Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Кризис традиционной формы философского знания в XIX веке




Методические указания

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Дать четкое и однозначное определение философии практически невозможно, так как она представляет феномен суть которого зависит от культурно-исторического контекста, от персональной позиции мыслителя, тех задач которые он перед собой ставит и тех способов (методов) познания, которые он использует. История философии свидетельствует, что одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы её утаить или приспособить к соответственным интересам, одни делали предметом своих изысканий абстрактные, идеальные сущности, другие изучали мир, человека и общество с материалистических позиций. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к пониманию собственного предмета, свидетельствует о её плюралистическом характере. Однако, несмотря на отсутствие специфического предмета и многообразие философских концепций можно выявить характерные черты философии:

-философия является фундаментальным знанием, т.е. знанием о сути изучаемого явления. Если другие социально-гуманитарные науки исследуют прикладные аспекты природы, человека, общества и их взаимодействия, то философия, обращаясь к тем же явлениям, стремится ответить на вопрос «что это?»;

-философия существует прежде всего как теоретическое знание, т.е рассмотрение различных проблем происходит по преимуществу в виде построения концепций, разработки категорий и понятийного аппарата.

-специфика философского знания такова, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер и распространяются на природу, общество, человека и само мышление;

- философское знание имеет систематический характер, т.е. философия рассматривает наиболее важные проблемы в их взаимосвязи, обобщает частно-научное и обыденное знание. Кроме того, неотъемлемой частью философии является рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение её истории.

Со структурной точки зрения философия представляет собой иерархию следующих учений:

- онтология – учение о бытии. Онтология является фундаментом философского знания т.к. занимается исследованием оснований существования мира в целом, проблемой первоначал бытия, соотношением материального и идеального;

- гносеология – учение о познании. Она включает в себя эпистемологию – учение о различных формах знания (научных и ненаучных) и методологию – учение о способах познания (теоретических, эмпирических). В рамках гносеологии определяется что человек может познать и каким образом он может это сделать;

- антропология – учение о человеке. Этот раздел философского знания занимается изучением сущностных оснований человека, соотношением биологического и социального, телесного и духовного;

- аксиология – учение о ценностях человеческого существования. Включает в себя этику – науку о моральном и эстетику – учение о прекрасном.

- социальная философия – занимается философским анализом общества, его структурой, историей развития.

Значение философии для человека и общества во многом определяется теми функциями, которые она выполняет. Мировоззренческая функция заключается в том, что философия способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, играет адаптационную роль для человека. Методологическая функция выражается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как система конкретных методов познания и освоения действительности. Критическая функция является основной для философии и выражается в антидогматическом отношении к существующему знанию и социокультурным ценностям. Социальная функция является весьма многоплановой и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана объяснять социальное бытие и способствовать изменениям. В рамках философии формулируются коллективные цели и координируются коллективные действия по их достижению.

 


Тема 6. Философские основания классического рационализма

1. Социо-культурные основания философии Нового времени.

2.Проблема метода познания: спор эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

3.Проблема субстанции в философии Нового времени: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

4. Философия Просвещения.

Методические указания

Начиная с XVIIв. в культуре Европы происходят бурные перемены, человеческая мысль и деятельность порождает явления не существовавшие ранее. Наступает эпоха Нового времени. Открытие новых земель и связанное с этим строительство городов, развитие кораблестроения, мореходства, военного дела порождают потребность в новом научном знании. Новая наука опирается прежде всего на практику материального производства: Э.Торричели экспериментально устанавливает факт давления воздуха, изобретает ртутный барометр и воздушный насос, И.Ньютон формулирует основные законы механики, Р.Бойль применяет механику в химии, Гилбрейт исследует свойства и практическое применение магнита. Эти моменты формируют новое мировоззрение, в котором мир существует как механическая система, деятельным центром которой выступает человек и его потребности преобразования природы.

