Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принципы деятельности органов публичной администрации 5 глава




 

 

4. Правовой статус государственного

Служащего

Важнейшим элементом института государственной
службы является правовой статус государственного служа-
щего. Именно поэтому он привлекает особое внимание не
только законодателя, но и ученЫх-правоведов. Высказыва-
ются различные мнения о его структуре и содержании *§
Однако их анализ позволяет сделать вывод, что в самом
общем виде он включает в себя закрепленные законода-
тельством права и обязанности государственных служащих.

Анализ специальной правовой литературы позволяет
также произвести определенную классификацию прав госу-
дарственных служащих, которые можно подразделить на
две основные группы прав: политические и социальные.

 

1 Макарова, Н.И. К вопросу о правовом статусе государственного слу-
жащего / Н.И. Макарова // Вестник Омского университета. 1988.
Вып. 1. С. 85-87; Смагина, ИЛ. Гарантии как элемент администра-
тивно-правового статуса государственного и муниципального служа-
щего: автореф. дис... канд. юрид. наук / И.А. Смагина. Саратов, 2002.
С. 24; Манохин, В.Н. Служба и служащий в РФ. Правовое регулиро-
вание / В.Н. Манохин: Юрист, M., 1997; Овсянко, Д.М. Государствен-
ная служба Российской Федерации / Д.М. Овсянко; Охотский, Е.В.
Правовой статус государственного служащего Российской Федерации /
Е.В. Охотский // Государство и право. 2003. № 9. С. 18; Коренев, А.П.
Административное право России / А.П. Коренев.

Политические права государственных служащих.
Как гласит статья 21 Конституции Республики Беларусь,
«обеспечение прав и свобод граждан является высшей це-
лью государства». Относится это положение и к государ-
ственным служащим. Граждане Республики Беларусь, со-
стоящие на службе в государственном аппарате, обладают
рядом политических прав и свободны в своих взглядах и
убеждениях. Им обеспечивается свобода совести, свобода
вступления в политические партии и занятия в них руко-
водящих постов, свобода выдвижения своей кандидатуры
на выборах и др. Как и все граждане, служащие имеют
право на свободу объединений. Это право и его гарантия
обеспечивается законодательством Республики Беларусь, в
частности статья 36 Конституции, где указано, что все
граждане имеют право на свободу объединений. Гарантии
права на объединения обеспечиваются и международными
актами.

Как указано в статье 4 Конвенции «О защите прав на
организацию и процедурах определения занятости на госу-
дарственной службе», принятой 25 февраля 1981 г. в Же-
неве, государственные служащие пользуются надлежащей
защитой против любых дискриминационных действий, на-
правленных на ущемление свободы объединений в области
занятости. К таким действиям относятся:

а) подчинение приема государственных служащих на
работу или сохранение ими работы условию, чтобы
они не вступали в организацию государственных слу-
жащих или прекратили свое членство в ней;

б) увольнение или нанесение любым другим способом
ущерба государственному служащему на том основа-
нии, что он является членом организации государ-
ственных служащих или принимает участие в нор-
мальной деятельности такой организации.

Служащий обязан быть объективным, нейтральным. Его
взгляды и убеждения це должны мешать ему относится ко
всем гражданам одинаково, без какой-либо дискриминации.
Это может быть отнесено и к деятельности преподавателей
вузов: они не должны преподавать свой предмет однобоко,
отдавая предпочтение одному определенному течению рели-
гиозной, философской или политической мысли.

Служащие обязаны проявлять сдержанность в своих
действиях и высказываниях, чтобы тем самым не нанести
ущерба учреждению и его руководству.

