Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, причины и объяснения девиантного поведения




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Академия социального управления

 

ЛЕКЦИЯ

По дисциплине: «Социология»

 

 

Тема 7. Девиантное поведение

 

Доктор социологических наук,

профессор Григорьев А.А.

 

Москва - 2013

 

Тема 7. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

 

Основные вопросы темы:

 

1. Сущность, причины и объяснения девиантного поведения.

2. Виды девиантного поведения.

3. Роль девиации в социальных системах и методы снижения её негативного влияния в обществе и в организации.

 

Изучение данной темы предполагает решение следующих учебных задач: выработать представление о девиантном поведении как социальном явлении, усвоить основные подходы к определению причин и типов девиантного поведения, познакомиться с методами анализа и профилактики девиантного поведения в обществе и в организации.

Сущность, причины и объяснения девиантного поведения

 

Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами, которые придают социальному поведению упорядоченность, регулярность и предсказуемость. Очевидно, что деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они совсем не придерживались социальных норм и правил. Однако не всегда и не все действия людей соответствуют ожидаемому нормативному поведению. Отклонения от норм оказываются распространенным социальным явлением, которое получило в социологии название девиантного поведения. Девиантное поведение является одной из острых и актуальных проблем социального управления в обществе и в организации.

Под девиантным поведением (от лат. deviatio – отклонение) понимаются поступки и действия людей, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, не согласующиеся с ожиданиями группы или всего общества. Иногда говорят о девиации как о социальном явлении, выраженном в различных формах отклоняющегося поведения, и о девиантах как субъектах устойчивого отклоняющегося поведения.

Девиантное поведение противопоставляется нормативному поведению аналогично тому, как противоправное поведение противопоставляется правомерному, однако социологическое понятие девиантного поведения является более ёмким, чем юридическое понятие противоправного поведения. Для определения того или иного поведения нормативным или девиантным в качестве критерия используется более широкий круг социальных норм (законы, правила, ценности, традиции, обычаи, идеалы, стандарты, образцы, шаблоны и т.д.), которые в совокупности определяют ожидания (экспектации) группы или общества.

Социальные исследователи предложили множество теорий, объясняющих причины девиантного поведения. Ни одна из теорий не дает исчерпывающего объяснения отклонениям от норм, скорее они дополняют друг друга и лишь все вместе дают возможность получить достаточно широкое представление о причинах и видах девиантного поведения.

Основное различие в объяснении явлений девиантности сводится к приверженности к одному из двух диаметрально противоположных утверждений:

а) девиантность – изначально свойственна человеку, поэтому социальные нормы нарушались и будут нарушаться;

б) девиантность людей не является врожденной, необходимой и при изменении условий жизни людей можно избавиться от негативных отклонений.

С точки зрения подходов к объяснению причин девиантного поведения все многообразие теорий обычно сводят к трем типам: биологические теории, психологические и социологические. В психологических теориях иногда выделяют теории, использующие подходы психологии личности и социально-психологические теории. В лекции кратко рассмотрим четыре типа объяснений девиантного поведения, которые сложились в различных теориях. Это:

1) теории, использующие биологический подход;

2) теории, использующие подход психологии личности;

3) социально-психологические теории;

4) социологические теории;

1. Биологические объяснения. Итальянский криминалист Ч.Ломброзо в конце Х1Х века пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями и могут быть определены по ряду физических черт, свидетельствующих о деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции.

 

  Ломброзо Чезаре (1835-1909) – итальянский врач, соц. мыслитель. Рассматривал преступность, как результат проявления, прежде всего, биологических факторов. Ломброзо в течении ряда лет работал тюремным врачом, что дало ему возможность обобщить значительный фактический материал.

 

«Криминальный тип», по Ломброзо, более примитивный человеческий тип, характеризующийся определенной формой черепа, выступающей нижней челюстью, короткой шеей, реденькой бородой, пониженной чувствительностью к боли и т.д. Он не отрицал влияния социального опыта на развитие криминального поведения, но считал, что большинство преступников биологически дегенеративно или дефективно. Впоследствии эти идеи были опровергнуты, но сам биологический подход к объяснению девиантного поведения всплывает в различных теориях в виде влияния на поведение биологической наследственности, строения мозга или тела.

