Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности якутского шаманизма




 

Шаманская космология (представление об устройстве мира) - это воззрения не только одного шамана, но и всего его племени. Просто шаман - "специалист", он знаком с устройством мира лучше своих соплеменников, потому что сам не раз побывал в разных мирах. По воззрениям многих народов, Вселенная состоит из трёх сфер: подземного мира, мира людей и небесного мира. Небесный мир - это многоярусное пространство, где на высшем девятом ярусе восседает Верховный Бог Ур Аар Тойон - Белый Господин Творец, подобный Солнцу, создатель Вселенной (у него есть и другое имя - Ур Айыы Тойон).

По философии якутского шаманизма, Верховный Бог заселил людьми Серединный мир, ибо беззаботная и вечная жизнь людей в Верхнем мире стала бездеятельной и потребительской. Ур наделил людей скотом и всем необходимым для жизни в Серединном мире. Он наделил человека космическим огоньком - светлым развивающимся умом, трехмерной душой - тремя кутами: Ийэ-Кут, Буор-Кут, Салгын-Кут.

·   Ийэ-Кут - основной Материнский кут (Ийэ-Кут на современном языке обозначает, в переводе с древнерусского, "Материнское место"). Отсюда "Ийэкутия" (Якутия) - это Материнская Земля, Земля Предков. По философии якутов, этот кут бессмертен и состоит из особого космического вещества. Ийэ-Кут человеку дается Богиней Любви через отца матери.

·   Буор-Кут - основной Телесный, материальный кут. Данный кут человек получает от родителей и от Природы-Матушки. Буор-Кут является телом и статью человека.

·   Салгын-Кут - это Воздушный, или Космический Кут. Кут, который устанавливает связь с внешним миром.

Кут - слово непереводимое, древнее, его нельзя перевести как душа. Все три кута соединяются особой Космической Силой, Космическим Огнем - Сур.

Сур - это биоэнергия, исходящая от человека, олицетворяющая его силу воли, психику. Обычно оба понятия существуют вместе как Сур-Кут и определяют человека в его телесной и духовной гармонии, вместе внедряются богами в женщину при зачатии ребенка.

Вот все четыре элемента, Ийэ-Кут, Буор-Кут, Салгын-Кут и Сур, составляющие суть самого человека, его разум, духовность, талант, добрые качества и его физическую силу и здоровье.

Таково древнее видение мира, в соответствии с которым весь космос и все явления природы соотносятся либо с верхним, либо с нижним миром (солнце связано с верхним миром, луна - с нижним, олень, птица - верхний мир, медведь, рыба - нижний).

Один важнейший элемент картины мира присутствует в представлениях практически всех народов, знавших шаманство. Это - Мировое Древо. Оно представляет собой как бы ось мира, соединяющую верхнюю и нижнюю сферы, не дающую "небу упасть на землю". У каждого якутского шамана было "своё" дерево в реальном мире, предназначенное лично ему духами. Это земное соответствие Мирового Древа. Обод бубна шаман вырезал только из своего дерева, но так, чтобы оно не погибло, т.к. и жизнь, и сила шамана тесно связаны с этим деревом.

В понятиях якутского шаманизма Вселенная и Человек неразделимы. Человек является частью Вселенной и находит свое место в Серединном мире. Трехмерное представление Вселенной воедино соединяет в себе понятие о неразрывной связи философских понятий Светлого и Злого начал. Человек находится между ними и в полной зависимости от них. Злые силы Нижнего мира влияют на них так же, как Высшие Светлые силы Верхнего мира. Такое положение заставляет человека постоянно бороться за свое существование и за целостность своей психики. Только постоянное обращение к Светлым силам спасает его от влияния Темных сил. Обращение к Высшим Светлым силам для человека является очень большим трудом и требует от него нравственной чистоты, трудолюбия и верности.

Человеческой натуре трудно устоять от искушений (влияние Темных сил), и ему постоянно нужна помощь Всевышнего Бога.

Выводы:

·   Вселенная, в шаманской космологии, состоит из трёх сфер: подземный мир, мир людей и небесный мир, связующим элементом, осью на которой держатся данные миры является Мировое древо.

·   Душа человека, так же как и Вселенная, представлена тремя Кутами: Ийэ-Кут, Буор-Кут и Салгын-Кут, связующим элементом между ними выступает Сур, представляющая собой некую биоэнергию человека, которая держит в человеке Куты.

