Острая реакция на стресс (F43.0).
Этиология. Сильное травматическое переживание (природная катастрофа, несчастный случай, изнасилование, потеря близких). В момент стресса возникает фиксация на таких механизмах защиты, как экстремальная идентификация, вытеснение. В результате возможны изменения сознания, нарушения восприятия и поведения. Клиника. Оглушенность с сужением сознания, снижением внимания, неадекватной реакцией на внешние стимулы, дезориентировка. В дальнейшем — уход от ситуации вплоть до диссоциативного ступора или ажитация и гиперактивность (реакция бегства или фуга). Обычно проходит в течение часов или дней. Риск развития заболевания увеличивается при физическом истощении или у пожилых. После утраты близких в результате землетрясений отмечается убежденность в том, что погибшие на самом деле живы, бегство от места трагедии, поведение с чертами инфантильности (пуэрилизм), застывание у места трагедии и отказ его покинуть. Посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1). Этиология Развивается у лиц, переживших эмоциональный или физический стресс (боевые действия, катастрофы, нападения бандитов, изнасилование, пожар в доме). Клиника. Переживание травмы вновь и вновь во сне, мыслях и бодрствующем состоянии, при этом в воображении картина травмы может быть предметной и живой. Характерна эмоциональная глухота ко всем остальным переживаниям в жизни, включая отношения с другими людьми, сопутствующие симптомы в виде вегетативной лабильности, депрессии и когнитивных нарушений. Отсутствие удовольствия от жизни и ее проявлений (ангедония). Тяжелее стресс переносят дети и старые люди. Длительность расстройства более 1 месяца. Диссоциативные (конверсионные) расстройства (F44).
Расстройства, которые выражаются в утрате сознательного контроля над памятью и ощущениями, с одной стороны, и над контролированием движений тела — с другой. Старое название — конверсионная истерия. Происхождение — психогенное, тесная связь по времени с травматическими событиями, неразрешимыми и невыносимыми событиями или нарушенными взаимоотношениями. Увеличение числа расстройств характерно для периода войн и конфликтов или природных катастроф. Они более типичны для женщин, чем для мужчин, и для юношеского и подросткового возраста, чем для среднего возраста.
Основные термины и понятия: ажитация, диссоциативная амнезия, диссоциативная фуга, диссоциативный ступор, пуэрилизм, транс.
Перечень тем лекционных занятий и практических занятий Темы лекционных и практических занятий в основном совпадают, объем часов по каждой теме на лекционных и на практических занятиях может быть различным.
Тема 1. Предмет и задачи патопсихологии (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 2. Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 3. Нарушения развития личности (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 4. Нарушения чувственного познания (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 5. Нарушения памяти и внимания (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 6. Нарушение мышления, речи и интеллекта (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 7. Расстройства воли и эмоций (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 8. Шизофрения и маниакально-депрессивный психоз и эпилепсия (лекции – 4 часа, практические – 2 часа). Тема 9. Олигофрения, деменция (лекции – 2 часа, практические – 4 часа). Тема 10. Психические расстройства органического генеза (лекции – 4 часа, практические – 4 часа).
Тема 11. Акцентуация характера и психопатии (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 12. Аддиктивные расстройства (лекции – 4 часа, практические – 4 часа). Тема 13. Неврозы, неврастения, истерия и невроз навязчивых состояний (лекции – 2 часа, практические – 2 часа). Тема 14. Психогенные нарушения и психогенные заболевания (лекции – 4 часа, практические – 4 часа).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Практическое занятие №1 Предмет и задачи патопсихологии Вопросы для обсуждения 1. Место патопсихологии в лечебных и образовательных учреждениях. 2. Патопсихолог и динамика душевного расстройства. 3. Экспертиза как форма деятельности патопсихолога. 4. Роль Б.В. Зейгарник в развитии отечественной патопсихологии
Литература 1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. – М., 1986. 2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология / В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976. 3. Хрестоматия по патопсихологии / Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981. 4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973. 5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. – М., 2000. 6. Братусь, Б.С. Русская, советская, российская психология. Конспективное рассмотрение /Б.С. Братусь. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. 7. Ярошевский, М.Г. Краткий курс истории психологии /М.Г. Ярошевский. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. 8. Волков, В.Н. Судебная психиатрия. Структурно-логические схемы: учеб. пособие для вузов /В.Н. Волков. – М.: ЮНИТИ-ДЛНА, 2001. – 255 с. Практическое занятие №2 Проблемы определения нормы и патологии психической деятельности, патопсихологическое обследование Вопросы для обсуждения 1. Построение диагностической беседы. 2. Средства диагностики состояния интеллекта 3. Средства диагностики эмоционального статуса. 4. Участие патопсихолога в следственных действиях.
Литература 1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986. 2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976. 3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981.
4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973. 5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. – М., 2000. 6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998. 7. Жариков, Н. М. Судебная психиатрия: учебник для вузов /Под общ. ред. акад. РАМН Г. В. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 528 с.
Практическое занятие №3 НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Вопросы для обсуждения 1. Личность и качество жизни. 2. Критерии сознания и самосознания. 3. Личность и характер – соотношение понятий. 4. Ценностные ориентации – норма и патология. 5. Психологические теории личности и происхождение душевных расстройств. 6. Уровень притязаний – критерии адекватности. 7. Патопсихологические методы диагностики личностных нарушений. 8. Личность правонарушителя. Литература 1. Зейгарник, Б.В. Патопсихология /Б.В. Зейгарник. – М., 1986. 2. Блейхер, В.М. Клиническая патопсихология /В.М. Блейхер. – Ташкент, 1976. 3. Хрестоматия по патопсихологии /Состав. Зейгарник Б.В., Корнилов А.П., Николаева В.В. – М.: Изд. МГУ, 1981. 4. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии /А.Р. Лурия. – М., 1973. 5. Левченко, И.Ю. Патопсихология: теория и практика /И.Ю. Левченко. - М., 2000. 6. Бухановский, А.О. Общая психопатология /А.О. Бухановский, Ю.А. Кутявин, М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 1998. Практическое занятие №4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|