В последнее время биологическое объяснение фокусируется на аномалиях в наборе хромосом девианта, хотя исследования в этом направлении дают противоречивые результаты. Как известно, женский хромосомный набор образован сочетанием двух X хромосом. У мужчин это сочетание представлено одной X и одной Y хромосомой. Но иногда встречается сочетание XYY - прибавляется одна лишняя мужская хромосома. Патриция Джекобс, проводившая обследование заключенных ряда тюрем Великобритании, установила, что процент людей с такого рода аномалией среди заключенных в несколько раз выше, чем среди простого населения. Однако последующие исследования показали, что прямого обусловливания высокого уровня агрессии наличием лишней Y хромосомы не наблюдается. Скорее, дело в меньшем уровне интеллектуально развития лиц с этой аномалией. Они фактически склонны к совершению преступлений и актов агрессии не в большей степени, чем лица с обычным хромосомным набором, они лишь чаще попадаются на месте преступления и подвергаются наказанию, что объясняет высокий процент их среди заключенных.

Таким образом, в биологических теориях девиантность связывается с такими факторами, как наследственность, физическая конституция (Кречмер и Шелдон), гормоны (Шлапп), хромосомы (Джекобс) и др. Большинство ученых считают, что в любом случае влияние биологических факторов должно опосредоваться воздействием внешних условий, поэтому нельзя трактовать биологические феномены в качестве «причины» девиантности. Биологические концепции могут использоваться в идеологических целях, оправдывая существующий социальный порядок и применение карательных мер воздействия на девиантов.

2. Психологические объяснения. Психологические теории связывают девиантное поведение с инстинктами, психологическими причинами и с определенным психическим типом личности.

Среди теорий, трактующих девиантность, как инстинктивное поведение, одной из наиболее известных является психоанализ. Родоначальник этого направления З. Фрейд в своих работах утверждал, что все человеческое поведение прямо или косвенно определяется эросом, инстинктом жизни, чья энергия, называемая им либидо, направлена на упрочнение и утверждение жизни. Девиантность при этом рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидиозных импульсов. Фрейд известен тем, что ввел в психологию понятие бессознательного. Бессознательное включает в себя все влечения, потребности, воспоминания и чувства, которые человек не осознает, но которые влияют на его поведение. Фрейд считал это влияние гораздо более сильным, нежели влияние сознания.

 

 

Фрейд З. (1856 - 1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа. Основной тезис теории Фрейда – противоречие между глубинными эротическими и агрессивными влечениями и ограничениями, налагаемыми на них обществом. Рассматривал поведение, как результат попыток разума дать выход влечениям социально приемлемым способом.

 

З.Фрейд, например, ввел понятие «преступник с чувством вины», характеризуя им людей, которые желают, чтобы их наказали за их «влечение к разрушению», которое они могут преодолеть через тюремное заключение. На основе идей Фрейда ряд исследователей считает, что вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей формируется психопатическая личность с характерной замкнутостью на себе. Такие психопаты находят удовольствие в насилии как таковом и склонны к тяжким преступлениям.

Риман связывает выделение различных типов личности с характерными личностными страхами и соответствующей реакцией на них.

Первый личностный тип – это шизоидный, испытывающий страх перед самоотдачей. Его стремления направлены, прежде всего, на независимость и самодостаточность.

Второй личностный тип – это депрессивная личность, испытывающая страх перед одиночеством и изоляцией. У этих личностей преобладает стремление любить и быть любимым, стремление к доверительным близким контактам. Они стремятся соотнести свое поведение с запросами и требованиями окружающих.

Третий личностный тип – это личности с навязчивостями, испытывающие страх перед изменчивостью и ненадежностью. Отсюда их стремление все оставить по-прежнему, приверженность раз и навсегда данным принципам. Это консерваторы, занятые проблемой собственной безопасности. Они стремятся все заранее запланировать и предусмотреть. Стремление удержать жизнь от изменений с помощью правил и схем приводит их к навязчивым психическим процессам.

Последний личностный типистерические личности, испытывающие страх перед необходимостью и ограничением чувства свободы. Они боятся всяческих ограничений, традиций, порядка, так значимых для лиц с навязчивым развитием.