Социальные права. Важное значение в деятельности
государственных служащих имеют социальные права и га-
рантии. Кроме конституционно закрепленных социальных
прав граждан Республики Беларусь, таких как право на
труд, право на отдых, пенсионное, медицинское обеспече-
ние, право на благоприятную окружающую среду, законо-
дательством закреплен и ряд специальных прав государ-
ственных служащих. Так, в соответствии со статьей 46
Закона «О государственной службе в Республике Беларусь»
государственным служащим гарантируются:

• условия труда, обеспечивающие надлежащее испол-
нение служебных обязанностей;

• заработная плата на условиях и в размере, предус-
мотренных настоящим Законом и принятыми в соот-
ветствии с ним иными актами законодательства;

• трудовой отпуск;

• соблюдение условий и порядка перевода на другую долж-
ность, высвобождение в связи с ликвидацией государствен-
ного органа, сокращением численности или штата работ-
ников, предусмотренных законодательством о труде;

• предоставление в соответствии с законодательством
служебного жилого помещения;

• выплата выходного и иных единовременных пособий
в случаях, порядке и на условиях, установленных
законодательством;

• право на медицинское обслуживание в организациях
здравоохранения, в порядке, определяемом актами за-
конодательства.

В случае смерти государственного служащего, в том чис-
ле вышедшего в отставку (на пенсию, при наличии права
на отставку), за исключением умерших вследствие винов-
ных противоправных действий, его семье выплачивается
единовременное пособие в размере двукратной средней зара-
ботной платы рабочих и служащих республики за позап-
рошлый месяц (относительно месяца наступления смерти),
а также иные гарантии.

Государственному служащему ежегодно предоставляет-
ся трудовой отпуск продолжительностью 30 календарных
дней с единовременной выплатой пособия на оздоровление.

После пяти лет работы государственному служащему
предоставляется дополнительный трудовой отпуск продол-
жительностью два календарных дня, после десяти лет -
четыре календарных дня, после пятнадцати лет - шесть
календарных дней.

Государственному служащему может быть предоставлен
дополнительный поощрительный оплачиваемый отпуск
продолжительностью до пяти календарных дней.

Служащий государственного аппарата не может быть пе-
реведен на другую постоянную работу без его согласия, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Перевод служащего на временную работу осуществляет-
ся в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

К социальным правам и гарантиям государственных слу-
жащих можно отнести и право на получение выходных посо-
бий. Законодательством предусмотрены следующие основания
и размеры материальных компенсаций (выходных пособий):

• досрочное расторжение контракта в связи с невыпол-
нением или ненадлежащим выполнением его условий
по вине нанимателя — трех среднемесячных заработ-
ных плат. При этом не выплачивается выходное по-
собие государственным служащим, достигшим пенси-
онного возраста (мужчины — 60 лет, женщины -
55 лет) и имеющим право на полную пенсию, а также
государственным служащим, не достигшим указанно-
го возраста, но получающим пенсии (кроме трудовых
пенсий по инвалидности, по случаю потери кормиль-
ца и социальных пенсий);

• выход в отставку - три среднемесячных заработных
платы;

• ликвидация государственного органа, сокращение чис-
ленности или штата государственных служащих при
стаже государственной службы до 5 лет — трех средне-
месячных заработных плат, от 5 до 10 лет - четырех
среднемесячных заработных плат, от 10 до 15 лет -
пять среднемесячных заработных плат, свыше 15 лет —
шесть среднемесячных заработных плат.

• Кроме того, государственные служащие имеют право на:

• проведение по их требованию служебного расследова-
ния для опровержения сведений, порочащих их честь
и достоинство;

• уважение личного достоинства, справедливое и ува-
жительное отношение к себе со стороны руководите-
лей, иных должностных лиц и граждан;

• отказ от выполнения поручения, если оно противоре-
чит законодательству;

• свободу объединений, за исключением случаев, пре-
дусмотренные Конституцией Республики Беларусь;

• здоровые и безопасные условия труда;

• отставку по основаниям, предусмотренным законода-
тельством;

• государственное социальное страхование, пенсионное
обеспечение и иные права, предусмотренные законо-
дательством Республики Беларусь.

Государственный служащий вправе обратиться в выше-
стоящие государственные органы и (или) суд для разреше-
ния споров, связанных с государственной службой, в том
числе по вопросам поступления на государственную служ-
бу, ее прохождения, реализации прав государственного слу-
жащего, перевода на другую государственную должность,
дисциплинарной или материальной ответственности, несоб-
людения гарантий правовой и социальной защиты, осво-
бождения от занимаемой должности (увольнения), в иных
случаях, предусмотренных законодательством.

