3. Пятая республика в период президентства Ш. Де Голля и Ж. Помпиду
Придя 2-ой раз к власти де Голль тут же приступил к подготовке новой Конституции, проект которой предусматривал: • наделение президента, избираемого на 7 лет функциями главы государства и главнокомандующего (право назначать и смещать премьер-министра, министров и все высшие гражданские и военные должности, утверждение всех законов, без чего они не имели силы, право объявления чрезвычайного положения и т. п. ); • полномочия двухпалатного парламента (Национальное собрание и Сенат) ограничивались: он не мог контролировать или смещать президента; • правительство обязано было уйти в отставку, если парламент абсолютным большинством голосов примет «резолюцию порицания», но президент имел право распустить парламент и назначить новые выборы. Разочарованное IV Республикой и напуганное угрозой гражданской войны, об опасности которой кричали все буржуазные партии, население на референдуме 28 сентября 1958 г. проголосовало за Конституцию, ознаменовав начало Пятой Республики. Выборы в Национальное собрание проводились по мажоритарной системе, что позволило ЮНР в союзе с «независимцами» получить большинство (для избрания депутата-коммуниста необходимо было 388 тыс. голосов, а для депутата ЮНР – 19 тыс. ). Президент де Голль установил режим «личной власти», часто принимая решения даже без обсуждения в совете министров. Экономическую политику во многом определяло стремление повысить конкурентоспособность французской промышленности, что выливалось в господдержке крупных монополий. Члены правительства были тесно связаны с крупнейшими монополиями (сам де Голль через своих детей породнился с династиями крупнейших магнатов тяжёлой промышленности).
В итоге 25 гигантских финансовых групп фактически подчинили всю экономику, в сельском хозяйстве 12% крупных модернизированных ферм производили 50% всей продукции (Франция стала крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции в Европе). К сер. 60-х гг. Франция окончательно рассчиталась с долгами и вновь превратилась в государство-кредитора. Однако быстрый рост производства отнюдь не соответствовал росту благосостояния большинства граждан – до 60% мелких ферм были нерентабельны и не получали помощи государства, бо́ льшая часть рабочих получала минимальную заработную плату. Конституция Пятой республики была принята референдумом в сентябре 1958 г.. На ее основе по мажоритарной системе в два тура прошли выборы в Национальное собрание. Накануне выборов сторонники де Голля создали " Союз в защиту новой республики" (ЮНР), который вместе с " независимыми" получил большинство в Собрании. В декабре де Голль был избран президентом. По Конституции Франция стала президентско-парламентской республикой с широкими полномочиями президента. В 1962 г. президент стал избираться всенародным голосованием. Де Голль превращался в " вождя нации". Был установлен режим его " личной власти". Выборы 1965 г. - первые прямые всеобщие выборы- принесли де Голлю победу. Предоставив 14 странам Африки независимость (1960) и прекратив войну в Алжире (1962) де Голль приступил к восстановлению величия Франции путем независимой внешней политики. Де Голль выступил за " Европу отечеств". Были ликвидированы военные базы США, осуществлен выход Франции из НАТО (1966), осуждена агрессия США во Вьетнаме, улучшены отношения с СССР. Социально-экономической доктриной голлизма стал " третий путь" общественного развития - концепция " ассоциации труда, капитала и кадров". Осуществлялась широкая программа экономической модернизации путем сочетания жесткой министерской регламентации деятельности госпредприятий и поддержка частного бизнеса, особенно в новых отраслях, вырос госсектор. Реализовывались большие проекты в аэрокосмической промышленности, электронике с участием иностранного капитала. Производительность труда превысила средний западноевропейский уровень. Получила развитие система социального страхования и социального обеспечения. Развивалось социальное партнерство и на уровне предприятий. Внедрялись планы регионального развития. В сельском хозяйстве: сформировалось фермерство, окрепло кооперативное движение, крестьянство получало помощь от государства.
Внешняя политика де Голля разочаровала ултраколониалистов. Правительство V Республики пошло по пути неоколонистов, заявляя о признании за колониями права на выход из Французского сообщества. Подобная политика не устраивала алжирских ультраколонистов, рассматривавших Алжир неотъемлемой частью Франции (из 9 млн. жителей Алжира более 1 млн. являлись европейцами). Следствием подобного курса явился мятеж алжирских европейцев, и только отправка в Алжир французских войск вынудила мятежников сложить оружие. Неудача мятежа подтолкнула ультраколонистов к созданию Организацию тайной армии (ОАС) и переходу к методам террора. Своей целью организация выбрала сторонников независимости Алжира и главного «предателя» – президента де Голля, на которого было совершено несколько неудачных покушений. Что касается «большой политики», то новая власть взяла курс на создание собственного ракетно-ядерного потенциала и ликвидацию зависимости от США. В рамках этого курса: • выход в 1966 г. Франции из военной организации НАТО, ликвидация военных баз и перевод штаб-квартиры НАТО в Бельгию; • использование права «вето» на вступление Великобритании в ЕЭС; • осуждение американской интервенции во Вьетнам; • сближение с СССР (визит Хрущёва 1960 г. в Париж и ответный визит 1966 г. ); • осуждение планов интеграции в Европе и выдвижение идеи межгосударственного союза с сохранением национального суверенитета. Однако, одновременно с этим, Франция активно участвовала в гонке вооружений:
• до 1974 г. Франция не присоединялась к Договору о запрещении ядерных испытаний в трёх сферах; • не принимала участия в переговорах о разоружении, начатых в ООН. К кон. 60-х гг. режим «личной власти» Пятой Республики вступил в полосу кризиса. Левые (коммунисты, социалисты и радикалы) усилили выступления за восстановление демократии. Правые и центристы были обеспокоены вызывающим противопоставлением с США и Великобританией. Представители крупного капитала и частного бизнеса стали тяготиться государственным регулированием. Рабочие и служащие были встревожены увеличением безработицы и медленным ростом своего благосостояния. Крестьяне требовали государственных гарантий своих доходов. Студенчество (самая революционная часть общества) были недовольны устаревшей системой образования с системой социальной дискриминации, требовали гарантий трудоустройства и т. п. Среди студенчества стали развиваться «гошистские» группировки, критиковавшие «общество потребления» и призывавшие к революции. На этом фоне усилилась оппозиция, как левая так и правая. Левые на президентских выборах 1965 г. объединились вокруг общего кандидата Франсуа Миттерана и, хотя они проиграли, де Голль стал ощущать возрастающее недовольство масс. В мае 1968 г. в ответ на угрозу исключения из Парижского университета началась студенческая забастовка, приведшая к серьёзным столкновениям с полицией. Репрессии против студенчества стали катализатором, вызвавшим организованные ВКТ демонстрации и забастовки протеста. В мае-июне 1968 г. в Париже бастовало около 10 млн. человек (от рабочих и студентов до служащих и интеллигенции). Правительство, напуганное размахом забастовок, маневрировало, сочетая экономические уступки с репрессиями. В 1969 г. де Голль запланировал провести реформу местного самоуправления и вынес законопроект на референдум, заявив, что в случае его отклонения он подаст в отставку. Все партии, кроме ЮДР (в 1968 г. партия ЮНР переименована в ЮДР – «Союз демократии в защиту республики») выступили против проекта. Левые считали, что степень участия трудящихся в управлении недостаточна, а правые считали это реформу ненужной и даже опасной.
Ломка традиционных структур, государственная регламентация бизнеса, отсталая система образования, недовольство режимом " личной власти" и девальвация франка привели к майским событиям 1968 г. (студенческим выступлениям, всеобщей забастовке солидарности, акциям ультрарадикалов). Эти события показали желание перемен, но без гражданской войны. Одним из итогов " красного мая" было удовлетворение основных требований участников выступлений (" Гренелльский протокол" - увеличение СМИГ на 35%, пособий по безработице и т. д. ). Несмотря на победу на выборах 1968 г. голлистовской партии (ЮДР), президент понял необходимость новых реформ - для достижения социального компромисса. Но реформа административного управления и реформа сената не были поддержаны большинством участников референдума. Де Голль ушел в отставку в апреле 1969 г. Новым президентом был избран сподвижник де Голля Ж. Помпиду. Свой курс он назвал " Преемственность и диалог" (продолжение политики де Голля, но сближение с оппозицией). Первоначально речь шла о программе " нового отечества", проектах в социальной сфере. Между государственниками - " этатистами" и " автономистами" развернулась борьба. Помпиду вмешался в борьбу. Этатисты взяли верх. Но президент отказался от социальных экспериментов. Происходит переориентация к " восстановлению эффективности рыночных отношений". Совершен поворот к поддержке нескольких мощных корпораций в ведущих научно-технических отраслях. Во внешней политике продолжается сотрудничество с СССР, но усиливается тенденция к " атлантизму" (при сохранении Франции вне НАТО).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|