Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОРАНЖЕВЫЙ. З Е Л Е Н Ы Й. Ф И О Л Е Т О В Ы Й. К О Р И Ч Н Е В Ы Й




ОРАНЖЕВЫЙ

На многих древних языках  - «золотое яблоко\плод»

Древний мир: любовь земная и небесная, надежда на счастливый многодетный брак. Популярна окраска волос хной. Греция – отмщенная неверность, календула – цветок обманутых мужей. Китай – радости жизни, привлечение гармонии, храбрости.

Средневековье и новое время: апельсин и его цветы – символы любви, плодородия. Но очень яркий – фальшивая любовь, обман и неверность

 

С И Н И Й

Древний мир: видит цвет, но не определяет его, нет названия для синего в древних языках! Исключение – Древний Египет (есть даже краситель синего цвета) – небо и Нил; Др. Китай – бессмертие, Кельты – достоинство и благородство

Не определяли, но использовали: Иудея – одеяния жрецов, знак славы и подчинения Богу; Рим – темно синие тоги сенаторов, Перу, Месопотамия

Средние века и наше время: Израиль, Греция, юго-запад Америки– оберег от зла, Япония – одежда для работы и путешествий, море-жизнь; умиротворение, весна, удача в бою; Индия (производство красителя индиго) – высшая мудрость, истинный цвет Солнца

. Ультрамарин (из минерала ляпис-лазури) очень дорого ценился художниками Европы – символ богатства заказчика наравне с пурпуром и золотом. Европа – цвет мальчиков

 

 

З Е Л Е Н Ы Й

 

Девний мир  :  символ роста, развития. Др. Греция – плодородие, Афродита;  ДрЕгипет – бог жизни и смерти Осирис.

Средние века и наше время: Лес, сказка, феи, гномы.  Ирландия – национальный цвет, СВ. Патрик, Православие – Св. Троица, Ислам – Великая Матерь, священный цвет.

 

Ф И О Л Е Т О В Ы Й

 

Древний мир: Пурпур(красно-фиолетовый) редкий и дорогой – достоинство правителя, жреца, лидера. Египет – исцеление, оберег (аметист)

С приходом христианства – жертвенность, страдание, мученичество.

На севере – не определялся.

Новое время: (химические дешевые красители, быстро выгорали) появились нежные оттенки – утонченность, грусть по ушедшему, нежность, старина. Темно-фиолетовый: Англия – нестрогий траур, меланхолия, оплакивание.

60-е года – психоделика, хиппи

 

К О Р И Ч Н Е В Ы Й

Древний мир: название происходит от чего-то жженого, сгоревшего, простолюдины

Новое время: темные оттенки в Европе – благородство, практичность (брауни-домовые эльфы), светлые – ретро, уют

 

Ч Ё Р Н Ы Й

 

Древний мир: чернота ночи – отдых, но и страх неизвестности.

Отказ от мира, самоограничения, зло, несчастье.. Египет – жизнь и смерть, возрождение. Рим – бессмертие, Япония – одиночество и тайна. Африка – двойственность, как у Египта.

Новое время: шик, риск, благородство, траур, вдовство (женское), официальность, элегантность, солидность.

Анархия, рокерское движение

 

 Б Е Л Ы Й.

 

Древний мир: привилегия богов, свет, чистота, белые птицы – проводники душ на небеса. Греция и Рим – бог Зевс\Юпитер, его атрибуты и жрецы, победа, свадьба. Египет – пламя, дающее жизнь., одежда рядовых египтян. Индия – одеяния аристократии, рай. Япония (хаку) – священная слава и экзальтация, чистота, невинность, девственность. Африка – боги, духи мертвых, жизнь после смерти.

! Китай – траур, утрата (пожелание доброго посмертия для умершего)

Христианство – небесная радость, чистота, истина, Воскресение и Пасха (в Православии красный).

Новое время: Европа – младенцы и невесты, монахини некоторых орденов, влиятельность, пафос, богатство, изобилие.

Сочетания цветов. Типы цветовых гармоний.

Понятие «цветового созвучия» подразумевает возможность закономерного появления гармоничных цветовых сочетаний, которые служат основой общей цветовой композиции.

Поскольку рассмотреть все цветовые комбинации невозможно, то мы ограничимся лишь изложением некоторых принципов цветового созвучия или цветовой гармонии.

Цветовые созвучия могут быть построены на основе двух, трех, четырех или большего числа цветов.