Разным личностным типам свойственна склонность к различным видам отклонений. Хотя предпринимались многочисленные попытки идентификации девиантных профилей различных личностных типов, все же до полной ясности в этом вопросе далеко. Однако созданная Риманом типология эффективно используется многими практикующими психологами, что подтверждает ее ценность.

Эволюционная теория поведения. Среди сторонников положения о врожденной природе девиантности (точнее – о девиантной агрессивности) заслуживает серьезного внимания эволюционный подход. Согласно такому подходу, агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же как и у всех животных. Лоренц утверждает, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции и является продуктом приспособления человека к окружающей среде.

Бихевиористское направление. Обобщенным выражением бихевиористского подхода к пониманию поведения стала знаменитая схема S - R (стимул - реакция). Б.Скиннер и его единомышленники разработали и проверили целый набор операциональных приемов в сотнях экспериментов. Они доказали, что с помощью правильно подобранных стимулов можно менять поведение как животного, так и человека.

 

 

Беррес Фредерик Скиннер (1904 — 1990) — американский психолог. Внёс огромный вклад в развитие и пропаганду бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды.

 

Бихевиоризм – (от англ. behaviar - поведение): направление в психологии, рассматривающее человека, как «черный ящик», получающий стимулы и отвечающий реакциями; внутренний мир, психика, при этом игнорируется.

 

В целом, позицию психологов бихевиористской ориентации выражает тезис о том, что поведение является реакцией человека на соответствующие стимулы во внешней среде. Изменение внешних условий определенным образом соответственно способно либо устранить, либо наоборот - активизировать проявления девиантности.

Когнитивное направление. Когнитивные теории девиантного поведения исходят из того факта, что при реакции индивида на различные внешние обстоятельства огромное значение имеет личностная интерпретация ситуации. В зависимости от того, как именно человек осмысливает те или иные социальные взаимодействия, он может действовать либо «нормально», либо, напротив – «девиантно». Таким образом, когнитивные психологи акцентируют внимание на содержании человеческого сознания. Их интересует, как различные представления, соображения и, вообще «идеи» воздействуют на поведение человека.

Ряд объяснений связывают девиантное поведение с «умственными дефектами», «дегенеративностью», «слабоумием» и другими общими психическими состояниями. Подобные подходы показывают, что девиацию нельзя объяснить только лишь на основе психологических факторов.

Таким образом, психологические теории рассматривают девиантность, как результат проявления врожденных влечений и инстинктов, которые не могут контролироваться человеком или обществом в полном объеме

3. Социально-психологические объяснения. Во второй половине ХХ века социальная психология накопила значительный теоретический и практический материал, способствующий лучшему пониманию природы девиантности.

Одним из таких достижений является описание механизма когнитивного диссонанса, автором которого считается Леон Фестингер.

 

 

Фестингер (Festinger) Леон (1919—1989) — американский психолог, специалист в области психологии регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса. Ученик и последователь К. Левина.

 

Фестингер обратил внимание на тот факт, что человек нуждается в согласованности своих поступков со своими убеждениями. Он назвал этот механизм когнитивным диссонансом, а практические выводы его теории нашли самое широкое применение в политической и коммерческой рекламе, в менеджменте. Согласно Фестингеру, когда наши действия расходятся с нашими убеждениями, в психике возникает более или менее сильное напряжение - диссонанс. Снять или ослабить диссонанс можно тремя путями: изменить поведение или его последствия, оправдать свое поведение (рационализировать) или изменить убеждения. До Фестингера полагали, что убеждения и установки определяют поведение человека, а не наоборот! Говоря проще, когда у нас нет возможности изменить свое поведение или его последствия и, когда мы не имеем повода для самооправдания, – мы склонны менять свои убеждения. Этот механизм можно целенаправленно использовать для изменения убеждений и втягивания человека в девиантную деятельность.

Теория социального научения рассматривает девиантность, как результат социальных взаимодействий, в ходе которых люди научаются девиантным моделям поведения и получают соответствующие стимулы, способствующие его закреплению. Основное внимание концентрируется на различного рода поощрениях и наказаниях, способствующих научению и закреплению девиантных реакций. Важнейшие поощрения и наказания – это знаки социального одобрения и отторжения, получаемые индивидом от группы и других индивидов в процессе взаимодействия. Особенно важны знаки одобрения или отторжения, исходящие от «значимых других» - референтной группы. Отсюда, - люди, зачастую, нарушают конвенциональные нормы, ради положительных оценок со стороны представителей референтных групп.

