Методические указания для студентов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Учебная работа студента делится на аудиторную, самостоятельную подготовку. Аудиторная работа включает: лекции, практические и лабораторные занятия. Лекционный курс предназначается для ознакомления студентов с психолого-педагогическими и общеметодическими основами обучения математике в классно-урочной системе: применением и конкретизацией принципов дидактики, изучением влияния идей современной математической науки на содержание школьного курса математики, ознакомлением сущности методов обучения математики, а также с методическими особенностями изучения тех или иных разделов математики в школе. Лекциизаключаются в основном в поверхностном изложении учебного материала по основным разделам. Ряд тем может быть предложен для самостоятельного изучения студентами. Лекции могут иметь проблемный характер, с изложением различных подходов, точек зрения. Необходимо помнить о том, что даже несколько учебников и энциклопедий не смогут дать той информации, какую даёт преподаватель во время лекционной работы. На лекционном курсе даются не только конкретные знания, но и основное направление по той работе, которую каждый студент проделывает, готовясь к сдаче зачёта или экзамена. Поэтому студенты обязаны внимательно слушать лекции и вести их конспекты, которые могут проверяться преподавателями кафедры. Записи очень индивидуальны, однако они могут быть нескольких родов: фиксирование наиболее важных положений лекции, свободное изложение материала лекции. Полезно использовать общепринятые и индивидуальные сокращения терминов и слов, но чтобы текст оставался понятным: по свежим следам нужно обработать его, восполнить пропущенное, исправить неточности, записать дополнительные интересные и необходимые сведения.
В начале некоторых лекций могут проводиться экспресс-опросы по теоретическим вопросам, рассмотренным на предыдущих занятиях. Практические занятия в учебном процессе, как правило, следуют за лекциями. На практических занятияхразрабатываются: - вариативные формы организации процесса обучения, деятельности учащихся; - вариативные методики изучения конкретных тем школьного курса математики; - вариативные методики для изучения понятий, доказательства теорем, решения задач; - пути предупреждения и преодоления типичных затруднений и ошибок учащихся; - вариативные формы контроля и оценки знаний учащихся; - традиционные и нетрадиционные уроки (и их фрагменты) различного типа; - средства активизации познавательной деятельности школьников; - проводится логико-методического анализ понятия, теоремы, задачи, содержания математического материала по теме (теоретического и задачного), сравнительный анализ содержания темы в различных учебниках. - анализируется передовой педагогический опыт. В начале практических занятий рассматриваются общие задания для всех студентов по рассматриваемой теме, в конце занятия студенты имеют возможность выступить с выполненными индивидуальными заданиями, либо отчитываются по ним на зачетах и экзаменах. Для выполнения домашних заданий рекомендуется иметь специальные тетради, которые регулярно проверяются. Результаты проверки фиксируются преподавателем и учитываются при рейтинговой оценке студентов. Коллективное обсуждение любых вопросов позволяет уяснить непонятное и сложное для самостоятельного осмысления. Поэтому студент на практическом занятии должен быть активен, дисциплинирован и трудолюбив. Лабораторные занятия в учебном процессе, как и практические занятия, следуют за лекциями.
Лабораторные занятия проводятся по подгруппам, их тематика предусматривает следующие виды работ: - планирование учебного материала, составление фрагментов календарно-тематических планов, конспектов уроков и их обсуждение; - наблюдение и анализ уроков различного типа на всех уровнях обучения: 5-6-е, 7-9-е и 10-11-е классы; - наблюдение и анализ факультативных и кружковых занятий, внеурочных мероприятий; - проведение и анализ студентами фрагментов уроков; - изготовление наглядных пособий и других средств обучения; - подготовку к использованию различных средств контроля; - подготовку к проведению уроков с использованием наглядных пособий и ТСО; - подготовку к проведению лабораторно-практических работ на уроках математики; - отработку технологии работы над понятием, теоремой, аксиомой, задачей. Кроме перечисленных видов занятий перед педагогической практикой предполагается проведение деловых игр «Готовимся к педпрактике» за счет часов, отводимых на педагогическую практику. Руководство оргкомитетом деловой игры возлагается на факультетского руководителя педпрактикой. Самостоятельная работа включает:работу с учебной литературой; подготовку общих и индивидуальных заданий к практическим и лабораторным занятиям, подготовку к уроку во время педагогической практики. Работа с учебной литературой. Студент обязан изучать литературу. Однако на основе всего изученного материала студенты должны выработать и своё собственное видение изучаемой проблемы. Общая учебная литература указана отдельным списком, дополнительная литература даётся к каждому занятию, кроме того, студент может использовать любую другую доступную ему литературу. Подготовка общих и индивидуальных заданий к практическим и лабораторным занятиям. На практических и лабораторных занятиях по общей методике студенты получают следующие задания: 1. Провести логико-математический анализ понятия (см. схему логико-математического анализа понятия на с. 51). 2. Провести методический анализ математического понятия (см. схему методического анализа понятия ниже). 3. Провести логико-математический анализ теоремы (см. схему логико-математического анализа теоремы ниже).
