Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Таблица 1 – Структура игровой соревновательной деятельности




Таблица 1 – Структура игровой соревновательной деятельности

баскетболистов высокой квалификации (показатели в среднем за матч)

 

Игровые показатели Кол-во бросков с игры Очки % попаданий 2-хочковых бросков % попаданий 3-хочковых бросков   % попаданий штрафных бросков   Перехваты Блок-шоты Подборы свой щит Подборы щит противника Голевые передачи Потери технические Фолы
Мужчины 57-61 86-87 56-58 39-40 80-82 7-8 3-4 24-26 11-12 19-20 10-13 22-24
Женщины 65-67 86-90 47-50 36-38 78-80 10-11 3-4 28-30 12-14 14-15 15-16 17-19

 

 

Обогащение игры происходит и благодаря взаимопроникновению различных школ: европейской и американской. Появление в составах сильнейших отечественных клубов лучших заокеанских баскетболисток сопровождается упрощением тактических схем в нападении и одновременным повышением их быстроты с тенденцией уменьшения числа игровых ходов. Результат командного противоборства часто решается в индивидуальном споре лидеров. Решительность, умение взять инициативу на себя в самые ответственные (" переломные" ) моменты матча, способность одержать победу над своим визави в очном микропоединке (обыграть " один в один" ) - необходимые качества современных квалифицированных баскетболисток. Уровень индивидуальной подготовки игроков разного амплуа становится определяющим. Он обеспечивает возможность расширения тактических построений командной игры в нападении и защите под конкретного соперника.

 

Таблица 2 – Виды нападения и их эффективность в соревновательной деятельности команд высокой квалификации

Контингент

Показатели

Стремительное нападение

Позиционное нападение

Быстрый прорыв Раннее нападение
Мужчины Женщины Количество атак, % Их эффективность, % Количество атак, % Их эффективность, %

      

     11, 8                 17, 2      

     52, 6                 52, 6

     20, 0                 5, 2

     45, 7                40, 8         

47, 6 74, 4 55, 3
         

 

Тактическое разнообразие игры в нападении проявляется не только в возросшем количестве атакующих комбинаций в арсенале каждой команды. Акценты смещаются на совершенствование вариативности завершения атакующих действий, когда начало наигранных комбинаций остается неизменным, а их окончание диктуется конкретно складывающейся на площадке ситуацией. Причем возможные варианты противодействия соперников и адекватные им ходы нападающих просчитываются и отрабатываются в тренировочном процессе, а в игровых условиях от игроков требуется объективная оценка ситуации, верное принятие решения и мгновенная его реализация в условиях дефицита времени.

Совершенствование тактики игры в защите главным образом идет по пути повышения агрессивности командных действий и создания дополнительных проблемных трудностей для нападающей команды соперников за счет периодической смены видов защиты (личной, зонной, вариантов прессинга) или разновидностей защитных построений в рамках одной системы (например, зонный прессинг 2-2-1 неожиданно для соперников трансформируется в 1-3-1 и наоборот).

Всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. Эти функции игры широко используются в отечественной системе народного образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников применяют различные подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, а также двусторонние матчи по мини-баскетболу. Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься баскетболом на уроках физической культуры и в спортивных секциях, а наиболее одаренные привлекаются к систематическим занятиям в группах подготовки ДЮСШ и СДЮШОР. В средне-специальных и высших учебных заведениях баскетбол используется на академических занятиях и факультативно. Существует также широкая сеть спортивных состязаний разного ранга, участие в которых оказывает ни с чем не сравнимый кумулятивный тренировочный и воспитательный эффект.

2. История возникновения, современное состоя­ние и перспективы развития баскетбола.

Официальной датой рождения баскетбола (от англ. basket- корзина, ball - мяч) является 21 декабря 1891 г. Изобрел игру преподаватель колледжа Молодежной христианской ассоциации из г. Спрингфилда, штат Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит. В 1892 г. Нейсмит публикует первую «Книгу правил игры», содержащую 13 пунктов. В дальнейшем Правила игры в баскетбол развивались и совершенствуются до настоящего времени.

 

В 1924 г. на VIII Олимпийских играх в Париже состоялся международный по­казательный турнир с участием команд США, Великобритании, Италии и Франции. Победителями стали баскетболисты Великобритании.

В 1932 г. в Женеве на встрече представителей федераций баскетбола США, Аргентины, Греции, Италии, Латвии, Румынии, Португалии, Чехословакии и Швейцарии было принято решение об объединении национальных федераций в Международную федерацию баскетбола (позже ФИБА). В настоящее время в ФИБА зарегистрировано 212 национальных баскетбольных федераций.

С 1935 г. один раз в два года проводятся чемпионаты Европы среди мужчин, а с 1938 г. – среди женщин. С 1950 г. один раз в четыре года проводятся чемпионаты мира среди мужчин, а с 1953 г. – среди женщин. Наибольших успехов на чемпионатах мира добились баскетболисты Югославии (5 побед), США (5 побед) и СССР (3 победы) (табл. 3). У женщин чаще других победы праздновали баскетболистки сборной США (10 побед) и СССР (6 побед+5серебро) (табл. 4).

Решением сессии Международного олимпийского комитета (МОК) 28 февраля 1935 года в Осло баскетбол был признан олимпийским видом спорта. Впервые на Олимпийских играх мужской баскетбол был представлен в 1936 г. в Берлине. Первыми олимпийскими чемпионами стали баскетболисты сборной США. Впоследствии сборная США на Олимпийских турнирах 16 раз праздновали победы, и только четыре раза уступала пальму первенства: в 1972 и 1988 годах – сборной СССР, в 2004 – сборной Аргентины (табл. 5). А в 1980 года не участвовала в московской Олимпиаде из-за бойкота.

Следует отметить также, что начиная с Олимпиады 1992 г. (Барселона) началась «профессиональная эра» в истории олимпийского движения – к участию в соревнованиях стали допускать не только спортсменов со статусом «любитель», но и профессиональных спортсменов. В связи с этим американские мужские баскетбольные сборные постоянно именуются как «Dream team» - «команда мечты». Они действительно представляют собой команды, укомплектованные выдающимися игроками – настоящими звездами современного баскетбола. И являются практически непобедимыми.  

Решение о принятии женского баскетбола в программу Олимпийских игр было принято на конгрессе ФИБА в Мюнхене во время проведения Игр XX Олимпиады. На следующих Играх 1976 в Монреале впервые прошёл женский турнир. Первыми олимпийскими чемпионками стали баскетболистки СССР. Они еще дважды повторяли свой успех на Олимпиаде в Москве (1980 г. ) и на Играх в Барселоне в 1992 г. (Объединенная команда СНГ). Баскетболистки США - девятикратные олимпийские чемпионки (табл. 5), и продолжают доминировать на современном этапе развития игры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...