Тема 1. Объект и предмет «Экономической и социальной географии России»
Любая отрасль познания представляет собой самостоятельную научную дисциплину при следующих условиях: 1. она имеет свой конкретный объект исследования, 2. исследования направлены на изучение определенного предмета, 3. в процессе исследования используется самостоятельный методический аппарат. Объектом экономической и социальной географии в широком понятии является географическая среда (освоенная и вовлеченная в жизнь человеческого общества часть географической оболочки) и общество в его взаимодействии с природой. В широком понимании объекта исследования экономическая и социальная география имеет общую со многими науками сферу исследования. Так, физическая география исследует географическую среду с точки зрения особенностей развития и функционирования природных компонентов среды. Экономическая и социальная география рассматривает обитаемую среду с позиций использования естественных компонентов природы в целях существования и развития человеческого общества. В связи с этим целесообразно выделять конкретные объекты исследования. Конкретными объектами экономической и социальной географии, на которые нацелено ее исследование, являются народное хозяйство территорий, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, население и природные ресурсы. В то же время народное хозяйство и его отрасли являются объектами изучения многих экономических наук. Население также изучается демографией, этнографией и рядом других научных дисциплин, минеральные ресурсы – частный объект геологии и физической географии. В этом случае следует определить тот объект исследования экономической и социальной географии, который изучается только данной наукой, каким является специфический объект исследования. На специфическом объекте фокусируется исследование конкретной науки. В силу этого экономическая и социальная география изучает:
1. территориально-производственные комплексы (ТПК) – наука изучает теорию развития и функционирования хозяйственных систем в пределах определенных территорий, 2. экономические районы – изучается результат общественного разделения труда, устанавливаются причины различий в специализации хозяйства отдельных территорий, 3. системы расселения и городские агломерации – изучается современный рисунок распределения населения, сложившийся под воздействием множества факторов природного и социально-экономического характера. Предмет – это те стороны (части) объекта, которые изучаются в данное время конкретной научной дисциплиной (теорией). Исходя из определения понятия «предмет» исследования и определения конкретного объекта можно сделать вывод, что предметом исследования экономической и социальной географии являются: 1. территориальная организация народного хозяйства страны, ее различия по территории. В связи с этим экономическая и социальная география особое внимание обращает на изучение тех факторов и условий, в пределах которых происходит развитие хозяйства. Наука в этом случае отвечает на вопросы что?, где?, как?, почему? Например: что? - машиностроение где? - Российская Федерация как? - размещено относительно равномерно почему? – оказывают влияние множество факторов размещения (на территории может присутствовать один или несколько факторов). 2. размещение населения. Наука выясняет причины в территориальных различиях размещении населения, особенности формирования районов расселения. 3. территориальное распределение природных ресурсов и их территориальные сочетания. Изучение ведется с позиций установления возможностей и целесообразности их использования в хозяйстве страны.
4. в современное время все в большей степени уделяется внимание на социальные условия жизни человека. В связи с этим целесообразно выделение и такого предмета исследования как социальные условия жизни человека и их особенности в пределах отдельных территорий. Литература: 1. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика / Е.В. Вавилова. –М.:Гардарики,2004.-148с. 2. Введение в экономическую географию и региональную экономику России.: в 2 ч.:учебное пособие.-М.:Владос,2003 3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А. Социально-экономическая география России: учебное пособие / Ю.Н.Гладкий, В.А.Доброскок. - М.: Гардарики,2001.-752с. 4. Желтиков В.П. Экономическая география. /В.П.Желтиков. –Учебное пособие.-Ростов-на Дону.:Феникс,2004.-384с 5. Козьева М.А. Экономическая география и регионалистика. / М.А.Козьева.-Учебное пособие.-М.:Кнорус,2005.-328с. 6. Скопин А.Ю. Экономическая география России./ А.Ю.Скопин-Учебник.
Тема 2. Методы социально-экономических исследований. Метод – это способы или приемы сбора и обработки информации о тех или иных социально-экономических явлениях. Различные науки пользуются или одними и теми же, или близкими по содержанию методами, но сочетание этих методов и направления их использования обычно индивидуальны, типичны для конкретных наук. Так, экономическая и социальная география широко использует исторический, картографический, сравнительный, статистический и другие методы исследования. Своеобразие сочетания перечисленных методов для экономической и социальной географии заключается в том, что оно направлено на установление особенностей формирования пространственных (территориальных) сетей, систем и структур, которые создает общество в процессе своей истории. Используемые методы должны раскрыть этапы и уровни развития этих систем, на основе которых устанавливается закон и закономерности их формирования, роста, перспектив развития. Все методы можно проклассифицировать и на основе этого выделить две группы: - традиционные методы, - новейшие (математические) методы.