Конформизм и девиантность. Развитию теории социального научения способствовали многочисленные исследования феноменов конформизма и социального давления. Классическим исследованием данной проблемы считаются эксперименты С.Аша.

 

Аш Соломон (1907- 1996). Американский психолог, исследователь конформности.

Эксперимент Аша заключался в следующем. Группе из 7 – 8 человек демонстрировали две одинаковых карточки. На одной были изображены три линии различной длины. На другой – одна линия, соответствующая какой-то из линий на первой карточке. Линии достаточно сильно различались по длине, что бы их можно было легко идентифицировать. При групповом эксперименте, все, кроме одного члена группы, были в сговоре с экспериментатором. Было подстроено так, что бы реальный испытуемый высказывал свое мнение последним. Подставные же участники эксперимента давали неверные оценки, явно противоречащие тому, что можно было видеть на карточках. Как результат: треть (!) испытуемых соглашались с группой и давали неверные заключения (Аш, 1962).

Девиантность массового поведения(феномены социальных агрегатов). Психологи, интересующиеся поведением масс, заметили, что поведение человека в толпе резко меняется. Человек оказывается способен на такие поступки, которые бы никогда не совершил самостоятельно, например убийство, погром. Описывая большие, внутренне неорганизованные группы, состоящие из множества разных людей, объединенных какой-либо целью, ученые используют термин «социальный агрегат».

 

Социальный агрегат– относительно кратковременное, внутренне неструктурированное объединение разных людей, на основе общей цели, сопровождающееся изменением психологического состояния составляющих агрегат индивидов, приводящим к появлению коллективной «субличности»

В обычной жизни, индивидуальность, самоконтроль и рациональность можно рассматривать, как атрибуты «нормы». В агрегате эти атрибуты полностью отсутствуют, заменяясь своей противоположностью. Агрегат всегда эмоционален, эмоции превалируют над разумом. Можно сказать, что мышление становиться эмоционально-образным. Эмоции отличаются крайностью и простотой, агрегату не свойственны тонкие переживания. Как следствие, люди, составляющие агрегат, оказываются не способны к сложным рассуждениям. Активность агрегата требует выхода, и, как правило, находит его. Активность толпы направляется вождем (оратором), в своем поведении, люди, составляющие толпу ориентированы на вождя, личность и идеи которого выполняют роль объединяющего элемента.

Отдельную и крайне интересную группу составляют организуемые виртуальные агрегаты, к которым относятся аудитории СМИ – газет, журналов, телевидения, интернет. Виртуальными их называют потому, что фактически речь идет об изолированных друг от друга людях (в отличии от толпы и публики), одновременно получающих информацию из одного источника, и часто, реагирующих, как коллективная личность - агрегат.

Таким образом, социальная психология рассматривает девиантность в контексте тех психологических механизмов, которые формируются и проявляются под влиянием взаимодействия человека с другими людьми.

4.Социологические объяснения. Социологические объяснения девиантного поведения не пытаются отрицать роль биологических и психологических факторов в детерминации поведения людей, а связывают девиацию с социальными факторами, с причинами, порождаемыми отношениями и процессами в социальных системах, в обществе в целом.

Одно из первых социологических объяснений девиации было предложено Э. Дюркгеймом, выдвинувшим концепцию аномии.

 

 

Дюркгейм Эмиль(1858-1917), основатель французской школы социологии.

 

Под аномией (в буквальном переводе – безнормие, разрегулированность) понималось состояние общества, характеризующееся отсутствием нормативной регуляции поведения индивидов в силу того, что старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились. Отсутствие ясных стандартов поведения порождает у многих людей тревогу, страх перед неопределенностью и приводит к социальной дезорганизации, проявляющейся в различных формах девиантного поведения. Состояние аномии, по Дюркгейму, возникает при переходе общества от механической к органической солидарности, когда общественное разделение труда прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Необходимым условием аномии является расхождение между потребностями людей и возможностями их удовлетворения.

