Реформирование казахстанской статистики
После провозглашения 16 декабря 1991 г. государственной независимости Казахстана стало очевидным, что основанная на методологии Баланса народного хозяйства (БНХ) система статистической информации принципиально не способна адекватно характеризовать формирующиеся в стране общественно-политические и социально-экономические отношения. Возникла необходимость в коренном реформировании (а по существу, создании новой) казахстанской статистики, что было обусловлено трансформацией экономического и общественно-политического строя, изменениями в мировой и внутригосударственной обстановке, в частности: - приобретение Казахстаном суверенитета обусловило необходимость в создании и становлении национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства; - вхождение Казахстана в мировое сообщество и осуществление независимой внешнеэкономической деятельности потребовало внедрения классификаций и систем кодирования технико-экономической и социальной информации, соответствующих стандартам мировой практики; - ориентация экономики к рыночным отношениям, развитие негосударственного сектора, появление большого числа новых институциональных единиц обусловили необходимость реформирования методов статистического наблюдения, создания современных статистических регистров, пересмотра системы экономических показателей. Таким образом, реформирование статистики изначально преследует следующие три основные цели: 1) создание и становление национальной статистической системы, соответствующей статусу независимого государства; 2) внедрение статистических классификаций и стандартов, принятых на международном уровне; 3) внедрение современного инструментария и методов статистического наблюдения.
Последнее десятилетие XX в. ознаменовалось принятием Казахстаном на государственном уровне трех программ совершенствования статистики. В первой – Государственной программе по перестройке статистики, первичного и бухгалтерского учета (утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 29 декабря 1992 г. №1098) основное внимание и ресурсы направлялись на решение наиболее фундаментальных проблем. Были приняты меры по формированию национальной статистики в реальном секторе экономики, финансовой и банковской сферах, сопоставимой на международном уровне. Осуществлен комплекс мероприятий, заложивших основу для перехода на систему национальных счетов, для создания новых для республики разделов статистики: внешнеэкономической деятельности, платежного баланса, цен и др. В соответствии с международными требованиями начали реформироваться другие отрасли статистики. Это позволило начать расчеты валового внутреннего продукта (ВВП) и других макроэкономических показателей, составление платежного баланса страны, создать сеть по регистрации цен и тарифов для развития статистики цен. В этот же период был сформирован государственный регистр хозяйствующих субъектов как инструмент статистики рыночной экономики. Осуществлен переход с больших ЭВМ на персональные компьютеры. В результате реализации первой Программы реформирования статистики была сформирована национальная статистическая система, соответствующая статусу независимого государства. Следует отметить, что, по мнению К.Д. Байжановой – исследователя истории развития государственной статистики республики – Казахстан выполнил эту задачу в период с 1991 по 1994 г. С 1995 г., т.е. еще во время реализации первой Программы, республика приступила ко второму этапу реформирования статистики, начав его с отмены расчетов показателей баланса народного хозяйства.
Во второй программе– Программе совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1996–1998 гг. (утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 октября 1996 г. №1244) главными направлениями являлись: последовательный переход от отраслевого принципа сбора информации к статистике предприятий; внедрение новых экономических классификаций и систем кодирования технико-экономической информации, гармонизированных с международными классификациями; системное реформирование методов статистического наблюдения для создания условий для наиболее полного удовлетворения потребностей общества в статистической информации. Реализация второй программы позволила: – продолжить создание национальных счетов и начать реформирование отраслевых статистик на методологической основе СНС ООН 1993 г.; – пересмотреть в связи с введением новой системы бухгалтерского учета формы финансовой и денежно-кредитной статистики; – начать формирование статистического регистра и использование международных классификаций видов экономической деятельности и классификаций продукции и услуг при разработке статистической информации; – начать переход к выборочным методам статистического наблюдения на примере статистики сельского хозяйства, а также переход к статистике предприятий на примере малых предприятий; – провести следующий этап технического переоснащения органов статистики современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций и начать работу по автоматизации формирования информационных ресурсов статистических органов республики. В мае 1997 г. Парламент Республики Казахстан принял новый (второй) Закон «О государственной статистике в Республике Казахстан». (Первый Закон «О государственной статистике в Республике Казахстан» был принят в январе 1992 г. на VII Сессии Верховного Совета Казахстана). В целом, в 1996–1998 гг. реформирование статистики реализовалось на принципах приоритетности, максимальной концентрации ресурсов на наиболее важных фундаментальных направлениях, что позволило в значительной мере интегрироваться в мировое статистическое сообщество.
Третий этап реформированияосуществлялся в соответствии с Программой совершенствования государственной статистики в Республике Казахстан на 1999–2005 гг. (утвержденной постановлением Правительства от 19 ноября 1998 г. №1180). Главной целью данной Программы являлось системное реформирование государственной статистики Казахстана в целях наиболее полного удовлетворения потребностей органов управления страны, деловых кругов и общественности в объективной статистической информации о социально-экономическом развитии страны, регионов, отраслей и секторов экономики, сопоставимой на международном уровне с аналогичной информацией других стран. Программой были предусмотрены следующиеприоритетные направления совершенствования государственной статистики Республики Казахстан на 1999–2005 гг.: – внедрение системы национальных статистических классификаций, гармонизированных с классификациями, принятыми на международном уровне; – развитие регистров как основного инструмента организации статистической деятельности; – совершенствование методов статистического наблюдения и переход на статистику предприятий; – совершенствование системы показателей и методологии макроэкономической и отраслевой статистики в реальном, внешнем, государственном, финансовом и социальном секторах; – совершенствование комплексного анализа социально-экономического развития Казахстана и его регионов; –внедрение новых информационных технологий и формирование единых информационных статистических ресурсов, включающих в себя автоматизированный банк классификаций, регистры, интегрированные распределенные базы данных; – совершенствование системы публикаций ираспространения статистических данных; – совершенствование системы непрерывного профессионального образования кадров в области статистики и информационных технологий; – международное сотрудничество в области статистики. В2002 г. специальная миссия МВФ произвела оценку качества данных казахстанской статистики с целью возможности присоединения республики к Специальному стандарту распространения данных (ССРД). Ранее в соответствии с постановлением Правительства от 11 сентября 1998 г. №871 Агентство РК по статистике совместно с Национальным банком и Министерством финансов республики в апреле 1999 г. обеспечило присоединение Казахстана первым из стран СНГ к Общей системе распространения данных (ОСРД).
По итогам миссии МВФ были подготовлены отчеты, в которых даны рекомендации по улучшению качества данных и проведению ряда подготовительных работ с тем, чтобы к июлю 2003 г. Казахстан присоединился к ССРД. После проведения всех работ 24 марта 2003 г., т.е. на три месяца ранее назначенного срока, Казахстан присоединился к указанным стандартам. Согласно требованиям ССРД, на сайте Агентства (http//www.stat.kz) размещены метаданные, Календарь выпуска данных и Национальная страница с экономическими данными, которая регулярно обновляется в соответствии с Календарем выпуска данных. Несмотря на высокую оценку качества статистических данных, Агентство РК по статистике определило три проблемы и сформулировало три задачи, решение которых создало бы условия для дальнейшего повышения качества казахстанской статистики: 1) совершенствование организационной структуры Агентства; 2) усиление научно-аналитического характера статистической деятельности; 3) использование административных источников данных. В части совершенствования организационной структуры системы Агентства уже выполнена оптимизация региональной структуры статистических организаций Агентства путем присоединения подведомственных Агентству региональных информационно-статистических центров (ИСЦ) (с передачей функции по сбору статистических данных) к облстатам (территориальные подразделения Агентства). Функции ИСЦ по обработке данных при этом были переданы в дочерние государственные предприятия РГП «ИВЦ Агентства по статистике». По вопросу усиления научно-аналитического характера статистической деятельности предлагается воссоздать Институт статистических исследований и прогнозирования, который существовал в качестве подведомственной организации Госкомстата (Агентства по статистике) в период с 1991 по 1997 г., что позволило бы более интенсивно проводить реформы в сфере методологии статистики и анализа социально-экономической ситуации в стране. Использование административных источников предполагает внести соответствующие изменения в законодательные акты республики, затрагивающие вопросы предоставления данных из административных источников государственным органам статистики, а также разработки общегосударственных и ведомственных баз данных с учетом интересов государственной статистики.
Общая (глобальная) оценка статистической системы Казахстана была также проведена в 2003 г. экспертами Евростата в рамках проекта ТАСИС. В конце апреля 2004 г. Агентством была получена окончательная редакция отчета экспертов. В отчете отмечается, что статистика Казахстана достигла большого прогресса, значительно возросло качество статистического учета. Тем не менее, эксперты формулируют рекомендации организационного и тематического характера по дальнейшему совершенствованию статистики республики, в целях реализации которых Агентством РК по статистике в начале 2004 г. разработан План мероприятий. Рекомендации также учтены в очередной (четвертой) Программе совершенствования государственной статистики на 2006–2008 гг. Качественное информационное обеспечение статистическими данными государственных органов в целях осуществления мониторинга действующих государственных, отраслевых и региональных программ и разработки новых программ в соответствии со Стратегией «Казахстан–2030» предполагает дальнейшее развитие государственной статистики Казахстана, что вызывает необходимость в разработке новых многолетних программ совершенствования государственной статистики. В рамках этих программ в целях обеспечения международной сопоставимости данных и обеспечения мониторинга обязательств, принятых на международном уровне, в частности Декларации тысячелетия ООН, принятой мировыми лидерами на Саммите тысячелетия ООН в 2000 г., должен быть обеспечен переход на международные стандарты в области статистики. Примером свода требований по переходу к международным стандартам в области статистики является Резюме (краткое описание) статистических требований (Statistical Requirement Compendium) Евростата. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2003 г. №903 «О Плане мероприятий по реализации Программы Правительства РК на 2003–2006 годы», в конце 2005 г. Агентством внесена на утверждение Правительства очередная (четвертая)Программа совершенствования государственной статистики на 2006–2008 годы. Целью Программы является повышение качества статистической информации в республике путем внедрения в практику статистической деятельности международных стандартов в области статистики, принятых в Европейском союзе. Достижение поставленной цели предполагается обеспечить путем решения следующих задач: 1) переход к современному уровню координации статистической системы на основе поэтапного внедрения систем управления качеством по всем аспектам статистической деятельности и создания адекватной организационной и правовой основы; 2) разработка и внедрение методологий и методик статистики с целью адаптации международных рекомендаций и стандартов на национальном уровне; 3) внедрение системного подхода к организации и проведению анализа статистической информации для улучшения информационного обеспечения разработки и реализации государственных и отраслевых программ; 4) создание единой статистической информационной системы «Государственная статистика», отвечающей требованиям международных стандартов по сбору, обработке, хранению и распространению данных; 5) переход от получения технической помощи к активному международному сотрудничеству в соответствии с Основополагающими принципами официальной статистики ООН. Основным результатом реализации Программы будет формирование современной национальной статистической системы статистики, обеспечивающей производство статистических данных в соответствии со всеми основополагающими международными стандартами и рекомендациями. [kgl] [gl]Тема 2. Статистическое наблюдение[:] Цель занятия: Изучить программно - методологические и организационные вопросы статистического наблюдения Структура: Организация СН и исследование первичной информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|