Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные периоды развития семьи и функции ее членов




Для каждого периода развития семьи характерны определенные функции всех ее членов. Внимание к этим функциям и их выполнение обеспечивает не только благоприятный психологический климат в семейной группе, но позволяет наладить продуктивные взаимоотношения между родителями и детьми по мере старения первых и взросления вторых.

Стадия формирования семьи.

Партнерские функции:

§ осознание партнерских отношений, укрепление взаимоотношений между супругами;

§ создание сексуальных отношений, удовлетворяющих обоих;

§ развитие взаимопонимания, которое позволяет каждому свободно проявлять свои чувства;

§ налаживание отношений с родителями и другими родственниками, удовлетворяющих обе стороны;

§ распределение времени между домом и работой;

§ выработка порядка принятия решений, удовлетворяющего обе стороны;

§ беседы между супругами о браке и будущем семьи.

Семья, ждущая ребенка, и семья с младенцем.

Родительские функции:

§ привыкание к мысли о беременности и рождении ребенка;

§ подготовка к материнству и отцовству, освоение роли отца и матери;

§ адаптация к новой жизни, связанной с появлением ребенка;

§ создание в семье атмосферы, благоприятной и для семьи, и для ребенка;

§ забота о потребностях ребенка;

§ распределение обязанностей по дому и уходу за ребенком с учетом возможностей каждого из родителей.

Функции ребенка:

§ ребенок зависим от матери и начинает доверять ей;

§ появление привязанностей;

§ овладение навыками простейшего социального взаимодействия;

§ приспособление к ожиданиям других людей;

§ развитие координации движений рук и глаз;

§ нахождение удобного ритма смены покоя и действия;

§ овладение словами, короткими фразами, речью.

Семья с ребенком дошкольного возраста.

Функции семьи и родителей:

§ развитие интересов и потребностей ребенка;

§ преодоление чувства пресыщения материнством (отцовством) и раздражения по поводу хронической нехватки времени для собственных нужд;

§ распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях;

§ дальнейшее развитие открытых взаимоотношений в семье, позволяющих супругам говорить на самые разные темы;

§ развитие отношений с родителями в связи с появлением ребенка и выполнением ими новой роли;

§ сохранение прежнего круга друзей и своих увлечений вне дома (в зависимости от возможностей семьи);

§ выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

§ беседы родителей о воспитании детей.

Функции ребенка:

§ преодоление противоречия между желанием быть всегда с объектом своей привязанности и невозможностью этого;

§ привыкание к самостоятельности;

§ выполнение требований родителей по соблюдению чистоты (опрятность во время еды, личная гигиена);

§ осознанное принятие запретов со стороны родителей;

§ проявление интереса к товарищам по играм;

§ стремление быть похожим на родителей (как папа или мама).

Семья школьника.

Функции семьи и родителей:

§ воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;

§ поддержка увлечений ребенка;

§ дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность, доверие и искренность);

§ забота о супружеских отношениях и личной жизни родителей;

§ сотрудничество с родителями сверстников (одноклассников) своих детей;

Функции ребенка:

§ получение навыков, необходимых для школьного образования;

§ стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

§ постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

§ включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

§ знакомство с правилами поведения и моралью группы;

§ расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющее четче излагать свои мысли;

§ осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

Семья с ребенком старшего школьного возраста.

Функции семьи и родителей:

§ передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности;

§ подготовка к новому периоду жизни семьи;

§ определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

§ поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

§ воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере – взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);

§ понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

Функции подростка:

§ положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

§ прояснение для себя роли мужчины и женщины;

§ ощущение принадлежности к своему поколению;

§ достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

§ выбор профессии, стремление к материальной независимости;

§ подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;

§ постепенное формирование собственного мировоззрения.

Семья с взрослым ребенком, выходящим в мир.