 

Шаман

Шаманом мог стать человек, отмеченный волей богов или духов, имеющий наследственный дар в роду или вступивший в контакт с умершим шаманом. Такой человек с рождения имел какие-то особые приметы и проходил испытание болезнью, вызванной тем, что его кут уносился духами для воспитания, которые могут быть посланниками любого из трех миров. Наиболее сильный шаман воспитывался в Верхнем мире в одном из девяти гнезд Священного шаманского Дерева - лиственницы. Чем выше гнездо, тем более сильным рождается шаман. Кут будущих шаманов духи превращают в птенцов кукушки или кулика и вскармливают их яйцами птиц. То же самое может происходить в Среднем мире, где в качестве шаманского дерева выбирается лиственница, а в подземном Нижнем мире рождение и воспитание шамана происходит в гнездах мрачного дерева ели.

Самым трудным испытанием является этап посвящения в шаманы - эттэнии, то есть рассекание тела. Посвящаемый укрывается в глухом лесу, где избранные невинные юноши строят для него урасу - летнее жилище конической формы, покрытое берестой. Во время сна или глубокого обморочного состояния, в котором шаман пребывает от трех до девяти дней, к нему слетаются духи всех трех миров, духи всех болезней, рассекают тело его на части и угощаются мясом и кровью его, после чего ийэ-кут - мать-душа собирает кости, и тело вновь возрождается к жизни, но уже в новом, сверхъестественном качестве. Отныне шаман может общаться с духами, может принять любое обличье.

Если рассекание является физическим испытанием шамана, то следующий этап посвящения в шаманы можно назвать духовным урок ом для него. Это обряд совместного камлания молодого шамана с опытным учителем уже при зрителях, когда он должен мастерски сочетать импровизацию с канонизированной схемой "путешествия во Вселенной". Старый шаман показывает молодому дороги духов, находясь на чистой поляне или поднявшись на гору. Оба шамана надевали ритуальные костюмы и брали в руки бубны. Забивалось жертвенное животное, которым кормили шаманских духов, а часть съедали собравшиеся, для которых этот день был праздником. Пройдя обряд посвящения, молодой шаман обретал особые телесные и психические свойства, получал возможность проникать во все миры.

Камлания исполнялись по общепринятым канонам. Все приготовления к этому таинству совершались помощниками кутуруксутами. В зависимости от цели камлания шаман обращался с камланиями к духам Верхнего или Нижнего миров. При этом он совершал длительное путешествие, делая по пути остановки на так называемых олохах, имеющихся на каждом ярусе небесной сферы или подземного мира. На каждом олохе он общался с духами, испрашивая у них разрешения на дальнейшее путешествие.

Камланье шамана представляло собой яркое театрализованное действие, исполняемое обычно в ночное время при слабом свете камелька, что усиливало его таинственность и пугало людей. Между тем основная часть взрослой публики с пониманием воспринимала все нюансы мистерии, при необходимости поддерживала шамана восклицаниями или пением.

По понятиям якутского шаманизма, бубен является конем, а колотушка - кнутом для шамана. Бубен для шамана - Крылатый конь, на котором он ездит по трехмерному миру. Он является и советником шамана. Крылатый конь рассказывает шаману обо всем, что он видит, слышит, предостерегает его от бед, от напастей других шаманов и помогает в его камлании и лечебной работе. Звук бубна у шамана разный. Сведущий человек по звуку бубна сразу узнает, чем занимается шаман, и какое камлание он ведет. Звуки бубна меняются с путешествием шамана в Нижний, Серединный и Верхний миры. По звукам бубна можно сразу определить и уровень шамана.

Бубен, колотушка и костюм шамана - это отражение целого мира. В них и заключена тайна этого древнерусского искусства, особая магическая сила Космоса и космологические понятия шаманизма. Все они заговорены свыше и в них - тайное учение наших предков. Поэтому нельзя надевать костюм чужого шамана и брать в руки чужой бубен.

У всех шаманов имеются определенные территории - ареал их шаманской деятельности. Некоторые из них астрально огораживают свою территорию и настораживают самострел. Так, в основном, поступают кровожадные шаманы. Шаманские самострелы - одна из тайн шаманизма. Они в некотором отношении идентичны с понятием Кармы.

