Когда гармоничные пространственные соотношения цветов нарушены, возникает иррациональное беспокойство.
Цвета могут компоноваться друг с другом пятнами любого размера. Но нам хотелось бы выяснить, какие количественные или пространственные отношения между двумя или несколькими цветами могут считаться уравновешенными и при каких условиях ни один из них не будет выделяться больше, чем другой. Силу воздействия цвета определяют два фактора. Во-первых, светлота цвета и, во-вторых, размер цветового пятна. Для того чтобы определить светлоту тех или иных цветов, необходимо сравнить их между собой на нейтрально-сером фоне. При этом мы убедимся, что интенсивность действия или степень светлоты отдельных цветов различны. Гёте установил простые числовые соотношения, очень удобные в нашем случае. Эти соотношения приблизительны, но кто станет требовать точных данных, если имеющиеся в продаже краски, изготовленные на разных фабриках и продающиеся под одним и тем же названием, так сильно разнятся между собой? В конечном счете решать должен глаз. Помимо того, цветовые участки в картине часто фрагментарны и сложны по форме, и было бы весьма трудно привести их к простым числовым отношениям. Глаз заслуживает большего доверия, но при условии, что он обладает развитой чувствительностью к цвету. По Гёте степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений:
Приведем соотношения светлоты следующих пар дополнительных цветов:
Если для гармонизации размеров цветовых пятен опираться на эти данные, то необходимо использовать эквиваленты, обратные соотношению световых величин. То есть желтый цвет, будучи в три раза светлее, должен занимать лишь одну треть пространства, занимаемого дополнительным фиолетовым цветом.
ДЛЯ гармоничных соотношений пятен, заполненных дополнительными цветами, характерны следующие пропорции:
Таким образом, гармоничные размеры плоскостей для основных и дополнительных цветов могут быть выражены следующими цифровыми соотношениями:
Или:
Соответствующим образом можно представить также и все другие цвета в их соразмерной связи между собой. На рисунке 45 представлен круг гармоничного соотношения основных и дополнительных цветов в их пространственных характеристиках. Он построен следующим образом:
Когда эти пропорции найдены, рисуется другой, того же размера круг, где в соответствии с найденными пропорциями создается цветовой ряд согласно последовательности цветового круга: желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый.
При ее изменении меняются и соответствующие размеры цветовых пятен. Оба фактора — и насыщенность, и размер цветового пятна самым тесным образом связаны между собой. На рисунке 46 красный и зеленый цвет даны в равных пространственных соотношениях. Красный и зеленый как дополнительные цвета, обладая равными пространствами своего цветового поля, создают ощущение устойчивой, прочной гармонии. Но в том случае, Если в цветовой композиции вместо гармоничных пространственных отношений между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность. Конкретность выбранных соотношений определяется поставленной целью и зависит от темы картины, художественного чутья и вкуса художника.
При резко выраженном контрасте цветов по площади они начинают производить совершенно новое впечатление. На рисунке 47 красный цвет представлен в предельно минимальном количестве. Зеленый по отношению к нему занимает огромную площадь, в связи с чем по закону симультанного контраста красный, наоборот, начинает звучать сильнее. В разделе, посвященном симультанному контрасту, было установлено, что глаз требует дополнения к каждому данному цвету. До настоящего времени причина этого явления не выяснена. По всей вероятности, мы подчинены какому-то всеобщему стремлению к равновесию и самозащите. Этому же стремлению обязан своим особым действием и контраст по площади цветовых пятен. Оказавшийся в меньшем количестве и занимающий меньшую площадь, попавший, так сказать, «в беду», цвет реагирует, обороняется и производит относительно более сильное впечатление, чем если бы он был использован в сгармонизованных пропорциях, как на рисунке 46. Этот факт известен как биологу, так и садоводу. Когда растение, животное или человек в результате тяжелых условий жизни попадает в бедственное положение, то в тех же растениях, животных и людях просыпаются силы сопротивления, которые при счастливом стечении обстоятельств позволяют достичь больших результатов. Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе. Благодаря применению двух взаимно усиливающих друг друга контрастов можно придать картине необыкновенную живость и редчайшую цветовую экспрессию. Здесь проявляется исключительная особенность контраста по площади цветовых пятен — его способность изменять и усиливать проявление всех других контрастов. В разделе, посвященном контрасту светлого и темного, уже немного говорилось о цветовом пропорционировании. Но в сущности именно только контраст по площади в полном смысле является контрастом пропорций. Если в композиции, основанной на контрасте светлого и темного, большая темная часть контрастирует с меньшей светлой, то благодаря этому противопоставлению произведение может приобрести особо углубленный смысл. Так, например, в картине Рембрандта «Мужчина с золотым шлемом» контрастное сопоставление совсем небольшого светлого пятна на его плече с общим объемом головы мужчины невольно заставляет проникнуться ощущением особой значительности образа. В работах Мондриана композиционные структуры из полос красного, желтого и синего цвета держат общие размеры полотен. А у Брейгеля в его картине «Падение Икара» контрастное сопоставление сине-зелено-коричневого колорита пейзажа и вкрапленных в него небольших красно-оранжевых пятен рукава и воротника пахаря выполняет уже иную роль, обеспечивая изобразительную целостность картины. Согласование размеров цветовых пятен, по меньшей мере, столь же важно в работе над живописным произведением, сколь и сам выбор цветовой гаммы, поскольку каждая цветовая композиция должна исходить и развиваться из соотношений цветовых пятен.
