Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура медико-психологического центра




Организация М-ПЦ имеет благоприятное значение, поскольку способствует развертыванию лечебно-профилактических программ, дестигматизации, повышению обращаемости пациентов с нервно-психическими заболеваниями и психологическими проблемами. Главными задачами деятельности М-ПЦ являются: содействие адаптации студентов к условиям учебного процесса и создание ресурсной среды для их личностного роста, предупреждение декомпенсаций психических заболеваний, своевременное оказание регулярной и экстренной психологической и психотерапевтической помощи.

Выводы:

1. РА у студентов имеют сложную психопатологическую структуру. Облигатной психопатологической характеристикой РА является реактивный симптомокомплекс, включающий в себя устойчивые интрузивные переживания, связанные с психотравмирующей ситуацией, изменение самоотношения, аффективно-мотивационные и парциальные когнитивные нарушения.

2. Качественное своеобразие клинических вариантов РА у студентов определяется различным сочетанием облигатных нарушений и факультативной симптоматики (астенические состояния, изменения настроения, соматоформные и психовегетативные дисфункции, нарушения подконтрольности поведения). Наиболее частыми клиническими проявлениями являются астенические (80,2%) и соматовегетативные нарушения (70,3%). При этом депрессивные реакции дезадаптации составляют 32,5%; тревожно-депрессивные реакции дезадаптации – 21,6%; соматизированные реакции дезадаптации – 20,7%; тревожные реакции дезадаптации – 13,5%; реакции с нарушениями поведения – 11,7%.

3. РА у обследованных студентов развиваются преимущественно под влиянием интенсивных учебных нагрузок и возникающих межличностных конфликтов. Характер психотравмирующего воздействия, его сила и продолжительность оказывают влияние на клинические особенности и динамику РА. Повышенная уязвимость в условиях стресса у студентов обусловлена влиянием следующих факторов: конституциональные личностные особенности (эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность и сензитивность, аффективная ригидность); признаки психофизиологических дисфункций (выраженная вегетативная неустойчивость и явления резидуально-органической недостаточности ЦНС); особенности психосоциального развития (дисфункциональные семейные отношения, семьи с одним ребенком или единственным родителем).

4. РА у студентов имеют три основных варианта течения: благоприятный (краткосрочный) вариант (33,3%); неблагоприятный вариант, характеризующийся появлением новых психопатологических симптомов и последующим переходом в тревожно-депрессивные расстройства (27,3%); протрагированный вариант, протекающий либо по типу повторяющихся клишированных эпизодов (19,7%), либо по типу затяжных реакций (19,7%). В половине случаев РА протекают у студентов кратковременно (53,0%), однако даже в этих случаях возможно формирование повторных эпизодов по типу “клише”.

5. Неблагоприятными прогностическими признаками течения РА являются: существенная выраженность и длительность депрессивного синдрома, сочетание тревожной и депрессивной симптоматики, появление признаков соматизации, а также наличие у пациентов некоторых личностных особенностей, осложняющих социальное взаимодействие (коммуникативные затруднения, межличностная напряженность, отчужденность, зависимость от группы, низкий самоконтроль).

6. Нарушения функционирования и социальные последствия РА сохраняются определенное время и после редукции основных психопатологических проявлений. Академические показатели и социальные рейтинги студентов с РА снижаются в период расстройства и остаются пониженными на протяжении как минимум года после наступления клинической ремиссии. В 22,5% случаев (25 студентов) это явилось причиной академических отпусков или отчислений.

7. РА у студентов тесно сопряжены с состоянием общего здоровья. Нередко (в 40,6% случаев) они возникают на фоне изменений соматического состояния. В последующем по мере нормализации психического состояния происходит отставленное улучшение соматического здоровья. При этом РА чаще всего связаны с психосоматическими расстройствами (хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, вегето-сосудистая дистония, нейродермит, бронхиальная астма).