Функции родителей:

§ отрыв от взрослеющего ребенка, способность отказаться от прежней власти над ним;

§ внушение ребенку, что в любых жизненных ситуациях он всегда получит утешение и помощь под родительским кровом;

§ создание благожелательной обстановки для новых членов семьи, пришедших в нее через брачные связи;

§ забота о супружеских отношениях при новой структуре семьи;

§ спокойное вступление в новую стадию брака и подготовка к выполнению роли бабушки и дедушки;

§ создание хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка; уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей.

Функции молодых:

§ осознание своего положения как положения самостоятельного человека, могущего отвечать за свои поступки;

§ создание прочных и в то же время гибких и взаимоприемлемых отношений со своим возможным будущим супругом (супругой);

§ создание собственной системы ценностей, мировоззрения, своего уклада жизни;

§ знакомство с задачами развития партнерских отношений при формировании семьи.

Семья среднего возраста.

Партнерские функции:

§ обновление супружеских отношений;

§ приспособление к возрастным физиологическим изменениям;

§ творческое использование большого количества свободного времени;

§ укрепление взаимоотношений с родственниками и друзьями;

§ вхождение в роль бабушки (дедушки).

Функции взрослого ребенка:

§ заботливое, но независимое отношение к родителям;

§ поддержка их в роли пожилых людей.

8. Постаревшая семья.

Функции пожилых родителей:

§ осознание собственного отношения к смерти и одиночеству;

§ изменение дома в соответствии с потребностями пожилых людей;

§ приспособление к жизни на пенсии;

§ воспитание готовности принять помощь других людей по мере уменьшения собственных сил;

§ подчинение своих увлечений и дел своему возрасту;

§ подготовка к неизбежному концу жизни, обретение веры, которая поможет спокойно дожить свои годы и спокойно умереть.

Функции детей пожилых родителей:

§ проявление заботы о престарелых родителях наряду с функциями по развитию собственной семейной жизни;

§ помощь им, если это необходимо, материально и духовно;

§ психологическая подготовка к окончательному уходу родителей;

§ морально-психологическая подготовка своих детей к уходу бабушки (дедушки).


Литература

  1. Авсиевич М. Т., Мельник Л. И. Навстречу друг другу. Минск, 1992.
  2. Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993.

3. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре

психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М.,

1998.

  1. Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  2. Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994.
  3. Баздырев К. К. Единственный ребенок. М., 1983.
  4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  5. Баушева И. Л. «Черная дыра» наркомании //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1.
  6. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
  7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
  8. Вроно Е.М. Внутрисемейное насилие и детские суициды // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4.
  9. Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М., 1988.
  10. Гаврилова Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей // Вопросы психологии. 1984. № 1.
  11. Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5.
  12. Добрович А. Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985.
  13. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч. 1998. № 2.
  14. Дымнова Т.И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2.
  15. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988.
  16. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000.
  17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 1993.
  18. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.
  19. Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М., 1990.
  20. Кериг П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии. 1990. №1.
  21. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио; СПб.: Кристалл, 1996.
  22. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.
  23. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988.
  24. Королев В. В. Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992.
  25. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990.
  26. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чеш. М., 1991.
  27. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990.
  28. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999.
  29. Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1951.
  30. Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987.
  31. Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989.
  32. Махов Ф. С. Кого мы растим? М., 1989.
  33. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 6.
  34. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье // Вопросы психологии. 1991. № 4.
  35. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5.
  36. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999.
  37. Нартова-Бочавер К.С. Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Чей я – мамин или папин? М., 1995.
  38. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского. М., 1992.
  39. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем. М., 1993.

43. Подросток в семье / Сост. И.Л. Наумченко, Н.Ф. Яковлев. Минск, 1980.

44. Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека. Журнал практического психолога. 1997. №1

45. Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996. № 2.

  1. Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986.
  2. Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. М., 1987.
  3. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1998-1999.
  4. Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России //Семейная психология и семейная терапия. 1998. №1.
  5. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990.
  6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.
  7. Семья. Социально- психологические и этические проблемы: Справочник /В.И. Зацепин и др. Киев, 1990.
  8. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград, 1998.
  9. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3.
  10. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991.
  11. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. № 4.
  12. Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3.
  13. Трудные судьбы подростков: кто виноват? /Под ред. С. Н. Чихалова. М.,

1991.

