Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники финансирования инвестиционной деятельности российских предприятий




Анализ финансового потенциала инвестиционного процесса в России имеет важное значение для уяснения возможностей его активизации.

При оценке этих возможностей необходимо учитывать специфику сложившейся в России модели финансирования инвестиций в основной капитал. В соответствии с этой моделью финансирование менее половины инвестиций в основной капитал осуществляется за счет собственных средств предприятий, а более половины – за счет привлеченных средств (рис. 1).

Рис.1. Собственные и привлеченные средства в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал

 

Привлеченные средства включают три сопоставимые по величине части:

• ресурсы государства (бюджетные средства, а также средства внебюджетных фондов);

• средства вышестоящих организаций за счет финансирования головными структурами;

• прочие привлеченные средства (банковские кредиты, средства от эмиссии ценных бумаг и пр.)

Возможность активизации инвестиционной деятельности предприятий путем самофинансирования во многом определяется наличием у них собственных инвестиционных ресурсов. Объем этих ресурсов, определяемый как суммарная величина сальдированной прибыли (за вычетом налога на прибыль) и амортизационных отчислений. В 2013-2014 гг. динамика финансового результата российских предприятий существенно ухудшилась (рис.2), что негативно повлияло на их инвестиционную активность.

 

Рис. 2. Динамика финансового результата российских предприятий в 2000-2014 гг.

 

Сальдо прибылей и убытков (в 2012-2014 гг.) сократилось с 7824 до 5903 млрд. руб., а доля убыточных предприятий возросла с 29,1 до 32,3%. Рост числа убыточных предприятий отражает снижение средней рентабельности по экономике, затронувшее большую часть ее секторов.

Тенденция снижения прибыли предприятий по отношению к ВВП, риски ухудшения финансового положения предприятий в условиях замедления роста экономики и неопределенности хозяйственной среды уменьшают возможности инвестиционного развития.

Вместе с тем у российских предприятий имеются финансовые резервы для увеличения инвестиций в основной капитал. Об этом свидетельствует рост объемов их финансовых вложений.

Так, в 2012 – 2014 гг. объемы финансовых вложений средних и крупных предприятий и организаций существенно превышали объемы инвестиций в основной капитал (в 2012 г. – в 5,3, в 2013 г. – в 5,4, а в 2014 – в 5,8 раза). К тому же российские компании в 2014 г. инвестировали в развитые европейские страны 56 млрд долл. (2,8 трлн руб.). Ослабление мотивации предприятий к реальному инвестированию, предпочтения к альтернативным вложениям средств, рост прямых зарубежных инвестиций свидетельствует о необходимости улучшения институциональной среды, которая по имеющимся оценкам не способствует активизации инвестиционного процесса.

В 2010–2014 гг. структура финансирования инвестиционной деятельности характеризовалась повышением доли собственных средств предприятий при сокращении доля кредитов банков и бюджетных средств.

Доля банковских кредитов в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал снизилась с 11,8 % в 2008 г. до 10,6% в 2014 г. (рис. 3).

Рис. 3. Доля банковских кредитов в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал

В кризисных условиях разрыв между средней стоимостью кредитных ресурсов и уровнем рентабельности возрос с 1,5-2 до 2,5-3 раз. В 2014 г. ключевая ставка пересматривалась Центральным банком в сторону повышения семь раз: с 5,5% до 17,0%, вследствие чего произошло удорожание кредитов коммерческих банков и сокращение спроса реального сектора на них.

Несмотря на расширение ресурсной базы инвестиционного кредитования за счет замещения в структуре кредитов предприятиям кредитов сроком до одного года долгосрочными кредитами, не наблюдалась активизации инвестиционной деятельности отечественных предприятий. Это связано с комплексом взаимодействующих факторов:

• долгосрочные кредитные ресурсы зачастую используются не для наращивания инвестиций в основной капитал, а для проведения финансовых операций в форме слияний и поглощений;

• процентные ставки для инвестиционных проектов являются весьма высокими. При этом предприятия, выступающие надежными заемщиками (прежде всего, предприятия нефтегазового и сырьевого секторов), которые могли бы в условиях высоких макроэкономических рисков долгосрочного кредитования получить инвестиционные кредиты, привлекают ресурсы на более выгодных условиях от иностранных банков;

• российские банки занимаются преимущественно кредитованием текущей хозяйственной деятельности предприятий.

Активизация инвестиционного банковского кредитования сдерживается, как недостаточной устойчивостью отечественных предприятий, так и отсутствием возможности коммерческих банков наращивать портфель более рискованных инвестиционных кредитов.

По расчетам отечественных экспертов, показатели доли инвестиционных кредитов в общем объеме банковских кредитов организациям и в общем объеме банковских кредитов, предоставленных организациям на срок более 1 года, имели тенденцию к стабильному снижению, в целом за период с 2008 г. по 2014 г. они сократились, соответственно, в 1,5 и 2 раза[4]. Приведенные данные свидетельствуют о сокращении вклада российских банков в прирост инвестиций в основной капитал, в то время как необходимость достижения устойчивых темпов роста отечественной экономики требует его существенного повышения.

