Требования предъявляемые при заполнении отчета
Предъявляемые к отчетной информации, в том числе и к информации отражаемой в отчете о движении денежных средств требования изложены не только в законодательных и нормативных правовых актах, утверждаемых от имени государства (Федеральный закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), но и в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (1997 г.), разработанной и одобренной профессиональными организациями. Общеизвестно, что информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полезной пользователям. Информация может быть полезной в случае ее уместности, надежности и сравнимости. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России следующим образом раскрывает указанные характеристики представляемой информации (см. схему). Схема 1 ┌─────────────────────────────────────────────────┐ ┌───┤ Характеристики полезности отчетной информации ├───┐ │ └─────────────────────────────────────────────────┘ │ │ /│\ │ │ │ │ \│/ \│/ \│/ ┌───────────────────┐ ┌───────────────────┐ ┌──────────────────┐
│ Уместность │ │ Надежность │ │ Сравнимость │ ├───────────────────┤ ├───────────────────┤ ├──────────────────┤ │Содержание, │ │Правдивое │ │Сопоставимость │ │доступное для │ │представление │ │Раскрытие учетной │ │понимания │ │фактов │ │политики │ │Существенность │ │хозяйственной │ │ │ │ │ │деятельности │ │ │ │ │ │Приоритет │ │ │ │ │ │содержания над │ │ │ │ │ │формой │ │ │ │ │ │Нейтральность │ │ │ │ │ │Осмотрительность │ │ │ │ │ │Полнота │ │ │ └───────────────────┘ └───────────────────┘ └──────────────────┘ /│\ /│\ /│\ │ │ │ \│/ \│/ \│/ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ Сопоставимость затрат на подготовку и пользы │
│ от информации (рациональность) │ └────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Информация уместна с точки зрения заинтересованных пользователей, если наличие или отсутствие ее оказывает или способно оказать влияние на решения (включая управленческие) этих пользователей, помогая им оценить прошлые, настоящие или будущие события, подтверждая или изменяя ранее сделанные оценки. На уместность информации влияют ее содержание и существенность. Существенной признается информация, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей. Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок. Чтобы быть надежной, информация должна объективно отражать факты хозяйственной деятельности, к которым она фактически или предположительно относится. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования. При формировании информации в бухгалтерском учете следует придерживаться определенной осмотрительности в суждениях и оценках, имеющих место в условиях неопределенности, таким образом, чтобы активы и доходы не были завышены, а обязательства и расходы не были занижены. При этом не допускаются создание скрытых резервов, намеренное занижение активов или доходов и намеренное завышение обязательств или расходов. Информация, формируемая в бухгалтерском учете, должна быть полной (с учетом ее существенности и сопоставимости затрат на сбор и обработку). Заинтересованные пользователи должны иметь возможность сравнивать информацию об организации за разные периоды времени, для того чтобы определить тенденции в ее финансовом положении и финансовых результатах организации. Они должны также иметь возможность сопоставлять информацию о разных организациях, чтобы сравнить их финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения в финансовом положении.
Выполнение требования сравнимости обеспечивается тем, что заинтересованные пользователи должны быть информированы об учетной политике, принятой организацией, любых изменениях в такой политике и влиянии этих изменений на финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации. Обеспечение сравнимости не означает унификацию и не предполагает какие- либо препятствия для совершенствования правил бухгалтерского учета и учетных процедур. Организация не должна вести учет какого-то факта хозяйственной деятельности тем же образом, что и раньше, если принятая учетная политика не обеспечивает реализацию таких требований, как уместность и надежность, либо существует лучшая альтернатива. Польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на подготовку этой информации. Модели построения отчета Потоки денежных средств в отчете о движении денежных средств по операционной деятельности компании разрешено представлять прямым методом (поощряется) или косвенным: прямой метод составления отчета - отражение непосредственных положительных и отрицательных валовых потоков денежных средств; косвенный метод составления отчета основан на отражении потоков денежных средств по операционной деятельности и реализуется путем корректировок чистой прибыли (убытка). С помощью прямого метода раскрывается информация об основных видах валовых поступлений и платежей, которая может быть получена: · из данных бухгалтерского учета; · путем корректировки продаж и их себестоимости. В последнем случае учитываются: · изменения в запасах, операционной кредиторской и дебиторской задолженности за отчетный период; · другие неденежные статьи; · прочие статьи, ведущие к возникновению инвестиционных или финансовых денежных потоков. С помощью косвенного метода прибыль или убыток за отчетный период корректируется с учетом: · результатов операций неденежного характера; · любых отсрочек или начислений в отношении операционных денежных поступлений или платежей, относящихся к прошлым или будущим периодам;
· статей доходов и расходов, связанных с инвестиционными или финансовыми денежными потоками. Ниже показан порядок подготовки отчета о движении денежных средств прямым и косвенным методом.