Шаманизм якутов имеет конкретные отличия от других. Он имеет совершенно обособленные и своеобразные формы обрядов и магических действий. Притом все магические обряды совершаются при помощи применения силы слова. Якутский шаманизм имеет особые тайные заклинания с набором определенного количества слов.

Выводы:

·   Мир в представлении шаманизма трёхчастен: мир небесный, мир людей, мир подземный, но для всех частей связующей осью является Мировое Древо;

·   Суть человека составляют 4 части: Ийэ-Кут, Буор-Кут, Салгын-Кут и Сур, объединяющий своей энергией Куты;

·   Шаман в данном Мире занимает срединное место и общается с духами: если шаман связан с верхним миром, то он обозначался понятием "белый шаман", а если с темным миром, то - "черный шаман"; таким образом, ясно, что шаман является неким представителем как людей, так и Духов.

 

2.3 Место текста "Песня о саламе" (заклинание) в шаманизме якутов

 

В фольклор якутов входят поэтические произведения, исполнявшиеся при проведении традиционных обрядов - регламентированных действий, посвященных различным моментам жизни человеческого коллектива и отдельных его индивидов. В прошлом якуты совершали множество обрядов, связанных с почитанием окружающего мира, охотой, рыболовством, скотоводством и ремеслами, а так же с жизнедеятельностью семьи, рода, племени, общины, этноса и т.д.

Поэтические произведения, сопровождающие большую часть традиционных обрядов, якуты называют алгыс. Данное слово многозначно: благословения, благопожелания, молитвы, заговоры, заклинания, гимны [11, с.16].

Якутские обряды делились на индивидуальные и коллективные, они должны были сопровождаться определенными поэтическими текстами (сложился набор клише, который необходимо было повторять при совершении конкретных обрядов).

Текст "Песня о Саламе" относится к заклинаниям в честь духов-хозяев земли (местности). По верованиям якутов, каждая территория имела свою хозяйку. При почтительном отношении к ней она покровительствовала живущим на "своей" земле. В связи с этим в прошлом якуты приносили ей жертвы. Согласно обычаям, специальное жертвоприношение духу-хозяйке земли устраивали раз в год - весной, когда вырастала первая трава, распускались листья на деревьях. В дар ей вешали на священную березу пучки конских волос, полоски материи или салама - ритуальную веревку, сплетенную из конских волос, украшенную пучками волос из гривы или ленточками, угощали духа-хозяйку молочными продуктами.

В ходе обряда произносили или пели заклинания. Оно обычно начиналось с обращения к духу-хозяйке, затем перечислялись блага, которые у неё просят: защиты скота и детей, заботы о приумножении богатства и потомства; при обращение к духу-хозяйке шаман мог расцветить образными описаниями её внешнего вида, дополнить заклинание красочным перечислением подношений, приносимых её, описанием даров, так же приносимых её.

·   Таким образом, текст "Песня о Саламе" занимает важное место в шаманизме, т.к. данный текст используется в священном ритуале-обращении к духу-хозяйке Земли;

·   Дух-хозяйка земли был наиболее почитаем, и поэтому к нему часто обращались за помощью в несчастье, за просьбой о ненанесении вреда людям, обращались и для выражения своего уважения;

·   Данный текст "Песня о саламе" может использоваться в качестве материала для исследования отношения человека и Абсолюта в шаманизме, т.к. он

(текст) является вербальным посредником при общении людей с Богом (духами).

Общий вывод:

·   Шаманизм - это не целостная система, как, например, христианство, но это религия с точки зрения единения и воссоединения отношения двух полярных начал: человеческого и Абсолютного;

·   Тройственность устройства Вселенной в шаманизме и тройственность сущности человека неслучайна, также как и то, что и во Вселенной, и в сущности человека присутствует некое связующее звено (Мировое Древо и Сур). Таким образом представлены Макро - и Микрокосмосы, где Микрокосмос существует внутри Макрокосмоса, и где они неразрывно связаны. Прослеживается аналогия с ребенком в чреве матери - они неразрывно связаны пуповиной, а в данном случае - верой и духовной связью;

·   Шаман выполняет тройственную функцию: он служит и миру, и духам, и человеку. Он является избранным человеком, но для своего служения ему предстоит пройти ряд испытаний. Пройдя их он уже будет полноценным посредником между Духами и людьми в Мире шаманизма;

·   Священный текст "Песня о саламе" является путеводителем на пути к познанию отношения человека и Абсолюта в шаманизме, т.к. он есть ритуальное заклинание, необходимый элемент ритуального действа, которое совершается для данного общения, единения и единства.


