Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения дисциплины




 

Процесс изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) компетенций (согласно ФГОС ВПО):

у студентов направления подготовки «Экономика» –

владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-21).

 

Наименование компетенции Компетенция
Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОК-15    

 

В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки 38. 03. 02 Экономика, должны:

знать основные понятия и инструменты безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;

уметь решать поставленные задачи для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, проводить их анализ и делать соответствующие выводы;

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

·

·

·

·10

Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
 
Аудиторные занятия (всего), в том числе 36/1  
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (всего), в том числе 36/1  
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы    
Реферат - -
Работиа с учебной литератиурорй    
Другие виды самостоятельной работы    
Под контролем преподавателя - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

 

заочная форма обучения

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
1,2
Аудиторные занятия (всего), в том числе 36/2  
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ)    
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (всего), в том числе 18/0,5  
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы 18/0,5  
Под контролем преподавателя - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет
Общая трудоемкость часы зачетные единицы    
   

 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека (ОК - 15)

Возникновение учений о безопасности жизнедеятельности человека и защита окружающей среды.

Цель изучения науки о безопасности жизнедеятельности (БЖД). Предмет изучения. Основные понятия, термины и определения жизнедеятельности: среда обитания, биосфера, техносфера, опасность (потенциальная, реальная и реализованная), риск, безопасность, система безопасности, объекты защиты, мониторинг, вредный фактор, травматический фактор.

Область исследования науки о безопасности жизнедеятельности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности*. Культура безопасности человека*.

Ноксология – наука об опасностях*. Возникновение и основы реализации опасностей*. Опасные и чрезвычайно опасные воздействия. Закон толерантности*.

Поле опасностей*. Качественная квалификация (таксономия) опасностей*. Количественная оценка опасностей*. Показатели негативного влияния

реализованных опасностей*. Естественно-техногенные опасности*. Антропогенные опасности*. Виды взаимосвязей человека – оператора с технической системой*. Восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человека*.

 

Тема 2. Управление безопасностью жизнедеятельности (ОК - 15)

 

Документы, регулирующие правовые вопросы по безопасности жизнедеятельности. Нормативные акты по охране труда.

Виды правил и инструкций по охране труда.

Системы стандартизации по безопасности жизнедеятельности*.

Государственный надзор по охране труда и охране окружающей среды. Общественный контроль по безопасности труда. Внутриведомственный контроль.

Виды ответственности должностных лиц. Дисциплинарная ответственность*. Административная ответственность*. Уголовная ответственность*. Материальная ответственность*.

Служба охраны труда на предприятиях. Руководство и ответственность по охране труда на предприятии. Условия внедрения системы управления охраной труда. Цель внедрения системы управления охраной труда. Функции управления охраной труда*. Планирование работ по охране труда, виды планов по охране труда*. Оценка состояния охраны труда, показатели по охране труда*.

Виды инструктажа по охране труда, регистрация инструктажа. Производственный травматизм*. Определение терминов «несчастный случай» и «профессиональное заболевание»*. Классификация несчастных случаев. Несчастные случаи, происшедшие на производстве*. Расследование несчастных случаев*.

Виды причин несчастного случая*.

Статистический и экономический методы анализа травматизма.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Нормативная правовая база РСЧС*. Задачи и структура РСЧС*. Территориальные подсистемы РСЧС*. Функциональные подсистемы РСЧС*. Уровни РСЧС – федеральный, региональный, территориальный, местный, объектный*. Силы и средства РСЧС*. Силы и средства наблюдения и контроля*. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций*. Режимы функционирования РСЧС*. Повседневный режим, режим повышенной готовности, чрезвычайный режим*.

Гражданская оборона (ГО), её роль и место в Российской Федерации. Нормативная правовая база гражданской обороны. Задачи и структура гражданской обороны. Руководство гражданской обороны. Органы управления гражданской обороной*.

Мероприятия РСЧС и ГО по защите населения. Оповещение. Сигналы гражданской обороны. Защита населения путём эвакуации. Действия по сигналам оповещения. Средства коллективной и индивидуальной защиты*.

 

Тема 3. Основы физиологии труда и комфортные

Условия жизни (ОК - 15)

 

Анализаторы человеческого организма. Рецепторы как датчики сенсорных систем человека. Основные группы рецепторов. Органы чувств, обеспечивающие восприятие действующих на организм внешних раздражителей.

Органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания. Характеристика органов чувств по скорости передачи информации.

Морфологические и функциональные системы в организме человека.

Нервная система как одна из важнейших связующих систем человека.

Гомеостаз и адаптация. Система иммунной защиты организма человека.

Физический и умственный труд. Энергетические затраты человека.

Физическая тяжесть и напряженность труда. Оптимальные и допустимые условия груда*.

Вредные и экстремальные условия труда. Пути повышения эффективности трудовой деятельности. Элементы рационального режима труда и отдыха*.

Понятие микроклимата, его параметры. Микроклимат* производственных помещений, его классификация. Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека. Терморегуляция организма человека*. Уравнение теплового баланса. Методы и приборы для регистрации параметров микроклимата.

Приспособление производственной среды к возможностям человеческого организма. Гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические показатели качества производственной среды*.

Общие санитарные требования к производственным помещениям. Конструктивные особенности помещений в зависимости от вида деятельности и производственного микроклимата. Приемы и способы регулирования температуры, влажности и чистоты воздуха в помещениях. Виды вентиляции, способы естественной вентиляции*. Понятие воздухообмена*. Порядок организации оптимального освещения рабочих мест, способы определения качества естественного освещения и коэффициента освещенности. Нормирование искусственной освещенности помещений*.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...