1) Прямой метод Схема 2 ┌──────────────┐ ┌────────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────┐ ┌────────────┐ │ Денежные │ │ Денежные │ │ Денежные │ │ Уплата │ │ Чистые │ │ поступления │ │ платежи │ │ средства от│ │ процентов│ │ денежные │ │от покупателей│ - │ поставщикам│ = │операционной│ - │ и налога │ = │ средства от│ │ │ │и работникам│ │деятельности│ │на прибыль│ │операционной│ │ │ │ │ │ │ │ │ │деятельности│ └──────────────┘ └────────────┘ └────────────┘ └──────────┘ └────────────┘
2) Косвенный метод Схема 3 ┌─────────┐ ┌───────────────┐ ┌────────────┐ ┌──────────┐ ┌────────────┐ │ Прибыль │ │ Корректировки │ │Операционная│ │ Изменения│ │ Чистые │ │до уплаты│ │ по операциям │ │ прибыль до │ │оборотного│ │ денежные │ │ налогов │ │ неденежного │ │ изменения │ │ капитала │ │ средства от│ │ │ + │инвестиционного│ = │ оборотного │ + │ │ = │операционной│ │ │ - │ и финансового │ │ капитала │ - │ │ │деятельности│ │ │ │ характера, │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ учтенные по │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ методу │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ начислений │ │ │ │ │ │ │ └─────────┘ └───────────────┘ └────────────┘ └──────────┘ └────────────┘
Как видно, при применении и того, и другого метода результаты совпадают. Движение денежных средств от инвестиционной и финансовой деятельности отражается только прямым методом. Порядок заполнения В Отчете о движении денежных средств раскрывают информацию о том, какие денежные поступления были у фирмы в отчетном периоде и на что она их расходовала. То есть в этом отчете расшифровывают дебетовые и кредитовые обороты за год по счетам учета денежных средств (счета 50, 51, 52 и 55). Причем разбивают эти суммы в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. По каждому из видов деятельности организация рассчитывает такой показатель, как "чистые денежные средства". Он равен разнице между поступившими и выбывшими денежными средствами (притоками и оттоками) за отчетный период. Этот показатель свидетельствует о способности организации создавать денежные потоки в результате своей деятельности. И на основе этого можно сделать вывод о том, насколько платежеспособна и кредитоспособна фирма. Кроме того, нужно учитывать следующие особенности: - движение денежных средств между кассой и расчетными счетами, перевод денежных средств с расчетного счета на депозитный счет и наоборот в форме N 4 не отражаются; - суммы по субсчету "Денежные документы" счета 50 в форме N 4 не учитываются; - информация о движении денежных средств организации представляется в валюте Российской Федерации; - денежные средства в иностранной валюте отражаются в форме N 4 в пересчете в рубли по курсу Банка России на отчетную дату; - движение валюты между рублевым и валютным счетом при продаже/покупке валюты в форме N 4 не отражается; - не учитываются при составлении формы N 4 курсовые разницы, возникающие при переоценке иностранной валюты на последнюю дату предыдущих отчетных периодов (I квартал, полугодие, 9 месяцев). Откуда взять данные, чтобы заполнить отчет о движении денежных средств (форма N 4) Таблица 2
Остаток денежных средств на начало года (строка 010) Этот показатель приводят по строке 010 Отчета. Причем в графе 3 показывают остаток на 1 января отчетного года, а в графе 4 - на 1 января предыдущего года. Суммы остатков равны дебетовым сальдо по счетам 50, 51, 52 и 55 по состоянию на 1 января отчетного и предыдущего годов соответственно. Напомним, что имеющиеся деньги в иностранной валюте (сальдо счета 50 субсчет "Валютная касса" и счет 52) пересчитывают в рубли по курсу Центрального банка РФ на 1 января отчетного года. Раздел "Движение денежных средств по текущей деятельности" Здесь раскрывают информацию об основных поступлениях и платежах организации: - деньги, полученные от покупателей, заказчиков (строка 020). То есть это выручка (в том числе авансы), поступившая от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг; - прочие доходы (строка 040). Здесь показывают суммы, возвращенные поставщиками, подотчетными лицами, выплаты страховых компаний и т.д.; - денежные платежи поставщикам и прочим контрагентам (строка 150). Отметим, что для авансов выданных в Отчете не предусмотрена отдельная строка, поэтому ее можно ввести самостоятельно и присвоить код, например 155; - средства, направленные на оплату труда (строка 160); - суммы, потраченные на выплату дивидендов, процентов (например, по полученным займам и кредитам), - строка 170; - налоги и сборы, уплаченные в бюджеты (строка 180). Здесь же приводят размер перечисленных штрафных санкций; - прочие платежи (строка 190). Сюда можно включить, например, займы, предоставленные работникам; суммы, выданные под отчет. Обратим внимание: для сумм, уплаченных во внебюджетные фонды, отдельной строки не предусмотрено. Поэтому бухгалтер может сам ввести дополнительную строку, например строку 185 "Денежные средства, направленные на расчеты с внебюджетными фондами". Разницу между всеми поступлениями и выбытием денег по текущей деятельности отражают по строке 200 "Чистые денежные средства от текущей деятельности". Если в результате получится отрицательная величина, то ее показывают в круглых скобках. Раздел "Движение денежных средств по инвестиционной деятельности" Поступления по инвестиционной деятельности: - выручка от продажи объектов основных средств и иных внеоборотных активов (строка 210). То есть здесь показывают выручку от продажи оборудования, предметов лизинга и проката, а также нематериальных