Этапы и формы организации совместных предприятий
Для более полного анализа феномена совместных предприятий важно рассмотреть этапы и формы организации СП. Можно начать с определения основных моментов, в первую очередь мотивации партнеров, этапов поиска партнера по СП, создания организационной структуры, структуры и методов управления. При создании совместного предприятия особенно важны первые шаги - планирование и подготовка СП. Значимой предпосылкой успешности задуманного является четкое определение сторонами собственной стратегической целевой установки. Мотивы партнеров при создании СП весьма многообразны, но в целом их можно разделить на две группы: 1) использование своих возможностей иди ожидаемых выгод на рынке, которое может быть осуществлено только в сотрудничестве с партнером; к ним относятся: вступление на новые рынки; доступ к новым технологиям; доступ к ресурсам; 2) возможность устранения путем кооперации слабых мест и недостатков собственного предприятия, таких как: слишком высокий уровень затрат; дефицит ноу-хау; неудовлетворительная структура сбыта; дефицит мощностей. На базе данных мотивов и анализа рыночной ситуации формулируются цели и планируются конкретные шаги по созданию совместного предприятия. Но можно рассматривать мотивацию партнеров исходя из особенностей страны местоположения каждого из них - либо как страны с рыночной развитой экономикой, либо как государства с недостаточно сформировавшейся, но реформируемой (трансформационной) экономической системой. С точки зрения специалистов, партнеры из стран с трансформационным типом экономики стремятся посредством создания совместных предприятий прежде всего увеличить размер инвестиций в свое производство, устраняя тем самым "узкие места" в финансировании, а также освоить новые технологии, получить лицензию, ноу-хау и знания в области менеджмента. Соответственно у зарубежных партнеров, представляющих страны с развитой экономической системой, имеются свои специфические мотивы и цели при создании совместных предприятий. В первую очередь к ним можно отнести:
- освоение новых рынков; - сокращение издержек производства (сокращение капитальных затрат и снижение риска при создании новых мощностей); - приток ресурсов (приобретение новых источников сырья и обновление производственной базы). Одним из главных мотивов создания СП иностранными партнерами является выход на новые рынки. Появляется возможность долгосрочного использования потенциала национального или регионального рынков, некоторых особенностей рынка и структуры сбыта. Не менее важным представляется и краткосрочное использование рыночных возможностей (например, продажа дефицитных на данный момент времени потребительских товаров). Еще одна цель - сокращение издержек в результате перебазирования производства в страну партнера (благодаря использованию производственных преимуществ и более низким затратам на персонал). Возможно также более длительное применение устаревающих на Западе технологии. Кроме того, для определенных видов производств в развивающихся странах созданы более благоприятные законодательные условия, что также может повлиять на решение о создании совместного предприятия. В этих условиях непосредственный выбор и оценка потенциального партнера особенно важны. Этот процесс разделим на три главных шага: разработка требований и критериев к партнеру, поиск партнера, оценка потенциального партнера. При определении требований необходимо учитывать следующее: - рыночные условия, направления деятельности;
- размер предприятия; - ресурсы; - место расположения предприятия; - технологические стандарты; - методы руководства предприятием; - культуру предпринимательства. В зависимости от специфики страны, где основывается СП, возникают и специфические критерии. Например, в странах Восточной Европы и Китае существенное влияние на процесс создания СП оказывают контакты потенциальных партнеров с государственными властями. Для возникновения кооперационных взаимосвязей необходимо, чтобы в поиск партнера вовлекались обе стороны, чтобы обе стороны находили точки соприкосновения как в плоскости стратегически-деловых отношений (согласование целей и стратегий, позиция и методы ведения переговоров, процесс принятия решений), так и в плане предпринимательской культуры (представление о шкале ценностей, нормы поведения, предопределение факторов успеха при сбыте товара). Полное несовпадение целей партнеров (для западного партнера - выход на новый рынок, восточноевропейского - только приток валюты путем экспорта) или несоответствие методов принятия решения (японскими предпринимателями и западноевропейскими) приводят к ситуации, когда совместное предприятие не может быть организовано. Это означает, что гармонизация интересов и принципов сторон (в плане экономической политики и культурном) одно из основополагающих условий стабильности и долговечности СП. Особенно должно учитываться это условие в период поиска, оценки и выбора потенциального партнера. Для того чтобы установить и закрепить права и обязанности сторон СП, более детализированно описать цели партнеров и методы их достижения, необходимо составить договор на заключительном этапе дискуссий и переговоров. Договор является начальным актом, определяющим правовое положение и последующее функционирование совместного предприятия в рыночной экономике.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|