Принципы деятельности органов публичной администрации 2 глава
• устанавливает государственные праздники и празд-
ничные дни, награждает государственными награда-
ми, присваивает классные чины и звания;
• осуществляет помилование осужденных;
• ведет переговоры и подписывает международные до-
говоры, назначает и отзывает дипломатических пред-
ставителей Республики Беларусь в иностранных госу-
дарствах и при международных организациях;
• принимает верительные и отзывные грамоты, аккре-
дитованных в государстве дипломатических, предста-
вителей иностранных государств;
• в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также бес-
порядков, сопровождающихся насилием либо угрозой
насилия со стороны группы лиц и организаций, в ре-
зультате которых возникает опасность жизни и здоро-
вью людей, территориальной целостности и существо-
ванию государства, вводит на территории Республики
Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное
положение с внесением в трехдневный срок принятого
решения на утверждение Совета Республики;
• в случаях, предусмотренных законодательством, впра-
ве отложить проведение забастовки или приостано-
вить ее, но не более чем на трехмесячный срок;
• подписывает законы; имеет право в порядке, установ-
ленном Конституцией, возвратить закон или отдель-
ные его положения со своими возражениями в Палату
представителей;
• имеет право отменять акты Правительства;
• непосредственно или через создаваемые им органы осу-
ществляет контроль за соблюдением законодательства
местными органами управления и самоуправления;
имеет право приостанавливать решения местных Со-
ветов депутатов;
• формирует и возглавляет Совет Безопасности Респуб-
лики Беларусь; назначает на должность и освобожда-
ет от должности Государственного секретаря Совета
Безопасно
• является Главнокомандующим Вооруженными Сила-
ми Республики Беларусь; назначает на должности и
освобождает от должностей высшее командование Во-
оруженных Сил;
• вводит на территории Республики Беларусь, в случае
военной угрозы или нападения, военное положение,
объявляет полную или частичную мобилизацию с вне-
сением в трехдневный срок принятого решения на
утверждение Совета Республики;
• осуществляет иные полномочия, возложенные на него
Конституцией и законами.
Президент на основе и в соответствии с Конституцией
издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу
на всей территории Республики Беларусь.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент
издает декреты, имеющие силу законов. Президент непос-
редственно или через создаваемые им органы обеспечивает
исполнение декретов, указов и распоряжений.
Президент приступает к исполнению полномочий с мо-
мента принесения им присяги и прекращает их исполнение
после истечения срока его пребывания в должности, с мо-
мента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Заметную роль в осуществлении управленческих функ-
ций играют специальные органы, формируемые Президен-
том, в частности Администрация Президента. Об этом
можно судить по масштабу полномочий, закрепленных в
Положении об Администрации Президента, утвержденном
Указом Президента Республики Беларусь от 23 января
1997 г. № 97, согласно которому Администрация Прези-
дента Республики Беларусь является органом государ-
ственного управления, обеспечивающим деятельность Пре-
зидента Республики Беларусь в области государственной
кадровой политики, идеологии и права, осуществляющим
подготовку, выполнение и контроль за исполнением реше-
ний Президента Республики Беларусь.
Положением закреплена структура Администрации Пре-
зидента, которая включает: главу Администрации Прези-
дента Республик» Беларусь; первого заместитель главы
Администрации Президента Республики Беларусь; двух за-
местителей главы Администрации; помощников Президен-
та Республики Беларусь; главное управление кадровой по-
литики; главное идеологическое управление; главное
государственно-правовое управление; главное организаци-
онное управление; главное управление по взаимоотношени-
ям с органами законодательной и судебной власти; эконо-
мическое управление; управление внешней политики;
управление по работе с обращениями граждан; канцелярию
Президента Республики Беларусь; приемную Президента
Республики Беларусь; пресс-службу Президента Республи-
ки Беларусь; секретариат главы Администрации Президен-
та Республики Беларусь; отдел подготовки выступлений;
отдел по вопросам гражданства и помилования.
