Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Патопсихология»

для ООП «050700.62 – Специальное (дефектологическое) образование»

профиль «Специальная психология»

по профессиональному циклу Б. 3., вариативная часть (Б.3.В.13)

 

Очная форма обучения Курс – 2, 3 Семестр – 4, 5 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 36 практические занятия – 36 самостоятельная работа – 72 Зачет – 5 семестр Заочная форма обучения Курс – 1,2 Семестр – 2, 3 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 4 практические занятия – 12 самостоятельная работа – 128 Экзамен – 6 семестр

 

 

Екатеринбург 2011

 

 

Рабочая учебная программа по дисциплине «Патопсихология»

 

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2011. – 46с.

 

 

Составители:

 

Елькин И.О., профессор, доктор медицинских наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

 

Нугаева О.Г., профессор, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ

 

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ

Протокол от 01.09.2011г. № 1. Зав. кафедрой О.Л. Алексеев

 

 

Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова

 

 

Пояснительная записка

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

 

Патопсихология – раздел медицинской психологии, изучающий закономерности распада психической деятельности и свойств личности при болезни. Анализ патологических изменений осуществляется на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме.

Основной целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о патопсихологии, а также об особенностях патопсихологического обследования.

Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса.



Информационного плана:

- формирование у студентов представлений о закономерностях повреждения и восстановления психики;

- формирование знаний о возможностях патопсихологической диагностики;

- развитие и закрепление навыков применения патопсихологической информации в в педагогической и клинической практике.

Систематизирующего и проблемного плана:

- развитие у студентов способности привлекать специалистов других областей (медиков, юристов, специалистов по социальной безопасности) для решения проблем ребенка с особыми потребностями развития.

 

Место дисциплины в структуре ПрОП

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин по выбору студентов, прохождения производственной практики (педагогической), подготовки к итоговой государственной аттестации.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК- 7);

общепрофессиональные компетенции (ОПК):

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОПК-1);

профессиональные компетенции (ПК):

в области коррекционно-педагогической деятельности:

- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

в области диагностико-консультативной деятельности:

- способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

- готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

- в области исследовательской деятельности:

- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способность к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

в области культурно-просветительской деятельности:

- способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- иметь представление о патопсихологии, её предмете, методах и задачах и основных проблемах;

- об общих и частных закономерностях нарушения и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;

Уметь:

- уметь применять патопсихологические диагностические методики для выявления и оценки патологических нарушений психики;

- уметь работать с клинической, судебной, педагогической документацией;

- иметь навыки патопсихологической оценки продуктов

Владеть:

- навыками грамотного использования понятийно-терминологического аппарата дисциплины;

- навыками самостоятельной работы с информационными источниками, в т.ч. интернет-источниками;

- навыками клинического интервьюирования испытуемых;

- навыками патопсихологической оценки продуктов деятельности испытуемых – рисунков, текстов и т.д.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.1 Учебно-тематический план очной формы обучения

 

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
всего лекции практические лабораторные
1. Предмет и задачи патопсихологии -
2. Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование -
3. Нарушения развития личности -
4. Нарушения чувственного познания -
5. Нарушения памяти и внимания -
6. Нарушение мышления, речи и интеллекта -
7. Расстройства воли и эмоций -
8. Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия -
9. Олигофрения, деменция -
10. Психические расстройства органического генеза -
11. Акцентуация характера и психопатии -
12. Аддиктивные расстройства -
13. Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний -
14. Психогенные нарушения и психогенные заболевания -
ИТОГО -

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоемкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
всего лекции практические лабораторные
1. Предмет и задачи патопсихологии        
2. Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование        
3. Нарушения развития личности    
4. Нарушения чувственного познания    
5. Нарушения памяти и внимания    
6. Нарушение мышления, речи и интеллекта    
7. Расстройства воли и эмоций    
8. Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия    
9. Олигофрения, деменция        
10. Психические расстройства органического генеза    
11. Акцентуация характера и психопатии        
12. Аддиктивные расстройства    
13. Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний    
14. Психогенные нарушения и психогенные заболевания    
ИТОГО  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии

 

Патопсихология - отрасль клинической психологии, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности при психическом заболевании и аномальном развитии.