8. Важную роль в профилактике РА у студентов играет комплексная система медико-психологического сопровождения, организованная на принципах непрерывности, конфиденциальности и полипрофессинального подхода. Своевременная диагностика и комбинированная коррекция РА с использованием психотерапии и психофармакотерапии приводят к значительной редукции психопатологической симптоматики и нормализации социального функционирования студентов.

Практические рекомендации. На основании полученных данных разработан психопатологический и клинико-психологический подход к диагностике РА у студентов, который способствует реализации комплексной программы психопрофилактики, терапии и реабилитации таких пациентов. Своевременная диагностика и адекватная терапия РА (как фармакологическая, так и психотерапевтическая) играют ведущую роль в предупреждении неблагоприятных последствий медицинского и социального характера и утяжеления психопатологической симптоматики. Проводимые психокоррекционные мероприятия при нарушениях психосоциальной адаптации студентов являются одним из приоритетных направлений работы М-ПЦ в системе медико-психологического сопровождения образовательного процесса в вузе.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Субклинические когнитивные нарушения как фактор, предрасполагающий к расстройствам адаптации у студентов ВУЗа.// Современные тенденции организации психиатрической помощи: клинические и социальные аспекты: Материалы российской конференции. – М., 2005. с. 400-401.

2. Психопатологическая квалификация юношеских расстройств адаптации с психовегетативной симптоматикой.//Психосоматическая медицина – 2006: Сборник тезисов I Международного конгресса. – СПб, 2006. с. 166-167.

3. Психопатологическая квалификация и типология расстройств адаптации у студентов.//Программа "Психосоматическая медицина". Сборник работ. Выпуск третий. "Соматоформные расстройства в общемедицинской практике"/Под редакцией В.И. Мазурова. – СПб.: изд-во НИПНИ им. В.М. Бехтерева. - 2006. - с. 43. (соавт. А.Е. Бобров).

4. Типология расстройств адаптации в юношеском возрасте.// Современные принципы терапии и реабилитации психических больных: Материалы российской конференции. – Москва, 2006. с. 178. (соавт. А.Е. Бобров).

5. Клиническая характеристика адаптационных расстройств у студентов.// Взаимодействие науки и практики: Материалы российской конференции. – Москва, 2007. c. 80-81.

6. Оценка психосоциальной дезадаптации студенческой молодежи. I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья, Москва, 21-22 февраля 2008 г. (материалы конгресса). - М.: Издатель НДЗД РАМН, 2008. - 208 с., с. 151.

7. Типология расстройств адаптации у студентов. Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Сборник научных материалов конференции: “Психиатрия глазами молодых ученых”. – Тула, 3-6 сентября 2008. – М.: ФГУ ГНЦССП Росздава, 2008. – 398 с. с.146-151.

8. Сочетание гиперкинетического расстройства и расстройств адаптации у студентов. // Материалы общероссийской конференции «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011гг.)» (28-30 октября 2008). – М.,2008. с. 95-96.

9. Клинико-психопатологические особенности расстройств адаптации у студентов. Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета: КРСУ. 2008. №12. С. 167-174. (соавт. А.Е. Бобров, М.А. Кулыгина).

10. Типология расстройств адаптации у студентов. //Ученые записки. – СПбГМУ им. Акад. И.П. Павлова, 2009. – Т. 16. - №1. - С. 40-45. (соавт. А.Е. Бобров, М.А. Кулыгина).

11. Особенности психосоциальной дезадаптации у студентов. // Материалы всероссийской научно-практической конференции “Гигиена детей и подростков: история и современность”, Москва, 26-27 мая 2009 с. 376. (соавт. М.А. Кулыгина, А.Е. Бобров, И.А. Логинов).

12. Особенности выявления и психопатологии психических расстройств у студентов. // Материалы IV Республиканской научно-практической конференции «Социально-психологическая программа ЮНИСЕФ в Чеченской республике: итоги, достижения, перспективы развития», Грозный, 2011, с.84 (соавт. М.В. Семиглазова, М.А. Кулыгина).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...