Государство, предоставляя своим служащим права в
сфере государственно-управленческой деятельности, одно-
временно определяет статус государственного служащего и
устанавливает некоторые ограничения. В частности, слу-
жащие государственного аппарата не имеют права:

• заниматься предпринимательской деятельностью лич-
но или через доверенных лиц, оказывать содействие
близким родственникам в осуществлении предприни-
мательской деятельности, используя служебное по-
ложение, а также быть представителем третьих лиц
по вопросам, связанным с деятельностью государ-
ственного органа, служащим которого он является
либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

• принимать участие лично или через доверенных лиц в
управлении коммерческой организацией, за исключе-
нием случаев, предусмотренных законодательством;

• занимать другие государственные должности, за ис-
ключением случаев, предусмотренных Конституцией
Республики Беларусь, иными законодательными ак-
тами;

• принимать участие в забастовках;

• заниматься в рабочее время другой оплачиваемой ра-
ботой (деятельностью), кроме преподавательской, на-
учной, культурной, творческой деятельности, меди-
цинской практики, осуществляемой в порядке и на
условиях, установленных законодательством;

• выполнять работу на условиях совместительства,
кроме работы в государственных организациях, в по-
рядке и на условиях, установленных законодатель-
ством о труде;

• использовать служебное положение в интересах по-
литических партий, религиозных организаций, иных
юридических лиц, а также граждан, если это расхо-
дится с интересами государственной службы;

• принимать от физических и юридических лиц любые не
предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном
законодательством порядке;

• пользоваться в личных целях бесплатными услугами
физических и юридических лиц, оказанными ими в
связи с исполнением государственным служащим сво-
их служебных обязанностей;

• использовать во внеслужебных целях средства мате-
риально-технического, финансового и информацион-
ного обеспечения, другое имущество государственного
органа и служебную тайну;

• иметь счета в иностранных банках, за исключением
случаев выполнения государственных функций в дру-
гих странах и иных предусмотренных законодатель-
ством случаев;

· принимать без согласия Президента Республики Бела-
русь государственные награды иностранных государств.

Законодательными актами могут быть установлены
иные ограничения, связанные с государственной службой.

Правовой статус государственного служащего, его со-
держание можно оценивать и с позиций его обязанностей,
основу которых составляет положение о том, что служащие
все свое рабочее время должны посвящать служебной дея-
тельности. Согласно законодательству Республики Беларусь,
в частности статье 21 Закона «О государственной службе в
Республике Беларусь», государственный служащий обязан:

• поддерживать конституционный строй Республики
Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение
норм Конституции Республики Беларусь и иных ак-
тов законодательства;

• исполнять служебные обязанности в пределах полно-
мочий, предоставленных ему законодательством;

• соблюдать ограничения, связанные с государственной
службой, установленные Конституцией Республики
Беларусь и иными законодательными актами;

• обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных
интересов физических и юридических лиц;

• исполнять в установленном законодательством поряд-
ке приказы, распоряжения руководителей, изданные
в пределах их компетенции;

• соблюдать культуру общения, другие нормы служеб-
ной этики;

• не допускать действий и поступков, порочащих госу-
дарственную службу и несовместимых с занятием го-
сударственной должности;

• соблюдать установленные в государственном органе
регламент, правила внутреннего трудового распоряд-
ка, должностные положения и инструкции, порядок
работы со служебной информацией;

• в пределах своих должностных полномочий своевре-
менно и объективно рассматривать обращения граж-
дан и юридических лиц и разрешать их в порядке,
установленном законодательством;

• сохранять доверенные ему государственные секреты, в
том числе после прекращения государственной службы
в течение срока, установленного законодательством;

• не разглашать полученные при исполнении служебных
обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь,

честь и достоинство граждан, и не требовать от них
представления таких сведений, за исключением случа-
ев, предусмотренных законодательными актами;

• поддерживать необходимый уровень квалификации
для эффективного исполнения своих служебных обя-
занностей.

Немаловажным фактором в сфере деятельности государ-
ственных служащих является и поведение вне службы.
Аморальное поведение, особенно служащих системы право-
охранительных органов, образования, здравоохранения и
некоторых других, может стать не только основанием для
увольнения, но и нанести значительный ущерб системе го-
сударственной службы. В связи с этим дополнительной их
обязанностью можно считать поддержание авторитета слу-
жащего государственного аппарата.

Характеристика правового статуса государственных
служащих может быть дополнена также системой их по-
ощрений и правовой ответственностью.

Законодательством предусматриваются различные виды
поощрения государственных служащих, в числе которых:

1) материальные - награждение именными (ценными)
подарками, денежные премии, повышение в должно-
сти (является и мерой морального поощрения);

2) моральные — награждение орденами и медалями, при-
своение почетных званий, награждение почетными
знаками, грамотами, занесение на Доску почета,
объявление благодарности, досрочное или внеочеред-
ное присвоение звания.

Предусмотрены также и меры ответственности госу-
дарственных служащих:

1) дисциплинарная — за неисполнение или ненадлежа-
щее исполнение служебных обязанностей, включаю-
щая: замечание; выговор; предупреждение о непол-
ном служебном соответствии; понижение в классе
государственного служащего на срок до шести меся-
цев; увольнение с занимаемой должности.

2) административная — за совершение административ-
ных проступков.

3) материальная - за причинение ущерба. Она может
быть полной или ограниченной.

4) уголовная - за совершение уголовных преступлений.

Законодательством определены условия прекращения
службы в государственном аппарате. В их числе:

• достижение государственным служащим предельного
возраста, установленного для пребывания на государ-
ственной службе;

• признание его в установленном законом порядке не-
дееспособным или ограниченно дееспособным;

• лишение его судом права занимать государственную
должность в течение определенного времени;

• наличие подтвержденного медицинским заключением
заболевания, входящего в утвержденный Правитель-
ством Республики Беларусь перечень заболеваний, пре-
пятствующих исполнению служебных обязанностей;

• отказ от прохождения процедуры оформления допуска
к сведениям, составляющим государственные секреты,
если исполнение служебных обязанностей по государ-
ственной должности, на занятие которой претендует
гражданин, связано с использованием таких.сведений;

• истечение срока, досрочное прекращение полномочий
на государственной должности;

• несоблюдение ограничений, связанны^ с государствен-
ной службой;

• разглашение сведений, составляющих государствен-
ные секреты;

• отказ от принятия присяги;

• нарушение требований законодательства при приеме
на государственную службу;

• отставка;

• грубое нарушения должностных обязанностей, совер-
шение проступка, несовместимого с нахождением на
государственной службе;

• прекращение гражданства Республики Беларусь
вследствие выхода из гражданства или его утраты;

• неудовлетворительный результат предварительного
испытания;

• вступление в законную силу обвинительного пригово-
ра суда.

Государственная служба может быть прекращена и в
иных случаях, предусмотренных законодательством Респуб-
лики Беларусь.

5. Продвижение и перемещение

по службе

Одним из важнейших условий эффективности деятель-
ности государственного служащего является его продвиже-
ние по службе. Оно связано с рядом специальных парамет-
ров, включ посредством назначения на новую долж-
ность, получения более высокой квалификации, перехода
работника в ину ая образование работника, его квалификацию,
стаж и результаты работы. Продвижение по службе может
производиться ю сферу деятельности.

Должностное продвижение, как правило, предполагает
переход на вышестоящую должность и требует специаль-
ной подготовки.

Квалификационное продвижение предполагает повыше-
ние класса служащего в рамках занимаемой должности и
требует соответствующей профессиональной компетентнос-
ти и опыта работы.

Переход служащего в иную сферу деятельности предва-
ряется специальной подготовкой, которая проводится с уче-
том особенностей новой должности или органа управления.

Продвижение должно отвечать интересам учреждений и
работников, а формы подготовки и повышения квалифика-
ции - видам и формам продвижения. Существенная роль в
профессиональном росте руководящих кадров отводится са-
моподготовке.

К основным принципам продвижения государственных
служащих относятся: планомерное перемещение сотрудник
ков при условии соответствия требованиям новой должнос-
ти; постепенность должностного роста; выбор каждой сле-
дующей должности должен учитывать профессиональные
знания и квалификацию, приобретенные на предыдущей
должности; демократизм, т.е. мнение коллектива о соот-
ветствии должностного роста; ограничение сроков пребыва-
ния в должности; организация обучения по повышению
квалификации, необходимой для занятия следующей дол-
жности; оценка работников при продвижении по службе.

