Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть IV. Образные основы сознания: ординарного




HARRY T. HUNT

ON THE NATURE OF CONSCIOUSNESS

COGNITIVE, PHENOMENOLOGICAL, AND TRANSPERSONAL PERSPECTIVES

Yale University Press New Haven and London


Гарри ХАНТ

О ПРИРОДЕ СОЗНАНИЯ

С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения

Издательство АСТ Издательство Института трансперсональной психологии Издательство К. Кравчука Москва 2004


УДК 159.9 ББК88.6 Х19

Harry T. Hunt

ON THE NATURE OF CONSCIOUSNESS

Cognitive, Phenomenological, And Transpersonal Perspectives

Издатели благодарят Владислава Ильина,

чья финансовая помощь и дружеская поддержка

сделали возможной публикацию этой книги.

Перевод с английского Александра Киселева Научный редактор кандидат философских наук Владимир Майков

Подписано в печать 23.03.2004. Формат 60x90 Vie Усл. печ. л. 29,40. Тираж 3 000 экз. Заказ № 1720

Хант Г.Т.

Х19 О природе сознания: С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения / Г.Т. Хант; Пер. с англ. А. Киселева. — М.: ООО «Издательство ACT» и др., 2004. — 555, [5] с.

ISBN 5-17-022758-2

Каково соотношение между мистическим опытом и обыденным сознанием, между принципами современной физики и механизмами восприятия у всех передвигающихся существ, между нашим человеческим самосознанием и более первичной чувствительностью простейших организмов? Эта книга посвящена исследованию сознания в диапазоне от представлений античной Греции до экспериментальной нейропсихологии и эмпирических традиций интроспекции и медитации.

УДК 159.9 ББК88.6

© Harry Т. Hunt, 1995

© Институт трансперсональной психологии, 2004

© Издательство К. Кравчука, 2004

© Оформление.

ООО «Издательство ACT», 2004


СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к русскому изданию (В.П. Зинченко)......................... 11

Предисловие автора..................................................................... 16

От автора....................................................................................... 21

Часть I. Сознание в контексте: психология, философия, культура....................................................................................... 25

1. Самый фундаментальный или самый ошибочный

из эмпирических вопросов: Что такое сознание?.................... 27

Сознание и его противоречия............................................... 27

Место сознания в психологии

и его фрагментарная история................................................ 30

Направления дальнейших исследований............................. 34

Преобразования сознания как первичные данные

для когнитивной теории..................................................... 34

«Высшие состояния сознания» и социальная наука:

возобновление диалога между наукой и религией........... 37

Сознание и физическая метафора.......................................... 40

Вокруг сознания, с разрешения «Оксфордского словаря

английского языка»............................................................. 41

Некоторые философские огбворки в отношении

понятия сознания: Виттгенштейн и Хайдеггер............... 53

2. Познавательная способность и сознание.............................. 60

Возобновление спора о сознании: вторичный побочный

продукт или фундаментальная способность?.................. 60

Система сознательной осведомленности

и ее многообразные проявления........................................ 68

Когнитивное бессознательное: отдельная система

или прото-сознание?........................................................... 73

Переживание когнитивного бессознательного:

микрогенез осознания......................................................... 79

«Поглощенность» непосредственным состоянием

как размерность индивидуальных различий.................... 88


Часть II. Сознание, мозг и организм: Насколько много нейрофизиология может рассказать нам о сознании?......... 93

3. Сознание как эмерджентное качество: неуместность специфической нейрофизиологии............................................. 95

Эмерджентный холизм Сперри............................................. 96

Концепции синтеза и самоорганизации

как эмерджентных свойств нервной системы.................. 98

Холономия (закон целого)...................................................... 98

Коннекционизм........................................................................ 101

Нелинейная динамика и теория хаоса................................. 104

Искусственный интеллект: функции сознания как

эмерджентные качества рекурсивного вычисления........ 108

Джеймс Гибсон и экологический строй:

примат восприятия.............................................................. 114

Объемлющий зрительный ряд Гибсона................................. 114

Две системы восприятия: «непосредственное

восприятие» по Гибсону и «распознавание».................... 121

Сознание и мир у Гибсона, Хайдеггера и Лейбница........... 123

4. Сознание как локализованное: Нервные зоны конвергенции и система сознательной осведомленности....... 128

Локализация функции: объяснение

или конкретное воплощение?............................................ 128

Пенфилд и таламо-ретикулярная система........................... 132

Эдельман и Тулвинг: «вспоминаемое настоящее»

и его лимбическая локализация......................................... 135

Самосоотносительное сознание............................................ 140

Газзанига: традиционный примат языка

в противовес правополушарному сознанию..................... 140

Гешвинд: межмодальное преобразование,

самоосведомленность и многообразие

символических форм............................................................ 144

5. Сознание животных: возникновение первичной чувствительности у простейших и самосоотносительного сознания у высших приматов..................................................... 159

Возобновление споров о сознании у животных................. 159

Первичная осведомленность у подвижных организмов.... 163 Отражение первичной чувствительности у простейших... 167


Потенциал действия нейрона как движение простейших... 171 Возникновение самосоотносительных познавательных способностей у высших обезьян........................................ 179

