Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Неклассическая философия ХХ века




1. Феноменология и герменевтика. Гуссерль, Хайдеггер, Гадамер, Рикер.

2. «Экзистенциальная философия» и ее разновидности.

3. Религиозная философия ХХ века.

4. Структурализм и постмодернизм.

Методические указания

Как уже известно на основании знакомства с предыдущей темой, современная западная философия отличается от «классического» этапа своего развития рядом принципиальных особенностей. Неклассическая философия стала уделять все большее внимание целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, специфике и немаломуз значению его нерациональных элементов.

Предтечей экзистенциальной философии стал С. Кьеркегор. Первоначальные формы экзистенциализма берут свое начало в учениях руских философов Н. Бердяева и Л.И. Шестова. После первой мировой войны он получил широкое распространение в Германии (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Писатели философы Ж.-П. Сартр, Н. Камю, Г. Марсель представляют французскую ветвь экзистенциализма.

Человек делает самого себя, обретая свою сущность, уже существуя, – в этом состоит первый принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие принципиально важные следствия: нет заданной человеческой природы, никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека. И именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится.

Главные цели феноменологии – построить науку о науке, наукоучение и раскрыть жизненный мир, мир повседневной жизни как основу всего познания, в том числе и научного. Э. Гуссерль (1859–1938) считал, что начинать изучение жизненного мира и науки следует с исследования сознания, потому что реальность доступна людям только через сознание. Важна не сама реальность, а то, как она воспринимается и осмысливается человеком. Феноменологи стремятся выделить чистое, т.е. допредметное, сосимволическое сознание, или «субъективный поток», и определить его особенности.

В античности герменевтикой называлось искусство разъяснения, перевода, истолкования. В современной культуре герменевтика – это по сути «гуманитарная» философия. При знакомстве с этим вопросом следует обратить внимание на изложение проблематики герменевтики: от субъективно-психологического базиса к объективному, к действительно историческому смыслу.

Под определение религиозной философии обычно попадают такие философские школы, как персонализм, христианский эволюционизм, неопротистантизм и неотомизм. Путь обновления современной религиозной философии многие ее представители видят в уходе от абстрактных учений о человеке и обращении к изучению целостной динамики жизни и цивилизации. Человеку надо показать вечные ценности и ценности вновь появившиеся, помочь их правильно понять и синтезировать. Такой подход к задачам философии сделал религиозно-философские доктрины популярными в ХХ веке.

Постмодернизм – это понятие, которое все больше входит в культурный обиход наших дней, обозначая состояние эпохи «постсовременности», ситуацию в культуре и процессы, происходящие в ней. Исследователи говорят о «постструктуралистско–деконструктивистско–постмодернистском комплексе», в котором неразрывно связаны философские концепции, художественные практики, исследования, привлекающие материал из самых разных областей знания. Постмодернистский мир – полностью мир человека, в котором «культура» стала поистине «второй природой» и именно процессы, происходящие в культуре, наиболее показательны для постмодерна.

 

Библиографический список

 

Бабушкин В.У. Феноменологическая философия науки. М., 1985

Гадамер Г.-Г. Истина и метод М., 1989

Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994

Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

Деррида Ж. Позиции. Киев, 1997

Деррида, Ж., Гуссерль Э. Начало геометрии. М., 1997

Западная философия ХХ века. М., 1994

Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

Козловски В. Культура постмодерна. М., 1997.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1991.

Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992 № 10.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991

Современное зарубежное литературоведение. Справочник. М., 1996

Херманн Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.

Тема 8. Кризис традиционной формы философского знания в XIX веке

1. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии.

2. Исторические формы позитивизма.

3. Философия прагматизма.

4. Философия жизни.

Методические указания

Знакомство с данной темой предполагает осмысление глубинного кризиса, который произошел в западноевропейской философии в XIX веке. Классической философии вменялось в обязанность как бы надстраивать здание практики, науки, культуры самыми верхними этажами – увязанными в систему теоретическими размышлениями о всеобщем: о целостном бытии, о человеке и его ****, об обществе как таковом, об общезначимых принципах и методах познания, о всеобщих, значимых для всех людей и во все времена нормах нравственности. Но в XIX веке нарастает разочарование в науке, разуме, прогрессе, в идеалах общества, построенного на разумных началах. Некоторые философские направления, не отказываясь от ценности разума, сделали акцент на переосмыслении его классических образцов. Таков, например, позитивизм.

Замысел позитивизма – превращение философии в строгую науку. Борьба позитивистов против метафизики имела и до сих пор имеет свои достаточно серьезные теоретические основания и социально-практические предпосылки. Реальным основанием, относящимся к самой философии, является характерное противоречие: философия связана с жизнью, практикой, но она является сверхопытным знанием, высокоспециализированной и трудной для понимания областью человеческой культуры. При знакомстве с этим вопросом следует обратить внимание на эволюцию позитивизма от классической его формы к постпозитивизму.

Прагматизм интересен как наиболее типичная, своего рода национальная философия США. Прагматистская доктрина исторически выросла из полемики И.С. Пирса против рационализма Декарта. У последнего мышление направлено вовне – это мышление о мире, оно имеет объективное содержание и познавательное значение. У Пирса мышление имеет скорее внутренне значение, оно связано с психическими процессами и состояниями и замкнуто в сфере предрассудков, верований и сомнений человека. Вопрос же о его объективном содержании даже не поднимается, единственная цель исследования или мышления состоит в устранении сомнения и достижении верования. Полное понятие объекта есть совокупность всех практических следствий, которые могут быть произведены этим объектом – в этом суть знаменитого «принципа Пирса».

Надлом классической философии произошел в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей – тех, чьи имена связаны с таким мощным и содержательным направлением как иррационалистической философии, как «философия жизни». Эти выдающиеся философы показали, что и познание и процесс добывания истины доступны далеко не всем и каждому, мир вовсе не является рациональной единой системой, а прогресс наук привел к ужасным для человечества последствиям. Еще в 1818 году А. Шопенгауэр написал книгу «Мир как воля и представление», но особенно популярной она стала на рубеже XIX–XX столетий. На место разума должна быть по Шопенгауэру поставлена воля как «абсолютно свободное хотение», которое не имеет ни причины, ни оснований. Ф. Ницше также поместил в центре своей философии волю, но взятую в качестве «воли к власти». «Мифология разума» классической философии уступила лишь идеалистической «философии воли».

 

Контрольные вопросы

Библиографический список

 

Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

Ницше Ф. Утренняя заря. Свердловск. 1991.

Пассмер Дж. Сто лет философии. М., 1998

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. Спб., 1997

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...