4. Провести методический анализ математического теоремы (см. схему методического анализа теоремы ниже). 5. Провести анализ открытого урока математики (см. схему анализа урока математики ниже). 6. Провести анализ системы математических задач (см. схему анализа системы задач ниже). 7. Продемонстрировать схему работы учителя при использовании конкретной задачи в обучении. На практических и лабораторных занятиях по частной (специальной) методике студенты также получают общие и индивидуальные задания. Перечислим общие задания по частной методике: 1. Раскрыть цели (общеобразовательные, воспитательные, развивающие) изучения данной темы; роль изучения темы. 2. Провести анализ различных возможных подходов к изложению изучаемой темы и понятийному аппарату, логическим связям между понятиями темы. 3. Выделить требования Госстандарта школьного математического образования по данной теме. Выявить соответствие материала действующих школьных учебников Госстандарту. 4. Провести анализ методических особенностей изложения темы в действующих школьных учебниках. 5. Провести анализ предполагаемых результатов обучения: примерные варианты контрольных работ, анализ задач по теме в ЕГЭ, составить вопросы итогового устного опроса; 6. Выявить типичные ошибки учащихся, их затруднений при изучении темы, рекомендации по их устранению. 7. Провести анализ методической литературы и передового опыта по изучению темы; 8. Ответить по изучаемой теме на вопросы из таблицы 3 раздела III.2 учебно-методического комплекса «Теория и методика обучения математике с практикумом решения математических задач» (Учеб.-метод. комплекс интегрированного курса: для студентов 3-5-х курсов специальности «032200.00 – Физика с дополнительной специальностью» / Отв. ред. Г.Х. Воистинова. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия, 2008. – 91 с.) Эти задания являются обязательными (общими) для всех студентов, по ним следует иметь краткие опорные конспекты. Кроме общих вопросов для более полного методического раскрытия методики обучения студенты получают индивидуальные задания. Индивидуальные задания распределяются таким образом, чтобы студенты имели возможность выполнить все виды заданий. Перечислим виды индивидуальных заданий:
1. Подобрать материал для использования исторических сведений: привести содержание исторического материала, описать формы работы с учениками, составить аннотированный список литературы. 2. Провести анализ 1-2-х методических статей для учителя (из журналов «МШ», «УБ», приложения к газете «Первое сентября»: «Математика», методических сборников), а также провести анализ 1-2-х статей или книг для учеников. Статьи для учеников можно брать из журнала «Квант». 3. Подобрать практический материал и (или) задания с использованием местного, краеведческого материала. 4. Подготовить и провести фрагмент урока с иллюстрацией устной работы учеников. 5. Подготовить и провести фрагмент урока с иллюстрацией групповой работы учеников. 6. Подготовить и провести фрагменты урока: а) по введению и усвоению понятия; б) по введению и доказательству теоремы или решению конкретной задачи (если нет теорем); в) с использованием аудиомагнитофона и (или) видеомагнитофона; г) кодоскопа и (или) эпидиаскопа, и (или) фильмоскопа; д) компьютера; е) интерактивной доски; ж) с использованием тестовых форм контроля и: - материалов с печатной основой, - перфокарточек, перфоблокнотов, перфопапок, - сигнальных карточек и круга-сигнала, - средств контроля фабричного изготовления; з) с использованием игровых ситуаций и игр; и) с использованием наглядных пособий из кабинета математики школьного типа или изготовленных самостоятельно: - таблиц, - моделей и макетов, - оригинальных наглядных пособий; к) на котором четко реализуются конкретные воспитательные и (или) развивающие задачи; л) на котором реализуется дифференцированный подход к учащимся: уровневая и (или) профильная дифференциация; м) с использованием краеведческого материала, межпредметных связей; 7. Составить аннотированный список статей по изучаемой теме из журналов «МШ», «УБ», газеты «Математика» за последние два года. 8. К практическому занятию по частной методике студенты должны выделить: ключевые задачи-факты и ключевые задачи-методы решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|