  1. Трунов Д.Г. Родители, дети и религиозные организации // Журнал практического психолога. 1996. № 4.

60. Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых

Сост. Т. Разумовская. М., 1990. С. 193.

  1. Фигдор Гельмут. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. М., 1995.
  2. Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.
  3. Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991.
  4. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
  5. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.
  6. Целуйко В.М. Семья и нетрадиционные религиозные культы в России // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4.
  7. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М., 2004.
  8. Целуйко В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. Волгоград, 2004.
  9. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986.
  10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
  11. Экман П. Почему дети лгут? М., 1993.
  12. Энциклопедия молодой женщины. М., 1989. С. 482.

 

 


Содержание

Предисловие.

Глава 1. От личности родителей – к личности ребенка.

 

Глава 2. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия.

 

Глава 3. Взрослые и дети в семьях со скрытой формой неблагополучия.

 

Глава 4. Психологические проблемы «пограничных» семей.

 

Глава 5. Детско-родительские отношения в неполной семье.

 

Глава 6. Родители и дети в сводной семье.

 

Глава 7. Приемные дети и приемные родители.

 

Глава 8. Роли, навязываемые ребенку в неблагополучной семье.

 

Глава 9. Особенности семейного воспитания.

 

Глава 10. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.

 

Глава 11. Отклонения в поведении детей как следствие

педагогических ошибок родителей.

Глава 12. Подростковая преступность.

 

Глава 13. Психологическая помощь семье в коррекции

детско-родительских отношений.

Заключение.

Приложения:

1. Диагностика особенностей детско-родительских отношений и

общения в семье.

2. Советы одинокому родителю, оставшемуся с детьми после

развода или смерти супруга.

3. Основные периоды развития семьи и функции ее членов.

Литература.

 


* Махов В. С. Кого мы растим? М., 1989. С. 9.

** См., например, работы Б. И. Кочубея, А. Фромма, А. И. Захарова, И.С. Кона, К. Витакера и др.

*** См.: Кериг П. К. Семейный контекст: удовлетворенность супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми //Вопросы психологии. 1990. №1 С. 158 - 164.

 

.

* Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России //Семейная психология и семейная терапия. 1998. №1.; Целуйко В. М. Основы психологии семьи. Волгоград: Перемена, 2002; Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М.: «ВЛАДОС», 2003; Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: «ВЛАДОС», 2004.

* Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т. 4. С. 349.

** Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. М., 1951. Т. 4. С. 347.

 

* Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991. С. 28.

* Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. С. 98 - 116.

* Фромм Э. Искусство любви. Минск. 1991. С. 27.

** Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 193.

* Экман П. Почему дети лгут? М., 1993. С. 82.

* Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990. С.63.

* Цит. по: Авсиевич М. Т., Мельник Л. И. Навстречу друг другу. Минск, 1992. С. 95 - 96.

* Макеев Г.А. Семейная жизнь и дети. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1987. С.29-30.

* Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. С.9.

** Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. С.11.

* См.: Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 90 - 95.

* Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 91-97.

* См.: Москаленко В. «Это все про мою жизнь…» //Семья и школа. 1990. № 12. С. 36 – 40; Энн У. Смит. Внуки алкоголиков. М., 1991.

* Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 96.

* Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 149-150.

** Терентьева А.В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 3. С. 92.

 

** См.: Углов Ф.Г. Береги здоровье и честь смолоду. М., 1988; Макеев Г.А. Семья и здоровье. Волгоград, 1994; Мастюкова Е.М., Грибанова Г.В., Московкина А.Г. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. М., 1989.

* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 144 - 145.

* Семья. Социально- психологические и этические проблемы: Справочник /В.И. Зацепин и др. Киев, 1990. С.225.

* См.: Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.1988; Землянская М. Решение семейных конфликтов: Психологический практикум. М., 2003; Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988; Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М., 1991; Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1983.

* Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М., 1988. С.11.

* Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. С.138.

* См.: Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний: Пер. с чеш. М.: Медицина, 1991. С. 203 -207.

* См.: Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.666.

* Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. С.125.

* См.: Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем.. М., 1993. С.50-51.

* См.: Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982. № 4. С 104-115.

* Новикова Е. В. О некоторых характеристиках общения между супругами // Семья и формирование личности / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. С.49.

* Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 106.

** Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С.106-108.

* См.: Добрович А. Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985; Плотниекс И. Психология в семье. М., 1991; Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга. М., 1986; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

* Разумихина Г. П. Мир семьи. М., 1986. С.139.

* См.: Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988; Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988; Помощь родителям в воспитании детей./ Пер. с англ.; Общ. ред. и предисл. В.А. Пилиповского, М., 1992; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 1999.

* См.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С.240.

* Более подробное описание этих семей представлено в кн.: Эйдемиллер Э. Г., Юстицкас В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. С.238 – 252.

* Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М., 1990. С. 73.

* Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980. С. 29.

** Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994. С. 192.

* Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996.

№ 2. С. 20 – 22.

** Пухова Т. И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии. 1996.

№ 2. С. 22.

*** Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом.

М., 1994. С.192.

 

 

* См.: Безруких М. М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991. С. 223.

** Григорьева Е. Дети после развода // Семья и школа. 1995. № 5. С. 19.

* Гаврилова Т.П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности. М., 1981.С.10-13.

* Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 183 - 184.

* См.: Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В, Мухортова Е.А. Чей я – мамин или папин? М., 1995. С. 29 - 33.

* Махов Ф. С. Кого мы растим? М., 1989. С. 57.

** Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 182 - 183.

 

* Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991. С. 236 - 237.

* См.: Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 87 - 96; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 198 - 201; Юницкий В. А. Психология детской потери // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология». 1991. № 2. С. 49 - 58.

* * Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1999. С. 199.

 

* Андреева А. Д. Как помочь ребенку пережить горе // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 88.

* См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 198 - 201.

* Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. С. 167.

** Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. М., 1996. Т. 1. С. 279.

* Узы брака, узы свободы: Проблемы семьи и одиночества глазами ученых / Сост. Т. Разумовская. М., 1990. С. 193.

* Варга А.. Мать-одиночка // Аргументы и факты. 1993. № 52. С. 9.

** См.: Баздырев К. К. Единственный ребенок. М., 1983. С. 78 - 96.

.

* Ги де Мопассан. Новеллы. М., 1983. С.39-41.

** Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 55.

*** Афанасьева Т. Семейные портреты. М., 1980. С. 38.

 

 

* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 116.

* Энциклопедия молодой женщины. М., 1989. С. 482.

** Тендряков В. Граждане Города Солнца. Повести. М., 1977. С.359.

* См.: Арнольд О. Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994. С. 54 - 55.

** Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост.: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. М., 1990. С. 27-28.

 

* Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. Л., 1988. С. 184 - 185.

** Арнольд О.Р. Заслужи себе счастье: Книга для женщин, написанная женщиной-психологом. М., 1994.

С. 168.

* Варга А. Мать-одиночка // Аргументы и факты. 1993. № 52. С.9.

* Ливанова А. У отца – внебрачная дочь // Час для Вас. 2003. № 35. С. 28-29.

* Богуславская О. Задушенные в объятиях // Московский комсомолец. 2004 г. 9-16 июля. С.6-7.

* Эти вопросы подробно изложены в предыдущих разделах книги.

* Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. Харьков: Фолио; СПб.: Кристалл, 1996. С. 84. Издательство?

* Галкина Т. Не отрекаются любя! //Семья и школа. 1988. № 10. С.35.

* См.: Смирнова Е.О., Быкова М.В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. 2000. № 3.

* Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч. 1998. № 2.

С.111-112.

* Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. С.136-138.

* См.: Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000; Соколова В.Н., Юзефович Г..Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М., 1991. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. М., 1990; Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ.; Общ. ред. А.С. Спиваковской. М., 1999 и др.

