Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антимонопольное регулирование экономики: сущность, цели и методы. Антимонопольное законодательство и его роль в экономической системе.




Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Меры административного характера предусматривают введение прямых ограничений.

Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией включают:

  • поощрение создание товаров-заменителей;
  • поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
  • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранение доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Антимонопольное регулирование – это система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

  • ограничивается монополизация рынка;
  • постоянный государственный мониторинг;
  • запрещается установление монополистических цен;
  • сохранение и поддержание конкуренции.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Цели антимонопольного законодательства:

- обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития совершенной конкуренции в народном хозяйстве,

- снятие всех преград на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определить правовой режим регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной конкуренции.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Антимонопольная политика – это комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Основные направления антимонопольной политики в России:

    • контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
    • контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%);
    • предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
    • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
    • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

15. Структурная политика.

Структурная политика (СП) - это совокупность мер государства, оказывающих воздействие на структуру, пропорции экономики. В широком смысле – воздействие на отраслевые и территориальные пропорции, в узком плане – воздействие государства на отраслевые и межотраслевые пропорции.
СП как самостоятельный вид государственной политики, начинает осуществляться с 1960-х г.г. в развитых странах.
Факторы, определяющие необходимость политики (активизирующие) роль государства:
- необходимость ускорения научно-технического прогресса в целом и в отраслях, определяющих национальную безопасность страны;
- обеспечение конкурентоспособности экономики страны на мировом рынке;
- необходимость выхода из структурных кризисов (энергетический, продовольст-й и т.п.);
- необходимость выхода из экстремальных экономических событий.
Цели СП:
- стимулирование НТП;
- повышение конкурентоспособности на мировом рынке;
- решение определенных социальных проблем, связанных со структурными изменениями в экономике (в депрессивных регионах и т.п.).
Методы, использующие государством при реализации СП:
1) косвенные:- налоговые льготы - политика ускоренной амортизации (инструмент)
Гос-во законодательно разрешает больш. часть стоимости оборудования включать в стоимость продукции в течении первых лет (налоговые льготы, налог с прибыли уменьшается);
- льготные кредиты;
- субсидирование расходов на научно-исследовательские работы.
2) прямые:
- госзаказы на продукцию и услуги;
- государственные инвестиции;
- запрет на производство некоторых видов продукции и др.

СП носит селективный (избирательный) характер в нашей стране.
В настоящее время в качестве приоритетных отраслей СП выделены: авиа-космическая промышленность; атомная промышленность; судостроительная; развитие АПК; топливно-энергетическая; нанотехнологии; строительство жилья др.

В этих отраслях государство будет стимулировать частные инвестиции.

16. Инновационная политика.

Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Основными целями государственной инновационной политики являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
  • повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
  • содействие активизации инновационной деятельности, развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
  • расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
  • содействие расширению взаимодействия субъектов РФ при осуществлении инновационной деятельности;
  • осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала РФ.

17. Инвестиционная политика государства.

Инвестиционная политика – одна из составных частей экономической политики государства.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Государство влияет на инвестиционную активность с помощью самых различных рычагов:

- финансово-кредитная и налоговая политики;

- предоставление различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства;

- амортизационной политики;

- НТП;

- создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и др.

 

Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, путем оживления инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от конкретно поставленных целей и от сложившейся экономической обстановки в стране:

2) выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;

3) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

4) поддержка развития малого и среднего бизнеса;

5) поддержка развития экспортных производств;

6) обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России.

 

Разработанная и принятая инвестиционная политика должна быть выполнена при наличии четкого механизма ее реализации, который должен содержать:

1) выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

2) определение структур, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

3) создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

4) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

 

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную инвестиционную политику и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях. Инвестиционная политика на макроуровне должна способствовать оживлению инвестиционной деятельности на микроуровне.

18. Социальная политика.

Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Основныефункции социальной политики можно свести к следующему:

- стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

- поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

- гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

- защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
Социальная политика строится на основе определённых принципов. Из них можно выделить три главных:

- принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.п.;

- принцип социальной солидарности, понимаемый как общая, объединённая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

- принцип социальной справедливости, имеющий исторически обусловленные особенности, но в целом означающий определённую социально–экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии, например, прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Её структуру можно представить в виде единства пяти основных составляющих:

– Политика обеспечения занятости.
– Политика регулирования доходов населения.
– Политика социальных гарантий.
– Политика социальной защиты.
– Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

По отношению к социальной политике и её реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночнымподходом. Его суть в том, что общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности (так сказать, «правила игры» на рынке), а это само по себе обеспечит получение какого – либо дохода. Главное преимущество такого подхода в свободе государства от социальной ответственности. А главный минус – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном носовершенном виде рыночной системы неизбежность социальной напряжённости и конфликтов, вплоть до военных, явно безумных в ядерном мире.

Другой подход от отличие от первого можно назвать социально–ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения как минимум таких доходов, которые на дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать.

19. Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Цель управления — обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Управление в данной сфере выступает каксредство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само экологическое право. Социальное значение управления в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человекаи гражданина, сохранение и восстановление благоприятного состояния природы. Прежде всего, в рамках управления (а затем - с помощью правоохранительных органов) достигаются цели, поставленные экологическим правом, и его эффективность.

Определяя место государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в механизме экологического права, важно подчеркнуть, что оно осуществляется в рамках исполнительной власти государства.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется (субъекты управления):

· общественными формированиями и гражданами;

· юридическими лицами;

· государственными органами;

· муниципальными органами.

Виды управления природопользованием и охраной окружающей среды:

· общественное;

· производственное;

· муниципальное;

· отраслевое (ведомственное);

· государственное управление.

Содержание управления, осуществляемое в рамках того или иного вида управления, определяется совокупностью функций управления.

Функция управления - это постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

· подзаконное нормотворчество;

· создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

· координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

· экологическое планирование;

· экологическое нормирование;

· экотехническая регламентация;

· экологическая стандартизация;

· оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

· экологическая экспертиза;

· экологическое лицензирование;

· экологическая сертификация;

· экологический аудит;

· экологический мониторинг (наблюдение за состоянием окружающей среды);

· учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

· экологическое воспитание и образование;

· проведение научных исследований по вопросам окружающей среды;

· экологический контроль;

· разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

Методы государственного управления в области охраны окружающей среды:

· административный (прямой) метод (например, приказ);

· экономический (косвенный) метод (создание условий экономической заинтересованности);

· моральный и материальный (награждение, взыскание, премия и т.п.).

Очевидно, что не все субъекты управления осуществляют вышеперечисленные функции. Например, такие функции, как экологическое нормирование, лицензирование, сертификация выполняются лишь в рамках государственного управления.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды строится на основе ряда специфических принципов:

· законности управления;

· комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;

· сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;

· разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;

· наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей.

20. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования рамочных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках. Эти меры направлены на качественное совершенствование экспортного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, а также на устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и обеспечение хозяйственной безопасности в национальном масштабе.

Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

формировании благоприятного правового климата для корректной, в рамках действующего законодательства и международных договоренностей, деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;

создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, в первую очередь именно их как источника поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным, согласно экономической концепции хозяйственного развития страны, направлениям;

обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта, используя для этого разнообразные рычаги воздействия, как то: различные формы экономического и административного контроля (приоритет функций контроля поставлен нами в связи со спецификой формирования механизма трансформирования экономики России по пути перехода к рынку), создание соответствующей вспомогательной для бизнеса инфраструктуры — информационной, консультационной и т.д., содействие в подготовке и переподготовке кадров по всему спектру специализированных направлений ВЭД, и др.