«ОДИН» ЦВЕТ

Однотонность – используется один ломаный нейтральный цвет (с различными добавками черного и белого). Чаще всего исходный цвет близок к серому.

 

 

Очень созерцательное и спокойное впечатление, официальное, но может навевать скуку и уныние. Использовать уместно!

Монохромность – используется один хроматический цвет в различных оттенках. ! Даже с небольшим изломом в другие цвета.

Созерцательное и спокойное впечатление, следует разнообразить текстурой и фактурой. Использовать согласно выбору основного цвета.

 

 

СОЗВУЧИЕ ДВУХ ЦВЕТОВ

На 12-частном цветовом круге два диаметрально противоположных цвета являются дополнительными и образуют гармоничное сочетание, состоящее из двух цветов. Красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый представляют собой гармоничные сочетания. И так, если используется осветленный красный цвет, то ему соответствует зеленый, затемненный в той степени, в какой был осветлен красный.

 

 


Доделать схемы остальных двуцветий.


 


СОЗВУЧИЕ ТРЕХ ЦВЕТОВ.  №1            №2

Если из 12-частного круга выбрать три цвета, расположение которых относительно друг друга образует равносторонний треугольник №1, то эти цвета создают гармоничное трезвучие, как это показано на рисунке ниже.

 

 


Желтый, красный и синий — самое определенное и самое сильное гармоничное созвучие, которое можно считать основным. Гармоничным трезвучием обладают и дополнительные цвета этого триединства — фиолетовый, зеленый и оранжевый.

Желто-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-зеленый или красно-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый представляют собой другие трезвучия, каждое из которых внутри цветового круга образует равносторонний треугольник.

2. Если мы в созвучии пары дополнительных цветов, например, желтого и фиолетового, возьмем два соседних от фиолетового цвета: сине-фиолетовый и красно-фиолетовый, или наоборот, лежащие рядом с желтым: желто-зеленый и желто-оранжевый, то и эти созвучия также будут гармоничными по своему характеру, хотя в этом случае геометрической фигурой, связывающей их, будет теперь равнобедренный треугольник №2, как это показано на рисунке.

 


СОЗВУЧИЕ ЧЕТЫРЕХ ЦВЕТОВ. №1   №2   №3

Если из 12-частного круга выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу, то мы получим фигуру квадрата, как это показано на первой схеме. При этом возникает три четверозвучия: (желтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зеленый); (желто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый, зеленый); (оранжевый, красно-фиолетовый, синий, желто-зеленый).

 


№1

Доделать схемы 4х-цветий квадрата.


 

Другие четырехцветные созвучия легко определить благодаря фигуре прямоугольника, объединяющего две пары дополнительных цветов, как, например: желто-зеленый, красно-фиолетовый, желто-оранжевый, сине-фиолетовый, или: желтый, фиолетовый, оранжевый, синий.

 

 


№2

Доделать схемы 4х-цветий прямоугольника.


Третья фигура для получения четырехзвучия — трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов. Подобные сочетания стремятся к симультанному изменению, хотя и являются гармоничными, образуя при смешении серо-черный цвет.

 

 


№3

Доделать схемы 4х-цветий трапеции.


Вписывая фигуры, показанные ранее, в цветовой шар и поворачивая их, можно получить очень большое число новых цветовых сочетаний.

. СОЗВУЧИЕ ШЕСТИ ЦВЕТОВ.

Шестиугольники могут быть получены двумя различными путями.

В двенадцатичастный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трех парах дополнительных цветов. В него можно вписать два таких шестиугольника, состоящих из желтого, фиолетового, оранжевого, синего, красного, зеленого и желто-оранжевого, сине-фиолетового, красно-оранжевого, красно-фиолетового, желто-зеленого и сине-зеленого. Эти шестиугольники можно поместить в цветовой шар и, вращая их, получить на основе осветленных или затемненных цветов интересные цветовые комбинации.

Другой способ получения шестиугольника заключается в присоединении черного и белого цвета к четырем чистым цветам. Мы помещаем квадрат в экваториальный пояс цветового шара и получаем четырехзвучие, основанное на двух парах дополнительных цветов. Затем каждый угол квадрата соединяем с белым цветом вверху и с черным внизу, как показано на рисунке. В результате мы получаем октаэдр. Любое четырехцветное созвучие, которое может быть построено в экваториальной зоне, может быть превращено за счет включения в него белого и черного цвета в созвучие из шести цветов. Вместо квадрата может быть также использован и просто четырехугольник.