Развитие науки не могло не оказать воздействия на философию. В философии происходит решительный разрыв со схоластикой и религиозным догматизмом, усиливается материалистическая тенденция в осмыслении проблем, основанная на развитии естествознания. В борьбе против авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе человеческого разума и безграничных возможностей научного исследования. В этой связи, ключевой проблемой философии Нового времени становится методология познания и вопросы о связи внешнего и внутреннего опыта. Выбор разных путей решения этой задачи обусловил появление двух основных гносеологических направлений – эмпиризма и рационализма. Основоположником эмпирического метода познания стал Фрэнсис Бэкон(1561 - 1626). Он выступил с критикой схоластического, догматизированного познания, заявив, что разум человека захвачен «идолами» - ложным идеями, предрассудками. Бэкон выделял 4 рода призраков: «идолы рода» - неадекватные знания, обусловлены несовершенством органов чувств; «идолы пещеры» - искаженные представления о мире, связанные с засильем авторитетов и догматизмом; «идолы рынка» – ложные представления, порожденные неправильным употреблением слов; «идолы театра» - знания, бездумно заимствованные из различных философских систем. Так как разум «засорен» заблуждениями, источником истинностного знания должны стать опыт, наблюдение, эксперимент. Противоположную позицию занимал Рене Декарт (1596 - 1650). Он полагал, что источник знания и истины находится в разуме человека. Все идеи Декарт делит на пришедшие из чувств и врожденные. Именно последние обладают высокой достоверностью. Но абсолютной достоверностью обладает лишь сомнение в существовании чего бы то ни было. Чтобы достичь истины Декарт рекомендует сомневаться во всем, и тогда существование любого предмета может отрицаться. Единственное, что не отрицает сомнение - это существование сомневающейся мысли. Поэтому рациональность человека, его критическое мышление, по Декарту, есть единственная достоверная реальность: «Мыслю, следовательно, существую».

Задача науки и философии – содействовать увеличению власти человека над природой, вела к пониманию необходимости исследования причин явлений, их сущностных оснований, поэтому проблема субстанции занимала умы всех философов Нового времени. Новый дуалистический подход к пониманию субстанции предложил Р.Декарт. Декарт допускает существование двух независимых субстанций: нематериальную, «мыслящую» и материальную, «протяженную». Ментальная субстанция является причиной духовных явлений, человеческого мышления, познавательных способностей. В «чистом» виде воплощением ментальной субстанции является Бог – концентрация воли и духа, но отсутствие материальной формы. Субстанция протяженности, напротив, есть чистая материальность, благодаря ей предметы мира имеют форму. По мысли Декарта природа представляет собой материальную субстанцию, форму, лишенную духовности. Эти субстанции существуют параллельно, и только человек есть соединение двух субстанций – в виде тела и мышления. Дуалистическое учение Декарта было преодолено Бенедиктом Спинозой (1632 - 1677). Спиноза считал, что существует лишь одна материальная субстанция, основными атрибутами (свойствами) которой являются протяженность и мышление. Атрибуты материальной субстанции также вечны как сама материя, они не возникают и не исчезают. Спиноза выделял конкретные состояния субстанции – модусы. Они бывают вечными и бесконечными и определяются мышлением и протяженностью, или конечными – определяются всеми остальными явлениями. Спиноза отождествил бога и природу, которая одновременно и творящая и сотворенная. Философ полагал, что природа является живой не только потому, что она бог, но и потому, что она обладает мышлением. Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) к спинозовскому понятию субстанции присоединил принцип деятельной сил. В своем труде «Монадология» он объявил, что причиной материальных явлений выступают монады. Монады – это вечные, неизменные, нематериальные духовные центры деятельной силы. Непременным свойством монад является деятельность, причем деятельность целесообразная. По мысли Лейбница природу нельзя объяснить только законами механики, необходима цель существования. Поэтому каждая монада одновременно и основание своих действий и их цель. По Лейбницу, монады могут быть трех категорий: монады жизни – из них возникает неорганическая природа, монады души – из них появляются животные, монады духа – из них формируются люди. Лейбниц признавал бессмертие души и вечность субстанций. В природе нет ни рождения, ни смерти, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение.

Европейская философия XVIII в. развивалась как философия просвещения. В статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях широко комментировались научные и философские идеи, которые облекались в живую доходчивую форму. Философия просвещения представлена двумя направлениями: деистским материализмом Вольтера, Монтескье, Руссо и естественнонаучными, механицистскими взглядами Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Философия XVIII века была неоднородной – в ней присутствовали материалистические и идеалистические взгляды, разрабатывались онтологические, гносеологические и социальные проблемы. Онтология существовала в виде философии природы, которая была версией физики и механики Ньютона. Пропагандистами этих взглядов были Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. В плане гносеологии философы 18 века придавали равное значение как чувственному, так и рациональному в познании. Разум не может отрываться от чувственных показаний, но он не должен чрезмерно доверять им. Проблемы познания определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Важнейшим моментом их социального учения стала теория о роли среды в формировании личности. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы, их различия порождаются только различиями в воспитании и условиях жизни.


Тема 7. Немецкая классическая философия

1. Особенности немецкой классической философии.

2. Философское учение И. Канта.

3. Философская система Г.-Ф.Гегеля.

4. Наукоучение И.Фихте и антропологический материализм Л. Фейербаха.

Немецкая классическая философия – значительный этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством И.Канта, И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Ф. Гегеля, Л. Фейербаха. Основными чертами этого этапа развития философии являются высокий уровень системности философских учений, преобладание в философской проблематике изучения человеческой сущности и человеческой истории, разработка и использование диалектического подхода.

Основное философское наследие Иммануила Канта (1724-1804) относится ко второму, «критическому» периоду его творчества, который начинается с 80-х годов XVIII века. Именно в это время были созданы основные произведения Канта – «Критика чистого разума», посвященная разработке теории познания, «Критика практического разума», в которой излагается этическая теория, «Критика способности суждения», где Кант разрабатывает эстетику и учение о целесообразности. Основу всех работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях». По Канту существует мир вещей, независимый от человеческого сознания. Это мир сущностей, познать которые не возможно. Кроме того существует мир явлений, феноменов, т.е. чувственных восприятий того, сущность чего не познается. Кант называет «вещи в себе» трансцендентными, т.е. потусторонними, они существуют вне времени и пространства. Вместе с тем, Канта интересует вопрос о возможностях человеческого познания. Он выделяет три сферы познания: чувственность, рассудок и разум. Посредством чувственности предметы нам даются в восприятии; посредством рассудка они мыслятся; разум же стремится постичь трансцендентальные сущности (Бога, свободу, бессмертие души). Но при попытке дать научное содержательное знание об этих предметах разум впадает в неразрешимые противоречия – антиномии. Важнейшей задачей философии Кант считал обоснование нравственных правил. Он является автором категорического нравственного императива, который гласит, что каждый человек должен поступать таким образом, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех. Моральным Кант считает только тот поступок, основой которого является «добрая воля», «нравственный закон внутри меня». Согласно Канту человек поступает необходимо в одном отношении, будучи явлением среди других явлений природы, и свободно в другом – как нравственное существо, принадлежащее миру ноуменов.

Сложнейшая философская система в немецкой классике была разработана Георгом Фридрихом Гегелем (1770-1831). В своей «Феноменологии духа» философ рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания – от низшей формы (чувственного восприятия) до абсолютного, чистого знания, когда все внешние предметы оказываются преодоленными, и дух мыслит собственную сущность. Началом философской системы Гегеля является «Логика». Она включает в себя учение о бытии, о сущности, о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым взбирается понятие, пока оно не станет абсолютной идеей, которая выступает как безусловное единство понятия и предмета. От логики Гегель переходит к философии природы. Природа выступает как инобытие идеи. Гегель выделил следующие ступени развития природы: механизм, химизм, и организм. Третья ступень развития абсолютной идеи это дух, который проходит субъективную стадию сознания, души; стадию объективного духа, который реализуется в нравственности и сфере права; и стадию абсолютного духа – вечно действительной истины. На уровне абсолютного духа абсолютная идея воплощается в искусстве, религии и философии.

