Формирование интонационной выразительности речи
1. Развитие восприятия различных видов интонации. Логопедическая работа проводится в определенной последовательности: . Общее знакомство с интонацией и средствами ее выражения (темп, ритм, высота и тон голоса, логическое ударение). . Развитие восприятия интонации повествовательного типа: а) знакомство с повествовательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению повествовательной интонации. . Развитие восприятия интонации вопросительного типа: а) знакомство с вопросительной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по различению вопросительной интонации. . Развитие восприятия интонации восклицательного типа: а) знакомство с восклицательной интонацией; б) определение картинки-символа; в) упражнения по выделению восклицательной интонации. . Развитие дифференциации различных видов интонации. При знакомстве с различными видами интонации и определении картинки-символа (гномик “Точка”, гномик “Вопросик”, гномик “Восклицание”, либо картинки с изображением.,?,!) могут использоваться следующие стихотворения: Восклицательный знак Друзья! В произведениях Стою я для того, Чтоб выразить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, торжество! Не зря я от рождения Противник тишины! Где я, те предложения С особым выражением Произнестись должны! (А. Тетивкин) Бурным чувствам нет конца: Пылкий нрав у молодца! Вопросительный знак Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда? Какая? Отчего? О ком? Кто? Кому? Который? Чья? Какие? В чем? Вот какой я мастак, Вопросительный знак. (А. Тетивкин) Вечно думая над смыслом Изогнулся коромыслом.
Точка У нее особый пост В самой малой строчке. Если точка - Вывод прост: Это значит - Точка. Фразу следует кончать, Если точка рядом. Точку надо уважать, Точку слушать надо. (Ф. Кривин) Предложения бывают: . Вопросительные Сейчас, когда приду домой, Произнесет их мама: “Ты дрался, да?. Ты что - немой?. Ну что молчишь упрямо? ” . Повествовательные Повествовать придется мне, И я скажу: “Не дрался, не. Свалился с дерева, и вот. ” . Восклицательные Тут папа в комнату войдет. Войдет и скажет: “Лоботряс! Я проучу тебя сейчас! ” (Ф. Кривин) В ходе логопедической работы предусматривается введение специальных подготовительных упражнений по развитию высоты и силы голоса, по восприятию движений тона голоса, по развитию длительности и интенсивности речевого дыхания. В работу включаются следующие задания: . Восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. . Восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз. В данных заданиях широко используются игры и инсценировки (“Далеко или близко? ”, “Заблудились”, “Высоко или низко”, “Три медведя”) и т.д. . Длительное произнесение голосом средней громкости отдельных гласных и согласных звуков: ау ои ауи аза усо и т.д. . Усиление и ослабление голоса (от беззвучной артикуляции до громкого произнесения и наоборот) на материале отдельных гласных звуков и сочетаний из двух-трех гласных звуков: у - беззвучная артикуляция - ау, ауи у - шепотное произнесение - ау, ауи у - тихое произнесение - ау, ауи у - громкое произнесение - ау, ауи и т.д. . Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков - громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса. . Повышение и понижение голоса при произнесении отдельных гласных звуков, сочетаний из двух-трех гласных звуков, слогов:
. Чередование повышения и понижения голоса при произнесении отдельных звуков: А а А а А а . Постепенное повышение голоса с последующим его понижением при произнесении гласных звуков: Формирование интонационной выразительности речи проводится по четырем основным типам интонационно-мелодических структур в процессе выполнения упражнений в определенной последовательности: . Упражнения по отработке интонации повествовательного предложения, характеризующейся понижением мелодики на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Это Маша. Маша поет. На улице ранняя весна. И т.д. . Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, характеризующейся резким повышением частоты основного тона на ударном слоге слова, стоящего под синтагматическим ударением: Маша пришла? Маша пришла? Маша поет песню? Маша поет песню? Маша поет песню? И т.д. . Упражнения по отработке интонации вопросительного предложения с вопросительным словом, характеризующейся повышением тона на стоящем в начале предложения вопросительном слове: Как Маша поет? Когда он приедет? Сколько в саду детей? И т.д. . Упражнения по отработке восклицательной интонации предложения, характеризующейся восходяще-нисходящей мелодикой: Какая она красавица! Это же мама! Доброе утро! и т.д., с включением упражнений на увеличение длительности синтагматически ударного гласного и замедление темпа произнесения предложения (например, при выражении ласки, нежности, про-сительности): За-а-айчик мой! Маша, да-а-ай ручку! и его сокращение: Смотри! Начинай работу! И т.д. В ходе работы по развитию интонационной выразительности речи широко используются упражнения с междометиями, звукоподражаниями, считалками, диалогами-инсценировками, сказками и т.д. На начальных этапах работы отработка интонации осуществляется по подражанию: детям предлагается произносить различные интонационные структуры сопряженно, повторяя за логопедом и лишь затем - самостоятельно. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса, темп речи и т.д.) необходимо использовать различные стихотворные тексты, содержание которых подсказывает ребенку, какие средства интонирования нужно применить, например:
Эту сказку ты прочтешь Тихо, тихо, тихо. Жили-были серый еж и его ежиха. Серый еж был очень тих И ежиха тоже. И ребенок был у них - Очень тихий ежик. Всей семьей идут гулять Ночью вдоль дорожек Еж-отец, ежиха-мать И ребенок-ежик. Вдоль глухих осенних троп Ходят тихо: топ-топ-топ. В дом лесной вернутся еж, Ежик и ежиха, Если сказку ты прочтешь Тихо, Тихо, Тихо. (С. Маршак)
Скажи погромче Слово “гром" - Грохочет слово, Словно гром. (А. Барто) Опавшей листвы разговор еле слышен: Мы с кленов. Мы с яблонь. Мы с вязов. Мы с вишен. С осинки. С черемухи. С дуба. С березы. Везде листопад: На пороге - морозы! (Ю. Капотов) В водах тихого затона Пели песни три тритона. Первый звался Харитоном, Пел красивым баритоном. Славно пел тритон Антон, Был он тоже баритон. Но у третьего тритона Голос ниже на три тона. А уж если у тритона Голос ниже баритона - Значит, это мощный бас1 Вот и весь рассказ. (Л. Мезинов) (Детям предварительно объясняются незнакомые понятия, ребенку предлагается изобразить голоса тритонов.) Систему логопедической работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи. Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности. а) Вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально-реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.
б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха: вдох и выдох через нос; вдох через нос, выдох через рот; вдох через рот, выдох через нос; вдох и выдох через рот. в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем - слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции. В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях: “Поем песенку”. Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук “а” (сочетания звуков ау, ауи и т.д.). Выдох контролируется ладонью. “Немое кино”. Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе. “Топор”. Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком" и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух! ” на длительном выдохе. “Зоопарк”. Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью. “Ворона”. Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”. Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси - произнести на выдохе “га га га” (го, гы), корова - произнести на выдохе “му”, кошка - “мяу” и т.д.). “В лесу”. Логопед ищет “потерявшихся в лесу” детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести “ayf”. Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы “Оля, ау! ”, “Миша, где ты? ”, “Я здесь!" и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.
г) Формирование направленной воздушной струи. В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка-образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции): “Толстяк” (картинка-образ - мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд. “Худенький” (картинка-образ - худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь. “Снежок" (картинка-образ - падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать. “Дудочка” (картинка-образ - дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка. “Пропеллер” (картинка-образ - самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха. Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т.д. Вывод: Систему логопедической работы по формированию и развитию просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей с ЗПР, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи. Особо, на наш взгляд, следует обратить внимание на возможности театрализованной игры в плане развития просодических компонентов речи ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|