координации участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выходе ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;

совершенствовании структуры внешнеэкономической деятельности путем повышения удельного веса в экспортных операциях доли услуг (туризм, сервисное обслуживание, техническое содействие на коммерческой основе), машинотехнической продукции, разрабатываемой на базе новейших достижений науки и техники, и патентов, лицензий при последовательном курсе на снижение поставок необработанного сырья, природных ископаемых и вынужденного импорта отходов от переработки поставленного ранее радиоактивного сырья:

регулировании торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, содействии отечественным экспортерам за рубежом, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;

регулировании платежного баланса страны в части операций, относимых к внешнеэкономической деятельности, и своевременном погашении внешней задолженности при жестком контроле за сохранением потенциала национального самостоятельного, независимого от иностранных кредиторов, развития экономики, т.е. при контроле за точкой предельной величины внешних заимствований для страны;

формировании имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности как добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных договоренностей государства, соблюдающего действующее законодательство при регулировании внешнеэкономической деятельности национальных и зарубежных партнеров на своей территории и других международных норм и правил зарубежных государств на их территории, пресекающих любого рода контрабандные или связанные с отмыванием «грязных» денег операции;

обеспечении соблюдения приоритета национальных экономических интересов в процессе более глубокого участия страны в глобализирующемся мировом хозяйстве и межгосударственного регулирования его развития;

содействии формированию многополярной геоэкономической модели мировой хозяйственной системы на основе последовательной реализации стратегии сотрудничества с различными регионами, международными организациями и группировками, союзами и отдельными корпорациями, в том числе с учетом их региональной ориентации.

21. Политика обеспечения национальной экономической безопасности.

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Эта деятельность определяется политикой обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - это деятельность не только государства, но и всего общества и каждого гражданина в отдельности, направленная на защиту национальных интересов, их практическую реализацию. Политика обеспечения национальной безопасности - это деятельность политического руководства страны по определению целей и постановке принципиальных задач по защите национальных интересов страны и выработке форм, методов и способов достижения этих целей.

Политика национальной безопасности осуществляется на принципах строгой законности; соблюдения баланса интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность, а также интегрированности с международными системами коллективной безопасности.

Основные направления политики национальной безопасности России определяются жизненно важными интересами личности, общества и государства, необходимостью выработки и использования эффективных средств в противодействии внутренним и внешним угрозам этим интересам. Достижение долгосрочных целей политики национальной безопасности реализуется путем решения комплекса подчиненных им задач во всех сферах жизнедеятельности. Для эффективного осуществления политики национальной безопасности государством разрабатываются соответствующие федеральные целевые программы, в рамках которых определяются и решаются главные задачи политики обеспечения национальной безопасности.

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, который бы создавал благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключал опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

22. Государственное прогнозирование и программирование экономики.

ПРогнозирование в государственном управлении научно обос­нованное представление о развитии общественных процессов и отношений, о сроках и характере их изменений. Процесс прогнозирования не ограничен жесткими временными рам­ками, ранее принятыми решениями, носит предварительный характер. Прогнозы являются источником информации, в первую очередь, о тех объектах государственного управления, которые существенным образом влияют на ход социально-экономических событий и при этом частично поддаются (или не поддаются) воздействию со стороны государства. В качестве слабоуправляемых (или неуправляемых) факторов выделяются, как правило, природно-климатические, демографические, военно-политические, научно-познавательные, торгово-конъ-юнктурные.

 

В деятельности органов государственной власти использу­ются следующие виды прогнозов: социально-экономические; демографические; прогнозы трудовых ресурсов и рабочие, прогнозы в отношении природных ресурсов социалыно -оэкономические прогнозы; макроэкономические прогнозы

Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планирова­нию. Программно-целевой метод — основной способ решения крупных социально-экономических проблем^ посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности об­щества. Специфическими чертами программно-целевого пла­нирования являются: четкие формулировки и систематизация целей («древо целей и задач»); обусловленность реализуемых мероприятий поставленными целями (система целереализу-ющих действий); изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; системный подход к управлению программой и контроль за реализацией мер со стороны органов управления.

Сущность программного подхода раскрывается через понятия «программная область», «параметры программы», «структура программы». В общем виде структура программы включает следующие блоки: целевой (содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными мето­дами, цели, задачи, сроки и этапы программы), исполнительный (система программных мероприятий), ресурсный (объемы, ис­точники ресурсов), организационный (механизм реализации, организация управления и контроль, оценка последствий, паспорт программы).

Процесс разработки целевой программы складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная разработка программы (обоснование способов ее осуществления); структурная разработка (формирование разде­лов, построение исполнительной структуры программы, обос­нование программных мероприятий); ресурсная разработка (обоснование объемов и источников ресурсов, необходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы — это не линейный, а циклический процесс.

23. Стратегическое и индикативное планирование.

Индикативное планирование — это процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующих государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

В качестве индикаторов социально-экономического развития предполагается использовать показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, денежного обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятость, уровень жизни населения, внешнеэкономические связи и т.д.

Взаимоувязанная и внутренне сбалансированная система этих показателей (индикаторов) призвана давать количественную характеристику социально-экономической политики государства, на реализацию которой будут направлены все меры государственного регулирования.

Главное содержание индикативного планирования состоит в обосновании целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики и является весьма действенной формой организации взаимодействия всех государственных органов управления как между собой, так и с региональными органами управления в интересах совершенствования экономической системы и отдельных ее элементов в соответствии с задачами социально-экономического развития.

Роль индикативного плана состоит именно в том, чтобы указать, где нужно вмешаться государству и только тогда, если рынок этого не может.

Конструктивная роль индикативных планов и проявляется именно в том, что, не сковывая инициативы частного бизнеса, они помогают намечать общий курс управления предприятиями, информируя их о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, областях, состоянии рынка рабочей силы и т.д. Без них нельзя обосновать инвестиции, они в какой-то мере влияют на правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом плановых наметок.

Индикативные планы позволяют органично и взаимоувязано соединить в едином документе концепции социально-экономической политики государства, прогнозы функционирования экономики, государственные программы, систему экономических регуляторов, поставки для государственных нужд, объемы государственных капитальных вложений, а также вопросы управления государственными предприятиями. Индикативный план опирается на приоритеты, под которые создаются соответствующие механизмы стимулирования.

Эффективность индикативного планирования доказана мировым опытом, особенно таких стран, как Япония, Франция. С опорой на государственный сектор оно способно придать ускорение развитию национальной экономики.

Стратегическое планирование — это особый вид планирования, ориентированного, как правило, на долгосрочную перспективу и определяющего стратегические цели социально-экономического развития страны и направления их достижения.

Формирование стратегии — это формирование и выделение целей, определение и выделение необходимых средств для достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе.

Важнейшей проблемой в рамках государственного стратегического планирования является правильное определение целей и правильное соотношение между целями и средствами. Как правило, стратегические цели связаны с удовлетворением потребностей людей. Но на их формирование существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы. В условиях ограниченных ресурсов (а эта ситуация наблюдается в любом государстве) проблема выбора главных целей сопровождается проблемой ранжирования приоритетов.

Поэтому отличительными особенностями стратегического планирования должны стать:

· выделение стратегических, имеющих определяющее значение для развития национальной экономики, целей;

· ресурсное обеспечение намеченных целей, как по объему, так и структуре ресурсов;

· учет влияния на развитие национальной экономики внешних и внутренних факторов.

 

Целью стратегического планирования является обеспечение на основе выбранных приоритетов достаточного потенциала для будущего успешного развития национальной экономики.

Свою реализацию стратегическое планирование находит в долгосрочных плановых документах, отражающих общегосударственное развитие в перспективе на 10, 15 лет.

24. Роль государственного сектора в экономике.

Важнейшая роль в реализации функций государства по обеспечению общих условий функционирования экономики, осуществлению жизнедеятельности общества принадлежит государственному сектору.

 

Государственный сектор – это часть экономики страны, представляющая собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным либо местным государственным органам, полностью контролируемая государством.

 

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования, где государство является собственником, предпринимателем, и крупным инвестором, и организатором научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор является самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики, обеспечивает реализацию ряда принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

 

Наличие действенного государственного сектора позволяет решать следующие задачи:

- усиление контроля со стороны государства за важнейшими народнохозяйственными процессами;

- повышение общего антикризисного воздействия;

- укрепление независимости национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

- противостояние иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

 

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

- стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

- поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

- обеспечение приоритета социальных целей.

 

Количественная оценка влияния государственного сектора на экономику может осуществляться через такие показатели:

- доля валового национального продукта (ВНП) и валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемых в государственном секторе;

- количество занятых в нем рабочих и служащих;

- удельный вес по отдельным отраслям народного хозяйства;

- число предприятий государственного сектора в целом и по отдельным сферам и отраслям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...