3. Образ абсолюта в тексте "песня о саламе"

 

В тексте "Песня о саламе" термин "Абсолют" не встречается. Шаманизм - это вера в существование души, духов-хозяев природных стихий и окружающих предметов, т.е. одухотворение всего, что окружает человека. Определенно то, что вера в духов-хозяев всегда сочетается с представлениями о верховном божестве-создателе мира, но это божество, как таковое, не играет роли в жизни людей, т.к. считается, что все происходящее вокруг - это деятельность духов.

В "Песне о саламе" главным действующим лицом, обращающимся к духам, является уже пожилая женщина, которая в тексте именуется " хотун -бабушка" (хотун - госпожа, супруга, жена; в фольклорных произведениях часто употребляется как составная часть собственных имен богинь, духов-хозяек и родоначальниц). Таким образом, хотун-бабушка является земным воплощением небесного духа; она есть дух-хозяйка земли, одаренная божественными силами, ниспосланными ей свыше.

Хотун-бабушка приносит в дар духам-хозяинам священную жертву - саламу:

Сухие кончики пальцев

Горячим жиром пропитывая,

Конские волосы разглаживать, свивать начала,

Суча до ломоты в пальцах,

Длиною в три маховые сажени

Пеструю волосяную веревку, основу саламы, она свила.

Драгоценной бахромой украсила,

Пучками волос гривы принарядила… [11, с.121]

 

Священным приношением для духов-хозяев является не только салама, но и масло, при чем не обычное, а специально припасенное для ублажения духов, для показывания обеспеченности не только своей, но и рода:

Взятое из кладовки

Гибкое берестяное ведерко с опоясками

Охлажденным маслом

Узорно-пестрой молодой коровы

До краев плотно набила… [11, с.121]

 

Для исполнения ритуала жертвоприношения требуется заклинателю и ритуальная ложка-жребий, благодаря которой можно узнать о предзнаменовании, т.е. можно предугадать исполнение данной просьбы у духов-хозяев: исполнят Они или нет.

Последовательность заклинаний, осуществляющихся в ритуале, описанном в "Песне о саламе" такова:

.   В первую очередь хотун-бабушка "духа священного огня заклинать стала, давно припасенным маслом его угостила…"

2. Близ нижних ветвей большой березы хотун-бабушка "три раза духу-хозяину изначальной страны моления совершив, девять раз крепким узлом (саламу) завязала".

.   Затем хотун-бабушка "семь искрящихся дымокуров из кизяка раздув, разожгла, прогорклым маслом [их] вскормила: запах священной пищи, благоухая, вознесся по изначальной земле".

.   Взяв в руки ритуальную ложку и подняв их вверх, хотун-бабушка стала произносить моления "за будущее поколение, за их счастливое будущее, за большие гурты кут поздних телят, за благополучие-изобилие родного двора, за прочность на долгое будущее…". Такими молениями, прошениями она обращалась к духам-хозяевам:

·   Кюрюё Джёсёгёй является подателем людям лошадей и покровителем коневодства;

·   Юрюнг Айыы Тойон, являющийся в якутской мифологии творцом Вселенной, главой обитающих в Верхнем мире божеств;

·   Хара Суорун Тойон - покровитель нескольких родов, предок девяти шаманских родов;

·   Дух-хозяйка Среднего мира - восточная Иэйиэхсит-бабушка, которая покровительствует людям, лошадям и рогатому скоту, а так же помогает при родах;

·   Дух-хозяйка алааса (долины, где и жили якуты) - Ахсыырма Мичил Хотун-бабушка;

·   Дух-хозяин озера - Боллох Тойон-дедушка;

·   Дух-хозяин отора (осеннего пастбища) - Ботохоно Чуохаан;

·   Дух-хозяин священного очага - Господин-дедушка.

5. После поименного обращения к духам-хозяевам начинается ритуальное прошение:

На девять поколений нерушимое благополучие,

На восемь поколений неколебимое счастье,

На семь поколений неубывающее изобилие

Нам устройте,

Прочно обоснуйте нас,

Осчастливьте. [11, с.127]

Данное прошение закреплялось плевком и подкидыванием ритуальной ложки. Ложка упала дном вниз, что символизирует благосклонность духов-хозяев, их положительное отношение и желание помочь.

Счастливый жребий пусть выпадет!

Взлетай на счастье!.

Счастье выпало, уруй! [11, с.129]

Выводы:

·   В тексте "Песня о саламе" образ Абсолюта является собирательным, т.к. включает в себя некое множество - дух-хозяин священного огня, дух-хозяин изначальной земли, дух-хозяин великой тайги, Верхний Кюрюё Джёсёгёй, Юрюнг Айыы Тойон, Хаара Суорун Тойон, дух-хозяйка Среднего мира, Ахсыырыма Мичил Хотун, дух-хозяин озера (Зеленый Боллох Тойон), дух-хозяин жилья (Ботохоно Чуохаан). Собирательность различных аспектов покровительства духов-хозяев в понятии "Абсолют" является важной особенностью, т.к. именно при таком представлении видна всеобъемлющая высшая духовная сила, охватывающая все аспекты жизни.

·   Множество духов-хозяев, являющихся средним звеном между людьми и Абсолютом, выступают его эманациями. Т.е. абсолютное начало изливается на людей именно посредством духов.

·   Хотун-бабушка, также являющаяся духом-хозяйкой земли, представляет собой некую концентрированность божественной энергии в одном избранном земном представителе.

·   Обращение к духам-хозяевам строго регламентировано ритуалом, который включает в себя ряд неких тайных, сакральных действий. И только благодаря строгой последовательности действий, правильного отношения избранного человека по отношению к духам, Они смогут дать свой ответ обращающемуся.


4. Образ человека в тексте "песня о саламе"

 

Задача данного параграфа состоит в реконструкции образа человека, вступающего в отношение с Абсолютом, в выявлении его главных качеств, превращающих его в эталонного верующего.

В тексте "Песня о саламе" образ человека представляет хотун-бабушка (хотун - госпожа, супруга, жена; в фольклорных произведениях часто употребляется как составная часть собственных имен богинь, духов-хозяек и родоначальниц, несет уважительный оттенок).

 

Когда из жилища, поросшего сверху травой,

Из юрты, [построенной] из тонких лиственниц,

С лавки в узорной комнате,

С подстилки, теплом обладающей,

Из-под одеяла из серых заячьих шкурок

Хотун-бабушка выбралась-вышла…

Молочно-белой голова её стала,

Постаревшей с виду она стала,

Согбенной спина её стала,

На деревянный посох она опираться стала… [11, с.119]

Таким образом, раскрывается образ уже не молодого, а пожилого верующего человека, на его старость указывают не только какие-то индивидуальные черты - качества, но и образ жилища - дома, в котором живет хотун-бабушка.

С прошитыми краями,

Наподобие радугоцветного кушака,

С опоясками, наподобие урасы,

Берестяной чабычах взяв,

С кольцеобразными ручками,

С серебряной осью

Железные ножницы взяв,

Иссохшей кожей обитую

Дощатую дверь толкнув,

Вросший в землю почтенный

Деревянный порог переступив,

Из родного дома медленно выйдя, пошла… [11, с.119]

Так описывается подготовление хотун-бабушки к выходу из дома, к совершению некоего священного действа - ритуала, совершаемого ею не для себя одной, а для всего своего рода, т.к. она - это не просто обычный человек, она - родоначальница. И именно поэтому, она несет на себе таинство ритуала, жертвоприношения для блага своего рода.

Перед каменным небольшим очагом,

Перед священным огнем

На четырехногую тальниковую табуретку

Верхом уселась.

Нежные колени свои

Оголив, их выставила,

Сухие кончики пальцев

Горячим жиром пропитывая,

[Конские волосы] разглаживать, свивать начала,

Суча до ломоты в пальцах,

Длиною в три маховые сажени

Пеструю волосяную веревку, основу саламы,

Она свила…

Драгоценной бахромой украсила,

Пучками волос гривы принарядила… [11, с.121]

 

Хотун-бабушка, как особо верующий человек, с тщательностью готовиться к предстоящему ритуалу, не смотря на трудности, связанные с возрастом. Она с особым трепетом относится к материалу для жертвоприношения: конские волосы особо выращенной лошади, масло, взятое из кладовки, т.е. заранее припасенное, что говорит о бережливости хозяйки; масло берегли, долго хранили для духов, чтобы в нужный момент было чем их угостить.