Формы, размеры и очертания цветовых пятен должны определяться характером цвета и его интенсивностью, а не предрешаться собственно рисунком. Соблюдение этого правила особенно важно для определения цветовых масс. Размеры цветовых пятен ни в коем случае не могут быть установлены с помощью линейных контуров, ибо эти размеры определяются лишь интенсивностью красок, характером цвета, его светлотой и силой воздействия, которая во многом зависит от контрастного сопоставления цветов. Если желтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, то оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Здесь достаточно небольшого желтого пятна, поскольку его светлота усиливается самим окружением.
Подобным же образом отношения всех цветовых масс должны выстраиваться в соответствии с силой их воздействия. НЮАНС. Нюанс – это незначительное, тонкое отличие в какой-либо характеристике предмета или явления, оттенок в цвете, звуке, форме. В цветоведении НЮАНС – это противоположность явлениям контраста. В природе нюанс, в основном, служит средством маскировки, как для сохранения своей жизни, так и для охоты. Нюансные сочетания наиболее характерны для животных и растений средних широт, севера, непроходимых тропических джунглей и т. п. Там, где в меньшей степени наблюдается контраст света и тени, связанных с солнцем. Нюансные сочетания подчеркивают взаимосвязь всех элементов природы, объединяют все живые существа в единую гармоничную цветовую гамму. Нюанс сглаживает монотонность и жесткость формы, корректирует недостатки, незаметно успокаивает глаз и дает ощущение покоя и надежности, но и пульса жизни в сравнении с равномерной поверхностью. Нюанс – основа качественной реалистической живописи, контраст же – ее выразительность. Основным типам контраста соответствуют свои типы нюанса, они могут дополнять и усиливать друг друга.
1. По тону – 2. По цвету (монохром) – 3. По насыщенности – 4. По теплоте\хладности 5. (По площади цветовых пятен)– Символика цвета. Оптическому восприятию цвета человеком часто сопутствуют физиологические и психические ощущения. Это порождает определенный комплекс ощущений от каждого цвета. Каждый человек отдает предпочтение конкретному цвету в соответствии со складом характера, здоровьем, образом жизни, возрастом и событиями в личной истории. Подобное воздействие цвета применяется в цветотерапии, диагностике состояния здоровья и для создания определенной атмосферы в искусстве и дизайне. Символическое значение цветовых оттенков складывалось у людей на протяжении веков и бывает довольно различным у разных народностей. Личные цветовые предпочтения
Символика цвета. Ассоциации. Физиологическое и психологическое восприятие спектральных цветов.
Значение цвета в разные исторические периоды у разных культур. КРАСНЫЙ. Общие значения: самые сильные эмоции +\-, возбуждение, динамика, опасность, секс, любовь, биение сердца, знамя революции, нечистые силы, святые мученики. Жизнь, зло, страсть, энергия, НАЧАЛО. Самый первый различаемый цвет для младенцев и у первобытного человечества после ахр. Ч и Б. Значения очень разнятся в зависимости от оттенка красного. Первобытные культуры: огонь, пламя, жар, кровь – жизненная сила, рождение. Адам – (иврит) «красная глина» Древний мир: на многих др. языках слово «красный» происходит от слова «кровь», эликсир здоровья, сигнал любви и страсти. Ацтеки: бог весны с востока, сердце, чувства, плодородие. Индуисты: радость, жизнь, энергия, творчество. Африканские народы: обряды инициации. Египет: красные демоны (идея перешла в христианство) Средневековье: платье невест, свадебные атрибуты в исламе, Индии, Китае, Тайване, Корее, у славян, на Руси. Оберег от зла и болезней– Греция, Япония, Россия
Розовый: Индия – чувственность, Др. Япония –бедность, Китай – счастье.
ЖЁЛТЫЙ. Общие значения: Солнце, золото, священное, Божественная любовь; власть, высокое положение, престиж Древний мир: Др. Греция – Аполлон, щедрость, благородство, мудрость, бож. силы, для невест и жрецов. Иудеи: - свадебный навес, сияние Древа Жизни. Средневековье : Ирландия – королевская власть, страны Африки – королевская власть, благословение при изменениях, Индонезия – солнце и питание всего сущего, Япония – золот. Небеса, Индия – платье невесты до свадьбы как оберег, Китай – священный, благородство, святость, имератор и свита, мудрость, цивилизация, благоприятные перспективы; Будда; Корея – счастье. Европа – (+ч) вина, предательство, измена, низкосортность (желтая пресса), карантин. Новое время: Америка – надежда, счастливое возвращение
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|