Предмет статистики и ее теоретические основы
Каждый экономист должен понимать статистические данные, уметь пользоваться ими в своей работе, в совершенстве владеть методами экономико-статистического анализа и делать правильные выводы по его результатам. Иногда статистику рассматривают как универсальную или методологическую науку – как теорию, в которой последовательно излагаются статистические методы, равным образом применимые как к анализу общественных, так и природных явлений. В этом смысле понятие «статистики» сливается с математической статистикой, в основе которой лежит теория вероятностей. Так, согласно руководству Евростата «Области изучения и сферы подготовки» (1999 г.), под изучением статистики (код 462) понимают «изучение сбора, описания, организации и анализа цифровых данных». При этом статистика вместе с математикой (код 461) входит в состав области образования с кодом 46 «математика и статистика» в Международной стандартной классификации образования (МСКО, ISCED-97). В рамках изучения статистики входят программы по актуарной науке (страховой статистике), математической (теоретической) статистике, теории вероятности, прикладной статистике, плану обследования, выборочным обследованиям. При этом изучение демографических исследований исключено из этой области и включено в область 312 «Социология и изучение культуры». Мы считаем, что понимание статистики как некоей универсальной науки (в узком смысле слова) больше подходит к общей теории статистики, несмотря на то, что она в первую очередь предназначена для количественного изучения общественных явлений. В курсе общей теории статистики излагаются основные категории, принципы статистической науки, научные основы методов сбора, обработки и анализа статистических данных. В ходе своей деятельности специально обученный статистический персонал руководствуется определенными положениями и правилами, установленными статистической наукой.
Учитывая, что статистика связана с изучением социально-экономических явлений и процессов, определимстатистику как самостоятельную общественную науку(в широком смысле слова).Как и любая наука,она имеет свой предмет исследования и свои специфические методы. Предмет статистики. Статистика изучает с количественной стороны качественное содержание массовых общественных явлений. Данное определение раскрывает три особенности статистики: 1) статистика не универсальная наука, сводящаяся к математической статистике, а наука, изучающая общественные явления; (тем не менее, мы согласны с теми учеными, которые под статистикой как универсальной наукой имеют в виду только общую теорию статистики, по существу сливающейся с математической статистикой); 2) качественное содержание общественных явлений изучается с количественной стороны; 3) статистика изучает массовые общественные явления, т.е. статистика исследует множества, количественно характеризуя их по разным признакам. Она имеет дело с такими категориями, как статистическая совокупность, вариация, варьирующие признаки, статистические закономерности, закон больших чисел. Поскольку статистика – это общественная наука, то ее теоретической основой, как и других общественных наук, служит экономическая теория и философия. Статистика и экономическая теория. Статистик должен быть хорошим экономистом, чтобы правильно понимать сущность явлений, которые он изучает. Базируясь на передовой экономической теории, статистик осуществляет научное обобщение в статистической сводке совокупности факторов и их целесообразное разграничение и объединение в группы. Именно знание законов общественного развития определяет те показатели, группировки и классификации, с помощью которых статистика будет давать конкретную цифровую характеристику общественных явлений.
И, наоборот, статистика дает новую сумму фактов, обобщенных в виде статистических закономерностей, которые позволяют развивать экономическую теорию. Следует отметить также, что основой демографической статистики является также демография, или наука, изучающая население. Статистика и философия. Общие законы диалектического и исторического материализма лежат в основе статистической методологии. Одно из требований диалектического метода познания – рассмотрение всех явлений не изолированно друг от друга, а во взаимной связи. В метафизике природа и общество рассматриваются как случайное скопление предметов и явлений, оторванных друг от друга. Статистика рассматривает факты, относящиеся к данному явлению, в их целостности, связи и взаимообусловленности, вскрывая причинные связи. Другая черта диалектического метода познания – рассмотрение всех явлений природы и общества в непрерывном развитии. Явления должны рассматриваться не только во взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их движения, изменения, развития, с позиции их возникновения и исчезновения. Статистика рассматривает все общественные явления в их исторической обусловленности, а полученные статистические характеристики – как исторические, присущие данному способу производства. Эта черта диалектического метода имеет очень важное значение для всех разделов статистики и особенно для методов изучения динамики, метода средних величин и метода группировок. Статистика опирается также на диалектический закон перехода количества в новое качество. Развитие рассматривается как переход от незначительных и скрытых количественных изменений к изменениям коренным, качественным. Также диалектически в статистике употребляются такие понятия, как случайное и необходимое, единичное и массовое, индивидуальное и общее. Закономерность массовых общественных процессов и явлений. Обобщая характеристики массовых общественных явлений, статистика выявляет с их помощью определенные закономерности, проявляющиеся в определенном порядке расположения, соотношения или изменения статистических данных. Они могут быть следующих видов:
1) закономерности развития (динамики) явлений(например, динамика численности населения, объемов производства, уровня жизни населения, себестоимости продукции и т.д.); 2) закономерности изменения структуры явлений(например, доли городского населения в его общей численности; доли отраслей в промышленности, обеспечивающих технический прогресс; удельного веса отельных продуктов в потреблении населения); 3) закономерности распределения единиц внутри совокупности(распределение населения по возрасту, распределение численности покупателей в магазинах по часам и т.д.); 4) закономерности связного изменения разных варьирующих признаков в совокупности(зависимость урожайности от количества внесенных удобрений, уровень квалификации рабочих в зависимости от стажа работы и т.д.). Обобщающие статистические данные образуются под воздействием сложного комплекса причин, одни из которых являются основными, общими для всех единиц совокупности, а другие носят сугубо индивидуальный (случайный для всей совокупности) характер. В обобщающих статистических показателях, исчисленных на основе массового наблюдения, сглаживаются последствия, порожденные этими индивидуальными причинами, и отчетливо проявляются следствия, обусловленные общими для всей совокупности причинами. В этом проявляется действие закона больших чисел. Закон больших чисел требует достаточно большого числа наблюдений для того, чтобы статистические характеристики были типичны и свободны от влияния случайных факторов. Например, подмечено, что на 100 девочек рождается 105–107 мальчиков, что является проявлением определенного биологического закона.
Методы статистики Метод статистики (статистическая методология) – это совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Метод статистики включает в себя три группы методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей. Статистическое исследование проходит в три этапа:
1) На первом этапе с помощью метода массовых наблюдений собирают первичные статистические данные. Основное содержание этого этапа заключается в получении данных, характеризующих каждую единицу наблюдения. 2) На втором этапе статистического исследования собранные данные подвергаются первичной обработки, сводке и группировке. Метод группировок позволяет выделить однородные совокупности, разделить их на группы и подгруппы. Сводка – это получение итогов по совокупности в целом и отдельным ее группам и подгруппам. Результаты группировки и сводки излагаются в виде статистических таблиц. Основное содержание этого этапа заключается в переходе от характеристик каждой единицы наблюдения к сводным характеристикам совокупности в целом или ее групп. 3) На третьем этапе полученные сводные данные анализируются методом обобщающих показателей (абсолютные, относительные и средние величины, показатели вариации, индексные системы, методы математической статистики, табличный метод, графический метод и др.) Основное содержание этого этапа заключается в выявлении взаимосвязей явлений, определении закономерностей их развития и осуществлении прогнозных оценок.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|