Совершая ритуал, хотун-бабушка заклинает духов: духа-хозяина священного огня, духа-хозяина изначальной страны:

Встав на колени,

Прямо на восток лицом оборотилась,

Ритуальную пеструю большую разливную ложку

В руки взяв, вверх подняла.

Рот раскрывая, моление произносить стала,

Губы раздвигая, громко запела:

Молодой кобылицы,

Вольной, первый раз стриженной, блестящие

Волосы гривы основой своей имеющую,

Благословенную - изукрашенную

Гибкую шелковистую мою саламу [я повесила] -

За будущие поколения,

За их счастливое будущее,

За большие гурты кут

Поздних телят,

За благополучие - изобилие родного двора… [11, с.125]

 

Принося жертвоприношение, хотун-бабушка не просто просит о милости духов-хозяев, но в то же время она и уважительно относится к ним, говорит о их качествах, восхваляющее описывает духа: Дух-хозяйка Среднего мира … с благодатным потом, с благотворящими ладонями…

Хотун-бабушка просит духов о многом, касающемся будущего больше не её самой, а будущего именно последующих поколений:

На девять поколений нерушимое благополучие,

На восемь поколений неколебимое счастье,

На семь поколений неубывающее изобилие

Нам устройте,

Прочно обоснуйте нас, осчастливьте… [11, с.127]

 

Данный ритуал хотун-бабушка заканчивает плевком и подкидывает вверх - в небо ритуальную ложку, и по тому, как ложка упадет, заклинатель понимает волю духов. В данном ритуале, описанном в "Песне о саламе", духи исполнят волю хотун-бабушки:

Счастливым жребий пусть выпадет!

Взлетай на счастье!.

Счастье выпало, уруй! [11, с.129]

 

Таким образом, на основе текста "Песня о саламе", можно сделать некоторые выводы:

·   Истинный эталонный человек всегда чтит духов-хозяев, почитает своих предков и заботится о своих потомках.

·   Эталонный человек всегда запаслив и бережлив; важнее сохранить запасы не для себя, а для угощения духов, тем самым показывая свою щедрость и почтительное отношение.

·   Эталонный человек просит не о личном благе, а о благе многих своих потомков.


5. Текст "песня о саламе" как пространство встречи человека и абсолюта в шаманизме Якутии

 

Задачей параграфа является рассмотрение отношения человека и Абсолюта, основанное на анализе текста-заклинания. Текст "Песня о саламе" является репрезентантом для проведения исследования отношения человека и Абсолюта в шаманизме Якутии, данный текст есть импровизация - исполнение заклинания, исполненное С.А. Зверевым (сказатель-импровизатор, исполнитель народных песен, знаток напевов и народных танцев якутов).

Исследуемый текст-репрезентант по своему смысловому значению можно разделить на две части. Первая часть дает развернутое поэтическое описание Хотун-бабушки, от имени которой произносится заклинание, и хода подготовки обряда, хотя по традициям якутов, в заклинания при жертвоприношениях не включалась характеристика заклинателя. Эту характеристику включил сам С.А. Зверев, видимо, для наиболее полного раскрытия образа и качеств Хотун-бабушки.

Первая часть в тексте занимает довольно большое и значительное место, так как является необходимым элементом, вводящим зрителя в пространство сакрального ритуала, заклинания. Само заклинание, являющееся уже второй кульминационной частью, начинается лишь со 124 строчки, так как человеку-зрителю - читателю необходимо время для подготовки к вступлению в отношение с Абсолютом.

Если структурировать вводную первую часть "Песни о саламе", то перед читателем развернется целый ряд последовательных, иерархичных по значению событий, действий, начинающихся с описания пространства обитания старухи - духа - идеального человека - шамана:

…Когда из жилища, поросшего сверху травой,

Из юрты, построенной из тонких лиственниц,

С лавки в узорной комнате,

С подстилки, теплом обладающей,

Из-под одеяла из серых заячьих шкурок…

 

Описание жилища Хотун-бабушки вводит зрителя-читателя в исходную отправную точку. Уже на данном этапе зрителю - читателю предоставляется возможность увидеть скрытое, так как при дальнейшем чтении он осознает, что Хотун-бабушка, живущая в пространстве природы, и есть Дух-хозяйка земли в человеческом обличье:

…Хотун-бабушка выбралась-вышла,

Молочно-белой голова её стала,

Постаревшей с виду она стала,

Согбенной спина её стала,

На деревянный посох она опираться стала…

 

Выше приведенная цитата из текста лишь еще раз указывает на признаки уже пожилого человека, олицетворяющего собой Духа - хозяйку земли.

