Часть IV. Образные основы сознания: ординарного
Стр 1 из 38Следующая ⇒ HARRY T. HUNT ON THE NATURE OF CONSCIOUSNESS COGNITIVE, PHENOMENOLOGICAL, AND TRANSPERSONAL PERSPECTIVES Yale University Press New Haven and London Гарри ХАНТ О ПРИРОДЕ СОЗНАНИЯ С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения Издательство АСТ Издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004 УДК 159.9 ББК88.6 Х19 Harry T. Hunt ON THE NATURE OF CONSCIOUSNESS Cognitive, Phenomenological, And Transpersonal Perspectives Издатели благодарят Владислава Ильина, чья финансовая помощь и дружеская поддержка сделали возможной публикацию этой книги. Перевод с английского Александра Киселева Научный редактор кандидат философских наук Владимир Майков Подписано в печать 23.03.2004. Формат 60x90 Vie Усл. печ. л. 29,40. Тираж 3 000 экз. Заказ № 1720 Хант Г.Т. Х19 О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Г.Т. Хант; Пер. с англ. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 555, [5] с. ISBN 5-17-022758-2 Каково соотношение между мистическим опытом и обыденным сознанием, между принципами современной физики и механизмами восприятия у всех передвигающихся существ, между нашим человеческим самосознанием и более первичной чувствительностью простейших организмов? Эта книга посвящена исследованию сознания в диапазоне от представлений античной Греции до экспериментальной нейропсихологии и эмпирических традиций интроспекции и медитации. УДК 159.9 ББК88.6 © Harry Т. Hunt, 1995 © Институт трансперсональной психологии, 2004 © Издательство К. Кравчука, 2004 © Оформление. ООО «Издательство ACT», 2004 СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к русскому изданию (В.П. Зинченко)......................... 11 Предисловие автора..................................................................... 16 От автора....................................................................................... 21
Часть I. Сознание в контексте: психология, философия, культура....................................................................................... 25 1. Самый фундаментальный или самый ошибочный из эмпирических вопросов: Что такое сознание?.................... 27 Сознание и его противоречия............................................... 27 Место сознания в психологии и его фрагментарная история................................................ 30 Направления дальнейших исследований............................. 34 Преобразования сознания как первичные данные для когнитивной теории..................................................... 34 «Высшие состояния сознания» и социальная наука: возобновление диалога между наукой и религией........... 37 Сознание и физическая метафора.......................................... 40 Вокруг сознания, с разрешения «Оксфордского словаря английского языка»............................................................. 41 Некоторые философские огбворки в отношении понятия сознания: Виттгенштейн и Хайдеггер............... 53 2. Познавательная способность и сознание.............................. 60 Возобновление спора о сознании: вторичный побочный продукт или фундаментальная способность?.................. 60 Система сознательной осведомленности и ее многообразные проявления........................................ 68 Когнитивное бессознательное: отдельная система или прото-сознание?........................................................... 73 Переживание когнитивного бессознательного: микрогенез осознания......................................................... 79 «Поглощенность» непосредственным состоянием как размерность индивидуальных различий.................... 88 Часть II. Сознание, мозг и организм: Насколько много нейрофизиология может рассказать нам о сознании?......... 93 3. Сознание как эмерджентное качество: неуместность специфической нейрофизиологии............................................. 95 Эмерджентный холизм Сперри............................................. 96 Концепции синтеза и самоорганизации как эмерджентных свойств нервной системы.................. 98
Холономия (закон целого)...................................................... 98 Коннекционизм........................................................................ 101 Нелинейная динамика и теория хаоса................................. 104 Искусственный интеллект: функции сознания как эмерджентные качества рекурсивного вычисления........ 108 Джеймс Гибсон и экологический строй: примат восприятия.............................................................. 114 Объемлющий зрительный ряд Гибсона................................. 114 Две системы восприятия: «непосредственное восприятие» по Гибсону и «распознавание».................... 121 Сознание и мир у Гибсона, Хайдеггера и Лейбница........... 123 4. Сознание как локализованное: Нервные зоны конвергенции и система сознательной осведомленности....... 128 Локализация функции: объяснение или конкретное воплощение?............................................ 128 Пенфилд и таламо-ретикулярная система........................... 132 Эдельман и Тулвинг: «вспоминаемое настоящее» и его лимбическая локализация......................................... 135 Самосоотносительное сознание............................................ 140 Газзанига: традиционный примат языка в противовес правополушарному сознанию..................... 140 Гешвинд: межмодальное преобразование, самоосведомленность и многообразие символических форм............................................................ 144 5. Сознание животных: возникновение первичной чувствительности у простейших и самосоотносительного сознания у высших приматов..................................................... 159 Возобновление споров о сознании у животных................. 159 Первичная осведомленность у подвижных организмов.... 163 Отражение первичной чувствительности у простейших... 167 Потенциал действия нейрона как движение простейших... 171 Возникновение самосоотносительных познавательных способностей у высших обезьян........................................ 179 Часть III. Феноменология сознания........................................ 189 6. Уильям Джемс и поток сознания: метафора снаружи, зеркало внутри.............................................................................. 192 Идея феноменологии у Джемса и ее множественное влияние...................................................... 192 Поток сознания как само-преобразующий диалог............. 197 Поток как метафора — поток как реальность..................... 205 Неразделимость сознания и мира в поздних работах Джемса................................................. 205