Положением определен и порядок формирования Адми-
нистрации. В соответствии с ним глава Администрации
Президента Республики Беларусь назначается на должность
и освобождается от должности указом Президента Респуб-
лики Беларусь. Заместители главы Администрации назна-
чаются на должность и освобождаются указами Президента
Республики Беларусь по представлению главы Администра-
ции. Помощники Президента Республики Беларусь, его
пресс-секретарь, главные инспекторы по областям назнача-
ются на должности и освобождаются от них распоряжения-
ми Президента по представлению главы Администрации.
Начальники главных управлений Администрации Прези-
дента Республики Беларусь назначаются на должность и
освобождаются от должности распоряжениями главы Ад-
министрации по представлениям его заместителей.
Иные работники Администрации Президента Республи-
ки Беларусь назначаются на должности и освобождаются
главой Администрации по представлениям руководителей
структурных подразделений, согласованным с заместителя-
ми главы Администрации.
В Администрации Президента Республики Беларусь со-
здается коллегия, в состав которой входят глава Админис-
трации (председатель коллегии), его заместители, а также
другие сотрудники Администрации. Численный и персо-
нальный состав коллегии утверждается Президентом Рес-
публики Беларусь.
Заседания коллегии проводятся по мере необходимости
под председательством главы Администрации Президента
Республики Беларусь, а в его отсутствие - под председа-
тельством его первого заместителя (заместителя).
Администрация осуществляет следующие управленчес-
кие функции: подготовку планов работы Президента Рес-
публики Беларусь и обеспечение их реализации; формиро-
вание единой системы учета руководящих работников
государственных органов, иных государственных организа-
ций, ведение кадрового реестра главы государства Респуб-
лики Беларусь; общее руководство деятельностью государ-
ственных органов и иных государственных организаций по
подготовке, переподготовке, повышению квалификации уп-
равленческих кадров; согласование в случаях, предусмот-
ренных законодательством, кандидатур при назначении их
на должности; создание и совершенствование системы ат-
тестации руководящих работников государственных орга-
нов, их конкурсного отбора и выдвижения, формирования
резерва управленческих кадров и многие другие.
К специальным органам также относятся Управление
делами Президента и Государственная инспекция по охра-
не животного и растительного мира при Президенте Рес-
публики Беларусь.
2. Совет Министров Республики Беларусь и подчиненные ему органы
Ведущую роль в системе публичной администрации за-
нимает Совет Министров (правительство) Республики Бе-
ларусь - центральный орган государственного управления.
В закрепленный законодательством состав Совета Ми-
нистров Республики Беларусь входят премьер-министр, его
заместители (в том числе заместитель премьер-министра -
Полномочный представитель Президента Республики Бела-
русь), глава Администрации Президента Республики Бела-
русь, председатель Комитета государственного контроля,
председатель правления Национального банка, председа-
тель ученого совета Национальной академии наук Белару-
си, министры, председатель Комитета государственной бе-
зопасности, председатель Государственного комитета
пограничных войск, председатель Государственного коми-
тета по авиации, председатель Государственного таможен-
ного комитета, председатель правления Белорусского рес-
публиканского союза потребительских обществ.
Постоянно действующим органом Совета Министров
Республики Беларусь является его Президиум в составе пре-
мьер-министра, его заместителей, главы Администрации
Президента Республики Беларусь, председателя Комитета
государственного контроля, председателя правления Наци-
онального банка, министра экономики, министра финан-
сов, министра иностранных дел.
Структура республиканских органов публичной адми-
нистрации Республики Беларусь согласно Указу Президен-
та Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О струк-
туре Правительства Республики Беларусь» включает в себя
ряд республиканских органов государственного управления,
а также и иные государственных организации. В их числе
министерства, комитеты, департаменты и другие респуб-
ликанские органы, осуществляющие управление объектами
государственной собственности, Республики Беларусь.
Министерства, государственные комитеты, образуются
Президентом Республики Беларусь, государственные орга-
низации - с согласия Президента Республики Беларусь
Советом Министров Республики Беларусь или министерства-
ми, государственными комитетами по поручению Правитель-
ства Республики Беларусь.
В Указе даны определения министерства, государствен-
ного комитета. Согласно им министерствами, государствен-
ными комитетами являются республиканские органы госу-
дарственного управления (функциональные или отраслевые),
проводящие государственную политику, осуществляющие
регулирование и управление в определенной отрасли (сфере
деятельности) и координирующие деятельность в этой от-
расли (сфере) других республиканских органов государ-
ственного управления Республики Беларусь. Комитетом при
Совете Министров Республики Беларусь является респуб-
ликанский орган государственного управления, проводящий
государственную политику и реализующий функцию государ-
ственного регулирования в конкретной сфере деятельности.
