтерскому балансу, №3 - отчет о движении капитала, №4 – отчет о движении денежных средств и другие, а также аналогичная информация по страховым, кредитным и другим организациям.
Методология расчета и анализа показателей доходов и расходов государственного бюджета.
Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Среди них наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации. Бюджетная классификация является основным методологическим документом, по которому планируются, прогнозируются и исполняются доходная и расходная части государственного бюджета. Она представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы, составления по ней отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов разных уровней. Бюджетная классификация является единой, она закреплена в «Бюджетном кодексе Российской Федерации», принятом в 1998 году и вступившим в действие с 1 января 2000 года. В Бюджетный кодекс вносились изменения более чем 20 федеральными законами, последний из которых был принят 26 апреля 2007 года. В этом законе уточнено определение и состав «Бюджетной классификации Российской Федерации». Она разработана на основе рекомендаций международных финансовых организаций с учетом специфики России и начиная с 1 января 2008 года включает только четыре классификации вместо действовавших - восьми. Бюджетная классификация используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней. На уровне субъектов федерации и органов местного самоуправления бюджетные классификации при утверждении могут детализировать объекты бюджетных классификаций, но при этом не должны нарушать общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ. Современная бюджетная классификация РФ с 1 января 2008 года включает: - классификацию доходов бюджета - классификация расходов бюджета - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов - классификация операций публично-правовых образований. Бюджетная классификация РФ включает две группировки доходов: «Налоговые доходы и неналоговые доходы» и “Безвозмездные перечисления» и не сгруппированные данные по «Доходам от предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности».
000 1 00 00000 00 0000 000 Налоговые доходы и неналоговые доходы включают Налоги на прибыль (доход), на товары и услуги, на совокупный доход, на имущество, на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, прочие налоги, сборы и пошлины, доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности, находящейся в государственной и муниципальной собственности, от продажи земли и нематериальных, доходы активов от внешнеэкономической деятельности, прочие и другие неналоговые доходы. 0002 00 00000 00 0000 000 Безвозмездные перечисления включают следующие перечисления: - От нерезидентов. - От бюджетов других уровней. - От государственных внебюджетных фондов. - От государственных организаций. - От наднациональных организаций. - Средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды. Бюджетная классификация РФ включает следующие группировки расходов: 0100 Общегосударственные вопросы 0200 Национальная оборона. 0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. 0400 Национальная экономика. 0500. Жилищно-коммунальное хозяйство 0600 Охрана окружающей среды 0700 Образование. 0800 Культура, кинематография. Средства массовой информации. 0900 Здравоохранение и физическая культура и спорт 1000. Социальная политика. 1100. Межбюджетные трансферты Основные параметры федерального и региональных бюджетов определяются следующими показателями: - валовой внутренний продукт (ВВП) или валовой региональный продукт (ВРП) - темпы роста ВВП или ВРП - индекс потребительских цен средний обменный курс рубля по отношению к доллару и евро. Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально – экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.
Результат финансовой деятельности государства (применительно к России – в лице органов государственного управления и органов самоуправления) выражается в бюджетном профиците или дефиците. Показатель превышения доходов над расходами называется профицитом, а превышение расходов над доходами - дефицитом Относительными показателями профицита и дефицита является их процентное отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП). При наличии бюджетного дефицита к ВВП не превышающим 3% финансовое положение страны считается нормальным. Относительная характеристика дефицита консолидированного бюджета представлена в приложении №3, а профицита – в приложении №4. Наличие дефицита требует его покрытия, т.е. его финансирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|