Всё глубже погружаясь в пространство текста, человек - читатель - зритель видит, что Хотун-бабушка приготавливается к ритуалу - главному священному действу, в ходе которого и произойдет отношение с Абсолютным началом, в данном случае олицетворяющимся Духами-хозяевами Земли. Но здесь Хотун-бабушка в глазах человека-зрителя уже перевоплощается до качества идеального человека, готовящегося ко встречи с Духами:

…На четырехногую тальниковую табуретку верхом уселась

Нежные колени свои оголив, их выставила,

Сухие кончики пальцев горячим жиром пропитывая,

Конские волосы разглаживать, свивать начала,

Суча до ломоты в пальцах…

Пеструю волосяную веревку, основу саламы, она свила…

 

Главным атрибутом ритуала является священная веревка - салама (волосяная веревка с нанизанными на неё дарами добрым и злым духам: цветными лоскутками и пучками конских волос, натягивается между столбами или деревьями), изготовленная руками заклинателя - Хотун-бабушки из исключительно отобранного материала: " конский волос из резвой молодой кобылицы, запертой в деревянной конюшне из сухих тонких лиственниц", "драгоценной бахромой украсила, пучками волос гривы принарядила". Таким образом, человеку - зрителю становится ясно то, что для избранства Всевышними силами, конкретизируемыми Духами, ему самому необходимо особой тщательностью и приготовленностью к ритуалу добиться исключительности. При дальнейшем погружении в пространство, где и будет совершаться ритуал, где и случится общение-отношение, человек - читатель - зритель замечает то, что Хотун-бабушка есть не только идеальный человек, она - шаманка:

…Волосяную гибкую саламу, три раза

Духу-хозяину изначальной страны

Моление совершив,

Девять раз крепким узлом завязала.

Семь искрящих дымокуров из кизяка раздув, разожгла…

Запах священной пищи, благоухая, вознесся по изначальной земле,

Сизый дым широко разнесся;

Встав на колени, бабушка прямо на восток лицом оборотилась,

Ритуальную пеструю большую разливную ложку

В руки взяв, вверх подняла…моление произносить стала…

 

Таким образом, предположение о специальном введении А.С. Зверевым в текст-заклинание описания образа Хотун-бабушки подтверждается.

Постепенно зритель-читатель, следя за ходом событий и погружаясь в них, входит в кульминационное пространство второй части "Песни о саламе".

Вторая часть описывает поочередные обращения Хотун-бабушки - шаманки ко всем духам-хозяевам земли, так как именно таким способом она обратится к главному Богу (в шаманизме аспект Бога является собирательным). Следовательно, через многое познается единое, вечное и бесконечное.

Развязкой заклинания являются последние слова хотун-бабушки и её плевок:

Произносимый мною алгыс

(благословение, благопожелание, восхваленье, заклинание, моление)

Надежно плевком своим закрепляю.

Если в жизни девяти поколений счастьем сбудется,

Если дар пяти пальцев, подношение десяти пальцев добром воздастся,

Возросшим благополучием,

То счастлива - пестрая ритуальная ложка на землю-мать…

Вверх, крутясь, взлетев, обратно падай,

Счастливый жребий пусть выпадет!

Взлетай на счастье!

 

В этой кульминационной ситуации человек-зритель-читатель находиться в состоянии особого напряжения, как и Хотун-бабушка, так как он находится в состоянии неизвестности, чем ответят Духи на просьбу, исполнят её или нет, увидели ли старания при подготовке к ритуалу, услышали ли заклинании-просьбу-моления. В данном пространстве ожидания происходит вторая встреча человека с высшим Абсолютным началом, занимающая во времени лишь краткий миг.

Счастье выпало, уруй!