В структуре министерств, государственных комитетов
по решению Совета Министров Республики Беларусь могут
создаваться департаменты, которые являются структурны-
ми подразделениями министерств, государственных коми-
тетов и осуществляют специальные (исполнительные, кон-
трольные, регулирующие и др.) функции в определенных
сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствую-
щего министерства или государственного комитета.
Определен и порядок формирования этих органов, со-
гласно которому министры, председатель Комитета госу-
дарственной безопасности, председатель Государственного
комитета пограничных войск, председатель Государствен-
ного таможенного комитета, заместители министра внут-
ренних дел, министра обороны, министра по чрезвычайным
ситуациям, председателя Комитета государственной безо-
пасности, председателя Государственного комитета погра-
ничных войск, председателя Государственного таможенно-
го комитета назначаются Президентом Республики
Беларусь, заместители иных министров - Советом Мини-
стров Республики Беларусь по согласованию с Президентом
Республики Беларусь, заместители председателей комите-
тов при Совете Министров Республики Беларусь - Советом
Министров Республики Беларусь.
Деятельность министерств, государственных комитетов,
колштетов и департаментов осуществляется на основе со-
ответствующих положений о них, которые утверждаются
Советом Министров, а положения о департаментах - соот-
ветствующими министерствами.
Положения о Министерстве внутренних дел, Министер-
стве.обороны, Министерстве по чрезвычайным ситуациям,
Комитете государственной безопасности, Государственном
комитете пограничных войск, Государственном таможенном
комитете утверждаются Президентом Республики Беларусь.
В этих положениях определены основные задачи, функ-
ции, полномочия, структура и особенности деятельности
конкретных министерств, государственных комитетов, ко-
митетов.
Деятельность Совета Министров Республики осуществ-
ляется на основе Регламента Совета Министров Республи-
ки Беларусь. Согласно ему на рассмотрение Совета Мини-
стров Республики Беларусь вносятся вопросы, которые
отнесены к его компетенции и не могут быть разрешены ми-
нистерствами, другими республиканскими органами государ-
ственного управления, объединениями и организациями,
подчиненными Правительству Республики Беларусь, облис-
полкомами, Минским горисполкомом.
Заседания Совета Министров Республики Беларусь про-
водятся под председательством премьер-министра Респуб-
лики Беларусь. В отсутствие премьер-министра заседание
проводит его первый заместитель, а в случае отсутствия пос-
леднего - по поручению премьер-министра Республики Бела-
русь и по согласованию с Президентом Республики Беларусь -
один из заместителей премьер-министра Республики Бела-
русь. Согласно Регламенту Президент Республики Беларусь
имеет право председательствовать на заседаниях Совета Ми-
нистров Республики Беларусь, которые проводятся по мере
необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Заседание Совета Министров Республики Беларусь счита-
ется правомочным при условии присутствия на нем не менее
половины членов Совета Министров. Решения принимаются
большинством голосов членов, присутствующих на заседа-
нии. В случае равенства голосов решение считается приня-
тым, если за него проголосовал председательствующий.
Для оперативного решения входящих в компетенцию
Совета Министров Республики Беларусь вопросов в каче-
стве его постоянного органа действует Президиум. Заседа-
ния Президиума Совета Министров Республики Беларусь
•проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза
в неделю. Плановым днем проведения заседаний Президиу-
ма является вторник. Председательствует на заседании
Президиума премьер-министр, а в его отсутствие - первый
заместитель премьер-министра. В случае отсутствия перво-
го заместителя премьер-министра по поручению премьер-
министра и по согласованию с Президентом Республики
Беларусь заседание Президиума проводится под председа-
тельством одного из заместителей премьер-министра.
Заседание Президиума Совета Министров Республики
Беларусь считается правомочным при условии присутствия
на нем более половины его членов. Решения Президиума
принимаются большинством голосов от общей численности
его членов и должны соответствовать решениям, принятым
на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь.
