Анализ результатов психодиагностических процедур
В соответствии с планом исследовательской работы нами предусматривается использование следующих методов и методик:
- экспертная оценка;
- исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
Для определения уровня самооценки нами была использована методика, предложенная Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д.
По результатам исследования выяснилось, что из 28 испытуемых 82,1% (23 ребенка) обладает очень высоким уровнем, что свидетельствует о завышенной самооценке, 18,9% (5 ребят) - высокий уровень удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку младшего школьника. Ребят с заниженной самооценкой в данной группе нет. Так же данная методика направленна на выявление уровня притязаний, согласно результатам исследования 85,7% (24 ребенка) обладают очень высоким уровнем, что удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям, 10,7% (3 ребенка) высокий и 3,6% (1 ребенок) средний уровни определяют норму, реалистический уровень притязаний, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях. (Приложение 3).
Подведение итогов и отражение результатов: при обработке результатов, производится подсчет баллов, таким образом, мы получаем ряд значений - 74; 98; 91; 85; 93; 76; 77; 68; 90; 85; 79; 86; 92; 84; 100; 99; 41; 89; 87; 89; 70; 66; 83; 76; 89; 83; 88; 71.
С целью определения уровня поисковой активности у детей младшего школьного возраста была создана группа экспертов в составе трех человек:
Иванова Олеся Евгеньевна, педагог-психолог МБОУ Гимназии №2 г. Южно-Сахалинска, педагогический стаж 10 лет,
Герасименков Роман Викторович, учитель физкультуры МБОУ Гимназии №2 г. Южно-Сахалинска, педагогический стаж 20 лет,
Родина Марина Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ Гимназии №2 г. Южно-Сахалинска, педагогический стаж 15 лет.
При обработке результатов высокий уровень соответствует 5 баллам, средний уровень 4 балла, и низкий - 3 баллам.
Разработка критериев оценки (критерии оценки разработаны лабораторией исследовательского обучения СахГу) (Таблица 1):
Таблица №1. Критерии оценки поисковой активности.
Уровни
| высокий
| средний
| низкий
|
Любознательность:
| Ученик с интересом рассматривает наглядный материал, используемый учителем во время занятия, раздаточный материал, пытается выяснить его предназначение; часто задает вопросы по интересующей его теме; во время бесед, стремится понять причинно-следственные связи, закономерности.
| Ученик с интересом рассматривает наглядный материал, используемый учителем во время занятия, раздаточный материал, осуществляет попытки увязать новое с имеющимися знаниями; часто задает вопросы по интересующей его теме.
| Ученик с интересом рассматривает наглядный материал, используемый воспитателем во время занятия, раздаточный материал, пытается выяснить его предназначение.
|
Склонность к экспериментированию
| Ученик с интересом следит за проведением и сам участвует в проведении экспериментов; стремиться проверить любые утверждения опытным путем; разрешая проблемную ситуацию, ученик способен выдвинуть собственное мнение.
| Ученик с интересом следит за проведением и сам участвует в проведении экспериментов; стремится проверить любые утверждения опытным путем.
| Ученик с интересом следит за проведением и сам участвует в проведении экспериментов.
|
Способность рассуждать, делать выводы и умозаключения
| Ученик способен самостоятельно или с помощью учителя делать выводы о наблюдаемых закономерностях; на вопросы учителя и психолога отвечает полным ответом; без труда строит рассказ, соблюдая его основные компоненты; способен рассуждать.
| Ученик способен самостоятельно или с помощью учителя делать выводы о наблюдаемых закономерностях; на вопросы учителя и психолога отвечает полным ответом.
| Ученик без труда строит рассказ, соблюдая его основные компоненты.
|
Склонность к наблюдениям
| Ученик способен целенаправленно воспринимать окружающие явления и подчинять наблюдения определенной познавательной задачей; с интересом наблюдает за изменениями в экологическом уголке; способность оперативно получать, а в следствии усваивать информацию.
| Ученик с интересом наблюдает за изменением в экологическом уголке; способность оперативно получать, а в следствии усваивать информацию.
| Ученик с интересом наблюдает за изменениями в экологическом уголке.
|
Самостоятельность
| Ученик несет ответственность за свои поступки и их последствия; способен самостоятельно, без посторонней помощи и подсказки, реализовать свои решения; чувствует внутреннюю уверенность в том, что его поведение правильно.
| Ученик способен самостоятельно, без посторонней помощи и подсказки, реализовать свои решения; чувствует внутреннюю уверенность в том, что его поведение правильно.
| Ученик не чувствует внутреннюю уверенность в том, что его поведение правильно
|
Критичность
| Ученик способен проанализировать и объективно оценить результат своей/сверстников деятельности; предъявляет повышенные требования к себе, окружающим; ученик часто недоволен результатам выполненной работы.
| Ученик способен проанализировать и объективно оценить результат деятельности; предъявляет повышенные требования к себе, окружающим.
| Ученик способен проанализировать и объективно оценить результат деятельности своей/сверстников.
|
Настойчивость
| Ученик доводит начатое задание до конца; преодолевает трудности при выполнении задания; может возвращаться к выполнению задания в свободное от занятия время, пока не получит положительного результата.
| Ученик преодолевает трудности при выполнении задания; доводит начатое задание до конца.
| Ученик преодолевает трудности при выполнении задания.
|
Высокая концентрация внимания
| (в большинстве ситуаций): способен длительное время выполнять одно задание; способен быстро переключаться с одного задания на другое; способен концентрировать внимания на нескольких разных объектах; может выполнять задания даже при наличии отвлекающих моментов (шум, приход нового человека и др.); ученик способен сознательно направлять внимание на определенный объект.
| (часто): ученик способен длительное время выполнять одно задание; способен быстро переключаться с одного задания на другое; способен концентрировать внимания на нескольких разных объектах; может выполнять задания даже при наличии отвлекающих моментов (шум, приход нового человека и др.); ученик способен сознательно направлять внимание на определенный объект.
| (изредка): ученик способен длительное время выполнять одно задание; способен быстро переключаться с одного задания на другое; способен концентрировать внимания на нескольких разных объектах; может выполнять задания даже при наличии отвлекающих моментов (шум, приход нового человека и др.); ученик способен сознательно направлять внимание на определенный объект.
|
Подведение итогов и отражение результатов: при обработке результатов экспертной оценки, производится подсчет баллов, таким образом, мы получаем ряд значений -
Воспользуйтесь поиском по сайту: