Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ и интерпретация результатов




 

  Цели Процесс Результат Локус контроля-Я Локус контроля- Жизнь Среднее значение Уровень определенности целей и СЖО
1 Сергей К. 35 33 31 21 31 30 Средний
2 Дмитрий К 50 43 50 32 52 45 Средний
3 Олег Р. 47 48 45 39 37 43 Средний
4 Виктор П. 28 23 34 36 21 28 Низкий
5 Алексей М 20 35 24 26 25 26 Низкий
6 Николай А 49 34 53 56 52 48 Средний
7 Антон В. 45 41 54 50 51 48 Средний
8 Андрей С. 56 58 60 62 63 59 Высокий
  Среднее 41 39 43 40 41 40 Средний
9 Екатерина В 59 64 58 65 62 61 Высокий
10 Евгения Р. 57 58 56 60 66 59 Высокий
11 Наталья М. 18 22 20 17 12 17 Низкий
12 Вера Е. 44 47 49 54 52 49 Средний
13 Евгения К. 40 43 47 42 41 42 Средний
14 Елена К. 32 31 27 25 29 28 Низкий
15 Светлана Р 44 47 40 46 45 44 Средний
  Среднее 42 44 42 44 43 42 Средний
  Общий показатель СЖО 41,6 41,8 43,2 42,06 42,6 41, 8 Средний

 

Анализ показателей:

Высокий уровень СЖО отмечен у 3 испытуемых, из них 2 женщин, один мужчина. Средний уровень СЖО     наблюдается у большинства испытуемых- 8 человек, из них 5 мужчин, 3 женщины. Низкий уровень СЖО выявлен у 4 испытуемых- 2 женщины и 2 мужчины. Как показывает анализ результатов, именно у них также отмечен пониженный фон настроения и сильно выражен личностный кризис.

Интерпретация субшкал.

. Цели в жизни. По этой шкале показатель среднего значения равен 41,6 (мужчин 41, женщин 42), что свидетельствует о среднем уровне определенности и осмысленности испытуемыми целевых установок в жизни. Большинство респондентов обнаруживают некоторую туманность, неясность жизненных перспектив, отчасти этому способствует состояние кризиса, в котором они находятся.

. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Средний показатель - 41,8 (мужчин 39, женщин 44) говорит о недостаточной осмысленности происходящего, недостаточной развитой рефлексии, умении анализировать и воспринимать процесс жизни как уникальный и интересный. Более высокий процент у женщин свидетельствует в пользу большей эмоциональности.

. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Оценку пройденного отрезка жизни и мужчины и женщины оценивают примерно одинаково(мужчины- 43, женщины 42, общий показатель- 43,2), причем мужчины более склонны приписывать себе больше, чем есть на самом деле, а женщины недооценивать достигнутые результаты.

. Локус контроля- Я. Средние баллы по этой шкале-42,6(мужчины 40, женщины 44) свидетельствуют о недостаточной степени ответственности личности за происходящее в жизни, о некрепкой вере и отчасти о нежелании что- либо менять. Модель "Я - хозяин жизни" предполагает взятие на себя полной ответственности, отказ от обвинений (себя и окружающих) и сосредоточенность на целях.

. Локус контроля- Жизнь. Средние баллы (42,6, мужчины 41, женщины 43)говорят о понимании, что человеку дано самому контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, но недостаточностей степени представления о предмете такого контроля, неумении анализировать неудачи.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод:

Анализ полученных результатов по исследованию смысложизненных ориентаций личности обнаруживает связь с результатами изучения самочувствия, активности и настроения. А именно, те испытуемые, которые дали низкие показатели, обнаруживают низкие оценки по вышеописанным субшкалам. Так же следует отметить то, что соотношения результатов в некоторых случаях неравномерные: например, испытуемая Екатерина: по исследованию активности и настроения дала низкую оценку, но имеет высокий уровень по СЖО, что говорит о достаточно развитом уровне притязаний, сформированности ценностей и определенности целевых установок в жизни. Нельзя забывать еще и о том, что показатели напрямую зависят от жизненных обстоятельств и реалий окружающей действительности, которые в данный момент имеют место в жизни испытуемых. Так, например, мать -одиночка обнаруживает высшую ценность в воспитании ребенка, но меньшую в том, чтобы наладить собственную личную жизнь(несмотря на то, что потребность высокая, имеет место психологический блок, связанный с прежними отношениями- влияет неудачный опыт). Мужчины, не реализовавшие себя в карьере или иной трудовой деятельности, переживают свою несостоятельность так же сильно, как те женщины, которым не удалось к 30 годам создать свою семью, обзавестись детьми.

Таким образом, можно сделать вывод, что смысложизненные ориентации личности являются определенным базовым звеном, с помощью которого индивид выстраивает социальные и личные отношения, формирует систему ценностей и представлений об окружающей действительности.

 


 

Заключение

 

Анализ концепций кризиса середины жизни обнаружил отсутствие единства мнений относительно его главных, сущностных характеристик (факторов). Однако обобщение исследованных работ позволяет выделить четыре основные фактора этого кризиса:

) переживание убывания физических сил, ухудшение здоровья, потеря внешней привлекательности, снижение активности;

) осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением, неудовлетворенность достигнутым положением;

) изменение временной перспективы: прошлое становится более продолжительным, а будущее получает границу;

) переоценка ценностей, поиск новых ориентиров, духовных опор, смысла жизни.

Особое внимание многие авторы уделяют фактору изменения временной перспективы. Подойдя в своем развитии к середине жизни, человек начинает реально видеть ее конец. Время для него начинает бежать быстрее, прошлое становится продолжительнее, а будущее сокращается. Первыми симптомами надвигающейся старости становятся ухудшающееся здоровье, потеря активности и внешней привлекательности. Именно понимание неизбежности смерти побуждает человека в этом возрасте всерьез задумываться о том, как была прожита эта жизнь, и о том, что еще можно успеть сделать. Осознав ограниченность во времени, человек оглядывается в свое прошлое и начинает подводить итог пройденному пути. Появление чувства неудовлетворенности в этот момент вполне объяснимо, так как очень немногим удается реализовать себя полностью. Обращаясь в будущее, человек понимает, что далеко не все из намеченного он успеет выполнить. Резкое недовольство собой заставляет его усомниться в правильности выбранной когда-то жизненной стратегии. Ставятся под сомнение и те ценности, на которые он опирался в первой половине жизни. Человек не видит для себя возможности продолжать прежний образ жизни и поддерживать прежние отношения, которые с этого момента больше не считаются правильными и единственно верными, но кажутся теперь навязанными извне и не отвечающими внутреннему предназначению. Для человека наступает критический период, который описывается авторами как "мертвая точка, "потеря почвы под ногами", "борьба с пустотой". И в это тяжелое время человек, ища опоры, обращается вглубь себя. Наиболее частой формой раздумий человека в этот момент является вопрос о смысле жизни. Рефлексия, критическая переоценка ценностей связана с паузой, в которой каждый должен обратиться внутрь себя и осознать собственную ценность и значимость.

Смысл жизни может выступать, с одной стороны, как ценность для индивида, а с другой, смысл может обуславливать выбор ценностей, которыми руководствуется индивид в своей жизни. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. И главным здесь является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Вместе с тем жизненные ситуации могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни - значит оценить свою жизнь целиком.

В исследовании мы выявили, что показатель осмысленности жизни в группе находится в границах среднего значения нормы. Также было отмечено, что у нескольких испытуемых с высоким показателем осмысленности жизни, показатели по остальным шкалам также имеют высокое значение, а в группе испытуемых с низким показателем СЖО - также низкие.

 


 

Список использованной литературы

 

1. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль,1988.

. Леонтьев Д. А. Психология смысла.- М.: Смысл, 2003.

. Рубинштейн С. Л Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.

. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии.- №3.-2003.- С.3-15.

. Франкл В. Человек в поисках смысла.- СПб.: Ювента, 1997.

. Панферов В. Н. Психология человека,- СПб.: Смысл, 2000.

. Общая психология: Учебник / под общ. ред. проф. А. В. Карпова,-М.: Гардарики, 2002.

. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. - Спб.: Питер

9. Лурия А. Р. - О естественнонаучных основах психологии // Естественнонаучные основы психологии. Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 7-23.

. Возрастная психология / Сост. М.В.Оленникова. - Спб. ООО "Сова", 2004.

. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.: Издательство Лгу

12. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. - М.: Владос 1998.

. Джемс В. Психология. - М.: 1991.

. Возрастная психология: личность от молодости до старости. Под ред. В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. - М.: Изд. Дом "Ноосфера", 1999.

. Обозов Н. Н. Психология взрослого человека. Спб., 1995.

. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1999.

.Ананьева Б. Г. Избраные психологические труды: в 2-х т. / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1 - М.: Педагогика, 1980.

. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М.: ЧеРо,1997.

. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: в 2-х т. - М., 1987.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...