Объект исследования – нарушение психической деятельности.

Психопатология отрасль медицины, собственно психиатрии, изучающая этиологию, патогенез и клинику психических симптомов и синдромов.

Соотношение понятий «патопсихология», психопатология», «специальная психология».

Разные методы: психологические и клинико-описательные;

Концептуальные основания:

Патопсихология: опора на норму развития психики, оперирует психологическими терминами и понятиями.

Психопатология изначально существует в рамках медицинской парадигмы, оперируя медицинскими понятиями: симптомы, исход заболевания и т.д.

Теоретические и методические основы патопсихологии.

Исследования в патопсихологии служат решению теоретических и практических задач.

Теоретические задачи:

1. Позволяет проследить строение различных форм психической деятельности.

2. Решение проблем распада и формирования психики

Практические задачи клинической патопсихологии:

1. Дифференциальная диагностика в психиатрии.

2. Анализ и структуры и степени психических нарушений больного.

3. Психолого-психиатрические экспертизы: трудовые, судебные, воинские.

4. ПМПК.

Основные термины и понятия: адаптивная реакция, дифференциальный диагноз, пограничное расстройство, психотическое расстройство, структура психического нарушения, экспертиза.

Тема 2. Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование

 

Сложность проблемы определения нормы и отклонения психической деятельности. Существующие критерии нормы и патологии: статистически–адаптационный, определения негативных и позитивных критериев нормы, описательные критерии и др. Необходимость осторожности и тщательной обоснованности определения психической патологии.

Понятие здоровья по определению ВОЗ. Степени психического здоровья по С.Б. Семичеву: идеальное здоровье, среднестатистическое здоровье, конституциональное здоровье, акцентуация, предболезнь. Критерии психического здоровья (по ВОЗ).

Соотношение распада и развития психики.

Определение болезни. Болезнь как филогенетически выработанная естественной защитной реакции организма на воздействие патогенных агентов. Внутренняя картина болезни.

Структура нозологической единицы, врачебная диагностика. Признак болезни, симптом, симптомокомплекс, синдром, синдромокинез, синдромотаксис. Соотношение тяжести позитивных, негативных синдромов (по А.В. Снежневскому).

Основные психологические критерии психического отклонения: неадекватность, снижение или отсутствие критики, непродуктивность деятельности. Невменяемость и недееспособность.

Родство методов исследования патопсихологии и психологии в целом. Методы патопсихологического исследования (эксперимент, наблюдение, беседа с больным).Достоинства и недостатки этих методов при объективном исследовании психической патологии. Основной психологический метод исследования психической патологии – патопсихологический эксперимент.

Определение патопсихологического эксперимента. Основные отличия патопсихологического эксперимента от экспериментально-психологического исследования.

Принципы построения патопсихологического исследования.

Экспериментально-психологические методики. Метод тестов, проективные методы, личностные опросники и их роль в патопсихологических исследованиях.

Проведение исследования. Первый этап: формулирование клинической задачи врачом, ознакомление патопсихолога с историей болезни, беседа с лечащим врачом. Предварительный подбор методов и методик исследования. Второй этап: беседа с больным, коррекция плана, методов и методик исследования. Третий этап: проведение патопсихологического эксперимента. Четвертый этап: анализ полученных данных и составление заключения.

Патопсихологическое изучение детей и подростков.

Организация и содержание работы патопсихолога.

Основные термины и понятия: инсайт-ориентированный стиль, недееспособность, позитивный симптом, симптом-ориентированный стиль, негативный симтом, невменяемость.