Дюркгейм использовал концепцию аномии при исследовании причин самоубийств. Феномен суицида, по мнению Дюркгейма, представляет исключительный интерес для выявления социальных причин девиантного поведения, ибо нет ничего более индивидуального, чем факт лишения себя жизни. Если обнаружится, что этот феномен спровоцирован обществом, то можно считать доказанным социальную обусловленность всех других видов девиантного поведения. В итоге исследования было разработано четыре типа самоубийств, объясняемых сугубо социальными причинами:

- эгоистические самоубийства, причиной которых является разрыв связей с обществом, крайний индивидуализм человека, когда он не интегрирован в общественную группу;

- альтруистические самоубийства – следствие полного растворения индивида в группе, когда личные интересы полностью поглощены социальными и индивид идёт на смерть в соответствии с социальными требованиями;

- фаталистические самоубийства, которые связаны с избытком контроля и регламентации в социальной системе;

- аномические самоубийства, связанные с периодами кризисов и крупных общественных перемен, т.е. с аномийным состоянием общества.

Таким образом самоубийства, по Дюркгейму, – это акты отклоняющегося поведения индивидов, которые, возможно, были предрасположены к этому в силу своего психологического склада, слабости или заболеваний нервной системы, но причины самоубийств в основном социальные, связаны «с нарушениями коллективного порядка» и исходят они из отношений в социальных группах и обществе, а не от индивидов. Такое объяснение причин отклонений Дюркгейм распространил на все виды девиантного поведения.

Р.К. Мертон модифицировал понятие аномии для обозначения напряженности, возникающей в поведении индивида в ситуации, когда общепринятые нормы и цели вступают в конфликт со средствами их достижения.

 

 

Роберт Кинг Мертон (Merton) родился 5 июля 1910 г. в Филадельфии, в семье рабочих эмигрантов из Восточной Европы. Образование получил в Темпльском и Гарвардском университетах. Там же в Гарварде защитил докторскую диссертацию и начал преподавательскую деятельность.

 

Мертон выделил пять возможных типов поведения как реакций на напряжение, возникающее в связи с несоответствием между социально одобряемыми целями и ограниченностью средств их достижения:

- конформность – тип поведения, соответствующий определяемым культурой целям и институциализированным средствам их достижения;

- инновация – тип поведения, при котором поддерживаются социально принятые цели, но используются незаконные средства их достижения;

- ритуализм – продолжение следовать принятым стандартам ради них самих, хотя смысл ценностей и целей уже утрачен;

- ретритизм – не принятие ни доминирующих ценностей, ни санкционированных средств их достижения;

- бунт (мятеж) – отвержение существующих ценностей и нормативных средств с одновременным утверждением новых ценностей и новых средств их достижения.

 

Таким образом, типы поведения Мертон различает в связи с разным отношением людей к общественно ободряемым целям и нормативным средствам их достижения. Логика выделения типов поведения представлена в следующей таблице.

 

 

Типы поведения Отношение к
целям средствам
1. Конформизм + +
2. Инновация + -
3. Ритуализм - +
4. Ретритизм - -
5. Мятеж ± ±

Основу социального порядка, по Мертону, создает согласование целей и средств их достижения. Разобщение и рассогласование целей и средств приводит к различным типам девиантного поведения. «В предельном случае общество становится почти непредсказуемым, и возникает явление, которое, собственно, и может быть названо аномией или культурным хаосом»[1].

Наиболее общей социальной причиной девиации в обществе многие социологи считают наличие в обществе высокого уровня социального неравенства, различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп, зависящими прежде всего от их места в социальной структуре.

В последние годы сформировалось несколько новых подходов к объяснению причин девиантного поведения. Культурологические теории объясняют девиантное поведение существованием субкультур внутри господствующей культуры, нормы которых существенно отличаются от общепринятых норм. Теория стигматизации (навешивания ярлыков, клеймения) объясняет порождение девиантного поведения способностью влиятельных социальных групп навешивать ярлыки девиантов членам менее влиятельных групп. Конфликтологические теории исходят из того, что девиантное поведение является частью конфликтов, происходящих в обществе между различными социальными группами.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7