В случае равенства голосов считается принятым решение,
за которое проголосовал председательствующий.
Принятые на заседаниях Совета Министров Республики
Беларусь и его Президиума решения оформляются поста-
новлениями Совета Министров и доводятся до заинтересо-
ванных органов в установленном порядке.
Содержание заседаний Совета Министров Республики
Беларусь и его Президиума оформляется протоколами, ко-
торые ведут сотрудники аппарата Совета Министров. По
отдельным не терпящим отлагательства вопросам и не тре-
бующим обсуждения на заседаниях Совета Министров или
его Президиума постановления могут приниматься путем
опроса членов последнего. Постановление принимается
большинством голосов.
Законодательством, и в частности статьей 107 Консти-
туции, определен круг полномочий Совета Министров Рес-
публики Беларусь, в соответствии с которой Правительство:
• руководит системой подчиненных ему органов испол-
нительной власти;
разрабатывает основные направления внутренней и вне-
шней политики, принимает меры по их реализации;
• разрабатывает и представляет Президенту для внесе-
ния в парламент проект республиканского бюджета и
отчет о его исполнении;
• обеспечивает проведение единой экономической, фи-
нансовой, кредитной и денежной политики, государ-
ственной политики в области науки, культуры, обра-
зования, здравоохранения, экологии, социального
обеспечения и оплаты труда и др.
Компетенция Правительства определена и Законом
«О Совете Министров Республики Беларусь». Так, в соот-
ветствии со второй главой этого Закона компетенция Пра-
вительства в области государственного управления распро-
страняется на все отрасли и сферы государственного и
народнохозяйственного комплекса: экономику; социально-
культурное развитие; охрану окружающей среды; обеспече-
ние законности и правопорядка; национальной безопаснос-
ти и обороноспособности государства; кадровой политики и
др. В частности, в сфере экономики Правительство:
• обеспечивает проведедие единой экономической, фи-
нансовой, денежно-кредитной политики;
• регулирует деятельность всех отраслей экономики Рес-
публики Беларусь, принимает меры цо их развитию;
• разрабатывает прогнозы, концепции, государственные
программы экономического и социального развития
Республики Беларусь, другие программы и обеспечи-
вает их реализацию;
обеспечивает проведение единой политики: разраба-
тывает основные направления развития экономики в
целом, ее отдельных отраслей, принимает меры по
ускорению научно-технического прогресса;
• разрабатывает основные направления внутренней и
внешней политики Республики Беларусь и принима-
ет меры по их реализации;
• принимает меры по обеспечению оптимальных тем-
пов развития производства, роста национального до-
хода и его рационального распределения и др.
В социально-культурной сфере:
• обеспечивает проведение единой государственной по-
литики в области науки, культуры, образования,
здравоохранения, социального обеспечения;
• создает условия для поддержания установленного за-
конодательством Республики Беларусь уровня социт
ального обеспечения;
• принимает меры по обеспечению социальной защиты
граждан, совершенствует систему социальной защиты;
• принимает меры по совершенствованию системы про-
фессиональной ориентации, создает условия для по-
лучения профессионально-технического образования,
обучения новым специальностям, переподготовки и
повышения квалификации с учетом общественных и
производственных потребностей;
• принимает меры по предупреждению инвалидности и
организации реабилитации инвалидов;
• определяет и реализует наиболее эффективные пути
повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, дру-
гих социальных пособий, выплат;
• разрабатывает и осуществляет социально-экономичес-
кие меры по улучшению положения женщин, укреп-
лению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за
соблюдением предоставленных женщинам прав и га-
рантий;
• осуществляет меры по формированию и реализации
государственной молодежной политики и т.д.
В области охраны окружающей среды:
• определяет государственную политику и порядок ис-
пользования природных ресурсов;
• определяет государственную политику в области гид-
рометеорологической деятельности;
• осуществляет меры по охране, научно обоснованному
использованию природных ресурсов и улучшению ок-
ружающей среды;
• определяет государственную политику в области обес-
печения технической, ядерной и радиационной безо-
пасности потенциально опасных объектов, предуп-
реждения аварий и катастроф;
• обеспечивает разработку и реализацию государствен-
ных экологических программ;
• утверждает перечень особо ценных природных ресур-
сов и объектов окружающей среды;
• определяет порядок учета и ведения государственных
кадастров природных ресурсов, осуществления мони-
торинга окружающей среды;
• принимает решения о создании заповедников, нацио-
нальных парков, заказников и иных, особо охраняе-
мых природных территорий республиканского значе-
ния, утверждает положения о них и их границы;
• утверждает порядок разработки экологических меро-
приятий, установления лимитов использования природ-
ных ресурсов и размещения отходов производства и т.д.