В органах системы государственной службы может осу-
ществляться и ротация кадров - процедура назначения,
которая подразумевает изменение места работы, должности
конкретного работника по горизонтали.

Система государственной службы предусматривает воз-
можность продвижения как внутри одного и того же орга-
на (учреждения), так и переход в другое учреждение. Такое
перемещение предполагает в ряде случаев и перемену места
жительства (для служащих армии, системы внутренних
дел, юстиции и др.).

Продвижение государственных служащих соотносится с
разрядами и классами. По разрядам служащий продвигает-
ся, как правило, в зависимости от выслуги лет, а также
уровня квалификации. Важным критерием при этом явля-
ется занимаемая государственным служащим должность -
предусмотренная актами законодательства либо учрежден-
ная в установленном порядке структурная единица госу-
дарственного органа, оЬределяющая в зависимости от ком-
петенции данного органа объем полномочий и функции
занимающего ее лица.

Перечень должностей системы государственного аппара-
та устанавливается соответствующими правовыми актами.
В частности, Указом Президента Республики Беларусь от
14 ноября 1995 г. № 464 утвержден перечень должностей
руководителей центральных государственных органов, вклю-
чаемых в кадровый реестр главы государства Республики
Беларусь. Это ряд высших должностей: Президент Респуб-

лики Беларусь; премьер-министр Республики Беларусь; пред-
седатель Конституционного суда Республики Беларусь; пред-
седатель Верховного суда Республики Беларусь; председа-
тель Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь;
Генеральный прокурор Республики Беларусь и др.

Согласно статье 11 Закона «О государственной службе
rРеспублике Беларусь» каждой государственной должнос-
ти е©втветствуют определенные классы государственных
служащих: высший класс и 12 классов, из которых 12-й
класс является низшим.

Государственным должностям премьер-министра Респуб-
лики Беларусь, председателя Совета Республики Нацио-
нального собрания Республики Беларусь, председателя Па-
латы представителей Национального собрания Республики
Беларусь, главы Администрации Президента Республики
Беларусь, Государственного секретаря Совета Безопасности
Республики Беларусь, председателя Комитета государствен-
ного контроля Республики Беларусь, председателя Правле-
ния Национального банка Республики Беларусь, управля-
ющего делами Президента Республики Беларусь и их
заместителей, а также председателей областных и Минско-
го городского исполнительных комитетов соответствует
высший класс государственного служащего.

Министрам Республики Беларусь может быть присвоен
высший класс государственного служащего в порядке и на
условиях, предусмотренных законодательством.

Присвоение классности осуществляется:

• Президентом Республики Беларусь - руководящим
работникам республиканских органов государственно-
го управления, председателям областных и Минского
городского исполнительных комитетов и иным долж-
ностным лицам, назначение на должность которых
осуществляется Президентом Республики Беларусь;

• премьер-министром Республики Беларусь - государ-
ственным служащим республиканских органов государ-
ственного управления, назначаемым Правительством
Республики Беларусь, в том числе по -Йогласованию с
Президентом Ресй^?лики Беларусь;

председателями областных и Минского городского
исполнительных комитетов - председателям город-
ских, районных исполнительных комитетов, а также
главам местных администраций.

Присвоение классности иным государственным служа-
щим осуществляется на основании заявления государствен-
ного служащего или представления его руководителя ко-
миссией по присвоению классности соответствующего
государственного органа.

Соотнесение классов государственных служащих и го-
сударственных должностей устанавливается Президентом
Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Отдельным категориям государственных служащих мо-
гут присваиваться квалификационные классы, классные
чины, персональные звания, дипломатические ранги в по-
рядке и на условиях, предусмотренных специальными зако-
нодательными актами, закрепляющими их правовой статус.

Присвоение классности осуществляется комиссией по ее
присвоению. Законодательством предусмотрен порядок при-
своения классности, согласно которому оно производится в
последовательном порядке в соответствии с занимаемой
должностью, квалификацией государственного служащего,
стажем работы на государственной службе, а также с уче-
том ранее присвоенного ему класса. При этом учитывается
занимаемая должность, в соответствии с которой присваи-
вается класс на основании соответствующего перечня госу-
дарственных должностей, утвержденного ц установленном
законодательством порядке.

Срок, по истечении которого присваивается очередной
класс по занимаемой должности, для государственных слу-
жащих, имеющих 12-10-й класс, составляет не менее од-
ного года, 9-7-й класс - не менее двух лет, 6-4-й класс -
не менее трех лет. Присвоение очередных классов государ-
ственным служащим, имеющим иные классы, сроком не
ограничивается,

Государственным служащим, которым присвоено звание
«Герой Беларуси», награжденным орденами и медалями
Республики Беларусь и СССР, и государственным служа-

щим, которым присвоены почетные звания Республики Бе-
ларусь и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего)
на один выше по сравнению с классом, предусмотренным
перечнем государственных должностей, соответствующих
классам государственных служащих.

Досрочное повышение в классе (но не более чем на один
класс) возможно за особые достижения в труде.

Лицам, поступающим на государственную службу впер-
вые, класс государственного служащего присваивается не
ранее чем через шесть месяцев. При наличии стажа госу-
дарственной службы соответствующий класс государствен-
ного служащего присваивается не позднее одного месяца с
момента назначения на государственную должность.

Присвоение класса отмечается записью в трудовую
книжку государственного служащего. В случае ненадлежа-
щего исполнения государственным служащим должностных
обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также
совершения действий, не соответствующих нормам служеб-
ной этики, он может быть понижен в классе, но не более
чем на один класс.

Государственные служащие, имеющие дисциплинарные
взыскания, не представляются к присвоению очередного
класса до снятия этих взысканий в соответствии с законо-
дательством.

При переходе государственного служащего по собствен-
ному желанию на низшую должность, возвращении на го-
сударственную службу, с которой он ранее уволился, выхо-
де в отставку или уходе на пенсию за ним сохраняется
присвоенный класс.

Одним из условий продвижения кадров является прове-
дение систематических аттестаций. Согласно Закону госу-
дарственные служащие, впервые поступившие на государ-
ственную службу или с перерывом стажа государственной
службы не менее б^ного года, проходят аттестацию по ис-
течении трех лет непрерывного пребывания на государ-
ственной службе. При этом женщины, находившиеся в от-
пуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех
лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после вы-
ходщих на работу.

Аттестация государственных служащих проводится пе-
риодически, каждые три года, аттестационными комиссия-
ми, создаваемыми государственными органами, в которых
государственный служащий состоит на службе. Аттестация
государственных служащих, назначение или утверждение
которых производится вышестоящими государственными
органами, осуществляется аттестационными комиссиями
этих органов.

Аттестационная комиссия проводит аттестацию в при-
сутствии аттестуемого государственного служащего и по
результатам аттестации принимает решение: о соответствии
занимаемой должности; неполном соответствии занимаемой
должности с отсрочкой аттестации на один год при условии
выполнения рекомендаций аттестационной комиссии; несо-
ответствии занимаемой должности.

Решение аттестационной комиссии является рекомен-
дательным и передается не позднее чем в пятидневный срок
после окончания аттестации руководителю государственно-
го органа для принятия им окончательного решения.

Освобождаются от прохождения аттестации государ-
ственные служащие, пребывающие в данной должности ме-
нее одного года, беременные женщины.

Аттестации не подлежат государственные служащие,
имеющие высший класс государственного служащего, если
иное не предусмотрено законодательными актами, а также
занимающие должности путем избрания.

Положение о проведении аттестации государственных
служащих утверждается Президентом Республики Беларусь
или уполномоченным им органом.

Порядок аттестации судей общих и хозяйственных су-
дов определяется законодательством о судоустройстве и
статусе судей.

Порядок аттестации прокурорских работников опреде-
ляется Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Порядок аттестации работников таможенных органов и
подведомственных Государственному таможенному комите-
ту Республики Беларусь организаций определяется Госу-
дарственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...