Метафора................................................................................ 206 Реальность.............................................................................. 210 Внутренние и внешние отражения динамики потока и турбулентности................................................................. 218 Архетипы опыта: метафора или мир?.................................. 221 Часть IV. Образные основы сознания: ординарного и неординарного, древнего и современного........................... 225 7. Синестезия: внутренний лик мысли и смысла..................... 227 Разрешение Вюрцбургского спора: мысль как синестезия...................................................................... 227 Противоположная позиция: синестезии как до-символический феномен............................................... 239 Межмодальные слияния в ге'ометро-динамических паттернах образов и жестов............................................... 248 Опыт «белого света» и сходные состояния: межмодальные или до-сенсорные?................................... 254 8. Множественность образов: феноменология и некоторые ограничения лабораторных исследований................................ 259 Современные исследования образов.................................... 259 Образ как восприятие или суждение: спор, который выиграли все стороны......................................................... 261 Зрительные образы и обращения гештальта: решающая проверка или разные формы образности?........................ 266 Из чего сделаны сновидения: множественность образов сновидений............................................................. 269 Абстрактные образы: еретическая революция................... 274 Некоторые следствия метафорически-образной теории символического познания...................................... 282 9. Sensus Communis: история межмодальной теории разума... 286 Аристотель и sensus communis: неопределенность и отрывочность ранних представлений............................ 287 «Мысль сердца» в романтизме: восстановление sensus communis в качестве воображения......................... 295 Происхождение sensus communis: феноменология сознания в древнегреческой и древнеиндийской мысли.................................................. 300 Древнегреческая феноменология обыденного ума.............. 300 «Ум как таковой» в Греции и Индии: вертикальная
ось сознания, связывающая сексуальность и духовность, время и вечность........................................ 303 Значение и следствия: примат опыта и его периодическое восстановление................................ 308 Часть V. Надличностный опыт и рефлексивность человеческого существования................................................. 313 10. Когнитивная психология надличностных состояний........ 315 Опыт присутствия и открытости как сложная синестезия...................................................... 315 Тонкое тело или тело воображения при шизофрении, в классической интроспекции, биоэнергетике и медитации.......................................................................... 317 Осознание сущности у А. X. Алмааса: измерение присутствия-открытости и его связь с дилеммами в ощущении самости........................................................... 330 Измерение присутствия-открытости и его связь с символическим познанием и объемлющим строем Гибсона.................................................................... 336 Кое-что, требующее разъяснения: критические вопросы с позиций когнитивной, психоаналитической и трансперсональной психологии. 338 11. Хайдеггер, буддизм махаяны и объемлющий строй Гибсона: Логос чувствительности.................................. 347 Поздний Хайдеггер и буддизм махаяны: параллельные феноменологии Бытия............................... 349 Хайдеггер................................................................................. 349 Буддизм махаяны как феноменология человеческого существования..................................................................... 353 Сближение понимания присутствия-открытости у Хайдеггера и в буддизме................................................. 358 Некоторые различия между Хайдеггером и медитативным буддизмом — с Гибсоном в роли посредника............................................................... 362 Место истории....................................................................... 362 Отношение человеческих существ к присутствию-открытости............................................ 363 Место животных: объемлющий строй как матрица присутствия-открытости........................ 364 Присутствие-открытость как сострадание: проективный анимизм или само-осознание Бытия?....... 369 Часть VI. Сознание и реальность............................................ 375 12. Сознание как время............................................................... 377 Восприятие и стрела(-лы) времени: пульсации и течение, появление и исчезновение............................... 378 Co-зависимое порождение живого времени и самосознания в символическом познании.................... 383 Феноменология: общий поток времени и сознания.............. 383 Когнитивные исследования сознания времени: время как момент, время как поток................................. 385 Переживание времени в презентативных состояниях....... 388 Околосмертный опыт и Вечность: мнение прагматика..... 394 13. Сознание как пространство: физика, сознание
и примат восприятия................................................................... 400 Сознание и квант: некоторые конкурирующие варианты... 402 Физика и сознание: метафора и колеблющаяся граница между сознанием и миром.................................................. 407 Пространства-времена восприятия как первоисточник современной теоретической физики................................. 411 Представление опыта: некоторые взаимные ограничения в теоретической физике и теоретической психологии... 414 Топологии жизненного пространства: несопоставимости в изобразительном представлении опыта......................... 416 Топологическая психология Левина и ее ограничения.......... 416 Динамика изменения в жизненном пространстве и теория катастроф.......................................................... 419 Граница между жизненным пространством и чужеродной оболочкой как двойной тор...................... 421 Восприятие, мир, вселенная.................................................. 427
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|