В области законности и правопорядка:
• принимает меры по обеспечению прав и свобод граж-
дан, защите интересов государства, охране собственнос-
ти и общественного порядка, борьбе с преступностью;
• обеспечивает гарантированные Конституцией Республики
Беларусь, законами и предусмотренные международными
обязательствами государства права и свободы граждан,
защиту личности от любых противоправных действий,
посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и
достоинство, а также защиту гражданина Республики Бе-
ларусь как на ее территории, так и за пределами;
• определяет основные направления правовой работы в
органах государственного управления;
• руководит в пределах своей компетенции деятельнос-
тью республиканских органов государственного управ-
ления по обеспечению правопорядка и законности,
реализации государственных программ борьбы с пре-
ступностью;
• осуществляет меры по предотвращению создания и дея-
тельности политических партий, общественных объеди-
нений и религиозных организаций, имеющих целью на-
сильственное изменение конституционного строя либо
ведущих пропаганду войны, социальной, национальной,
религиозной и расовой вражды, а также препятствую-
щих исполнению гражданами их государственных, об-
щественных, семейных обязанностей или наносящих
вред их здоровью и нравственности.
В области национальной безопасности и обороноспособ-
ности государства:
• осуществляет координацию деятельности в отноше-
ниях Республики Беларусь с другими государствами
и международными организациями;
• принимает практические меры по реализации и защи-
те внешнеполитических интересов республики;
• проводит переговоры и заключает международные до-
говоры по вопросам, относящимся к его компетенции;
• принимает меры по обеспечению выполнения между-
народных договоров Республики Беларусь.
В области кадровой политики:
• разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента
Республики Беларусь предложения по осуществлению
государственной кадровой политики, направленной
на создание необходимого резерва высокопрофессио-
нальных руководящих работников системы органов
государственного управления, содействует обеспече-
нию их подготовки и повышения квалификации;
• координирует и контролирует деятельность подчинен-
ных ему органов государственного управления и дру-
гих органов исполнительной власти Республики Бела-
русь по осуществлению кадровой политики, созданию
системы непрерывного обучения кадров;
• участвует в формировании кадрового реестра главы
государства, создает кадровый реестр Правительства
Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь осуществляет
иные полномочия, возложенные на него Конституцией и
законами Республики Беларусь, актами Президента Рес-
публики Беларусь. Законодательством определен также по-
рядок руководства Совета Министров деятельностью мест-
ных исполнительных и распорядительных органов.
Заседания Президиума Совета Министров проводятся по
мере необходимости, но не реже одного раза в две недели.
Важная роль в деятельности Правительства отводится
премьер-министру. В соответствии с законом он:
• организует деятельность Правительства Республики
Беларусь, осуществляет непосредственное руководство
ею, несет за это персональную ответственность; руко-
водит заседаниями Совета Министров; подписывает
его постановления; издает распоряжения;
• информирует Президента Республики Беларусь об ос-
новных направлениях деятельности Правительства и
о всех важнейших его решениях;
• распределяет обязанности между заместителями пре-
мьер-министра, координирует их деятельность;
• представляет без дополнительных полномочий Пра-
вительство Республики Беларусь в международных
отношениях, проводит переговоры и заключает меж-
дународные договоры от имени и в пределах компе-
тенции Правительства.
Осуществляя государственно-управленческие функции,
Правительство вступает в различные взаимоотношения с
Национальным собранием. К основным правовым формам
этих взаимоотношений относятся: представление подго-
товленных Правительством законопроектов для их дальней-
шего обсуждения и принятие на их основе соответствующих
законов, одобрение Палатой представителей программы дея-
тельности Правительства.