С обоснованием практической философии выступал Иоганн Фихте (1762-1874). В своем наукоучении Фихте исходным пунктом делает сознание Я. Это обыкновенное сознание человека, которое Фихте превращает в абсолют. По Фихте Я производит не-Я (внешний мир) как свою противоположность, чтобы найти применение своей активности. Через борьбу этих противоположностей происходит развитие самосознания человека. В философии Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние на развитие немецкой классической философии – это учение о развитии сознания, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необходимости при её осознании, исследование структуры человеческой деятельности. Завершением классической немецкой философии является антропологический материализм Людвига Фейербаха (1804 - 1872). По мнению философа единственно объективно реальными вещами являются природа и человек и именно они, а не абстрактные сущности, должны стать предметом философии. Философские вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает сквозь призму вопроса о человеке. Но для философа человек есть биологическое существо, часть природы. Отличие человека от животного Фейербах видит в наличии у человека единства чувств, мысли и воли, а также особого религиозного чувства. Мыслитель, исследуя социально-психологические корни религии приходит к выводу, что религия отбирает у человека все истинно человеческое: человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная (обожествленная), начинает почитаться в качестве потусторонней сущности, Бога. Но вместе с тем, религия – это то, что объединяет, она является универсальной формой связи между людьми. Поэтому человеку необходима «истинная религия», в которой Бог будет не фантазийным, выдуманным, а реальным. По Фейербаху, новая религия – это религия любви и счастья, которая станет основанием действительно нравственных отношений и гуманизма.


Тема 8. Кризис традиционной формы философского знания в XIX веке

1. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии.

2. Исторические формы позитивизма.

3. Философия прагматизма.

4. Философия жизни.

Методические указания

Знакомство с данной темой предполагает осмысление глубинного кризиса, который произошел в западноевропейской философии в XIX веке. Классической философии вменялось в обязанность как бы надстраивать здание практики, науки, культуры самыми верхними этажами – увязанными в систему теоретическими размышлениями о всеобщем: о целостном бытии, о человеке и его ****, об обществе как таковом, об общезначимых принципах и методах познания, о всеобщих, значимых для всех людей и во все времена нормах нравственности. Но в XIX веке нарастает разочарование в науке, разуме, прогрессе, в идеалах общества, построенного на разумных началах. Некоторые философские направления, не отказываясь от ценности разума, сделали акцент на переосмыслении его классических образцов. Таков, например, позитивизм.

Замысел позитивизма – превращение философии в строгую науку. Борьба позитивистов против метафизики имела и до сих пор имеет свои достаточно серьезные теоретические основания и социально-практические предпосылки. Реальным основанием, относящимся к самой философии, является характерное противоречие: философия связана с жизнью, практикой, но она является сверхопытным знанием, высокоспециализированной и трудной для понимания областью человеческой культуры. При знакомстве с этим вопросом следует обратить внимание на эволюцию позитивизма от классической его формы к постпозитивизму.

Прагматизм интересен как наиболее типичная, своего рода национальная философия США. Прагматистская доктрина исторически выросла из полемики И.С. Пирса против рационализма Декарта. У последнего мышление направлено вовне – это мышление о мире, оно имеет объективное содержание и познавательное значение. У Пирса мышление имеет скорее внутренне значение, оно связано с психическими процессами и состояниями и замкнуто в сфере предрассудков, верований и сомнений человека. Вопрос же о его объективном содержании даже не поднимается, единственная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования. Полное понятие объекта есть совокупность всех практических следствий, которые могут быть произведены этим объектом – в этом суть знаменитого «принципа Пирса».

Надлом классической философии произошел в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей – тех, чьи имена связаны с таким мощным и содержательным направлением как иррационалистической философии, как «философия жизни». Эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Еще в 1818 году А. Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление», но особенно популярной она стала на рубеже XIX–XX столетий. На место разума должна быть по Шопенгауэру поставлена воля как «абсолютно свободное хотение», которое не имеет ни причины, ни оснований. Ф. Ницше также поместил в центре своей философии волю, но взятую в качестве «воли к власти». «Мифология разума» классической философии уступила лишь идеалистической «философии воли».

 

Контрольные вопросы

Библиографический список

 

Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск. 1991.

Пассмер Дж. Сто лет философии. М., 1998

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. Спб., 1997

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...