Доступ российских предприятий к ресурсам фондового рынка имеет ряд еще более значительных ограничений. Первичный рынок, по данным НАУФОР[5], остается фактически закрытым, поскольку российские эмитенты основную часть финансирования привлекают за рубежом. Введение антироссийских санкций, снижение ведущими международными рейтинговыми агентствами суверенного кредитного рейтинга России, а также рейтингов ряда российских компаний и банков, негативно отразились на динамике объемов и количестве эмиссий российских акций, организованных в России и за рубежом. В 2011 г. было проведено 11 IPO[6], из них 10 – за рубежом, в 2012 г. - 7 (6 – за рубежом), в 2013 - 7 (3 – за рубежом) и в 2014 - 1 (за рубежом). В целом доля ресурсов фондового рынка в совокупном объеме источников финансирования инвестиций в основной капитал остается незначительной (рис. 4).

Рис. 4. Фондовые инструменты в совокупном объеме источников финансирования инвестиций в основной капитал, %

Доля бюджетных средств в общем объеме источников финансирования инвестиций в основной капитал характеризуется тенденцией к снижению (рис. 5)

 

 

Рис. 5. Доля бюджетных средств в общем объеме источников финансирования инвестиций в основной капитал

В 2014 г. по сравнению с 2013 г. объем финансирования инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств снизился на 311,4 млрд. руб. при примерно равном участии средств федерального бюджета и бюджетов других уровней. В результате доля государственных инвестиций сократилась до 2,25% ВВП, что ниже уровня предшествующего года на 0,74 п.п.

Доля инвестиций за счет средств вышестоящих организаций в общем объеме источников финансирования сократилась в 2014 г. до 13,1% (для сравнения в 2011 г. данный показатель составлял 19,0%, а в 2012 г. – 16,8%). Как правило, в российской практике эти средства представлены инвестиционными ресурсами крупных холдингов, акционерных компаний и финансово-промышленных групп с государственным участием. Снижение инвестиционной активности этих организаций в 2013–2014 гг. весьма негативно сказалось на формировании общей динамики инвестиций в основной капитал.

Таким образом, в кризисных условиях предприятия сокращают свои инвестиционные программы, в качестве источника их финансирования выступают, прежде всего, собственные средства предприятий. Однако собственный финансовый потенциал является недостаточным для интенсивного развития и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

С учетом усложнившейся экономической ситуации при крайней ограниченности финансового потенциала инвестиционной деятельности предприятий для активизации инвестиционного процесса необходимо создать комплекс соответствующих условий, используя весь набор инструментов, прежде всего, институциональные преобразования.

 

 

Государственное регулирование инвестиционной деятельности

 

1. Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие вопросы инвестиционной деятельности

Одним из самых важных моментов при упоминании инвестиционного климата той или иной страны является правовая база. Грамотно составленная структура законов является рычагом к эффективному содействию в развитие экономики страны. Существует большое количество различных классификаций, но одним из самых важных является классификация по задачам и объему правового регулирования.

В данном случае все правовые акты можно дифференцировать на две базовые группы:

В первую группу можно записать следующие подгруппы: комплексные законодательные и подзаконные акты, которые способны носить разнообразный характер и устанавливать наиболее важные правила, и общие положения правового регулирования на территории России и западных инвесторов.

К числу основных правовых актов общего регулирования относятся:

∙ Конституция Российской Федерации;

∙ Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

∙ Бюджетный кодекс РФ;

∙ Налоговый кодекс РФ;

∙ Земельный кодекс РФ;

∙ Градостроительный кодекс РФ;

∙ Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 13.07.2015) «О недрах»;

∙ Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

∙ Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2015);

∙ Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»;

∙ Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;

∙ Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О естественных монополиях» (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013);

∙ Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);

∙ Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и др.

Во второй класс правовых актов, работающие над контролем инвестиционной деятельности, определяются предметными или законодательными, или подзаконными актами, которые направлены на упорядочение правового режима, своей же инвестиционной деятельности или ее отдельно составляющих организаций и правовых форм.

Основополагающими правовыми актами специального регулирования в сфере инвестиций составляют совокупность следующих нормативных актов:

∙ Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013);

∙ Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»;

∙ Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 13.07.2015) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015);

∙ Федеральный закон от 05.03.1999 N 46-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

∙ Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об инвестиционных фондах»;

∙ Федеральный закон от 29.10.1998 N 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О финансовой аренде (лизинге)»;

∙ Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;

∙ Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О соглашениях о разделе продукции» [7];

∙ Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 13.07.2015) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;

∙ Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015).

 

Контроль на внутригосударственном уровне плотно связанно с регулированием на внешнем уровне, именно поэтому при рассмотрении многих вопросов связанных с инвестиционной деятельностью в учёт берутся не только внутренние законы, но и международные. Ряд положений, касающихся инвестиционной деятельности, регулируется международными соглашениями и договорами общего характера. На двусторонней основе действует ряд соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с рядом иностранных государств. Действуют и двусторонние международные договоры РФ об избежании двойного налогообложения.

 

 


[1] Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013), ст. 1.

[2] Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013), ст. 1.

[3] Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013), ст. 4.

[4] Игонина Л.Л. Роль банков в финансовом обеспечении инвестиций в основной капитал // Финансы и кредит. 2015. №2. С.2-13 (С.6)

[5] Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) — общероссийская саморегулируемая организация, объединяющая компании, имеющие лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг.

[6] IPO (Initial Public Offering) – это первое публичное размещение акций компании, называемое так же эмиссией. Компания впервые выпускает свои акции на рынок, и их покупает широкий круг инвесторов.

[7] Настоящий Федеральный закон, принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...