Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Абсолютное начало в религии




Оглавление

 

Введение

1. Содержание основных теоретических понятий

1.1 Содержание понятия "религия"

1.2 Абсолютное начало в религии

1.3 Относительное начало в религии

1.4 Проявление отношения человека и Абсолюта

2. Особенности шаманизма как формы религии

2.1 История возникновения шаманизма

2.2 Особенности якутского шаманизма

2.2.1 Шаман

2.3 Место текста "Песня о саламе" (заклинание) в шаманизме якутов

3. Образ абсолюта в тексте "песня о саламе"

4. Образ человека в тексте "песня о саламе"

5. Текст "песня о саламе" как пространство встречи человека и абсолюта в шаманизме Якутии

Заключение

Список литературы


Введение

 

Объектом исследования выступает религиозная система шаманизм в Якутии.

Предметом научной работы является отношение человека и Абсолюта в шаманизме Якутии на материале текста-заклинания "Песня о саламе".

Степень изученности

Религиозная система шаманизм изучена в основном с этнографической стороны, в аспекте религиозных традиций, обрядов, ритуалов.

Работы, посвященные религиозным традициям, писали участники Академической экспедиции 1769-1774 годов П.С. Паллас, И.Г. Георги, В.Ф. Зуев, И. Лепехин.

Шаманизм как элемент традиционной культуры изучали Фрайкопф и Герб в книге "Вселенная шамана", Лар Л.А. в работе "Шаманы и боги", но они акцентировали свое внимание на шаманизме ненцев. Фрайкопф и Герб сосредотачивают свое внимание на шаманской практике, т.к. "шаманская практика была главной сферой религиозной жизни ненцев и отражала в ритуальных действиях важнейшие черты традиционного мировоззрения народа" [16, с.11]. В книге Л.А. Лара "дана характеристика шаманства в системе традиционной ненецкой культуры, показано его место и значение в жизни народа. Рассмотрены иерархия богов и духов, социальная роль шаманов, их положение в обществе, влияние на общественную жизнь" [7].

Изучением шаманизма занималась Сарангэрэл " Зов шамана". Автор, сравнивая монгольский и бурятский шаманизм, знакомит с традициями, представлениями шаманизма. Изученный материал "пригодится шаманам любой другой культуры или национальности, поскольку шаманизм имеет дело с истинами, которым чужды этнические границы" [15, с.6].

В книге "Обрядовая поэзия Саха (якутов)" главным образом содержатся сами тексты-заклинания, обрядовые песни, которые используются в священном ритуале шамана, описания традиционных обрядов, обрядовых танцев якутов, музыковедческая сторона обряда. На основе этого материала будет происходить реконструкция отношений человека и Абсолюта в шаманизме Якутии, т.к. целостной модели этого отношения в данной литературе не обнаруживается.

Проблема исследования заключается в том, что во всей этой изученной литературе обнаруживается лишь изучение каких-либо отдельных фрагментов отношения человека и Абсолюта в шаманизме.

Актуальность

Тема взаимоотношения человека и Абсолюта актуальна на протяжении всего существования человечества. У человека постоянно возникают вопросы о смысле жизни, ответ на которые он может получить лишь от Бога. И для этого нужно обрести путь этого общения с высшим началом.

Каждая религия предлагает свой путь обретения общения с Богом. Особенностью шаманизма является то, что общение происходит посредством ритуала, для проведения которого следует знать тексты-заклинания. Именно посредством этих текстов и осуществится общение, на которое нацелен человек.

Целью работы является исследование особенностей отношения человека и Абсолюта на материале якутского шаманского текста-заклинания "Песня о саламе".

Методология

Поставленные задачи определили методологию данной работы, основанную на концепции идеального отношения Д.В. Пивоварова, концепции диалектики Г.Д. Гегеля, синтетической концепции идеального В.И. Жуковского, Н.П. Копцевой, Д.В. Пивоварова и теории изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой. В ходе исследования были применены научные методы: наблюдение, описание, экстраполяция, сравнение, констатация фактов.

Задачи исследования

1. Раскрыть содержание основных теоретических понятий;

2. Рассмотреть особенности религиозной системы шаманизм;

.   Реконструировать образ Абсолюта в данной религии на материале текста "Песня о саламе";

.   Выявить образ человека, основываясь на тексте-заклинании;

.   Исследовать особенности отношения человека и Абсолюта в шаманизме, проявленные через текст "Песня о саламе".

Предполагаемый результат есть создание модели взаимоотношения Верующего и Абсолюта в шаманизме на материале текста "Песня о саламе".

Апробация

Результаты данной курсовой работы могут быть использованы для написания научных статей, докладов.

Структура работы

Работа состоит из введения, пяти параграфов, заключения, приложения и списка использованной литературы. Во введении определены объект и предмет исследования, его актуальность, задачи, а также методы, предполагаемый результат и структура исследования. Основная содержательная часть состоит из пяти параграфов. В первом параграфе ("Содержание основных теоретических понятий") вводятся основные понятия исследования, во втором параграфе ("Особенности шаманизма, как религиозной системы") представлен шаманизм как религиозная система, его основные особенности. В третьем параграфе ("Образ Абсолюта в шаманизме Якутов") вводится представление одного из понятий исследования и исследуются основные аспекты Абсолюта в религиозной системе. В четвертом параграфе ("Образ человека-верующего в шаманизме Якутов") дается образ классического верующего, выявляются его основные качества. В пятом параграфе ("Отношение человека и Абсолюта") описываются действия верующих и средства достижения конечной цели шаманизма. В заключении изложены основные выводы исследования.


