Лекция № 7. Федеративная Республика Германия.
Лекция № 7. Федеративная Республика Германия.
1. Политика оккупационных властей в Западной Германии. Раскол Германии и образование ФРГ.
Крушение фашизма в Германии открыло перспективу демократического обновления страны. Но дезорганизация общественной жизни деморализующе действовала на широкие массы населения. Антифашистские комитеты, комитеты " Свободная Германия" брали в свои руки расчистку руин, налаживание производства.
Под контролем военных администраций находилось на Западе Германии сначала 11, затем, после укрупнения, - 10 земель. Промышленное производство составляло 12% от уровня 1936 г.. Ситуация с продовольствием была критической.
В решении германского вопроса обнаружились 2 тенденции: к ослаблению Германии как конкурента путем " деиндустриализации" (Моргентау, Ванситтарт) и к восстановлению Германии как базе влияния США в Европе (круги, близкие к президенту Трумэну). В 1946 г. последняя тенденция возобладала. Политика французских властей была направлена на максимальное ослабление Германии, отторжения от нее Саара, земель по Рейну. Лейбористское правительство Великобритании заявляло о радикальных преобразованиях в Германии, но под давлением США отказалось от своих планов.
Администрации западных держав искусственно тормозили развитие общественной жизни в своих зонах (до конца 1945 - начала 1946 г. ). Позже возобновили свою деятельность партии " веймарского периода", под иными названиями (ХДС, ХСС). Оформилась СвДП. Возобновили свою деятельность СДПГ и КПГ. Шел процесс восстановления предпринимательских союзов. В 1945 г. возродились профсоюзы, возникло ОНП. Западные оккупационные власти оказывали поддержку некоммунистическим партиям: США - ХДС, Англия - СДПГ.
Демилитаризация проходила неспешно. Декартелизация свелась к дроблению крупных фирм, которые позднее вновь объединялись (" БайерАГ", " БАСФ", " ХЁХСТ" и др. ). Власти США не допустили вступления в силу статьи конституции земли Гессен, предусматривавшей национализацию некоторых крупных предприятий, хотя 70% избирателей в 1946 г. высказались в ее поддержку. Аграрная реформа свелась к продаже части земель, принадлежавших государству, скупке участков у частных владельцев и обработке пустошей.
Денацификация была проведена в форме процедуры заполнения анкет на предмет выявления членов НСДАП. В комиссии по денацификации нередко привлекались лица, ранее причастные к нацистской партии.
Западным державам и СССР не удалось договориться о реализации положения Потсдамской конференции о том, что Германия будет рассматриваться как " единое экономическое целое". В конце 1946 г. американская и британская зоны были объединены в Бизонию. В 1948 г. к ней присоединилась французская зона, возникла Тризония.
К середине 1948 г. под растущее размежевание между Западной и Восточной частями Германии была подведена финансово-экономическая база. 20 июня 1948 г. проведена сепаратная денежная реформа в Западной Германии, с распространением ее 23 июня на Западный Берлин. Принятые СССР меры по ограничению сообщения между западными зонами и Берлином западные державы назвали " блокадой Берлина". Они попытались навести " воздушный мост" к городу. Берлинский кризис удалось урегулировать путем переговоров между союзниками. Но денежная реформа, включение Западной Германии в план Маршалла, усиление надежд многих немцев на помощь США способствовали углублению раскола страны.
2. ФРГ в 1949-1969 гг. Правительства, возглавляемые ХДС/ХСС.
По поручению западных держав из представителей ландтагов был создан Парламентский совет, разработавший конституцию западногерманского государства. Совету передан был подготовленный тремя державами " Оккупационный статут", ограничивший суверенитет будущего государства. Устанавливался международный (западный) контроль над Руром (" Рурский статут" ). 23 мая 1949 г. был декларирован Основной закон Федеративной Республики Германия. Конституция ФРГ исходит из гарантии прав частной собственности, установления свободного парламентского строя, признания прав и свобод человека. Она предусматривает созыв нижней палаты парламента - бундестага (избирался 1 раз в 4 г. на всеобщих выборах), бундесрата - верхней палаты парламента, состоящего из представителей земель пропорционально численности населения. Федеральное собрание избирает на 5 лет президента (не более чем на 2 срока). Бундестаг избирает федерального канцлера, определяющего направления внутренней и внешней политики. 14 августа 1949 г. прошли выборы в бундестаг. 7 сентября произошло конституирование бундестага и бундесрата. 20 сентября К. Аденауэр (ХДС) представил парламенту состав первого правительства.
С 1950 г. по начало 60-х гг. ФРГ переживала " экономическое чудо": средний ежегодный прирост ВВП=9, 6%.
Причины:
o помощь США по плану Маршалла (получение товаров на 4 млрд. долларов) и крупные инвестиции западных компаний в экономику ФРГ;
o восстановление и обновление основных фондов (к 1956 г. удельный вес новейшего оборудования = 43%);
o наличие дешевой рабочей силы (в том числе переселенцев и перемещенных лиц);
o низкие военные расходы (до вступления в НАТО);
o правильное избрание модели экономики: дискуссия между сторонниками планового ведения хозяйства и неолибералами закончилась признанием концепции " социального рыночного хозяйства" (авторы В. Ойкен и Л. Эрхард). Концепция СРХ, основанная на использовании рыночных механизмов, не отвергала государственного вмешательства в экономику (использование косвенных методов - мобилизации финансовых ресурсов для субсидирования индустрии (" Фонд выравнивания тягот" ) и др. ) и ответственности государства за решение социальных проблем.
В 50-е гг. созданы правовые основы социальной политики (политика патернализма; 48-часовой рабочий день, закон о коллективных договорах, наблюдательных советов крупных фирм). В ФРГ получило развитие патерналистские формы и системы выплат. Во 2-й половине 50-х гг. в ФРГ почти не было безработицы.
Правительство Аденауэра пришло к власти под антимилитаристскими лозунгами. Но в 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и странами Бенилюкса подписала договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). Тогда же в Бонне был подписан " Общий договор", отменявший оккупационный статут, но закреплявший особые права трех западных держав на территории ФРГ.
После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. Несмотря на антимилитаристические выступления, соглашения были ратифицированы бундестагом 5 мая 1955 г.. 8 мая ФРГ стала официально членом НАТО. В 1956 г. она создала первое соединение бундесвера. С 1957 г. ФРГ - член ЕЭС.
В сентябре 1955 г. были установлены дипломатические отношения между ФРГ и СССР, но это не привело к взаимопониманию и добрососедству. Во второй половине 50-х гг. произошли изменения в политической жизни ФРГ. В ноябре 1952 г. ЦК КПГ выдвинул лозунг свержения правительства Аденауэра. В 1956 г. КПГ была запрещена. СДПГ, приспосабливаясь к новым реальностям, приняла в 1959 г. Бад-Годесбергскую программу, где говорилось о необходимости замены капитализма новым социальнымм строем, государственном и общественном контроле за крупными компаниями. Источники " демократического социализма виделись в христианской этике, гуманизме.
Уже в начале 60-х гг. источники экономического роста в значительно мере были исчерпаны. В 1958 и 1963-м гг. произошли частичные кризисы. Это вызвало подъем стачечного движения. Государство усилило практику вмешательства в автономию тарифных партнеров.
Политические позиции блока ХДС/ХСС и влияние Аденауэра ослабли. 17 сентября 1961 г. во время выборов в бундестаг блок потерял большинство и пошел на коалицию с СвДП. Последняя выдвинула условием вхождения в правительство удаление Аденауэра с поста канцлера. Позже, в октябре 1963 г., Аденауэр ушел в отставку.
Л. Эрхард (ХДС), став канцлером, не смог стабилизировать экономику. При нем, в соответствии с доктриной Хальштейна, статс - секретаря МИД " о представительстве ФРГ всех немцев" правительство разрывало связи с рядом государств, стабилизировавших отношения с ГДР. Мирные предложения Л. Эрхарда весной 1966 г. не привели к нормализации отношений с социалистическими государствами; из этого процесса исключалась ГДР.
В ФРГ молодое поколение стало переосмысливать прошлое и искать альтернативные пути развития. В то же время была создана крайне правая Национал- демократическая партия (1964 г. ). Ее появление вызвало противодействие демократических сил. Экономический кризис 1966 г., " бунт" СвДП против партнера ХДС, стремление СДПГ получить ответственные посты в правительстве и доказать свою способность управлять государством привели к уходу Эрхарда в отставку (октябрь 1966 г. ).
Возникло правительство " большой коалиции" (1 декабря 1966 г. ) во главе с К. Кизентером (ХДС). Вице-канцлером и министром иностранных дел стал В. Брандт (СДПГ). Правительство стало осуществлять концепцию " глобального регулирования". В июне 1967 г. законом о содействии стабильности и оживлению экономики вводилось индикативное программирование с целью стабилизировать цены, обеспечить занятость и уравновешенный платежный баланс. В том же году приняты антикризисные меры в рамках двух программ (предоставление субсидий строительной индустрии, черной металлургии, электротехнике на оплату заказов).
Была снижена банковская учетная ставка. В 1967 г. экономика стала оживать. СДПГ вынудила ОНП отказаться от требований повышения зарплаты. Вводилась " согласованная акция": ОНП, предприниматели и государство договаривались об уровне зарплаты.
В 1968 г. бундестаг принял " чрезвычайное законодательство": в критической ситуации могли быть ограничены демократические свободы, прерогативы парламента и автономии земель.
Активизировалась внепарламентская оппозиция. В сентябре-октябре 1968 г. конституировалась легальная ГКП. В апреле 1969 г. она провела свой съезд.
Во внешней политике коренных изменений не произошло. Правительство вступило в переговоры с СССР о неприменении силы, но по-прежнему не признавало послевоенные границы, отказывалось признать ГДР. В то же время благодаря усилиям В. Брандта создавались благоприятные условия для диалога с социалистическими странами. В СДПГ " молодые социалисты" стали требовать разрыва коалиции с ХДС/ХСС. В январе 1968 г. правое руководство СвДП было сменено леволиберальным во главе с В. Шеелем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: