Основные периоды развития семьи и функции ее членов
⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех ее членов. Внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает не только благоприятный психологический климат в семейной группе, но позволяет наладить продуктивные взаимоотношения между родителями и детьми по мере старения первых и взросления вторых. Стадия формирования семьи. Партнерские функции: § осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами; § создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих; § развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства; § налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны; § распределение времени между домом и работой; § выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны; § беседы между супругами о браке и будущем семьи. Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем. Родительские функции: § привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка; § подготовка к материнству и отцовству, освоение роли отца и матери; § адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка; § создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка; § забота о потребностях ребенка; § распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком с учетом возможностей каждого из родителей. Функции ребенка: § ребенок зависим от матери и начинает доверять ей; § появление привязанностей; § овладение навыками простейшего социального взаимодействия; § приспособление к ожиданиям других людей; § развитие координации движений рук и глаз; § нахождение удобного ритма смены покоя и действия;
§ овладение словами, короткими фразами, речью. Семья с ребенком дошкольного возраста. Функции семьи и родителей: § развитие интересов и потребностей ребенка; § преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд; § распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях; § дальнейшее развитие открытых взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить на самые разные темы; § развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли; § сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи); § выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; § беседы родителей о воспитании детей. Функции ребенка: § преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого; § привыкание к самостоятельности; § выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, личная гигиена); § осознанное принятие запретов со стороны родителей; § проявление интереса к товарищам по играм; § стремление быть похожим на родителей (как папа или мама). Семья школьника. Функции семьи и родителей: § воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям; § поддержка увлечений ребенка; § дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность, доверие и искренность); § забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей; § сотрудничество с родителями сверстников (одноклассников) своих детей; Функции ребенка: § получение навыков, необходимых для школьного образования; § стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи; § постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;
§ включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность; § знакомство с правилами поведения и моралью группы; § расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четче излагать свои мысли; § осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира. Семья с ребенком старшего школьного возраста. Функции семьи и родителей: § передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; § подготовка к новому периоду жизни семьи; § определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи; § поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; § воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери); § понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности. Функции подростка: § положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям; § прояснение для себя роли мужчины и женщины; § ощущение принадлежности к своему поколению; § достижение эмоциональной независимости, отход от родителей; § выбор профессии, стремление к материальной независимости; § подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи; § постепенное формирование собственного мировоззрения. Семья с взрослым ребенком, выходящим в мир. Функции родителей: § отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним; § внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом; § создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи; § забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи; § спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки; § создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.
Функции молодых: § осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки; § создание прочных и в то же время гибких и взаимоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой); § создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни; § знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи. Семья среднего возраста. Партнерские функции: § обновление супружеских отношений; § приспособление к возрастным физиологическим изменениям; § творческое использование большого количества свободного времени; § укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями; § вхождение в роль бабушки (дедушки). Функции взрослого ребенка: § заботливое, но независимое отношение к родителям; § поддержка их в роли пожилых людей. 8. Постаревшая семья. Функции пожилых родителей: § осознание собственного отношения к смерти и одиночеству; § изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей; § приспособление к жизни на пенсии; § воспитание готовности принять помощь других людей по мере уменьшения собственных сил; § подчинение своих увлечений и дел своему возрасту; § подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть. Функции детей пожилых родителей: § проявление заботы о престарелых родителях наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни; § помощь им, если это необходимо, материально и духовно; § психологическая подготовка к окончательному уходу родителей; § морально-психологическая подготовка своих детей к уходу бабушки (дедушки). Литература
3. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М., 1998.
43. Подросток в семье / Сост. И.Л. Наумченко, Н.Ф. Яковлев. Минск, 1980.
44. Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека. Журнал практического психолога. 1997. №1 45. Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996. № 2.
1991.
60. Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых Сост. Т. Разумовская. М., 1990. С. 193.
Содержание Предисловие. Глава 1. От личности родителей – к личности ребенка.
Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия.
Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия.
Глава 4. Психологические проблемы «пограничных» семей.
Глава 5. Детско-родительские отношения в неполной семье.
Глава 6. Родители и дети в сводной семье.
Глава 7. Приемные дети и приемные родители.
Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье.
Глава 9. Особенности семейного воспитания.
Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
Глава 11. Отклонения в поведении детей как следствие педагогических ошибок родителей. Глава 12. Подростковая преступность.
Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции детско-родительских отношений. Заключение. Приложения: 1. Диагностика особенностей детско-родительских отношений и общения в семье. 2. Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после развода или смерти супруга. 3. Основные периоды развития семьи и функции ее членов. Литература.
* Махов В. С. Кого мы растим? М., 1989. С. 9. ** См., например, работы Б. И. Кочубея, А. Фромма, А. И. Захарова, И.С. Кона, К. Витакера и др. *** См.: Кериг П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии. 1990. №1 С. 158 - 164.
. * Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России //Семейная психология и семейная терапия. 1998. №1.; Целуйко В. М. Основы психологии семьи. Волгоград: Перемена, 2002; Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: «ВЛАДОС», 2003; Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: «ВЛАДОС», 2004. * Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т. 4. С. 349. ** Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т. 4. С. 347.
* Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991. С. 28. * Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. С. 98 - 116. * Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991. С. 27. ** Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 193. * Экман П. Почему дети лгут? М., 1993. С. 82. * Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990. С.63. * Цит. по: Авсиевич М. Т., Мельник Л. И. Навстречу друг другу. Минск, 1992. С. 95 - 96. * Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1987. С.29-30. * Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. С.9. ** Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. С.11. * См.: Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 90 - 95. * Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 91-97. * См.: Москаленко В. «Это все про мою жизнь…» //Семья и школа. 1990. № 12. С. 36 – 40; Энн У. Смит. Внуки алкоголиков. М., 1991. * Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 96. * Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 149-150. ** Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 92.
** См.: Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. М., 1988; Макеев Г.А. Семья и здоровье. Волгоград, 1994; Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989. * Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 144 - 145. * Семья. Социально- психологические и этические проблемы: Справочник /В.И. Зацепин и др. Киев, 1990. С.225. * См.: Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.1988; Землянская М. Решение семейных конфликтов: Психологический практикум. М., 2003; Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988; Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991; Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1983. * Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М., 1988. С.11. * Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. С.138. * См.: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чеш. М.: Медицина, 1991. С. 203 -207. * См.: Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.666. * Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. С.125. * См.: Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем.. М., 1993. С.50-51. * См.: Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. № 4. С 104-115. * Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С.49. * Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 106. ** Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С.106-108. * См.: Добрович А. Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985; Плотниекс И. Психология в семье. М., 1991; Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. * Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986. С.139. * См.: Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988; Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988; Помощь родителям в воспитании детей./ Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. В.А. Пилиповского, М., 1992; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999. * См.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С.240. * Более подробное описание этих семей представлено в кн.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкас В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С.238 – 252. * Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990. С. 73. * Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980. С. 29. ** Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994. С. 192. * Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 20 – 22. ** Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996. № 2. С. 22. *** Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994. С.192.
* См.: Безруких М. М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991. С. 223. ** Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5. С. 19. * Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1981.С.10-13. * Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 183 - 184. * См.: Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В, Мухортова Е.А. Чей я – мамин или папин? М., 1995. С. 29 - 33. * Махов Ф. С. Кого мы растим? М., 1989. С. 57. ** Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 182 - 183.
* Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991. С. 236 - 237. * См.: Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 87 - 96; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 198 - 201; Юницкий В. А. Психология детской потери // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1991. № 2. С. 49 - 58. * * Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999. С. 199.
* Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 88. * См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 198 - 201. * Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. С. 167. ** Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996. Т. 1. С. 279. * Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых / Сост. Т. Разумовская. М., 1990. С. 193. * Варга А.. Мать-одиночка // Аргументы и факты. 1993. № 52. С. 9. ** См.: Баздырев К. К. Единственный ребенок. М., 1983. С. 78 - 96. . * Ги де Мопассан. Новеллы. М., 1983. С.39-41. ** Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 55. *** Афанасьева Т. Семейные портреты. М., 1980. С. 38.
* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 116. * Энциклопедия молодой женщины. М., 1989. С. 482. ** Тендряков В. Граждане Города Солнца. Повести. М., 1977. С.359. * См.: Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994. С. 54 - 55. ** Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. С. 27-28.
* Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 184 - 185. ** Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994. С. 168. * Варга А. Мать-одиночка // Аргументы и факты. 1993. № 52. С.9. * Ливанова А. У отца – внебрачная дочь // Час для Вас. 2003. № 35. С. 28-29. * Богуславская О. Задушенные в объятиях // Московский комсомолец. 2004 г. 9-16 июля. С.6-7. * Эти вопросы подробно изложены в предыдущих разделах книги. * Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио; СПб.: Кристалл, 1996. С. 84. Издательство? * Галкина Т. Не отрекаются любя! //Семья и школа. 1988. № 10. С.35. * См.: Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3. * Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч. 1998. № 2. С.111-112. * Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. С.136-138. * См.: Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000; Соколова В.Н., Юзефович Г..Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990; Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ.; Общ. ред. А.С. Спиваковской. М., 1999 и др. * См.: Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993; Вроно Е.М. Внутрисемейное насилие и детские суициды //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4. ** См.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. * См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 182 - 187; Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. С. 148 - 187. * См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 186. * См.: Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. 1993. № 6. С.111; Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. М, 1991. С.115. ** См.: Сафонова Т.Я., Демьяненко И.С., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: определения и индикаторы различных форм //Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993. С. 76 - 85.
* Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М., 1990. С. 91 - 92. * Вроно Е. М. Внутрисемейное насилие и детские суициды //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4. С. 94 - 96. * Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. М., 1993. С. 51. * Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем. М., 1993. С.52. ** Молчанова С. Ночной разговор // Газ. «Вечерний Волгоград». 2004. № 72. С.8. *** См.: Росийская Газета. 1999. 9 апр. С. 25.
* См., например, работы: Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991; Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.А. Пилиповского и др. М.,1991; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987; Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1992 и др. * Преждевременная мама // Газ. «Труд». 2000 от 28 09.; Мама из шестого «А» // Газ. «Труд». 2004 от 12.04. * Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 117. * См.: Подросток в семье / Сост. И.Л. Наумченко, Н.Ф. Яковлев. Минск, 1980. ** См.: Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Cемья и формирование личности. М., 1981. С. 40.
* См.: Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 237; Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. С 3. * Баушева И. Л. «Черная дыра» наркомании //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1. С. 101. * Трунов Д. Г. Родители, дети и религиозные организации //Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 60 - 65.; Целуйко В.М. Семья и нетрадиционные религиозные культы в России // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. С.20-24; Целуйко В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004. С.155-180. ** Писаренко Д. С крестом, но без Христа //Аргументы и факты. 2000. № 17.
* Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) //Журнал практического психолога. 1996. № 5. С. 86 - 95; Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога. 1997. №1.С. 93 - 97. * Вроно Е.Н. Внутрисемейное насилие и детские суициды. 1998. №4. С. 94.; Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998. * Кон драшенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. С. 144. * См.: Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной и психокоррекционной работы. 1994. № 1. С. 44-52; Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999. С.251-327; Полищук Ю.Н. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. 1994. № 1. С.128-130. ** Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 243. * Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1999. Т. 2. С. 189. * * См.: Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.,1993; Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989; Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988 и др.
* См.: Королев В. В. Клинико-социальная характеристика несовершеннолетних правонарушителей // Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992. С.28. *См.: Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград: ВИМПСР, 1998. С. 90.
* Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. * Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград: ВИМПСР, 1998. ** Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
* Махов Ф. Серебряные свадьбы. Л., 1985. С. 45. ** Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М., 1988. С. 66.
* Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. * Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М., 1998. * Примеры отработанных в семейной психотерапии игровых приемов, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, приводятся по книге: Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985. С.69-77. * См.: Журнал «Завуч». 1998. № 2. С.111-122. * О некоторых других особенностях переживания детьми и подростками горя утраты родителя или другого близкого человека речь шла в 7-ой главе книги.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|