С помощью треугольника, который как основная фигура комбинируется с белым и черным цветом, можно получить созвучие пяти цветов. Оно может состоять, например, из следующих цветов: желтого, красного, синего, черного и белого или оранжевого, фиолетового, зеленого, белого и черного.

После всего изложенного здесь становится ясно, что выбор цветовых сочетаний и их модуляций как основы изображения не может быть произвольным. Понятно, что все исходные моменты определяются выбранной художником предметной или абстрактной темой произведения. Однако выбор цветовых сочетаний и их разработка — это объективная реальность и проявление каприза или поверхностной спекуляции здесь неуместно. Каждый цвет и каждая цветовая группа — это своего рода особая индивидуальность, которая развивается и живет по своим собственным законам. Смысл цветового созвучия заключается в том, чтобы, правильно используя цветовые противопоставления, суметь добиться наиболее сильного воздействия цвета.

Основной желто-красно-синий аккорд должен показать, как из конструктивно построенного созвучия можно получить различные вариации в их различном цветовом воздействии. Один вариант — это когда желтый расположен между красным и синим, другой — когда красный находится между желтым и синим, или синий между желтым и красным. Цвета основного созвучия могут быть скомбинированы с темными тонами чистых цветов, создающими контраст по насыщенности. Все три цвета могли бы быть затемнены и осветлены на основе контраста светлого и темного. Если бы все три цвета были одинаково осветлены и чистые цвета присутствовали бы здесь в виде небольших полосок, то это сочетание дало бы контраст по площади цветовых пятен. В том случае, когда один цвет начинает количественно преобладать над другими, достигается экспрессивное звучание цвета.

Если зайти так далеко и изменить какой-либо чистый цвет созвучия на расположенный справа и слева от него, то есть заменить желтый цвет желто-зеленым и желто-оранжевым, или красный — красно-оранжевым и красно-фиолетовым, а синий — сине-зеленым и сине-фиолетовым, то сочетание, состоящее из трех цветов, превратится в четверозвучие, которое значительно обогатит возможности наших вариаций.

Эти примеры показывают, что теория гармоничных созвучий совсем не стремится ограничить воображение, а скорее открывает более широкие возможности достижения различных выразительных проявлений цвета.

 

Проверочная работа по цветоведению

 

ЦВЕТ и форма.

Форма, так же как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительной ценностью. В живописном произведении эти выразительные качества формы и цвета должны действовать синхронно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.

Как для трех основных цветов — красного, желтого и синего, так и для трех основных форм — квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

Квадрату соответствует красный цвет как цвет материи. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.

Форма треугольника возникает из трех пересекающихся диагоналей. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. К треугольнику причисляются все формы диагонального характера, как, например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник — символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету.

Круг — символ постоянно подвижной духовности. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет.

В целом можно сказать, что квадрат — это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг — вечное движение духа.

Для цветов второго порядка соответствующие им формы, то для оранжевого — это будет трапеция, для зеленого — сферический треугольник и для фиолетового — эллипс

Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается.

 

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочетание было предельно выразительным для проявления определенной ИДЕИ.

Для общего решения цветовой композиции имеет значение

· выбор цветов,

· их отношение друг к другу,

· их место и направление в пределах данной композиции,

· конфигурация форм,

· симультанные связи,

· размеры цветовых площадей

· контрастные отношения в целом

 

Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжел, в верхней же кажется легким.

Темно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжелого, неминуемого и грозного, а в нижней — он кажется спокойным и само собой разумеющимся.

Желтый в верхней части произведения производит впечатление легкости и невесомости, в нижней же — он бунтует словно в заточении.

 

Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется «вес» цветовых масс.

Способы акцентирования направлений внутри пространства картины — горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл.

Направление пятен внутри картины.

«Горизонтальное» — подчеркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину.

«Вертикальное» антипод «----« и выражает легкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали - особый акцент. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.

«Диагональные» направления создают движение и развивают пространство картины в глубину.

Живописцы эпохи барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Китайские живописцы наряду с вертикальными осями сознательно использовали и движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причем эти диагонали часто терялись в заоблачных далях. Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ.

Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать свое внимание и одновременно вызывает ощущение движения.

Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении темных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная «конфигурация», свой образ. Его можно считать «симультанным», ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. Симультанные формы могут возникать даже при обозрении двух участков различного цвета и размера.

С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу свое определенное положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине еще и дополнительных систем порядка и разграничения. То есть совершенно так же, как человеческое сообщество объединяет людей по принципу родства крови, мировоззрениям или общественному положению, так и родственные тождества в картине определяют ее собственный внутренний порядок.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счет организации холодных и теплых, светлых и темных цветовых групп в четко определенные пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.

Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых «перемещений». Красный и зеленый цвет образуют две массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зеленый, то и часть зеленого должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла.

Столь же важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть «прикрепленной» слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему ее краю, или сразу к обоим. Это «прикрепление» называется «растяжением» цвета или формы. В настенной живописи этот прием имеет важное значение для стабилизации композиции. И это особенно заметно во фресках Джотто.

Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счет подчеркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами.

В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования четко выраженной направленности ограничивающих линий.

Здесь было перечислено много способов создания цветовых композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны.

ЦВЕТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ.

Замечено, что определенный набор цветов может лучше всего соответствовать определенной теме или явлению. Задумывая произведение художник также подбирает для него наиболее выразительный набор цветов согласно своей идее.

Самые распространенные в художественной практике цв. наборы

В Р Е М Е Н А  Г О Д А

весна                        зима              лето                      осень

 

 


 

 

 

Н А С Т Р О Е Н И Я - ЭМОЦИИ

 

ЦВЕТОВАЯ ГАММА СТОРОН СВЕТА.

ВОСТОК. Индия, Китай, специи, цветение

В колорите преобладают теплые насыщенные цвета: различные оттенки красного, золотистый, желтый, белый. Дополняют небольшие вкрапления синего и зеленого.    Причудливая колористическая мозаика, пестрая, яркая и насыщенная, но столетиями приведенная к гармонии.

ЗАПАД. Европа- наследница Античности, замшелость, многовековые традиции

Предпочтение отдано нейтральным, пастельным, приглушенным и сдержанным цветам. Тёмно-синие, бордовые, зеленые, коричневые, бежевые и серые, а также черный – излюбленные цвета европейцев. Сложные тональные и цветовые отношения придают колориту богатство, утонченность и изысканность.

СЕВЕР Скандинавия, вечная мерзлота, сумрак.

Многообразие оттенков серого от холодно-стального до теплого серо-бежевого, оттенков натурального дерева и «белого» колорита. Тональная сдержанность и сближенность цветов, богатые нюансные отношения.

 

ЮГ Африка, зной, пустыня, красная глина

Чистые, естественные, натуральные цвета природных пигментов: красные, терракотовые, зеленые, оливковые, черный уголь, слоновая кость.    Простота, первобытность колорита, дикость.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА ВРЕМЕНИ СУТОК.

РАССВЕТ

Прохлада, свежесть ночи еще царят в пространстве, но вот первый луч солнца начинает робко скользить по верхушкам деревьев, постепенно спускаясь ниже. Воздух наполняется теплом и светом.

Преобладают жемчужно-перламутровые оттенки, серо – голубого, розового, лилового с небольшими вкраплениями насыщенных ярких цветов.

ПОЛДЕНЬ

Жаркий, знойный полдень… все в природе достигло своего пика. Время замирает. Воздух наполнен ароматами, светом и красками.

Колорит жаркий, насыщенный, но немного выжженный. Здесь можно встретить все цвета радуги. Нет доминирующего цвета, все оттенки равноценны.

ЗАКАТ

Воздух, остывая после долгого жаркого дня, опускается на землю, обволакивая все живое…День уходит до завтра. Царит особая благодать и покой.

Цвета насыщенные, немного «уставшие». Богатство теплых и холодных оттенков контрастных пар: О-С, КО-Б

СУМЕРКИ

Затухают краски дня… Природа стремится к покою и умиротворению. Еще недавно ярко сияющие краски погружаются в темно-синий бархат ночи.

Цвет сумерек отличается сближенной гаммой серых, как теплых, так и холодных, темных синих, фиолетовых.

КОЛОРИТ

Колорит – это цветовой строй произведения (живописи), взаимосвязь всех его цветовых элементов.

 

Типы колорита.

Яркий родственный колорит

 

 

Яркий контрастный колорит

 

 


Цветовой анализ картины.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...