* См.: Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993; Вроно Е.М. Внутрисемейное насилие и детские суициды //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 4.

** См.: Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.

* См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 182 - 187; Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. С. 148 - 187.

* См.: Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987. С. 186.

* См.: Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. 1993. № 6. С.111; Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. М, 1991. С.115.

** См.: Сафонова Т.Я., Демьяненко И.С., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: определения и индикаторы различных форм //Актуальные проблемы современного детства: Сб. науч. тр. М., 1993. С. 76 - 85.

 

* Кэмпбелл Росс. Как на самом деле любить детей. М., 1990. С. 91 - 92.

* Вроно Е. М. Внутрисемейное насилие и детские суициды //Семейная психология и семейная терапия.

1998. № 4. С. 94 - 96.

* Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер. с англ., нем. М., 1993. С. 51.

* Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт / Пер с англ., нем. М., 1993. С.52.

** Молчанова С. Ночной разговор // Газ. «Вечерний Волгоград». 2004. № 72. С.8.

*** См.: Росийская Газета. 1999. 9 апр. С. 25.

 

 

 

 

* См., например, работы: Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991; Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.А. Пилиповского и др. М.,1991; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987; Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1992 и др.

* Преждевременная мама // Газ. «Труд». 2000 от 28 09.; Мама из шестого «А» // Газ. «Труд». 2004 от 12.04.

* Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. С. 117.

* См.: Подросток в семье / Сост. И.Л. Наумченко, Н.Ф. Яковлев. Минск, 1980.

** См.: Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Cемья и формирование личности. М., 1981. С. 40.

 

* См.: Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 237; Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. С 3.

* Баушева И. Л. «Черная дыра» наркомании //Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1. С. 101.

* Трунов Д. Г. Родители, дети и религиозные организации //Журнал практического психолога. 1996. № 4. С. 60 - 65.; Целуйко В.М. Семья и нетрадиционные религиозные культы в России // Семейная психология и семейная терапия. 2003. № 4. С.20-24; Целуйко В.М. Психология нетрадиционных религий в современной России. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2004. С.155-180.

** Писаренко Д. С крестом, но без Христа //Аргументы и факты. 2000. № 17.

 

* Волков Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) //Журнал практического психолога. 1996. № 5. С. 86 - 95; Полищук Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога. 1997. №1.С. 93 - 97.

* Вроно Е.Н. Внутрисемейное насилие и детские суициды. 1998. №4. С. 94.; Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1998.

* Кон драшенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988. С. 144.

* См.: Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной и психокоррекционной работы. 1994. № 1. С. 44-52; Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М., 1999. С.251-327; Полищук Ю.Н. О спорном понимании самоубийства как психологического явления // Вопросы психологии. 1994. № 1. С.128-130.

** Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. С. 243.

* Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. М., 1999. Т. 2. С. 189.

* * См.: Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.,1993; Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989; Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. Минск, 1988 и др.

 

* См.: Королев В. В. Клинико-социальная характеристика несовершеннолетних правонарушителей // Психические отклонения у подростков правонарушителей. М., 1992. С.28.

*См.: Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград: ВИМПСР, 1998. С. 90.

 

* Антонян Ю.М., Гульдман В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

* Сибиряков С. Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи. Волгоград: ВИМПСР, 1998.

** Помощь родителям в воспитании детей / Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991; Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

 

* Махов Ф. Серебряные свадьбы. Л., 1985. С. 45.

** Гаврилова Т. П. Учитель и семья школьника. М., 1988. С. 66.

 

* Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

* Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи: Научно-методическое пособие. М., 1998.

* Примеры отработанных в семейной психотерапии игровых приемов, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, приводятся по книге: Добрович А.Б. Кто в семье психотерапевт? М., 1985. С.69-77.

* См.: Журнал «Завуч». 1998. № 2. С.111-122.

* О некоторых других особенностях переживания детьми и подростками горя утраты родителя или другого близкого человека речь шла в 7-ой главе книги.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...