Тема 3. Нарушения развития личности

 

Психологическое и психиатрическое определение сознания. Критерии помрачнения сознания по К. Ясперсу. Формы нарушения сознания: оглушенность, делирий, сумеречное сознание, онейроидное помрачение сознание, псевдодеменция, дереализация. Методологические подходы к изучению нарушений сознания.

Понимание личности в патопсихологии. Методологические проблемы изучения личности. Изучение личности в ходе проведения патопсихологического эксперимента. Нарушение личности при психических заболеваниях: нарушение опосредованности и иерархии мотивов, нарушение смыслообразования и ценностной сферы личности.

Методики исследования личности: метод Роршаха, MMPI, незаконченные предложения, уровень притязаний, выбор ценностей.

 

Основные термины и понятия: акцентуация, интраверт, клинические шкалы, самоактуализация, темперамент, экстраверт.

Тема 4. Нарушения чувственного познания

 

Ощущение, восприятие, представление.

Нарушения психических процессов при психических заболеваниях.

Патология ощущения: психическая гипестезия и анестезия, сенестопатии.

Патология восприятия: психосенсорные расстройства (метаморфопсии, нарушение восприятия «схемы тела», дисмегалопсии, макро-, микропсии) и иллюзии (аффективные, вербальные, парейдолические).

Патология представлений: истинные и псевдогаллюцинации

Патопсихологические синдромы патологии чувственного познания. Проблема изучения патологии чувственного познания в патопсихологии.

 

Основные термины и понятия: галлюцинация, гиперэстезия, гипостезия, деперсонализация, иллюзия, сенестопатия.

Тема 5. Нарушения памяти и внимания

 

Определение памяти. Функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти: оперативная, краткосрочная, долгосрочная.

Варианты патологии памяти: дисмнезии (гипермнезии, гипомнезии, амнезии) и парамнезии (псевдореминесценции, криптомнезии, конфабуляции).

Внимание, определение, виды внимания.

Патология внимания: рассеянность, истощаемость, сужение, тугоподвижность, отвлекаемость внимания.

Исследование памяти: пиктограммы, воспроизведение рассказов, тест зрительной и слуховой памяти, пробы на запоминание, исследование памяти с помощью шкалы Векслера. Исследование сенсомоторной сферы и внимания: корректурная проба, счет по Крепелину, отсчитывание по таблицам Шульте, пробы на переключение, определение зрительно- моторной координации, методика Кооса, куб Линка.

Основные термины и понятия: амнезия, конфабуляция, криптомнезия, палимсест, псевдореминесценция, ригидность внимания

Тема 6. Нарушение мышления, речи и интеллекта

 

Определение мышления, понятие, суждение, умозаключение. Логические операции: анализ, синтез, обобщение, ограничение, деление, классификация. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (понятийное, отвлеченное).

Свойства мышления: логичность, доказательность, грамматический строй, целенаправленность, гибкость, подвижность, экономичность, широта, глубина, критичность, самостоятельность, пытливость, любознательность, находчивость, оригинальность, продуктивность.

Интеллект и его составляющие: предпосылки интеллекта, «психический инвентарь» и мышление.

Типология нарушений мышления: нарушение содержания мышления: навязчивые, сверхценные и бредовые идеи; нарушение формы мышления: по темпу, подвижности, целенаправленности. Нарушение грамматического строя речи.

Навязчивые идеи, определение. Ситуационные и аутохтонные навязчивости. Ритуальные навязчивости, идиаторные навязчивости, навязчивые сомнения, отвлеченные навязчивости, контрастные навязчивости, навязчивые воспоминания, фобии.

Сверхценные идеи, определение. Типология сверхценных идей: переоценка биологических, психологически свойств личности и социальных факторов.

Переоценка биологических свойств личности: дисморфофобические и ипохондрические идеи, идеи сексуальной неполноценности и самоусовершенствования.

Переоценка психологических свойств личности: идеи изобретательства, реформаторства и талантливости.

Переоценка социальных факторов: виновности, эротические, сутяжничества.