Содержание основных теоретических понятий

 

1.1 Содержание понятия "религия"

 

Религия - (от лат. religio: re - повторное действие, liga - связывать, объединять в единое целое) -

·   Стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, Богами, безусловным центром всего существующего, главной святыней), мировоззрение и мироощущение;

·   Поведение, соответствующее этому мировоззрению;

·   Специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или Богов, сверхъестественного [12, с.10-18].

Д.В. Пивоваров считает, что "религия - одна из необходимых форм постижения мира и укрепления солидарности людей на основе признаваемых или конечных смыслов универсума, жизни и совершенствования общества и индивида" [12, с.8].

Русский философ В.С. Соловьев отразил основной вопрос религии в своем определении "Религия, говоря вообще и отвлеченно,есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего", "Религия есть воссоединение человека и мира с безусловным и всецелым началом" [12, с.18].

Один из философских словарей (под редакцией Фролова) раскрывает понятие религия, как "специфическую форму общественного сознания, отличающуюся признаком, который является фантастическим отражением в сознании людей господства над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид неземных" [16].

В каждой религии непременно присутствует относительное начало - верующий, с которым тесно и неразделимо связано понятие "вера".

шаманизм якутия заклинание религия

Вера в существование полноты бытия является центральным миросозерцательным ядром религии любого типа - эгоцентрической, социоцентрической или космоцентрической [12, с.10-11].

Вера религиозная - основной элемент религиозной установки, выражающий некритическое доверие к учениям религии, центральная мировоззренческая позиция и психологическая установка включает не только принятие без доказательств определенных религиозных утверждений (догматов), но и решимость придерживаться этих догматов вопреки всем сомнениям, во всем доверять Богу как устроителю жизни верующего и быть верным ему [17].

Вера - принятие чего-либо за истину, не нуждающуюся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума, и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость [18].

Изучив данные понятия можно сделать относительно них выводы:

·   Религия несёт на себе главную функцию единения, воссоединения отношений двух полярных начал: конечного и бесконечного, Абсолютного и относительного, единого и единичного. При этом обнаруживается то, что и бесконечное, и Бог, и Абсолютное, и единое относится к некому высшему миру, а конечное, относительное, единичное определяют некое земное, мирское начало, представленное человеком.

·   Человек может осознать свое место в мире лишь с помощью религии, т.к. именно она объясняет, что Абсолют занимает главенствующее положение, а не человек; что есть определяющие моменты, исход которых зависит от чего-то высшего, необъяснимого, а не от человека - частицы целого.

·   В любой религии вера занимает важное место. Вера - это элемент человеческого сознания, и она возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда данный

предмет вызывает у него эмоциональную и оценочную реакцию (при этом данная оценка чаще всего является позитивной).

·   Человек верит, прежде всего, в то, что соответствует его психологическим установкам, убеждениям, идеалам. Вера необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных критических, труднопреодолимых ситуациях.

·   Каждая религия включает в себя поведение, связанное с предметом веры, представленное культом; при этом данное поведение задает не сам человек, а религия.

 

Абсолютное начало в религии

 

Согласно Д.В. Пивоварову Абсолют (от лат. absolutus - безусловный, неограниченный) - это одна из предельно общих категорий, обозначающих всеобщую основу мира, полноту бытия, совершенство. Абсолют мыслится как творческое первоначало всего сущего и противоположен всякому обусловленному существованию [12. с.15].

Абсолют - самодостаточная, вечная, бесконечная духовная реальность, воплощающая в себе первооснову мира, бытие всего сущего. В монотеистических религиях, религиозно-философских и теологических концепциях под Абсолютом понимается Бог [17].

Понятие "Бог" является аспектом Абсолютного начала. Бог (от общеарийского "baha" - благо, одарение, наделение) - Абсолютная Личность, верховное существо, стоящее выше всех индивидуальных "я" и свободное от всех недостатков. Бог - это совершенное, вечное, всепроникающее, всемогущее и всеведущее существо, бессмертный дух, первичная реальность и конечная цель мира [12,c.38].

Абсолют - ( от лат. absolutus - безусловный, неограниченный), в философии и религии - безусловное, совершенное начало бытия, свободное от

каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность - в теизме, Единое - в неоплатонизме и т.п.) [32].

Абсолютное и относительное - парные категории, выражающие в своей взаимосвязи меру проявления вечного во временном, совершенного в несовершенном, безусловного в условном. "Аbsolutum" по-латыни означает отвязанное, отпущенное, отделенное; это есть нечто, находящееся на своем первоначальном месте [12, с.16].

Бесконечное и конечное - философские категории, характеризующие объективный мир и его постижение человеком. В рамках материалистической диалектики проблема бесконечного и конечного считается составной частью всех важнейших философских тем о сущности мира и его развитии, сущности человека и его познания. Бесконечное отображает неограниченное многообразие материального мира в пространстве и времени [17].

Бесконечное - то, конец чего не может мыслится, границы чего нельзя усмотреть [18].

Единое - центральное понятие неоплатонизма, трансцендентное безличное первоначало, превышающее все сущее и все мыслимое [32].

Выводы:

·   Абсолют являет собой нечто сверхъестественное, безусловно всецелое начало, не включенное в систему закономерностей материального мира, то, что не может быть выявлено и изучено.

·   Абсолют является первоначалом всего сущего, он воплощает в себе первооснову всего бытия, из которой в дальнейшем и развилось существование.

·   Бог является одним из аспектов Абсолюта, Он представляет собой персонификацию Абсолютного начала. В политеистических религиях существование нескольких Богов объясняется тем, что все Они в своем единстве представляют великую мощь Абсолютного начала, а в

отдельности лишь отдельные аспекты многогранного могущества и силы Абсолюта.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...