активов; - выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений (строка 220). По этой строке отражают выручку от продажи долевых и долговых ценных бумаг, приобретенных на срок более 12 месяцев; - полученные дивиденды (строка 230). Это суммы, поступившие от участия в капитале других организаций; - полученные проценты (строка 240). Речь идет о процентах по ценным бумагам, займам, которые выдавала организация другим фирмам и физическим лицам. Здесь же можно привести суммы процентов, которые начисляет банк на остаток денежных средств; - поступления от погашения займов, предоставленных другим организациям (строка 250). По этой строке надо показать сумму займов, которые были выданы организацией на срок более 12 месяцев. Платежи (отток денег) по инвестиционной деятельности: - приобретение дочерних организаций (строка 280). Здесь нужно показать суммы, которые были потрачены на покупку контрольного пакета акций в уставном капитале другой организации; - покупка объектов основных средств, доходных вложений в материальные ценности и нематериальных активов (строка 290). Обратите внимание: сумма уплаченных лизинговых платежей относится к финансовой деятельности. Ее надо показать по строке 400 "Погашение обязательств по финансовой аренде"; - приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений (строка 300). Здесь отражают суммы, потраченные на покупку облигаций, векселей, дебиторской задолженности по договору уступки права требования; - займы, предоставленные другим организациям (строка 310). Разница между поступившими и потраченными средствами на инвестиционную деятельность называется "Чистые денежные средства от инвестиционной деятельности". Отражают ее по строке 340 Отчета. Раздел "Движение денежных средств по финансовой деятельности" Здесь приводят притоки и оттоки денежных средств, связанные с изменением величины собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставление другими организациями займов, погашение заемных средств и т.п.). В числе поступлений выделяют: - средства, вырученные от эмиссии акций и других долевых ценных бумаг (строка 350). Эту строку заполняют только те фирмы, которые в отчетном году осуществили эмиссию долевых ценных бумаг; - полученные от других организаций займы и кредиты (строка 360). По этой строке показывают сумму всех займов и кредитов, которые получила фирма в отчетном году, причем независимо от цели, на которую брали заемные средства. К оттокам по финансовой деятельности относят: - суммы, направленные на погашение займов и кредитов (без процентов), - строка 400. Здесь указывают средства, перечисленные в счет погашения основного долга по заемным средствам; - деньги, выплаченные в счет погашения обязательств по финансовой аренде (строка 410). Эту строку заполняют фирмы, которые арендуют имущество по договору лизинга. Здесь нужно показать суммы, перечисленные лизингодателю. По аналогии с текущей и инвестиционной деятельностью далее в Отчете надо посчитать чистые денежные средства от финансовой деятельности. Полученную сумму следует записать по строке 430. Чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов (строка 440) Если сложить величины чистых денежных средств от всех трех видов деятельности, то можно получить чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов. Этот показатель записывают по строке 440. Если он получается отрицательным, то его заключают в круглые скобки. Остаток денежных средств на конец отчетного периода (строка 450) Остаток денежных средств на 31 декабря отчетного года показывают в строке 450 в графе 3, а на 31 декабря предыдущего года - в строке 450 в графе 4. Эти суммы получают по формуле: чистое увеличение (уменьшение) денежных средств и их эквивалентов (строка 440) + остаток денежных средств на начало отчетного периода (строка 010) = остаток денежных средств на конец отчетного периода (строка 450). Сумма по строке 450 соответствует конечному сальдо по счетам 50, 51, 52 и 55. Отражение в Отчете иностранной валюты Если у организации было движение денежных средств в иностранной валюте, то раскрывать информацию об этом в Отчете надо, руководствуясь п.16 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н. Сначала формируют информацию о движении иностранной валюты по каждому ее виду. Затем данные этих расчетов, составленных в инвалюте, пересчитывают в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату составления отчетности. Полученные данные суммируют и записывают в Отчет общими показателями. Деятельность по покупке и продаже иностранной валюты относится к текущей. Однако в Отчете не выделено специальных строк для того, чтобы организация могла отразить наличие и движение иностранной валюты. Предлагаем самостоятельно ввести дополнительные строки в Отчет. Например, такие: - строка 030 "Средства, полученные от операций с иностранной валютой". В ней показывают поступления от продажи иностранной валюты; - строка 156 "Денежные средства, направленные на покупку валюты". Здесь можно записать суммы, потраченные на покупку инвалюты, и расходы, связанные с такой покупкой; - строка 157 "Денежные средства, направленные на продажу валюты". Тогда по этой строке можно указать сумму проданной иностранной валюты, а также расходы, связанные с этой операцией. Обратите внимание: курс иностранной валюты к рублю на дату составления Отчета может отличаться от того курса, что был, когда валюту покупали или продавали. В связи с этим образуются курсовые разницы. Однако в денежные потоки их не включают, а показывают в конце Отчета по строке 460.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|