Кроме того, премьер-министр Республики Беларусь и
другие члены Совета Министров имеют право принимать
участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Рес-
публики, Национального собрания Республики Беларусь и
их органов, выступать на этих заседаниях вне очереди, а
также обязаны отвечать на специальных заседаниях палат
Национального собрания Республики Беларусь на вопросы
депутатов Палаты представителей и членов Совета Pеспу6-
лики, а также в установленном порядке - на их запросы.
В Конституции Республики Беларусь не установлены
конкретные сроки работы Правительства, однако оно мо-
жет само подать заявление о своей отставке, ему может
быть выражено недоверие, после чего Правительство может
быть распущено. На это указывает статья 106 Конститу-
ции, в соответствии с которой:
• Правительство или любой его член вправе заявить
Президенту о своей отставке;
• Правительство заявляет Президенту о своей отставке
в случае выражения Палатой представителей вотума
недоверия ему;
• премьер-министр может также поставить перед Пала-
той представителей вопрос о доверии Правительству
по представленной программе или конкретному пово-
ду. Если Палата представителей в доверии отказыва-
ет, Президент вправе в десятидневный срок принять
решение об отставке Правительства.
Правительство может быть распущено и по инициативе
Президента. Предельный срок функционирования Прави-
тельства старого состава - до формирования вновь избран-
ным Президентом нового Правительства.
Ведущая роль в осуществлении государственного управ-
ления в Республике Беларусь принадлежит министерствам,
государственйым комитетам, комитетам и иным правитель-
ственным органам.
Правовой статус этих органов определен соответствую-
щими положениями. Регламент их деятельности устанав-
ливается ими самостоятельно и утверждается их руководя-
щими органами.
Компетенция каждого из министерств, государственных
комитетов, комитетов и иных правительственных органов оп-
ределена целями их формирования и служебными задачами.
Министерства (государственные комитеты) являются
отраслевыми, единоначальными органами. Работой каждо-
го из них руководит министр (председатель комитета).
К системе органов публичной администрации относятся
также администрация государственных предприятий, объе-
динений, учреждений и организации Их задачи, функции
и порядок деятельности закреплены соответствующими по-
ложениями и уставами, утверждаемыми их вышестоящими
органами.
В целях координации совместных действий, защиты
своих прав и интересов предприятия на добровольных на-
чалах могут объединяться в союзы, концерны, консорциу-
мы и другие структуры по отраслевому и территориальному
принципу. Систему, порядок формирования и правовой ста-
тус их администраций определяют и утверждают как вы-
шестоящие органы управления, так и субъекты, участники
этих формирований.
Глава 11. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ
ПУБЛИЧНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
1. Понятие и система органов местного
управления и самоуправления
Важную роль в системе органов публичной администра-
ции занимают органы, осуществляющие функции местного
управления, или иначе органы местного управления и са-
моуправления. Как отмечает В.И. Шабайлов, местное са-
моуправление и управление представляют неотъемлемый
атрибут демократического правового социального государ-
ства, являясь способом привлечения граждан к участию в
решении общегосударственных и местных дел, и на этой
основе - повышения уровня удовлетворения запросов и по-
требностей населения1.
1Шабайлов, В.И.Местное самоуправление в Республике Беларусь: со- стояние и перспективы развития / В.И. Шабайлов // Журнал рос- сийского права. 2002. № 11. С. 136.
2 Фадеев, ВЛ. Муниципальное право России / В.И. Фадеев. М., 1994. С. 33.
|
Видимо, именно поэтому вопросы, связанные с местным
управлением и самоуправлением соответствующим понятий-
ным аппаратом, системой, компетенцией, всегда были пред-
метом особого внимания ученых-правоведов. Как правило,
их взгляды на одни те же вопросы не отличаются однооб-
разием. В частности, об этом можно судить по толкованию,
например, понятия «самоуправление». Так, по мнению
В.И. Фадеева, местное самоуправление йредставляет собой
совокупность организационных форм и институтов прямого
волеизъявления, выборных и других органов, посредством
которых реализуются принципы и функции местного само-
управления2. Аналогичное определение дает Е.С. Шугри-
на, которая к системе местного самоуправления относит
«ормы прямого волеизъявления граждан, органы, террито-
риального общественного самоуправления, другие органи-
зационно-правовые формы, через которые население муни
Воспользуйтесь поиском по сайту: