Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития институционализма и его значение для экономической науки




Институционализм, как экономическое учение, сформировался на рубеже XIX и XX вв. Этот термин связан с двумя понятиями: 1) «институт» как порядок, обычай и 2) «институт» как закрепление обычаев и порядков в виде законов и учреждений. Поэтому институционализм рассматривает вместе явления экономического и внеэкономического порядка, такие как государство, законодательство, обычаи нации, различные общественные организации (профсоюзы, партии), семью и т.п.

В отличие от экономистов-неоклассиков, экономисты-институционалисты отрицают способность рыночной экономики к саморегулированию и поддерживают идеи государственного регулирования, широкого использования математических методов.

Институциалисты подчеркивают, что в хозяйственной жизни люди действуют не в качестве автономных индивидов, а как представители отдельных социальных структур. Многочисленные институты (организации, формальные и неформальные нормы) сильно ограничивают свободу индивидуального выбора и заставляют каждого человека подчиняться неким общепринятым правилам. Важнейшая черта институционализма - идея «социального контроля» над экономикой.

В своем развитии институционализм как научное течение прошел три этапа.

Первый этап приходится на 20-30-е гг. XX в., когда формулируются основные понятия институционализма. Ведущими представителями периода становления институционализма как научной школы являются Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл. Эти институционалисты отстаивали идеи социального контроля и вмешательства общества, главным образом, государства, в экономические процессы.

Второй этап приходится на послевоенный период до 60-70-х гг. XX в. На данном этапе изучаются демографические проблемы, профсоюзное движение, противоречия социально-экономического развития капитализма. Ведущим представителем этого периода является Джон Морис Кларк.

Третий этап - 60-70-е гг. XX в. Здесь изучается роль экономических процессов в социальной жизни общества. Данный этап называют неоинституционализмом. Ведущим его представителем является Рональд Коуз, известный такими работами: «Природа фирмы», «Проблема социальных издержек».

Неоинституционалисты пытаются уже не просто критиковать, а модифицировать неоклассическую экономическую теорию, рассматривая институты через их влияние на решения, которые принимают экономические агенты (участники экономических процессов).

Значение институционализма для экономической теории и практики заключается в следующем:

  • в ревизии господствующей экономической теории - сделан шаг в сторону интеграции общественных наук и уменьшен разрыв между экономической теорией и практикой;
  • представители институционализма поставили под сомнение центральные постулаты классической политической экономии: рациональность поведения индивида, автоматическое достижение оптимального состояния экономической системы, тождественность частнособственничекого интереса общественному благу;
  • в социальных достижениях: минимальная заработная плата, ограничение рабочего времени, социальное страхование, деятельность профсоюзов – всего этого не должно быть в соответствии с ортодоксальным экономическим мышлением

8. Функции государства в экономике. Границы государственного вмешательства в экономику.

Функции государства можно разделить на 2 группы:

Во-первых, обеспечение и поддержка функционирования рыночной системы путем создания правовой базы: законодательного регулирования от­ношений между субъектами хоздеятельности, предоставления некоторых важных услуг (охрана общественного порядка, введение стандартов и др.).

Во-вторых, усиление рыночного механизма, модификация, исправ­ление их недостатков, используя меры по стабилизации и стимуляции экономического роста, контроль за безработицей, контроль за экологией, перераспределение ресурсов и др.

К первой группе относятся:

1. Обеспечение правовой базы: принятия законов и нормативных актов:

- Конституции;

- о собственности;

- о предпринимательстве;

- об условиях найма рабочей силы;

- о статусе предприятия и др., которыми определяются «правила иг­ры», т.е. экономические правила поведения хозяйствующих субъектов.

2. Защита конкуренции, создание условий для обеспечения совер­шенной конкуренции:

- поддержка частного предпринимательства;

- антимонопольная политика;

- контроль над деятельностью монополистов.

Государство выполняет фундаментальные функции также как обеспе­чение правопорядка и законности. Она создает определенную систему госу­дарственных институтов (органов, учреждений), которые принимают зако­ны, постановления, осуществляют государственное управление, наблюдают за соблюдением законности, выносят наказания тем, кто не соблюдает при­нятые законы и др. К институтам государственного управления относятся: высший законодательный орган власти - парламент, или Верховный Совет, или Национальное собрание (каждая страна имеет свой орган), Президент, Премьер-министр и Кабинет Министров, Прокуратура и др.

Максимальные границы государственного вмешательства: допустимые, но не обязательные:

1. Защита конкуренции и формирование эффективной рыночной среды.

Общество проигрывает от монополий: т. к. у них цены существенно выше, а объемы производства ниже, по сравнению с совершенной конкуренцией, в связи с этим вводится антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство включает: запрет на формирование трестов, тайного сговора, ценовую дискриминацию (продажа одного и того же товара разным покупателям по различным ценам), на приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции, на формирование взаимопереплетающихся директоров, формы недобросовестной конкуренции и т.д.

Регулирование естественных монополий. Причина образования естественных монополий – эффект масштаба (электроэнергетика, железные дороги, услуги ЖКХ, водоснабжение, газоснабжение, почтовая связь, теплоснабжение и т. д.) но если государство дает одной единственной фирме лицензию на определенный вид деятельности, взамен государство должно контролировать цены, объемы, качество предлагаемых продукции или услуги.

Формирование эффективной рыночной среды. В экономически развитых странах малое предпринимательство представляет собой достаточно большой слой мелких собственников, которые в определенной степени определяют социально-экономический и политический уровень развития страны. Малое предпринимательство, в отличие от крупного бизнеса, существенно зависит от экономической конъюнктуры, поэтому возникает необходимость выравнивания различий в возможностях крупных и мелких предприятий путем государственного вмешательства. Государство заинтересовано в поддержке малого бизнеса как гаранта стабильности. В данном случае предполагается создание благоприятных условий для деятельности малого предпринимательства: введение налоговых льгот или субсидий малому и среднему бизнесу, установление правого поля, регламентирующего его регистрацию, лицензирование, информационная поддержка, целевые программы и др.

2. Обеспечение полной занятости трудовых ресурсов. Государство создает и совершенствует механизмы целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это продиктовано ускорением НТП, глубокими структурными изменениями в экономике, быстро меняющимися требованиями, предъявляемыми к качеству трудовых ресурсов. Рыночный механизм не обеспечивает своевременного приспособления структуры предложения рабочей силы к изменению спроса на нее. В связи с этим в развитых странах государство приводит государственную политику в области занятости, принимает программы, направленные на стимулирование роста занятости, увеличения числа рабочих мест, подготовки и переподготовки рабочей силы, содействию найму рабочей силы, социальному страхованию безработицы.

Немаловажную роль, в разрешении проблемы безработицы, играют государственные службы по содействую найма рабочей силы. Основные функции службы занятости: изучение конъюнктуры рынка труда и предоставление информации о ней, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация и переподготовка безработных, выплата пособий по безработице, регистрация безработных и вакантных рабочих мест, тестирование лиц, желающих получить работу.

9. Основные методы государственного регулирования экономики.

Под методом ГРЭ необходимо понимать способ влияния государства через законодательные и исполнительные органы на сферы предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий для их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

 

Методы ГРЭ классифицируются:

 

По формам влияния:

 

1. Прямые. Методы прямого регулирования непосредственно воздействуют на функционирование субъектов рынка.

2. Косвенные. Методы косвенного регулирования — это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенной экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении.

 

По средствам влияния:

1. Правовые - система законов и нормативно-правовых актов, регламентирующая деятельность субъектов хозяйствования.

2. Административные это инструменты прямого влияния государства на деятельность субъектов рынка.

3. Экономические – связаны с созданием государством финансовых или материальных стимулов, способных влиять на экономические интересы и поведение субъектов хозяйствования.

4. Пропагандистские (морально-этические) методы ГРЭ — это обращение государства к достоинству, чести и совести человека (предпринимателя, наемного работника, государственного служащего и т.п.).

 

10. Методы прямого государственного регулирования.

Прямые. Методы прямого регулирования непосредственно воздействуют на функционирование субъектов рынка. Такое непосредственное влияние осуществляется с помощью инструментов административно-правового характера, которые регламентируют деятельность субъектов хозяйствования, и экономических инструментов прямого влияния. Основными инструментами прямого государственного регулирования являются: нормативно-правовые акты, директивные мероприятия макроэкономических планов и целевых комплексных программ, государственные заказы, централизованно установленные цены, нормативы, лицензии, квоты, государственные бюджетные затраты, лимиты и т.п..

11. Методы косвенного государственного регулирования.

Косвенные. Методы косвенного регулирования — это методы, которые регламентируют поведение субъектов рынка не прямо, а опосредованно, через создание определенной экономической среды, которая заставляет их действовать в нужном государству направлении. К методам косвенного регулирования относятся инструменты фискального, бюджетного, денежно-кредитного, инвестиционного, амортизационного, инновационного и других направлений экономической политики.

12. Фискальная политика.

Фискальная политика (Fiscal policy) – это бюджетно-налоговая политика, направленная на регулирование совокупного спроса посредством изменения налогообложения и государственных расходов. Фискальная политика предусматривает решение следующих целей: изменение реального объема национального производства и занятости; контроль надинфляцией, ускорение экономического роста.

Фискальная политика подразделяется на стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика, или фискальная экспансия, в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.

Сдерживающая фискальная политика, или фискальная рестрикция, проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижениясовокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.

Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода воздействия на экономику:

  • система автоматических встроенных стабилизаторов;
  • дискреционная фискальная политика.

13. Инструменты денежно-кредитной политики.

Цели и инструменты кредитно-денежной политики можно сгруппировать следующим образом:

Конечные цели:

- экономический рост;

- полная занятость;

- стабильность цен;

- устойчивый платежеспособный баланс.

Промежуточные целевые ориентиры:

- денежная масса;

- ставка процента;

- обменный курс.

Инструменты:

а) прямого регулирования:

- лимиты кредитования;

- прямое регулирование ставки процента;

б) косвенного регулирования:

- изменение нормы обязательных резервов;

- изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

- операции на открытом рынке.

Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом наряду с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики. Промежуточные цели непосредственно относятся к деятельности ЦБ и осуществляются в рыночной экономике с помощью в основном косвенных инструментов.

Инструменты косвенного регулирования денежной системы

1. Обязательные резервы – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ (в настоящее время в ряде стран на резервные вклада начисляются небольшие проценты).

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема депозитов. Они различаются по величине в зависимости от вкладов (например, по срочным вкладам они ниже, чем по вкладам до востребования).

Бани могут хранить и избыточные резервы – некоторые суммы сверх обязательных резервов, например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать, пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровень избыточных резервов обычно снижается.

Чем выше устанавливает ЦБ норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (rr) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы. Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, ЦБ оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

2. Другим инструментом кредитно-денежного регулирования является изменение учетной ставки, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у ЦБ сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по представлению ссуд. К тому же, получая более дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по ссудам. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

3. Операции на открытом рынке – третий способ контроля за денежной массой. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Предполагает куплю-продажу Центральным Банком государственных ценных бумаг. Чаще всего это бывают краткосрочные государственные облигации.

14. Антимонопольное регулирование экономики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...