Бредовые идеи, определение. Критерии бреда. Типология бредовых идей: по структуре и по содержанию

По структуре выделяют систематизированный (первичный, паранойяльный, интеллектуальный) и несистематизированный (вторичный, параноидный, чувственный) бред.

По содержанию выделяют формы бреда с повышенной или пониженной самооценкой, персекуторный бред.

Нарушение мышления по форме. Снижение и искажение процессов обобщения. Нарушение темпа мышления: ускорение и замедление. Нарушение подвижности мышления: детализация, обстоятельность, вязкость. Нарушение целенаправленности мышления: витиеватость, резонерство, соскальзывание, разноплановость, аморфность, разорванность. Нарушение грамматического строя: бессвязность.

Врожденные и приобретенные формы нарушения интеллекта.

Речевые нарушения: эхолалия, мутизм, вербигерация, неологизмы, криптолалия, алалия, афазия, олигофазия.

Исследование мышления: классификация предметов, метод исключения, выделение существенных признаков, образование простых и сложных аналогий, выделение закономерностей, определение и сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц и метафор, отнесение фраз к пословицам, исследование ассоциаций, объяснение сюжетных картин, называние 50 слов, буквенный эксперимент, складывание картинок из отрезков.

Психометрические методы исследования интеллекта: метод Векслера, шкала прогрессивных матриц Ровена, AIT.

Исследование экспрессивной, импрессивной и внутренней речи.

 

Основные термины и понятия: бредовые идеи, ментизм, обессивное мышление, паралогическое мышление, резонерство, шперрунг.

 

Тема 7. Расстройства воли и эмоций

 

Воля, определение. Мотивационный компонент волевого усилия. Волевые качества человека.

Патология воли: угнетение, усиление, извращение. Навязчивые влечения и компульсии.

Эмоции, определение. Эмоциональные проявления: чувственный тон, настроение, чувство, страсть, аффект, эмоционально-стрессовое состояние.

Патология эмоций: позитивные и негативные симптомы.

Методы исследования эмоционально-волевого статуса.

 

Основные термины и понятия: алекситимия, аффект, гипоманиакальное состояние, депрессия, дисфория, настроение.

 

Тема 8. Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия

 

Шизофрения (F20).

Этиология и патогенез. Наиболее признанной является генетическая природа шизофрении, которая обоснована в результате исследований риска развития болезни у моно- и дизиготных близнецов, у сибсов, родителей и детей, а также в результате изучения приемных детей от родителей, страдающих шизофренией.

РаспространенностьРиск развития шизофрении составляет 1%, а заболеваемость — 1 случай на 1000 населения в год.

Клиника.Для диагностической группы в целом характерно сочетание расстройств мышления, восприятия и эмоционально-волевых нарушений, которые продолжаются не менее месяца, однако более точный диагноз может быть установлен лишь на протяжении 6 мес. наблюдений.

Согласно МКБ 10 должен отмечаться хотя бы один из следующих признаков:

1. «Эхо мыслей» (звучание собственных мыслей), вкладывание или отнятие мыслей, открытость мыслей.

2. Бред воздействия, моторный, сенсорный, идеаторный автоматизмы, бредовое восприятие. Такое сочетание в отечественной психиатрии обозначается как синдром Кандинского — Клерамбо.

3. Слуховые комментирующие истинные и псевдогаллюцинации и соматические галлюцинации.

4. Бредовые идеи, которые культурально неадекватны, нелепы и грандиозны по содержанию.

Или хотя бы два из следующих признаков:

1. Хронические (более месяца) галлюцинации с бредом, но без выраженного аффекта.

2. Неологизмы, шперрунги, разорванность речи.

3. Кататоническое поведение.

4. Негативные симптомы, в том числе апатия, абулия, обеднение речи, эмоциональная неадекватность, в том числе холодность.

5. Качественные изменения поведения с утратой интересов, нецеленаправленностью, аутизмом.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.