Эти слова не позволяют больше человеку усомниться в услышанности его Духами, так как Духи ответили, вошли в диалог, который и является главной целью в жизни не только шамана (Хотун-бабушки), но и каждого человека, стремящегося не к удовлетворению своих плотских, телесных желаний, а стремлений души возвыситься и приобщиться к всемогущему

Абсолютному началу. Эти кульминационные слова подтверждают конец взаимодействия, подтверждение произошедшей встречи человека с Абсолютом.

Таким образом, текст "Песня о саламе" - есть двоякое пространство явленной встречи, диалога эталонного человека, стремящегося к духовному насыщению, и Абсолюта, всегда готового принять такого человека, а также визуализирование некой модели поведения, камертона, задающего человеку правила поведения.

·   Добиться вступления в отношение-диалог с Абсолютным началом может лишь устремленный и желающий добиться ответа человек;

·   Путь человека в стремлении к приобщению к Абсолютному началу долог и сложен, он предполагает в своей сути множество усилий и работы над своим духовным состоянием;

·   Абсолютное начало оплотняется до максимальной конкретики, в то время как человек должен быть готовым увидеть Абсолютное через максимальную конкретику, через понимание знаков и символов, ниспосланных свыше;

·   Обращение к высшим силам строго регламентировано ритуалом, который включает в себя ряд неких тайных, сакральных действий. И только благодаря строгой последовательности действий, правильного отношения избранного человека по отношению к духам, Они смогут дать свой ответ обращающемуся;

·   Особенностью шаманизма является то, что сам ритуал - это лишь приготовление ко встречи с Абсолютным. Волнующее ожидание ответа и есть пространство встречи, итог которой фиксируется результатом - падение ложки;

·   Текст "Песня о саламе" есть двойное пространство встречи, где первой встречей будет знакомство с Хотун-бабушкой и осознание её духовного качества, явленного на землю свыше, а второй - само пространство между ожиданием и получением ответа от Духов-хозяев, Абсолюта.


Заключение

 

В ходе научной исследовательской работы, предметом которой являлось отношение человека и Абсолюта на материале текста-заклинания "Песня о саламе", были осуществлены следующие последовательные шаги:

. Рассмотрено содержание основных теоретических определений, раскрывающих суть таких понятий как религия, Абсолют, человек и его составляющие и специфика отношения человека с Абсолютным началом. В результате исследования были получены выводы:

·   Религия несёт на себе главную функцию единения, воссоединения отношений двух полярных начал: Абсолютного и относительного, божественного и человеческого. Именно религия позволяет человеку осознать своё неглавенствующее положение в мире и задает человеку камертон поведения, связанного с предметом веры;

·   Абсолют является первоначалом всего сущего, воплощающим в себе основу всего бытия, из которой в дальнейшем и развилось существование. Бог представляет собой персонификацию Абсолютного начала, а в политеистических религиях существование нескольких Богов объясняется тем, что все Они в своем единстве представляют великую мощь Абсолютного начала, а в отдельности лишь отдельные аспекты многогранного могущества и силы Абсолюта;

·   Человек представляет собой нечто относительное, ограниченное материальными, земными "рамками" по отношению к Абсолютному началу. Человек способен приобщиться к Абсолюту при помощи души, которая бесконечна и бессмертна, как и Абсолют, а приобщение произойдет только благодаря сакральному направленному отношению.

·   Отношение человека и Абсолюта - это связь человека с Богом, их взаимосвязь, взаимодействие, диалог, которые осуществляются и регулируются священным, сакральным действом. Целью данного отношения, связи, диалога человека и Абсолюта является тождество, поиск некоего общего начала, связывающего их.

. Рассмотрение истории религии шаманизма Якутии позволило обнаружить особенности именно этой религиозной системы, выделить особые характеристики главного действующего лица ритуала - шамана, определить значение текста-заклинания "Песня о саламе":

·   Шаманизм является одной из самых древних форм религиозной практики и является религией с точки зрения единения, отношения и взаимосвязи человека и Абсолютного начала;

·   Тройственность прослеживается как в устройстве Вселенной в шаманизме (подземный мир, мир людей и небесный мир), так и в тройственности сущности человека (Ийэ-Кут, Буор-Кут и Салгын-Кут), также существует и во Вселенной, и в сущности человека некое связующее звено (Мировое Древо и Сур). Представлены Макро - и Микрокосмосы, где Микрокосмос существует внутри Макрокосмоса, и где они неразрывно связаны;

·   Шаман выполняет тройственную функцию: он служит и мир

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...