Рассмотрим некоторые из них, а именно наиболее часто используемые в социально-экономических исследованиях. Метод полевых исследований. В экономической и социальной географии это такие исследования, когда при сборе первичного материала изучается территория, предприятие, устанавливаются на них видимые границы явлений, сопоставляются различия между ними. Не всегда обязательны сплошные полевые исследования всех объектов. Во многих случаях целесообразно выборочное, всестороннее наблюдение «ключей», то есть типичных явлений. Вокруг этих «ключей» исследуются закономерности связанных явлений. Выделение «ключей» помогает раскрыть сущность многих явлений территориальной организации жизни общества, сделать конструктивные предложения. Первичной точкой экономико-географических исследований является предприятие. Только системный анализ, рассмотрение предприятия в той или иной территориальной системе, делает изучение предприятия экономико-географическим. При изучении предприятия надо обратить внимание на следующие группы показателей: 1. территориальная структура предприятия, то есть взаимное расположение хозяйственных единиц (цех, ферма, отдел и т. д.), 2. экономические связи предприятия – по ввозу и вывозу сырья, готовой продукции, 3. себестоимость продукции, 4. демографическая структура персонала (обеспеченность трудовыми ресурсами, образовательный уровень, структура занятости на производстве), 5. отношение предприятия к окружающей среде, 6. сезонность работы предприятия. Результаты полевых исследований фиксируются в дневниках наблюдений и по необходимости на картографических изданиях. Сравнительный метод исследований. Данный метод ввел в географию А. Гумбольдт. Он особенно важен там, где по каким-либо причинам ограничено проведение эксперимента. Это важно для экономической и социальной географии, где не возможно поставить эксперимент по организации нового промышленного района или по размещению отраслей промышленности и сельского хозяйства. В процессе сравнения важно установить роль условий, которые определяют развитие и динамику тех или иных явлений. Сравнительный метод по его существу близок методам математическим. Сравнение объектов со многими признаками (особенностями) есть прежде всего выбор признаков и отнесение их к различным группам по степени общности и различий. Сопоставляя группы признаков при помощи факторного анализа, можно выделить те из них, от которых в наибольшей степени зависят остальные. Большую роль играет сравнение конфигурации, протяженности, зональности, радиальности и другие пространственные формы. Для сравнения районов, промышленных узлов как целостностей нужно глубокое качественное знание этих объектов, особенно их генезиса. Исторический метод здесь тесно переплетается со сравнительным. При использовании сравнительного метода важно тщательно отобрать сравниваемые объекты. Сравнение может быть по сходству, по контрасту.
Картографический метод. Картографический метод исследования предполагает не только фиксирование полученных результатов исследования на географическую карту. Он предполагает использование операций по «чтению» картографического материала. Применяют следующие методы использования географических карт: 1. визуальный анализ карт – глазомерная оценка и выявление закономерностей в размещении социально-экономических явлений (где расположено то или иное предприятие, как оно располагается относительно прилегающих явлений и т.д.), 2. картометрический метод – предполагает измерения по картам расстояний между объектами (линейка, лист бумаги, нитка, курьвиметр и т.д.), а также площадей явлений (используется планшетка), 3. графический анализ карт – используется при составлении различного рода пространственных экономических профилей (например, концентрация населения при удалении от ядра города, от транспортных коммуникаций), 4. статистический анализ карт – позволяет наиболее точным способом сопоставить ряд экономических карт с природными, демографическими и др., а также позволяет получить количественные признаки явлений, 5. анализ при помощи преобразования карт – анаморфирование (изменение проекций карт для изучения каких –либо явлений). Математические методы Наиболее перспективными и дающими полные результаты являются математические методы. В сочетании с другими методами они повышают точность и результативность исследования, строгость теоретических и методологических изысканий. Большие возможности раскрываются перед экономической и социальной географией в связи с применением метода математического моделирования. Модели в географии – это вид научного отражения, как способ познания реальности, применяется во всех географических дисциплинах, и для любого типа исследования. В географии используются все типы моделей, которые условно можно разделить на материальные и мысленные, или идеальные. Материальные модели в свою очередь подразделяются на пространственно подобные (макеты, компоновки), физически подобные. Идеальные подразделяются на образные (зарисовки, фотографии), гипотетические или различные отображения реальной действительности в сознании исследователя (чертежи, графики, карты). Использование данного метода позволяет установить наиболее эффективные варианты возможного размещения тех или иных социально-экономических явлений. Моделирование важно и потому, что в экономической и социальной географии ограничены возможности применения таких широко используемых методов как эксперимент и опыт.
В процессе социально-экономических исследований приходится довольно часто анализировать множество явлений, которые могут оказывать влияние на исследуемые процессы. Во избежании выполнения большого массива расчетов используется метод многофакторного анализа. Наиболее часто применяется метод корреляционного анализа (Пирсона, Джонстона, Спирмена). Определение значения корреляции позволяет установить зависимость между исследуемым явлением и внешним фактором, а в отдельных случаях можно определить «силу» зависимости. Литература. 1. Белоусов И.И. Основы учения об экономическом районировании./И.И.Белоусов. – М.,1976 2. Ковальская Н.Я. Методы экономико-географических исследований. 3. Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. -М.1975 4. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем. /Ю.Г.Саушкин. – М.: Наука 1980
Тема 3. Экономико-географическое положение России. Понятие «экономико-географическое положение» (э.г.п.) является одной из важнейших категорий экономической и социальной географии. В географическую науку данное понятие было внесено нашим соотечественником, экономико-географом Н. Н. Баранским. Он впервые дает научное определение и раскрывает экономическое значение явления. Под понятием «экономико-географическое положение» следует считать положение территории относительно внешних явлений (данности), которые лежат за ее пределами и имеют экономическое значение. Оценка э.г.п. территории России может включать следующие данности: соседское положение, отношение к морям и океанам, транспортное положение, положение относительно мировых центров развития, положение относительно очагов напряженности (см. табл.1) таблица № 1. Оценка экономико-географического положения России.
Литература. 1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А. Социально-экономическая география России / Ю.Н.Гладкий, В.А. Доброскок. –М.: Гардарики.2001.-752с. 2. Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография./Н.Н.Баранский. –М.: Наука.,1970. –386 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|