Часть III. Феноменология сознания........................................ 189

6. Уильям Джемс и поток сознания: метафора снаружи,

зеркало внутри.............................................................................. 192

Идея феноменологии у Джемса и ее

множественное влияние...................................................... 192

Поток сознания как само-преобразующий диалог............. 197

Поток как метафора — поток как реальность..................... 205

Неразделимость сознания и мира

в поздних работах Джемса................................................. 205

Метафора................................................................................ 206

Реальность.............................................................................. 210

Внутренние и внешние отражения динамики потока

и турбулентности................................................................. 218

Архетипы опыта: метафора или мир?.................................. 221

Часть IV. Образные основы сознания: ординарного

и неординарного, древнего и современного........................... 225

7. Синестезия: внутренний лик мысли и смысла..................... 227

Разрешение Вюрцбургского спора: мысль

как синестезия...................................................................... 227

Противоположная позиция: синестезии как

до-символический феномен............................................... 239

Межмодальные слияния в ге'ометро-динамических

паттернах образов и жестов............................................... 248

Опыт «белого света» и сходные состояния:

межмодальные или до-сенсорные?................................... 254

8. Множественность образов: феноменология и некоторые ограничения лабораторных исследований................................ 259

Современные исследования образов.................................... 259

Образ как восприятие или суждение: спор, который

выиграли все стороны......................................................... 261

Зрительные образы и обращения гештальта: решающая

проверка или разные формы образности?........................ 266


Из чего сделаны сновидения: множественность

образов сновидений............................................................. 269

Абстрактные образы: еретическая революция................... 274

Некоторые следствия метафорически-образной теории символического познания...................................... 282

9. Sensus Communis: история межмодальной теории разума... 286

Аристотель и sensus communis: неопределенность

и отрывочность ранних представлений............................ 287

«Мысль сердца» в романтизме: восстановление

sensus communis в качестве воображения......................... 295

Происхождение sensus communis:

феноменология сознания в древнегреческой

и древнеиндийской мысли.................................................. 300

Древнегреческая феноменология обыденного ума.............. 300

«Ум как таковой» в Греции и Индии: вертикальная

ось сознания, связывающая сексуальность

и духовность, время и вечность........................................ 303

Значение и следствия: примат опыта

и его периодическое восстановление................................ 308

Часть V. Надличностный опыт и рефлексивность человеческого существования................................................. 313

10. Когнитивная психология надличностных состояний........ 315

Опыт присутствия и открытости

как сложная синестезия...................................................... 315

Тонкое тело или тело воображения при шизофрении, в классической интроспекции, биоэнергетике и медитации.......................................................................... 317

Осознание сущности у А. X. Алмааса: измерение присутствия-открытости и его связь с дилеммами в ощущении самости........................................................... 330

Измерение присутствия-открытости и его связь с символическим познанием и объемлющим строем Гибсона.................................................................... 336

Кое-что, требующее разъяснения: критические вопросы с позиций когнитивной, психоаналитической и трансперсональной психологии. 338


11. Хайдеггер, буддизм махаяны и объемлющий

строй Гибсона: Логос чувствительности.................................. 347

Поздний Хайдеггер и буддизм махаяны:

параллельные феноменологии Бытия............................... 349

Хайдеггер................................................................................. 349

Буддизм махаяны как феноменология человеческого

существования..................................................................... 353

Сближение понимания присутствия-открытости

у Хайдеггера и в буддизме................................................. 358

Некоторые различия между Хайдеггером и

медитативным буддизмом — с Гибсоном

в роли посредника............................................................... 362

Место истории....................................................................... 362

Отношение человеческих существ

к присутствию-открытости............................................ 363

Место животных: объемлющий строй

как матрица присутствия-открытости........................ 364

Присутствие-открытость как сострадание:

проективный анимизм или само-осознание Бытия?....... 369

Часть VI. Сознание и реальность............................................ 375

12. Сознание как время............................................................... 377

Восприятие и стрела(-лы) времени: пульсации

и течение, появление и исчезновение............................... 378

Co-зависимое порождение живого времени

и самосознания в символическом познании.................... 383

Феноменология: общий поток времени и сознания.............. 383

Когнитивные исследования сознания времени:

время как момент, время как поток................................. 385

Переживание времени в презентативных состояниях....... 388

Околосмертный опыт и Вечность: мнение прагматика..... 394

13. Сознание как пространство: физика, сознание

и примат восприятия................................................................... 400

Сознание и квант: некоторые конкурирующие варианты... 402 Физика и сознание: метафора и колеблющаяся граница

между сознанием и миром.................................................. 407

Пространства-времена восприятия как первоисточник

современной теоретической физики................................. 411


Представление опыта: некоторые взаимные ограничения

в теоретической физике и теоретической психологии... 414 Топологии жизненного пространства: несопоставимости

в изобразительном представлении опыта......................... 416

Топологическая психология Левина и ее ограничения.......... 416

Динамика изменения в жизненном пространстве

и теория катастроф.......................................................... 419

Граница между жизненным пространством

и чужеродной оболочкой как двойной тор...................... 421

Восприятие, мир, вселенная.................................................. 427

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...