Музыка. Д. Шостакович. Балет «Болт»
Музыка «Золотой век» — попытка создания нового по стилю хореографического спектакля с агитационным содержанием. Как писал дирижер спектакля А. Гаук, «Музыка... глубоко театральна и вместе с тем она несет в себе элементы симфонизма. Театральна она потому, что, несмотря на слабость либретто, она сама, внутри себя развертывает подлинно театральное действие и сюжет, она распадается на два борющихся между собой плана: изображение буржуазного Запада с несомненным ироническим отношением к изображаемому, с одной стороны, и бодрый, наполненный жизненной энергией рабоче-спортивный мир — с другой. Противопоставление и борьба двух основных элементов, из которых каждый внутри себя имеет совершенно ясно очерченную линию напряжения и внутреннего содержания, делает музыку симфонической». Широкую известность на концертной эстраде приобрел «Таити-трот» — вступление к III акту. В других танцах использованы ритмы польки, канкана, чечетки. Спектакль создавался в непростое для отечественного балета время. Конец нэпа в стране ознаменовался резкими нападками так называемых пролетарских организаций на репертуар бывших императорских театров, их на время лишили даже звания «академических», приравняв их к прочим государственным. Главное требование: «Даешь советский балет»! Объявили конкурс на лучшее балетное либретто на советскую тему. Победителя не нашли, лучшим было признано сочинение кинорежиссера Александра Ивановского «Динамиада» («Золотой век»), но оно потребовало значительных переделок. Оригинал не сохранился, но и то, что было напечатано в буклете к премьере, пестрело такими литературными перлами: «Бойсы (мальчики) прислуживают в динамическом беге» или «Дива исполняет танец, успех которого зиждется на преклонении западной буржуазии перед властной женской натурой, использующей свое очарование с целью политических интриг и шантажа». Впрочем, над «литературной» основой поработал и художественно-политический совет балета театра. В вышеупомянутом буклете этот орган так обозначил свою работу: «Во-первых, — ополитизировать спектакль, заострив и уточнив в нем борьбу двух миров, причем западный буржуазный мир должен быть подан в гротесковом виде; во-вторых, сделать спектакль не только танцевальным, но и драматически осмысленным. Для чего общее руководство постановкой было поручено не балетмейстеру, а режиссеру, что является первым опытом в балетных постановках театра». И далее: «„Золотой век" укреплял позиции театра в борьбе с засильем уже обветшалого классического репертуара».
Конечно, в реальности 18 представлений социально-политического обозрения-ревю не смогло заменить «обветшалый» классический репертуар. Новый балет ругали за приспособленчество и вульгаризаторство, за увлечение мюзик-холлом. Отмечали отдельные танцевальные находки начинающих хореографов Василия Вайнонена и Леонида Якобсона. Последнему особенно удался спортивно-акробатический квинтет. Комсомолку поднимали и перебрасывали то в вертикальном, то в горизонтальном положении. Поднятая над головами двух партнеров, девушка переворачивалась в воздухе и приземлялась на руки двух других танцовщиков. Впечатляла и своеобразная «Лупа времени»: на спортивном празднике второго акта быстрые движение танцоров внезапно обрывались, чтобы продолжиться в нарочито замедленном темпе (аналог киноприема «рапид»). Запомнились отдельные яркие номера в исполнении талантливых артистов — Елены Люком и Ольги Иордан (Дива), Бориса Шаврова и Леонида Лавровского (Партнер-фашист), Андрея Лопухова (Начальник команды), Ольги Мунгаловой и совсем юной Галины Улановой (Западная комсомолка).
Но самое главное: в «Золотом веке» прозвучала превосходная музыка Дмитрия Шостаковича — первое обращение композитора к хореографическому театру. Дирижер спектакля Александр Гаук писал: «Шостакович является композитором, продолжающим основную линию музыкального начала в балете (Делиб, Чайковский, Глазунов, Стравинский). Музыка балета распадается на два борющихся между собой плана: изображение буржуазного Запада, с несомненным ироническим отношением к изображаемому, и бодрый, наполненный жизненной энергией рабоче-спортивный мир. Противопоставление и борьба двух основных элементов делают музыку „Золотого века" симфонической». Критика отмечала ритмическое богатство и мастерство ослепительной инструментовки партитуры. Выделяли симфоническое адажио с солирующим саксофоном, фугу третьего акта и, конечно, фокстроты, танго, ритмически изощренную чечетку. Это внушало надежду, что постановка 1930 года не будет для «Золотого века» последней. Однако, ждать пришлось более полувека. * * * Инициатива нового сценического прочтения балета исходила от балетмейстера Юрия Григоровича. Им вместе с музыковедом Исааком Гликманом — одним из ближайших друзей покойного композитора — было сочинено совершенно новое либретто спектакля с прежним названием «Золотой век». Премьера балета в 3 актах, 10 картинах состоялась 14 октября 1982 года в московском Большом театре. Действие происходит в конце 1920-х годов в приморском городке. Две противоборствующие силы — молодые рыбаки во главе с Борисом и посетители нэпмановского ресторана «Золотой век». В нем на танцевальной эстраде выступает некий месье Жак со своей партнершей Ритой. Случайное знакомство Риты с Борисом перерастает в настоящее чувство. Ревность и классовая ненависть Жака к сопернику усиливалась тем, что по ночам элегантный месье превращается в Яшку — главаря местных бандитов и грабителей. Его ночная подручная Люська отчаянно ревнует «шефа», но в драке погибает от ножа любимого. Борис с друзьями разоблачают бандитов и высвобождают Риту из чуждого окружения. Жизнерадостный финал, в котором будущее счастье влюбленной пары оттеняет крушение последних обломков нэпмановской жизни.
Надо признать, что новый сюжет пришелся впору старой музыке, дополненной в лирических сценах медленными частями из двух фортепианных концертов Шостаковича. В отличие от спектакля 1930 года главные герои обрели танцевальную и артистическую образность. Гедиминас Таранда трактовал Яшку как незаурядную личность во всех своих разноплановых проявлениях. Неизбежный «отзвук» прежних ролей (от Жизели до Анастасии из «Ивана Грозного») придавал Наталье Бессмертновой в роли Риты столь необходимую образу многомерность. Зритель мог домысливать прежнюю биографию танцовщицы, волею судьбы оказавшейся на ресторанных подмостках. Танец Ирека Мухамедова (Борис) был мужественен и напорист. К столетнему юбилею Шостаковича в 2006 году хореограф обновил балет, сократив его до двух актов. Д. Шостакович. Балет «Болт» Премьера состоялась 8 апреля 1931 года в Ленинградском государственном театре оперы и балета.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|